ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
перевод в непосредственное управление (под юрисдикцию) президента какой-либо части территории государства ввиду ее нестабильного положения. П.п.п. означает ограничение деятельности местных органов представительной и исполнительной власти, а то и временное ее прекращение, с формированием после стабилизации положения новых органов. Законодательство РФ в прямой форме не оперирует категорией П.п.п. Правда, в условиях введения чрезвычайного положения допускается формирование администрации, подчиненной центру, однако местные представительные и исполнительные органы при этом не ликвидируются, хотя и действуют в специфических условиях.

Источник: Энциклопедия юриста

ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
предусмотренное конституциями некоторых зарубежных стран введение в условиях нестабильности чрезвычайных мер правления в масштабе всей страны и обусловленная этим концентрация властных полномочий у Президента. В РФ президентское правление было введено известным указом Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 г. Период такой формы правления продлился до января - февраля 1994 г. - времени, когда был сформирован орган законодательной власти - Федеральное Собрание РФ. В течение указанного времени Президент издавал указы, имевшие силу закона, отменял действие законов, назначал глав администрации в краях, областях. Известен и более ранний период "эпохи правления Ельцина", когда вводилось в стране президентское правление. Так, в ответ на решение состоявшегося 11 марта 1993 г. VIII Съезда народных депутатов РСФСР об отмене назначенного на апрель 1993 г. референдума по основным положениям новой Конституции Президент 20 марта 1993 г. объявил по телевидению Указ об особом порядке управления страной и о назначении на 25 апреля 1993 г. референдума по вопросу о доверии Президенту РФ. Указом предусматривалось также проведение референдума по проекту новой Конституции и закона о выборах в федеральный парламент.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
перевод в непосредственное управление (под юрисдикцию) президента какой-либо части территории государства. Основанием введения П. п. п. могут быть нестабильное положение на данной территории и неспособность местных органов обеспечить порядок, нормальную жизнь граждан. Введение П. п. п. означает ограничение деятельности местных органов представительной и исполнительной власти, а то и вообще ее временное прекращение с формированием после стабилизации положения новых органов.
В Российской Федерации вопрос о П. п. п. обычно возникает тогда, когда в каком-то субъекте РФ положение становится нестабильным, в особенности из-за сепаратистских настроений отдельных групп населения, нежелания властей считаться с центром, появления незаконных вооруженных формирований, создания угрозы для жизни отдельных групп граждан, в силу чего они вынуждены покидать родные места, и т. д.
Однако российское законодательство в прямой форме пока не оперирует категорией "прямое президентское правление". Правда, в условиях введения чрезвычайного положения допускается формирование администрации, подчиненной центру, однако местные представительные и исполнительные органы при этом не ликвидируются, хотя и действуют в специфических условиях.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Прямое президентское правление
особый порядок управления в экстремальных ситуациях, носящих общественно-политический характер (попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, межнациональные конфликты и т. д.), заключающийся в ограничении полномочий органов власти регионов государства и передаче этих полномочий президенту государства либо определяемым им лицам.
Правовой режим П.п.п. заключается в расширении круга обязанностей и пределов компетенции центральных органов государственной власти по охране общественного порядка и нормализации обстановки либо возложении этих обязанностей и предоставленных прав на специально создаваемые для этого органы, а также в усилении ответственности граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возлагаются на них с введением П.п.п. При этом отступления от существующего правового режима допускаются лишь в определенных рамках, не противоречащих международно-правовым актам, а также вытекающих из сущности и назначения П.п.п. В отличие от режимов чрезвычайного положения и военного положения, правовой режим П.п.п. не предусматривает ограничений прав и свобод человека и гражданина на территории, на которой введено П.п.п.
Элементами государственно-правового (конституционного) института П.п.п. являются: а) основания для использования режима чрезвычайного положения в качестве меры федерального вмешательства; б) государственный орган (или органы), уполномоченный применять данный институт; в) порядок его введения; г) временные изменения в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации.
Конституция РФ 1993 г. и конституционное законодательство в целом не предусматривают механизмов П.п.п. Вместе с тем прерогативы Президента РФ, закрепленные в ст. 80 Конституции РФ: принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ч. 2. ст. 80), принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
Речь идет о своего рода «скрытых» прерогативах Президента РФ «по охране суверенитета и государственной целостности», предусмотренных ст. 71, ч. 4. ст. 78, ч. 2. ст. 80, ст. 82, ч. 1. ст. 87, ч. 3. ст. 90 Конституции РФ. Реализацией данного подхода в практике Конституционного Суда РФ следует признать Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 г., которым были признаны обоснованными действия Президента РФ по наведению конституционного порядка в Чеченской Республике.
В отличие от РФ правовые системы различных государств (Индия, США, страны Латинской Америки) содержат механизмы П.п.п. наряду с механизмами чрезвычайного и военного положения для восстановления правопорядка и конституционного единства на своей территории. В федеративных государствах имеется в виду возможность введения президентского правления (речь идет о федеральном президенте) на территории субъекта Федерации. Значительная практика использования этого механизма в ряде зарубежных федераций привела к тому, что зачастую под механизмами федерального вмешательства (федеральной интервенции) понимают именно такой ее частный элемент, каким является П.п.п.
В Индии на территориях субъектов Индийского союза президентское правление вводилось более 70 раз. Согласно ст. 365 Конституции Индийского союза введение президентского правления на территории штата возможно в случае, если президент союза приходит к убеждению, что управление штата не может осуществляться в соответствии с Конституцией, когда «какой-либо штат не подчинится распоряжениям или не проведет в жизнь распоряжения, данные союзом в порядке осуществления им исполнительной власти на основании какого-либо из положений Конституции».
В сентябре 1965 г. Великобритания ввела прямое правление в колонии Аден, чтобы подавить национально-освободительное движение в этом крупнейшем торгово-транспортном центре Аравийского полуострова. В Колумбии в апреле 1996 г. в связи с разгулом терроризма и подрывной деятельности партизанских групп президентским указом были введены специальные зоны общественной безопасности, где губернаторы департаментов осуществляли прямое президентское правление. Ответственность за соблюдение порядка в специальных зонах возлагалась на военных комендантов.
В российском правоведении предлагается использовать механизмы прямого президентского правления в случае возникновения в результате антиконституционных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации непосредственной угрозы суверенитету, государственной и территориальной целостности Российской Федерации.
08.06.2000 г. Указом Президента Российской Федерации на территории Чеченской Республики была введена временная система органов исполнительной власти в ЧР, главой администрации был назначен А. Кадыров.
По сути принято решение об установлении режима П.п.п. Так, временная администрация была наделена правом осуществления контроля над местными органами власти — районными, городскими, сельскими. Экономическую деятельность курировали территориальные органы федеральных министерств и ведомств, подчиняющиеся Правительству РФ или представителю Президента РФ в федеральном округе, но не чеченской администрации.
Правовой режим прямого президентского правления нуждается в полномасштабном определении, специально подготовленном федеральном законе.
И. Н. Барциц
Список литературы
Барциц И. Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. — М., 1999.
Грязнов А. В. Концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения // Государство и право. 1994. № 6.
Домрин А. Н. Федеральная интервенция: особенности правового регулирования // Очерки конституционного права иностранных государств. — М., 1999.
Конституционные гарантии целостности федерации в зарубежных странах. — М., 1996.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама