Психоистория правовой сферы

Найдено 1 определение
Психоистория правовой сферы
Направление исследований на стыке психологической и исторической наук, в рамках которого методология, понятийный аппарат, теории и методы психологической науки применяются для объяснения коренных трансформаций правового сознания под влиянием взглядов отдельных исторических личностей и конкретных социальных групп. При психоисторическом анализе возникает возможность вскрыть "историческую мотивацию правовых лидеров конкретной эпохи", а также роль "групповых фантазий", "символизма", фатальных драм" и других феноменов психической деятельности различных общностей людей ("психоклассов") в развитии правовой сферы в конкретные исторические периоды.
В настоящее время психоисторические исследования активно ведутся лишь за рубежом, затрагивания весьма разноплановую проблематику: рост в определенные исторические периоды преступности и насилия (например, исследование Дж. Атласа 1986 г., раскрывающее жизнь и быт городов средневековой Европы; исследование Р.М. Филде в 1988 г., вскрывающее причины терроризма в современной Северной Ирландии и др.); влияние криминальной субкультуры осужденных на выживание в тюрьме (The Oxford History of the Prison.., 1996).
Одной из ключевых задач исследований по психоистории правовой сферы выступает выявление влияния индивидуально-психологических особенностей выдающихся ученых и ментальности профессиональных сообществ, действовавших в переломные периоды истории России, на выбор методолого-концептуальных ориентиров трансформации правовой сферы, в том числе в отстаивании приоритетности догматико-юридического, социологического, либо психологического подходов. Это может вскрыть роль психологических феноменов как причины разноплановости взглядов на возможности индивидуализации в применении объективного права на практике (например, при судебных решениях, при исполнении наказания и т.д.).
 (В.М. Поздняков)
Литература: Шутова О.М. Психоистория: школа и методы. - Минск., 1997.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама