РАЙОН
РАЙОН
название низовой административно-территориальной единицы в большинстве субъектов РФ, а также в Беларуси, Казахстане, на Украине и в некоторых других государствах. На уровне Р. (и ниже) осуществляется местное самоуправление.
Источник: Большой юридический словарь
Район
согласно Конвенции ООН по морскому праву, дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции, т.е. за внешней границей континентального шельфа. Является, в соответствии с Конвенцией, общим наследием человечества.
Источник: Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами
Район
1) административно-территориальная единица; 2) административно-территориальная единица Кыргызской Республики, объединяющая села, поселки и/или города районного значения, расположенные в установленных границах данного района, в которой осуществляется государственное управление с учетом интересов местных сообществ и компетенции органов местного самоуправления.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
РАЙОН (ОБЛАСТИ, КРАЯ)
административно-территориальная единица, в состав которой входит несколько сельсоветов или несколько сельсоветов и городских поселений (городов, за исключением административных центров субъектов РФ).
Понятие "Р." интерпретируется и в более широком значении - в значении понятия "регион" (как это имеет место, в частности, в Федеральном законе от 22 февраля 1995 г. "О природных лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), территория, охватывающая несколько субъектов (регионов) РФ (по действующему российскому законодательству все экономическое пространство России разделено на одиннадцать Р. - Северный, Центральный и др.). В мировой экономико-географической литературе термином "Р." обозначается группа соседствующих государств.
(Г.И.)
Понятие "Р." интерпретируется и в более широком значении - в значении понятия "регион" (как это имеет место, в частности, в Федеральном законе от 22 февраля 1995 г. "О природных лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), территория, охватывающая несколько субъектов (регионов) РФ (по действующему российскому законодательству все экономическое пространство России разделено на одиннадцать Р. - Северный, Центральный и др.). В мировой экономико-географической литературе термином "Р." обозначается группа соседствующих государств.
(Г.И.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
РАЙОН
1) основная административно-территориальная единица СССР. Р. является узловым пунктом непосредственного руководства политической, хозяйственной и культурной жизнью в сельских местностях. Сюда стекаются нити колхозного строительства и всякой другой хозяйственной работы в деревне по линии кооперации, Советов, кредита, заготовок и т. п. Образование Р. производится указами Президиумов Верховных Советов союзных республик. В союзных республиках с непосредственным делением на Р. и в автономных республиках перечень Р. устанавливается в их Конституциях. Органом государственной власти в Р. является районный Совет депутатов трудящихся (см.).
2) Городской Р. – подразделение крупного города (см.), имеющего не менее 100 тыс. жителей. Образование городских Р. производится указами Президиумов Верховных Советов союзных республик.
2) Городской Р. – подразделение крупного города (см.), имеющего не менее 100 тыс. жителей. Образование городских Р. производится указами Президиумов Верховных Советов союзных республик.
Источник: Советский юридический словарь
РАЙОН
1) часть территории водного, воздушного и космического пространства, а также место или участок местности (море), в пределах которого планируются и осуществляются любые действия различных формирований (подразделений, воинских частей, соединений, объединений и т.п.) видов и родов войск ВС, специальных войск, а также формирований др. силовых структур государства (Погран. войск ФСБ России, МЧС России, МВД России и т.д.). Р. назначаются во всех видах боевых действий и при любой другой деятельности войск (сил) и определяются старшим командиром (командующим начальником), наносятся на карту и доводятся до подчиненных (см. Район биологического заражения, Район запасный, Район специальной обработки и др.); 2) единица деления геостратегического пространства, принятая в РФ. Р. — часть региона, участок местности с прилегающими к ней акваторией моря и воздушным пространством, в пределах которого располагаются важные экономические, военные и административные центры, имеющие оперативно-стратегическое значение для безопасности государства, а также создаются и готовятся стратегические резервы.
РАЙОН
административно-территориальная единица в ряде государств. Входит в состав более крупных административно- территориальных образований (Украина, Беларусь, Венгрия) или субъектов Федерации (Россия). Формируются вокруг центров экономического тяготения хозяйственно целостной территории. В РСФСР Р. впервые появились в 1924 на Урале. Они заменили упраздненные уезды и ликвидированные мелкие волости. В Российской Федерации существует несколько разновидностей этих административно-территориальных единиц. Р., составляющие часть территории республики, края, области, автономной области, автономного округа, объединяют несколько сельских и городских поселений. Городские Р., образованные в городах республиканского, краевого или областного значения с населением свыше 100 тыс. человек, создаются в целях рациональной организации управления, улучшения обслуживания, приближения органов местного самоуправления к населению. В ряде субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Республика Карелия) существуют национальные Р. в местах компактного проживания коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. Статус Р. регламентируется законами субъектов Российской Федерации. ТА. Васильева
Источник: Юридическая энциклопедия
РАЙОН
1) административно-территориальная единица в сельской местности (или сельский Р.), имеющая достаточно развитую социально-экономическую инфраструктуру. В большинстве субъектов РФ Р. является территорией местного самоуправления, т.е. муниципальным образованием. Р.делится на сельсоветы, волости, сельские округа, охватывающие группы сельских населенных пунктов (сел и деревень), поселки. В некоторых субъектах РФ на данном уровне образуются органы государственной власти;
2) административно-территориальные единицы в крупных городах (городские Р.). В одних субъектах городские Р. рассматриваются как муниципальные образования с образованием здесь представительного органа и избранием главы Р.; в других - считаются лишь единицей административного управления, где создаются подразделения городской администрации;
3) определенные территории, применительно к которым устанавливаются особые условия снабжения, условия труда. Например, принято говорить о Р. Крайнего Севера, Сибири и др. ФЗ РФ от 24 мая 1996 г. № 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" говорит о Р. с дискомфортными условиями проживания, Р. с ограниченными сроками ввоза продукции. В нормативных правовых актах определяется, какие конкретно административно-территориальные единицы подпадают под указанные характеристики, что необходимо для обеспечения населения, создания условий его жизнедеятельности, предоставления социальных льгот гражданам и т.д.;
4) определенные регионы, охватывающие группы соседних субъектов РФ, имеющих примерно общие природно-климатические и демографические ситуации, давние хозяйственные связи ("экономический" Р.). В рамках таких Р. создаются ассоциации местных властей, координирующих и объединяющих усилия отдельных субъектов РФ (например, Сибирское соглашение) По мнению некоторых экономистов и юристов, целесообразно объединить субъекты РФ, расположенные на территории соответствующих экономических Р., в новые, более крупные субъекты РФ.
2) административно-территориальные единицы в крупных городах (городские Р.). В одних субъектах городские Р. рассматриваются как муниципальные образования с образованием здесь представительного органа и избранием главы Р.; в других - считаются лишь единицей административного управления, где создаются подразделения городской администрации;
3) определенные территории, применительно к которым устанавливаются особые условия снабжения, условия труда. Например, принято говорить о Р. Крайнего Севера, Сибири и др. ФЗ РФ от 24 мая 1996 г. № 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" говорит о Р. с дискомфортными условиями проживания, Р. с ограниченными сроками ввоза продукции. В нормативных правовых актах определяется, какие конкретно административно-территориальные единицы подпадают под указанные характеристики, что необходимо для обеспечения населения, создания условий его жизнедеятельности, предоставления социальных льгот гражданам и т.д.;
4) определенные регионы, охватывающие группы соседних субъектов РФ, имеющих примерно общие природно-климатические и демографические ситуации, давние хозяйственные связи ("экономический" Р.). В рамках таких Р. создаются ассоциации местных властей, координирующих и объединяющих усилия отдельных субъектов РФ (например, Сибирское соглашение) По мнению некоторых экономистов и юристов, целесообразно объединить субъекты РФ, расположенные на территории соответствующих экономических Р., в новые, более крупные субъекты РФ.
Источник: Энциклопедия юриста
РАЙОН
понятие, которое в соответствии с его семантическим значением используется в праве, в том числе в конституционном, в разных аспектах.
В частности, Р. - одна из административно-территориальных единиц. Территория субъекта РФ имеет в своем составе районы и города. В этом плане Р. - административно-территориальная единица в сельской местности (сельский Р.). Р. в сельской местности имеет достаточно развитую социально-экономическую инфраструктуру. В большинстве субъектов РФ Р. является территорией местного самоуправления, т. е. муниципальным образованием, здесь избираются представительный орган местного самоуправления (районное собрание депутатов, представителей) и глава Р. В сельской местности Р. делится на сельсоветы, волости, сельские округа, охватывающие группы сельских населенных пунктов (сел и деревень), поселки. В некоторых субъектах РФ концепция местного самоуправления относительно Р. не применяется, поэтому на данном уровне образуются не органы местного самоуправления, а органы государственной власти. На фактической деятельности органов управления Р. их трактовка как органов местного самоуправления или органов государственной власти мало отражается.
Большие города, как правило, делятся на Р. (городские Р.), также являющиеся административно-территориальными единицами. В одних субъектах городские Р. рассматриваются как муниципальные образования с созданием здесь представительного органа и избранием главы Р.; в других городской Р. считается лишь единицей административного управления, где создаются подразделения городской администрации.
Понятие "район" используется в законодательстве также для обозначений определенных достаточно больших территорий, применительно к которым устанавливаются особые условия снабжения, труда: например, Р. Крайнего Севера, Р. Сибири и др. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской федерации" от 24 мая 1996 г. говорит о Р. с дискомфортными условиями проживания, с ограниченными сроками ввоза продукции. Естественно, имеются в виду не конкретные административно-территориальные единицы, а территории со специфическими условиями. В последующих нормативных правовых актах определяется, какие конкретно административно-территориальные единицы подпадают под указанные характеристики, что крайне важно для обеспечения населения, создания условий жизнедеятельности, предоставления социальных льгот и т. д.
Наконец,понятие "экономический район" используется для обозначения определенных регионов нашей страны, охватывающих группы соседних субъектов РФ, имеющих примерно общие природно-климатические и демографические характеристики, давние хозяйственные связи. Сегодня в рамках таких Р. создаются ассоциации местных властей, координирующих и объединяющих усилия отдельных субъектов РФ. (С. А.)
В частности, Р. - одна из административно-территориальных единиц. Территория субъекта РФ имеет в своем составе районы и города. В этом плане Р. - административно-территориальная единица в сельской местности (сельский Р.). Р. в сельской местности имеет достаточно развитую социально-экономическую инфраструктуру. В большинстве субъектов РФ Р. является территорией местного самоуправления, т. е. муниципальным образованием, здесь избираются представительный орган местного самоуправления (районное собрание депутатов, представителей) и глава Р. В сельской местности Р. делится на сельсоветы, волости, сельские округа, охватывающие группы сельских населенных пунктов (сел и деревень), поселки. В некоторых субъектах РФ концепция местного самоуправления относительно Р. не применяется, поэтому на данном уровне образуются не органы местного самоуправления, а органы государственной власти. На фактической деятельности органов управления Р. их трактовка как органов местного самоуправления или органов государственной власти мало отражается.
Большие города, как правило, делятся на Р. (городские Р.), также являющиеся административно-территориальными единицами. В одних субъектах городские Р. рассматриваются как муниципальные образования с созданием здесь представительного органа и избранием главы Р.; в других городской Р. считается лишь единицей административного управления, где создаются подразделения городской администрации.
Понятие "район" используется в законодательстве также для обозначений определенных достаточно больших территорий, применительно к которым устанавливаются особые условия снабжения, труда: например, Р. Крайнего Севера, Р. Сибири и др. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской федерации" от 24 мая 1996 г. говорит о Р. с дискомфортными условиями проживания, с ограниченными сроками ввоза продукции. Естественно, имеются в виду не конкретные административно-территориальные единицы, а территории со специфическими условиями. В последующих нормативных правовых актах определяется, какие конкретно административно-территориальные единицы подпадают под указанные характеристики, что крайне важно для обеспечения населения, создания условий жизнедеятельности, предоставления социальных льгот и т. д.
Наконец,понятие "экономический район" используется для обозначения определенных регионов нашей страны, охватывающих группы соседних субъектов РФ, имеющих примерно общие природно-климатические и демографические характеристики, давние хозяйственные связи. Сегодня в рамках таких Р. создаются ассоциации местных властей, координирующих и объединяющих усилия отдельных субъектов РФ. (С. А.)
РАЙОН
понятие, которое в соответствии с его семантическим значением используется в праве, в том числе конституционном праве, в разных аспектах.
В частности, муниципальный р. – вид муниципального образования, одновременно разновидность административнотерриториальных единиц. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территория субъекта РФ делится на муниципальные р. и городские округа. В свою очередь городские округа, состоящие из территорий достаточно крупных городов, могут делиться на р. Причем согласно новеллам, включенным в названный Закон в 2014 г., р. в городах по усмотрению субъекта РФ могут быть либо просто административными р. – тогда им управляет глава р., назначенный главой городского округа, либо муниципальными р. – тогда р. называется муниципальным, в нем создаются представительный орган местного самоуправления и выборный глава р. как муниципального образования.
Понятие «район» используется в законодательстве также для обозначения определенных, достаточно больших территорий, применительно к которым устанавливаются особые условия снабжения, условия труда и др. Например: Закон РФ от 19 февраля 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; Федеральный закон от 17 июля 2011 г. (ред. от 2 июля 2013 г.) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В нормативных правовых актах определяется, какие конкретно административнотерриториальные единицы попадут под указанные характеристики, что будет крайне важно для обеспечения населения, создания условий его жизнедеятельности, предоставления социальных льгот гражданам и т. д.
Есть и понятие «экономический район», оно используется экономистами и экономгеографами для обозначения определенных регионов нашей страны, охватывающих группы соседних субъектов РФ, имеющих примерно общие природноклиматические и демографические ситуации, давние хозяйственные связи. Называют 12 таких э.р. – Центральный, ЦентральноЧерноземный, ЗападноСибирский, ВосточноСибирский, Дальневосточный, Поволжский, Уральский, Калининградский, Крымский и др. Такой подход бывал порой в истории нашей страны основой для государственных решений – создания больших административнотерриториальных образований, органов государственного управления, координирующих хозяйственные и другие мероприятия на соответствующей территории. Сегодня в рамках таких районов создаются ассоциации властей, координирующие и объединяющих усилия отдельных субъектов РФ. Некоторые экономисты и юристы видят в э.р. основу, для реформирования государственного устройства страны – объединения соответствующих субъектов РФ, расположенных на территории соответствующих экономических районов, в новые, более крупные субъекты РФ. Однако реальных шагов к созданию таких новых субъектов пока не просматривается. К тому сейчас страна разделена на 9 федеральных округов, с которыми связана организация руководства территориями.
В частности, муниципальный р. – вид муниципального образования, одновременно разновидность административнотерриториальных единиц. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территория субъекта РФ делится на муниципальные р. и городские округа. В свою очередь городские округа, состоящие из территорий достаточно крупных городов, могут делиться на р. Причем согласно новеллам, включенным в названный Закон в 2014 г., р. в городах по усмотрению субъекта РФ могут быть либо просто административными р. – тогда им управляет глава р., назначенный главой городского округа, либо муниципальными р. – тогда р. называется муниципальным, в нем создаются представительный орган местного самоуправления и выборный глава р. как муниципального образования.
Понятие «район» используется в законодательстве также для обозначения определенных, достаточно больших территорий, применительно к которым устанавливаются особые условия снабжения, условия труда и др. Например: Закон РФ от 19 февраля 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; Федеральный закон от 17 июля 2011 г. (ред. от 2 июля 2013 г.) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В нормативных правовых актах определяется, какие конкретно административнотерриториальные единицы попадут под указанные характеристики, что будет крайне важно для обеспечения населения, создания условий его жизнедеятельности, предоставления социальных льгот гражданам и т. д.
Есть и понятие «экономический район», оно используется экономистами и экономгеографами для обозначения определенных регионов нашей страны, охватывающих группы соседних субъектов РФ, имеющих примерно общие природноклиматические и демографические ситуации, давние хозяйственные связи. Называют 12 таких э.р. – Центральный, ЦентральноЧерноземный, ЗападноСибирский, ВосточноСибирский, Дальневосточный, Поволжский, Уральский, Калининградский, Крымский и др. Такой подход бывал порой в истории нашей страны основой для государственных решений – создания больших административнотерриториальных образований, органов государственного управления, координирующих хозяйственные и другие мероприятия на соответствующей территории. Сегодня в рамках таких районов создаются ассоциации властей, координирующие и объединяющих усилия отдельных субъектов РФ. Некоторые экономисты и юристы видят в э.р. основу, для реформирования государственного устройства страны – объединения соответствующих субъектов РФ, расположенных на территории соответствующих экономических районов, в новые, более крупные субъекты РФ. Однако реальных шагов к созданию таких новых субъектов пока не просматривается. К тому сейчас страна разделена на 9 федеральных округов, с которыми связана организация руководства территориями.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Район
(от фр. rayon — луч, радиус): территория (акватория), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений; таксономическая единица в какой-либо системе территориального членения; административно-территориальная единица в России и некоторых других государствах. В России район входит в состав области, края, республики, автономной области или автономного округа. Районы имеются также в крупных городах.
В России термин «район» начал употребляться в XIX в., сначала в военной терминологии («укрепленный район»). В географический язык был введен в 1879 г. А. С. Ермоловым, разработавшим сеть сельскохозяйственных «районов» для России. Однако в большинстве зарубежных стран он не употребляется — ему соответствует термин «регион» (см. Регион).
В широком смысле район — это локализованная территория (акватория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории. При этом присутствует очень широкое толкование понятия района — от «района в городе» до «района в стране».
Наиболее часто условно выделяют следующие виды районов:
1.Индивидуальные или типологические. Индивидуальное районирование предполагает, что каждый район уникален, другого такого нет (например: Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Западно-Сибирский экономические районы и др.). При типологическом районировании выделяются отдельные типы районов (например: районы зернового хозяйства, приморские районы и т. п.).
2.Однородные или узловые (функциональные). Однородное районирование нацелено на поиск одинаковых по каким-либо признакам районов, при этом предполагается, что на всей территории любого выделенного района сохраняется неизменным тот или иной признак районирования. При однородном районировании районы могут выделяться как по одному признаку (однопризнаковое районирование), так и по нескольким признакам (многопризнаковое районирование).
Узловое (или функциональное) районирование предполагает выделение районов по интенсивности хозяйственных связей внутри них. Оно выявляет сферы влияния городов, транспортных узлов, предприятий. При выделении узловых районов исследуемая территория рассматривается как неоднородная, на которой всегда выделяются, с одной стороны, какой-либо центр (узел), а с другой — тяготеющая к нему периферия, т. е. зона его влияния. Районирование в данном случае происходит исходя из тяготения каждого участка территории к тому или иному центру, т. е. при узловом районировании прежде всего выделяют центры (ядра, узлы) этих объектов, а затем окружающие и тяготеющие к ним территории, на которых сказывается влияние ядра. Границы района располагаются там, где показатели принимают минимальные значения (например, выделение районов городских агломераций), т. е. границы узлового района располагаются в месте затухания силы действия районируемого явления — здесь свойства данного района сходят на «нет» и переходят в свойства смежного района.
3.Иерархические или одноуровневые. Иерархия подразумевает взаимоподчиненность, разделение крупных районов на более мелкие (например: политико-административное деление территории России). При выделении одноуровневых районов проблема соподчиненности не возникает (например: экономическое районирование).
Экономический район — территория, которая характеризуется хозяйственной специализацией, а также особым комплексом отраслей и производств.
В результате территориального разделения труда, в основе которого лежат различные природные и экономические условия, происходит формирование экономических районов, т. е. территорий, отличающихся друг от друга своей специализацией. Таким образом, одной из главных характеристик любого экономического района является наличие специализации. При этом крупные экономические районы имеют, как правило, несколько отраслей специализации.
Среди производств района только часть относится к отраслям специализации. Кроме них есть так называемые вспомогательные отрасли и производства, способствующие развитию отраслей специализации (например, местная электроэнергетика). Кроме того, в пределах каждого района имеются отрасли обслуживания, или так называемые обслуживающие отрасли, обеспечивающие население района продуктами питания, одеждой, предметами культурно-бытового назначения, т. е. выполняющие в основном функции социального обеспечения.
Все эти отрасли и производства совместно используют общие территории, трудовые, энергетические, водные ресурсы, транспортную сеть и, следовательно, связаны друг с другом, т. е. представляют собой не просто набор отдельных отраслей и производств, а целый комплекс. А так как каждый экономический район имеет свой набор отраслей специализации, отличный от других районов, и, следовательно, свой набор вспомогательных отраслей, способствующих развитию специализации территории, то можно говорить о том, что каждый экономический район имеет свой особый, отличный от других районов, комплекс отраслей и производств. Таким образом, другой важнейшей характеристикой экономических районов является наличие особого комплекса отраслей и производств, т. е. при экономическом районировании специфика, особенность района проявляется в его хозяйственной специализации, а целостность — в наличии определенного комплекса производств.
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством Российской Федерации. Без выделения экономических районов невозможно достижение главной задачи региональной экономики — рационального размещения производительных сил и обоснования регионального развития.
Главный недостаток экономического районирования — отсутствие органов управления в экономических районах.
Административный район — административно-территориальная единица во многих странах мира, в том числе:
В России административный район:
1)Основная единица административнотерриториального деления областей, краев, республик, автономных округов и автономной области. По переписи 2002 г. на территории России насчитывалось 1866 административных районов;
2)административно-территориальная единица, создаваемая в городах с населением свыше 100 тыс. человек (так называемые районы в городах, или городские районы).
В СССР первоначально районное деление было введено в республиканских и областных центрах, а также в ряде крупных городов, насчитывающих свыше 500 тыс. населения. По переписи 2002 г. в России насчитывалось 330 городских районов (округов).
Муниципальный район — это муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединенных общей территорией.
Понятие «муниципальный район» появилось в России после принятия Федерального закона от 06.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Административным центром муниципального района является населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором находится представительный орган соответствующего муниципального образования. Как правило, муниципальные районы были созданы в границах «старых» районов, унаследованных от советской системы административно-территориального деления. К полномочиям муниципального района относятся, в первую очередь, организация медицины и образования на территории района, обеспечение поселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек, осуществление функций опеки и попечительства. В компетенцию муниципальных районов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территории района, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район ответственен за организацию охраны общественного порядка на своей территории с помощью муниципальной полиции.
В настоящее время муниципальные районы в большинстве случаев являются распорядителями бюджетов на всей территории района, включая территории поселений, а также осуществляют выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района (см. Муниципальный район).
С. В. Соколова
В России термин «район» начал употребляться в XIX в., сначала в военной терминологии («укрепленный район»). В географический язык был введен в 1879 г. А. С. Ермоловым, разработавшим сеть сельскохозяйственных «районов» для России. Однако в большинстве зарубежных стран он не употребляется — ему соответствует термин «регион» (см. Регион).
В широком смысле район — это локализованная территория (акватория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории. При этом присутствует очень широкое толкование понятия района — от «района в городе» до «района в стране».
Наиболее часто условно выделяют следующие виды районов:
1.Индивидуальные или типологические. Индивидуальное районирование предполагает, что каждый район уникален, другого такого нет (например: Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Западно-Сибирский экономические районы и др.). При типологическом районировании выделяются отдельные типы районов (например: районы зернового хозяйства, приморские районы и т. п.).
2.Однородные или узловые (функциональные). Однородное районирование нацелено на поиск одинаковых по каким-либо признакам районов, при этом предполагается, что на всей территории любого выделенного района сохраняется неизменным тот или иной признак районирования. При однородном районировании районы могут выделяться как по одному признаку (однопризнаковое районирование), так и по нескольким признакам (многопризнаковое районирование).
Узловое (или функциональное) районирование предполагает выделение районов по интенсивности хозяйственных связей внутри них. Оно выявляет сферы влияния городов, транспортных узлов, предприятий. При выделении узловых районов исследуемая территория рассматривается как неоднородная, на которой всегда выделяются, с одной стороны, какой-либо центр (узел), а с другой — тяготеющая к нему периферия, т. е. зона его влияния. Районирование в данном случае происходит исходя из тяготения каждого участка территории к тому или иному центру, т. е. при узловом районировании прежде всего выделяют центры (ядра, узлы) этих объектов, а затем окружающие и тяготеющие к ним территории, на которых сказывается влияние ядра. Границы района располагаются там, где показатели принимают минимальные значения (например, выделение районов городских агломераций), т. е. границы узлового района располагаются в месте затухания силы действия районируемого явления — здесь свойства данного района сходят на «нет» и переходят в свойства смежного района.
3.Иерархические или одноуровневые. Иерархия подразумевает взаимоподчиненность, разделение крупных районов на более мелкие (например: политико-административное деление территории России). При выделении одноуровневых районов проблема соподчиненности не возникает (например: экономическое районирование).
Экономический район — территория, которая характеризуется хозяйственной специализацией, а также особым комплексом отраслей и производств.
В результате территориального разделения труда, в основе которого лежат различные природные и экономические условия, происходит формирование экономических районов, т. е. территорий, отличающихся друг от друга своей специализацией. Таким образом, одной из главных характеристик любого экономического района является наличие специализации. При этом крупные экономические районы имеют, как правило, несколько отраслей специализации.
Среди производств района только часть относится к отраслям специализации. Кроме них есть так называемые вспомогательные отрасли и производства, способствующие развитию отраслей специализации (например, местная электроэнергетика). Кроме того, в пределах каждого района имеются отрасли обслуживания, или так называемые обслуживающие отрасли, обеспечивающие население района продуктами питания, одеждой, предметами культурно-бытового назначения, т. е. выполняющие в основном функции социального обеспечения.
Все эти отрасли и производства совместно используют общие территории, трудовые, энергетические, водные ресурсы, транспортную сеть и, следовательно, связаны друг с другом, т. е. представляют собой не просто набор отдельных отраслей и производств, а целый комплекс. А так как каждый экономический район имеет свой набор отраслей специализации, отличный от других районов, и, следовательно, свой набор вспомогательных отраслей, способствующих развитию специализации территории, то можно говорить о том, что каждый экономический район имеет свой особый, отличный от других районов, комплекс отраслей и производств. Таким образом, другой важнейшей характеристикой экономических районов является наличие особого комплекса отраслей и производств, т. е. при экономическом районировании специфика, особенность района проявляется в его хозяйственной специализации, а целостность — в наличии определенного комплекса производств.
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством Российской Федерации. Без выделения экономических районов невозможно достижение главной задачи региональной экономики — рационального размещения производительных сил и обоснования регионального развития.
Главный недостаток экономического районирования — отсутствие органов управления в экономических районах.
Административный район — административно-территориальная единица во многих странах мира, в том числе:
В России административный район:
1)Основная единица административнотерриториального деления областей, краев, республик, автономных округов и автономной области. По переписи 2002 г. на территории России насчитывалось 1866 административных районов;
2)административно-территориальная единица, создаваемая в городах с населением свыше 100 тыс. человек (так называемые районы в городах, или городские районы).
В СССР первоначально районное деление было введено в республиканских и областных центрах, а также в ряде крупных городов, насчитывающих свыше 500 тыс. населения. По переписи 2002 г. в России насчитывалось 330 городских районов (округов).
Муниципальный район — это муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединенных общей территорией.
Понятие «муниципальный район» появилось в России после принятия Федерального закона от 06.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Административным центром муниципального района является населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором находится представительный орган соответствующего муниципального образования. Как правило, муниципальные районы были созданы в границах «старых» районов, унаследованных от советской системы административно-территориального деления. К полномочиям муниципального района относятся, в первую очередь, организация медицины и образования на территории района, обеспечение поселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек, осуществление функций опеки и попечительства. В компетенцию муниципальных районов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территории района, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район ответственен за организацию охраны общественного порядка на своей территории с помощью муниципальной полиции.
В настоящее время муниципальные районы в большинстве случаев являются распорядителями бюджетов на всей территории района, включая территории поселений, а также осуществляют выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района (см. Муниципальный район).
С. В. Соколова
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия