Реформа жилищно-коммунального хозяйства

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Реформа жилищно-коммунального хозяйства
модернизация всего жилищно-коммунального хозяйства страны для повышения качества коммунальных услуг, переселения граждан из аварийного жилья, внедрения энергоэффективных технологий в отрасли.
Утвержденной Правительством РФ в феврале 2010 г. концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на период 2010–2020 гг.» были определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли: 1) развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда; 2) развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства; 3) завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства; 4) развитие системы ресурсо- и энергосбережения; контроль над объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета.
Современный этап реформы ЖКХ «запущен» Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и проводится в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий.
Федеральный закон № 185-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Для достижения этих целей государством создана государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которая на безвозмездной основе осуществляет следующие функции:
1.Рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;
2.Принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов установленным требованиям;
3.Принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;
4.Осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами РФ заявок и прилагаемых к заявкам документов;
5.Осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Средства поддержки выделяются тем регионам, а затем муниципалитетам, которые на деле создают у себя рынок жилищно-коммунальных услуг, поощряют конкуренцию среди управляющих компаний, поддерживают товарищества собственников жилья, в общем, выполняют основные условия Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185ФЗ, по которому реформируется жилищнокоммунальное хозяйство России.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ Фонд должен был действовать до 1 января 2012 г. и подлежать ликвидации, однако, учитывая накопленный положительный опыт его работы, вначале Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 350-ФЗ, а затем Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 270-ФЗ в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» были внесены изменения, предусматривающие продление срока действия Фонда до 1 января 2016 года.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 270-ФЗ, уточняется определение аварийного жилищного фонда: «аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации». К условиям предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства относятся:
— реализация региональных программ по модернизации систем коммунальной
инфраструктуры;
— осуществление работ по формированию и проведению государственного кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
— проведение мероприятий, связанных с установкой коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
— проведение мероприятий, касающихся обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных жилищным законодательством, а также ряд некоторых других мероприятий, направленных на повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
О. С. Семкина

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реформа жилищно-коммунального хозяйства
Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 года N 425 была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище". Несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в 2 раза. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания*(180). Согласно Концепции, основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются: обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. Основными способами достижения указанных целей являются: совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве; переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно - строительные работы; совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья; совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Важным элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения организаций жилищно-коммунального хозяйства путем: - формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения; - организации системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств; - привлечения на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Необходимой предпосылкой развития конкуренции является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции, относятся: управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты; выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора, эксплуатация лифтового хозяйства и т.п.); проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и т.п. Органам местного самоуправления целесообразно ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления через службы заказчика и государственную жилищную инспекцию субъекта Российской Федерации рекомендуется: осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат естественных предприятий-монополистов и их прибыли для формирования цен. Также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон при установлении тарифов, как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций - поставщиков топливно-энергетического комплекса; повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг; контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов; способствовать внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством. Ключевой проблемой нового этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Появление новых видов собственников обусловлено потребностями в иных формах и методах инвестирования развития объектов жилищно-коммунального назначения в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом "заказчик-подрядчик" формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются: инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и управление ими; собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании; потребители услуг- владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья, другие организации. При решении этих проблем особое внимание следует уделить: - проведению субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства; - формированию структур (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг; - введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника-домовладельца, производителя услуг и их потребителя; - завершению процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства. В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться принципом предоставления собственнику-домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею. Органам местного самоуправления как собственникам объектов жилищно-коммунального хозяйства, следует стремиться к формированию на территории муниципального образования единой социальной и финансовой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Подрядные жилищные и коммунальные организации несут ответственность за соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей, обеспечении сохранности жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства. Организации, специализирующиеся в сфере управления, помимо прочего осуществляют рациональное распределение финансовых ресурсов между производителями тех или иных жилищно-коммунальных услуг. Собственник-домовладелец может выполнять эти функции сам либо нанять специализированную управляющую организацию, которая может быть муниципальной (служба заказчика), или стороннюю управляющую организацию, в том числе частную. Управляющая организация по поручению собственника может осуществлять также сбор платежей, заключение договоров с подрядными организациями и контроль за их исполнением, а также заключение договоров найма. На новом этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства система договорных отношений включает в себя: - договор между собственником объектов жилищно-коммунального назначения и хозяйствующим субъектом (включая управление жилищным фондом и его обслуживание, коммунальное обслуживание), заключаемый в том числе на конкурсной основе; - договор между собственником жилищного фонда и нанимателем (владельцем) жилого помещения; - договор между хозяйствующими субъектами (например, между водо- и теплоснабжающими организациями); - договор между организациями, предоставляющими коммунальные услуги, и потребителями этих услуг. Обеспечение государственного регулирования и контроля. Наличие различных видов собственности предполагает государственное регулирование в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения, обеспечивающее соблюдение обязательных для всех собственников федеральных стандартов качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и разработку на их базе региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунального назначения для использования их в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками. По мере улучшения финансирования работ по обслуживанию жилищного фонда и объектов коммунального назначения эти стандарты могут ужесточаться. Государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания могут осуществляться органами местного самоуправления, органами государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации, контролирующими не только соблюдение стандартов качества предоставляемых услуг, но и наличие соответствующих договоров. С учетом этого соответствующие органы целесообразно наделить правом административного воздействия на подрядные организации, выполняющие по договору определенные виды и объемы работ, на управляющие организации и собственников жилья и объектов коммунального назначения. Одной из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является лицензирование, а также определение приоритетных групп потребителей этих услуг, подлежащих обязательному обслуживанию, и минимального уровня предоставляемых услуг в случае невозможности полного удовлетворения их потребностей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к естественной монополии или доминирующей на рынке указанных услуг. Защиту интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг следует осуществлять также путем установления необходимых условий и ограничений, обеспечивающих нормативный уровень жилищно-коммунального обслуживания потребителей при принятии решений об изменении форм собственности организаций жилищно-коммунального хозяйства. В области технического обеспечения жилищно-коммунального хозяйства помимо разработки и внедрения приборов индивидуального учета и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов особого внимания заслуживает разработка автоматизированных систем диспетчерского управления, которые позволяют не только учитывать потребление соответствующих ресурсов, но и регулировать процесс их распределения и потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Стимулирование создания товариществ собственников жилья. Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее приемлемых способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. Товарищества собственников жилья получают реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а, следовательно, и определять порядок расходования средств, направляемых на эти цели. Члены товариществ собственников жилья прямо заинтересованы в установке приборов индивидуального учета и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов, так как зачастую реальный объем потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу. Комплекс ресурсосберегающих мероприятий, проводимый товариществами собственников жилья, позволяет значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет предотвращения неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов. Население привыкает экономно относиться к предоставляемым услугам, прослеживая связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде, и в частности в отдельных приватизированных квартирах. Путем принятия необходимых федеральных нормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления необходимо как можно скорее разрешить проблемы, препятствующие развитию товариществ собственников жилья. В целях стимулирования создания товариществ собственников жилья целесообразно рассмотреть следующие вопросы: освобождение от налога на добавленную стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту жилых помещений, инженерного оборудования, мест общего пользования дома, придомовой территории, выполняемых подрядными организациями; исключение из налогооблагаемой базы средств, поступающих в виде дотаций из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на развитие и обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Источник: Жилищная энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
182.10 кб

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (обзор)

Кононкова Н. П.
Читать PDF
281.45 кб

О философии реформы жилищно-коммунального хозяйства

Ренев Егор Александрович
Выбор способа удовлетворения потребности в жилье и коммунальных услугах является ключевым моментом в жилищно-коммунальной реформе, ее философией, Предложено реформировать институты ЖКХ, основываясь на логике, обусловленной импорто
Читать PDF
96.80 кб

Особенности реформы жилищно-коммунального хозяйства

Мельников П. С.
В статье рассматриваются проблемы коммунального хозяйства с позиций отраслевого и территориального управления и широкой совокупности социально-экономических отношений по поводу жизнеобеспечения условий и потребностей населения.
Читать PDF
85.42 кб

К вопросу о реформировании жилищно-коммунального хозяйства

Бреусова Нина Финогеновна
Исследован вопрос о поэтапном реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Приведена практика зарубежного реформирования.
Читать PDF
685.12 кб

Критерии эффективности реформы жилищно-коммунального хозяйства

Фролова И. А.
В статье рассматриваются теоретические и методологические основы становления и развития рынка жилищно-коммунальных услуг.
Читать PDF
131.30 кб

Реформа жилищно-коммунального хозяйства России: документы эпохи

Власенко Игорь Александрович
В статье впервые опубликованы документы за 1990-1991 гг. по подготовке реформы жилищно-коммунального хозяйства в России.
Читать PDF
113.48 кб

Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Украины

Матросова Л. Н.
В статье исследованы современные проблемы коммунальной сферы, проанализирован опыт зарубежных стран по поддержке и финансированию ЖКХ, предложены меры по модернизации работы коммунальных предприятий.
Читать PDF
169.52 кб

"фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"

Туаева А. Г.
Читать PDF
57.98 кб

Оценочные аспекты реформирования жилищно'коммунального хозяйства

Рутгайзер В. М.
Читать PDF
212.92 кб

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Иркутской области

Высотина Л. Л.
Читать PDF
549.39 кб

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Иркутской области

Высотина Л. Л.
Читать PDF
179.75 кб

Реформа системы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Бовыкина Маина Федоровна, Ковалева Наталия Владимировна
В статье рассмотрены основные проблемы реформы системы управления жилищно-коммунальным сектором больших городов.
Читать PDF
204.53 кб

Реформы жилищно!коммунального хозяйства, проблемы и пути их решения

Петров Ю. М.
Читать PDF
190.31 кб

Правовые аспекты реформы жилищного хозяйства и коммунального сектора

Ракитский А.
Читать PDF
449.76 кб

О ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Брянской области

Сувеев Д.С.
Автор рассматривает ход реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства Брянской области. На основе статистического материала анализируются промежуточные результаты по основным направлениям реформирования.