Профсоюзный лоббизм

Найдено 1 определение
Профсоюзный лоббизм
деятельность профсоюзов, их органов с целью реализации интересов работников, членов профсоюзов, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической политической системы. Осуществляется путем организованного воздействия профсоюзов на законодательную и исполнительную власти. ПЛ дополняет конституционную систему демократического представительства. Лоббистские профсоюзные группы выполняют ряд функций: 1) посредничества между гражданами, работниками (их объединениями) и государством, объединениями предпринимателей; 2) сочетания определенного плюрализма общественных интересов. По сути, ПЛ - практика давления «снизу вверх» со стороны самоорганизующихся граждан (со своими интересами) на госорганы с целью достижения определенных социальных гарантий, потенциал которого прямо пропорционален экономическому значению отрасли или хозяйственной единицы, которую они представляют (нефтяников, химиков, «оборонщиков», ВАЗовцев, металлургов и т.д.). Главные цели ПЛ: обеспечение принятия законодательными органами правовых актов (и проведение их в жизнь органами исполнительной власти), которые максимально закрепляли бы юридические и фактические возможности защиты интересов работников и соответствовали основным положениям социальных программ профсоюзов; поддержание в этих целях деловых связей с политическими партиями и движениями, не передавая им полностью функций защиты работников и не отказываясь от формулирования и отстаивания собственных интересов; проведение индивидуальной работы с политиками и осуществление внепарламентских акций для оказания давления. ПЛ является одним их четырех основных видов лоббирования, остальные три - это бизнес и его политические представители; финансово-промышленные группы, корпорации, отраслевые комплексы; представители регионов. Лоббисты названных видов могут предпринимать попытки взаимного сближения. Результатом такого сближения стало, напр., создание в свое время блока «Профсоюзы и промышленники России - Союз Труда» как объединения участников новых экономических отношений, имеющих общий корпоративный интерес. Мировой практике общественной деятельности известны три основных вида ПЛ: британский, когда профсоюзы образуют собственную политическую партию; континентально-европейский, когда социалистические и социал-демократические партии не имеют тесных связей с профсоюзами, но поддерживают их; американский, когда профсоюзы не поддерживают какую-то одну политическую силу и не имеют своей партии, однако формируют и распространяют среди общественности информацию о своей позиции по наиболее важным социально-экономическим проблемам, особенно активно работая в период подготовки и проведения выборных кампаний. Отдельные элементы каждого из названных видов профсоюзного лоббирования применяются в РФ и ее регионах. Так, профсоюзы формируют позицию, делают заявления по отдельным проблемам или в связи с оценкой экономического курса в целом; организуют свои депутатские группы в законодательном органе, заключают соглашение с отдельными политическими партиями (ФНПР - « Единая Россия») и др.

Источник: Профсоюзный словарь-справочник

Реклама