РИМСКОЕ ПРАВО

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Право римское
юридическая система, установленная нравами и обычаями предков. Оно достигло кульминации своего развития в эпоху Империи: это была целая система отступлений, поправок, исключений, расширительных или ограничительных истолкований; эта система постепенно обновлялась, уступая в своем практическом применении неотступным потребностям движения вперед.
 
 

Источник: Словарь по римскому праву

РИМСКОЕ ПРАВО
наиболее развитая система рабовладельческого права, сложившаяся в Древнем Риме. Юристы Рима делили право на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum): первое относится « к положению римского государства», второе «к выгоде отдельных лиц». Римское право отличается высоким уровнем юридической техники: точность и простота определений, логичность аргументации и формулировок и др.
 

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Римское право
(jus Romanorum) — правовая система, сложившаяся в Древнем Риме, и ставшая основой для национальных правовых систем большинства государств континентальной Европы; правовой порядок, существовавший в римском государстве с 753 г. до н. э. (год основания Рима) до 565 г. н.э. (кончина византийского императора Юстиниана, при котором была произведена официальная систематизация всего римского законодательства) . — См. также: «Римское право как учебная дисциплина», «Предмет учебного курса римского права».

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

РИМСКОЕ ПРАВО
право Древнего Рима -наиболее развитая правовая система древности. Разделялось на частное право и публичное право. Частное Р.п. содержало разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав, обязательств и являлось классическим правом общества, основанного на частной собственности и развитом товарном обороте. Развитие классического Р.п. завершило создание Свода Юстиниана (VI в.). Р.п. послужило основой для создания романо-германской системы права (к которой принадлежит и РФ), в той или иной мере повлияло на развитие всех других современных правовых систем.

Источник: Большой юридический словарь

Римское право
право Древнего Рима - наиболее развитая правовая система раннего общества. Римские юристы различали право публичное и частное. Римское право частное пережило само Римское государство и сыграло значительную роль в развитии гражданского права в Средние века и в последующее время. Имела место так называемая рецепция римского права, прямое заимствование институтов и принципов римского права частного при разработке гражданских кодексов. Рецепция римского частного права, прежде всего, имела место в отношении принципов, институтов права собственности и договоров (например, принцип формального равенства в области частного права всех свободных лиц, признание основных имущественных прав за пилигримами, т.е. иностранцами, принцип свободы хозяйственного самоопределения и др.). Достоянием римского частного права является высокий уровень законодательной техники и стилистики. Такие понятия и термины, как титул, бесхозная вещь, приобретение права собственности и давность владения, главная вещь и принадлежность главной вещи, как объекты гражданских правоотношений и многие другие навсегда вошли в законодательство и юридическую лексику, став атрибутом общечеловеческой правовой культуры.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

РИМСКОЕ ПРАВО
правовая система, сложившаяся в Древнем Риме. Определение круга институтов, входящих в понятие Р.п., основывается на представлениях самих римлян. Они рассматривали правовую систему в синкретичном единстве, выделяя различные аспекты юридических институтов в зависимости от той социальной роли, в которой выступали субъекты правоотношений, и от того, какой общественный авторитет обеспечивал нормативный характер типичных связей между людьми. Первоначально понятие право охватывало все нормы поведения, обеспеченные общественным представлением о должном и правильном. Нормы могли быть выражены в виде закона, но большей частью возводились к авторитету предков. Становление гражданской общины, одним из факторов которого было установление республики, сосредоточило законодательную власть в руках самого народа — организованного войска, представлявшего общину в целом. Постановление народа, определявшее нормы поведения, требовало всеобщего волеизъявления и распространялось на всех римлян: закону подчинялись, чтобы быть римлянином. Это нормотворчество (начиная с Законов XII таблиц) конституировало общность нового качества — гражданскую общину так что каждый участник этого целого стал гражданином — с т а . Право римлян как граждан, установленное римским народом для самого себя, — гражданское право — обеспечивало каждому социальное признание в качестве гражданина, которого отличает личная свобода, политическое участие, право апелляции к народному собранию. Эта нормативная система включала правила нормообразова- ния, религиозные порядки, ритуалы, режим деятельности общенародных органов управления — сената и магистратур, формы судебной защиты правомерных притязаний, принципы отношений с иностранцами (перегринами), правила перемены статуса лиц, нормы определения римского гражданства и заключения брака, устойчивые формы имущественных отношений между гражданами как при их жизни (вещное и обязательственное право), так и после смерти (наследственное право). В начале 2 в. д о н.э. знатоки права предпринимали попытки систематического осмысления всего нормативного опыта своего народа. В конце 2 в. до н.э. Квинт Муций Сце- вола написал первое упорядоченное изложение римского права — «1из см1е», что ознаменовало, по существу, возникновение европейской юридической науки. На языке современных юридических дисциплин эту сферу можно описать как частное (гражданское) и коммерческое (торговое) право, а также гражданский процесс. Самостоятельное значение получают понти- фикальное и авгуральное право, относившееся к религиозным порядкам и публичной власти, право магистратов, а с выделением уголовного судопроизводств а — и уголовное право. Центральное и автономное положение участника гражданско-правового общения выразилось в Р.п. в принципе частной инициативы в установлении судебного процесса, самостоятельном сборе доказательств и ведении защиты (диспозитив- ности); даже тяжкие правонарушения (преступления) сначала преследовались без вмешательства публичной власти. Право на судебную защиту стало полем интерпре- таторской деятельности римских юристов и правотворчества высших судебных магистратов — преторов (с 367 до н.э.). Претор специализировался на судопроизводстве, он мог предоставить защиту в тех случаях, когда право не предусматривало, или отказать в иске, который формально следовал лицу по праву. Правотворчество претора фиксировалось в преторском эдикте, он оставался в силе один год, пока претор находился в должности, но постепенно выработалась преемственность эдиктов и на этой основе возникла особая правовая система — право магистратов, или преторское право. Уже ко 2 в. н.э. преторское право мыслится как один из аспектов цивильного права и становится объектом постоянной комментаторской работы знатоков. Анализируя казус за казусом с позиций соответствия устойчивым нормам права и представлениям о добре и справедливости, римские юристы разработали разнообразные формы удовлетворения и согласования индивидуальных интересов, выработали практически всевозможные правовые институты и создали особый язык права. Римская юриспруденция в разработке правовой системы ориентировалась на принципы взаимного признания субъектов гражданского оборота, исключительности контроля каждого лица над его имуществом, эквивалентности предоставлений при обмене товарами и услугами, свободы волеопределения в соответствии с мерой допущенного поведения, установившейся в обществе. Эта методологическая установка делала Р.п. открытым для других народов, которые постепенно попадали в сферу политического влияния Рима. Многие римские правовые принципы и формы стали мыслиться как общие всем народам, как универсальные и данные самой природой и в таком виде систематизировались и конкретизировались римской правовой наукой. В начале нашей эры Р.п. стало основной правовой системой Средиземноморья. Достижения этой правовой культуры были зафиксированы в ходе кодификации права, произведенной византийским императором Юстинианом в 529—534. В 16 в. тексты кодификации получили название Свод Гражданского права (Согриз 1ипз СмИз), что надолго определило соответствующее понимание Р.п. См. Корпус юрис цивилис. Вторичное открытие Р.п. в Европе (см. Рецепция римского права) заложило традицию романистики — е г о научного изучения. Р.п. в качестве действующего отождествлялось с текстами Корпус юрис цивилис. Авторитет гуманистического направления в романистике 16—17 вв., развивавшего принципы исторического подхода к Р.п. и исторической школы права, сохранялся до начала 20 в., когда с вступлением в силу Германского Гражданского Уложения Р.п. стало представлять интерес не как действующее право, а как объект исторического изучения. Переход к национальным правовым системам и юридическому языку стимулировал критическое отношение к текстам Р.п., которые за их многовековую историю подверглись значительной переработке. В поисках классического канона — некоей совершенной системы, искаженной в ходе переработки и адаптации к условиям поздней античности, — романисты начала 20 в. воспроизводили методологический подход к Р.п. как к писаному разуму (гаНо зспрга), господствовавший в эпоху Возрождения. Все положения, нарушавшие стройность системы, считались позднейшими вставками — интерполяциями, выполненными как при составлении кодификации Юстиниана, так и до нее. В те годы некоторые ведущие романисты Италии и Германии пытались защищать классическое наследие от безудержной критики, но их усилия были напрасны. Только в 60-е гг. 20 в. ученые пришли к выводу, что римские юристы обладали значительной автономией суждений и смысловые расхождения в д о шедших до нас текстах суть не что иное, как отражение живых споров по правовым вопросам, которые пронизывают всю историю римской юриспруденции. Новое понимание гражданского права как права, по которому возможны и существуют разногласия среди знатоков, вело не только к признанию подлинности подавляющего большинства текстов римских юристов, но и к адекватному методу исторического изучения Р.п. Эта методология обладает значительным потенциалом и весьма значима для преподавания Р.п. и юридического образования в целом. Р.п. — не только основа современных правовых систем, но и ценнейший опыт правового развития с присущими ему реальными трудностями, противоречиями и достижениями, зафиксированный на протяжении уникально длительного отрезка времени в рамках единого политического образования. Римское частное право остается основой юридического образования, изучается во всем мире как основа для понимания центральных отраслей права и сравнительного правоведения, становления юридического языка и юридического мышления.

Источник: Юридическая энциклопедия

РИМСКОЕ ПРАВО
право Древнего Рима – наиболее развитая система права рабовладельческого общества (см. Рабовладельческое право).
Римские юристы различали право публичное (ius publicum) и право частное (ius privatum) (о-публичном и частном праве см. в статье Система права). Судьба той и другой отрасли Р. п. оказалась в дальнейшем неодинаковой. Римское публичное право не пережило Римского- государства; лишь некоторые термины публичного права (как-то: император, сенат, консул и др.) встречаются в дальнейшей истории, но с другим содержанием. Наоборот, римское частное право сыграло весьма значительную роль в развитии гражданского права в средние века и в новое время. Римское частное право легло в основу законодательства многих западноевропейских государств, которые или прямо заимствовали римские правовые понятия и институты (см. Рецепция римского права), или приняли принципы Р. п. за образцы при разработке кодексов нового времени (особенно в отношении права собственности и договорного права). Выработанные римскими юристами понятия, отличавшиеся точностью формулировок, четкостью выводов, легли в основу научной разработки буржуазного гражданского права.
В 5–3 вв. до н. э. Рим – город перерастает в большое Римское государство. В огромных размерах развивается рабство, являющееся основой всего производства. Совершился переход от земледельческой общины с натуральным хозяйством к жизни морской торговой державы со сложными экономическими отношениями и резкими противоречиями богатства и нищеты. Верхушка рабовладельческого класса сосредоточила в своих руках огромные земельные владения (латифундии) и, пользуясь рабочей силой беспощадно эксплуатируемых рабов, сделала невозможной конкуренцию с нею мелких и средних крестьян, которых к тому же разоряли тяготы непрерывных войн. Происходит обезземеливание крестьянства. Наряду с крупными землевладельцами в рабовладельческой среде образовался слой крупных торговцев, откупщиков и ростовщиков, эксплуатировавших беднейшее население. Все это приводило к тому, что наряду с рабами образовались массы свободных неимущих («пролетариев» в древнеримском смысле). Между самими рабовладельцами – землевладельцами и торговцами – также все больше проявлялись противоречия.
Р. п. всемерно защищало классовые интересы рабовладельцев, обеспечивало им господствующее положение в органах Римского государства. В республиканский период римской истории органами государственной власти были народные собрания (комиции), сенат (см.) и выборные высшие должностные лица – магистраты (см. Магистратура). Через народные собрания богачи-рабовладельцы осуществляли верховную власть. К концу республики народные собрания вообще стали изживать себя. Наибольшее влияние на государственные дела получил сенат, являвшийся органом крупных землевладельцев. Выборные должности магистратов (консул, претор, цензор и др.), имевших значительную власть и большое влияние, замещались исключительно представителями высшего слоя рабовладельцев – патрициями и богатыми плебеями. Государственные должности являлись безвозмездными, что преграждало доступ к ним неимущему населению. К 1 в. до н. э. противоречия в рабовладельческом обществе Римской республики чрезвычайно обострились, усилились восстания рабов, крупнейшим из которых являлась революция рабов под руководством Спартака (74–71 гг. до н.э.). Господствующий класс почувствовал себя в опасности и, чтобы сохранить свое привилегированное положение, перешел к диктатуре, а затем к империи.
О государственном праве периода империи Энгельс указывал, что римские юристы создали самое гнусное государственное право, которое когда-либо существовало.
Содержание римского частного права (римского права в узком смысле) как гражданского права рабовладельческого общества характеризуется прежде всего отношениями рабозладельиескои эксплуатации, противоположностью неограниченной власти рабовладельцев и полного бесправия рабов, которых рабовладелец мог продать, купить, убить. Развитие торговли привело к установлению принципа формального равенства в области частного права всех свободных лиц. Этот принцип явился результатом долгого развития. Исходным положением Р. п. было то, что только римский гражданин (civis romanus) является вполне правоспособным лицом; всякий чужеземец, т. е. не член римской общины, – враг и не пользуется защитой закона. В древнейшую эпоху его можно было безнаказанно убить или обратить в рабство. По мере развития довольно оживленной торговли с другими общинами и государствами такое бесправное положение чужеземцев сохраниться не могло. Стали признаваться основные имущественные права и за Перегринами, т. е. чужеземцами, жившими на римской территории. Применительно к этой части населения сложилась специальная система норм, материалом для которой послужили отчасти нормы исконного Р. п., отчасти нормы, заимствованные из права других государств, с которыми римские граждане имели деловые сношения (в особенности из греческого права). Так сложилась система «права народов» (ius gentium). В результате этого и возникло явившееся для своего времени прогрессивным начало формального равенства всех свободных людей. «У греков и римлян, – писал Энгельс, – неравенства между людьми играли гораздо большую роль, чем равенство их в каком бы то ни было отношении... Под властью Римской империи все эти различия мало-помалу стерлись, за исключением различия между свободным и рабом; таким образом возникло, по крайней мере для свободных, то равенство частных лиц, на почве которого развилось римское право...» (Анти-Дюринг, 1950, стр.97). Под влиянием философии стоиков сложилась филоеофско-правовая концепция некоего идеального естественного права (ius naturale).
Римское частное право характеризуется индивидуалистическим началом; в нем доведен до логических пределов принцип наибольшей свободы хозяйственного самоопределения. Этот принцип имел реальное значение только для господствующих классов и являлся лишь чисто формальной свободой для эксплуатируемого, неимущего, хотя бы формально свободного, населения. На рабов он, конечно, не распространялся.
Особенностью правообразования в Риме было правовое регулирование складывавшихся производственных отношений в основном не в порядке законодательства, а путем научной работы юристов и деятельности римских магистратов по разрешению споров между частными лицами (iurisdictio). Так постепенно изменялось Р. п. без ломки его формы. Законодательные акты республиканского Рима сводятся к памятнику древнейшей эпохи – законам двенадцати таблиц (см.) и сравнительно ограниченному числу законов (leges) по отдельным специальным вопросам. Только в императорскую эпоху законодательная деятельность усилилась. Основное богатство римского частного права заключается в казуистике римских юристов, понимаемой не в смысле «крючкотворства», а в значении конкретизации основных положений права. Р. п. развивалось на почве обсуждения и разрешения конкретных дел – казусов, и это обеспечивало его жизненность и полное соответствие интересам господствующего класса. Наряду с этим римское частное право являлось в основе правом судебным. Судебные магистраты и в особенности преторы имели право издавать эдикты (см.). Содержанием эдиктов были гл. обр. те правила, которых предполагал, а позднее обязывался придерживаться претор в течение своего должностного года.
Римские юристы пользовались вообще большим авторитетом и общественным значением. Начиная с Августа, императоры стали предоставлять выдающимся юристам право давать официальные консультации, причем их заключения (responsa prudentium) получали обязательную силу.
Из отдельных выдающихся юристов Лабеон и Ка-питон (1 в. н. э.) положили начало двум школам, или направлениям, юридической мысли Рима. Ближайшим учеником Лабеона был Прокул, по имени которого эта школа получила название прокулианской; учеником Капиггона был Сабин, по имени которого эта, вторая школа получила название сабинианской. Среди прокулианцев выделялись два Цельзя (отец и сын); среди сабинианцев – Сальвий Юлиан Гай (получивший большую известность своим учебником Р. п. – Институциями, дошедшими до нас). Во 2 в. виднейшим юристом являлся Помпоний. Но самыми выдающимися юристами в конце 2 – начале 3 вв. являлись Папиниан, Павел, Ульпиан. Последним классическим римским юристом был Модестин (первая половина 3 в.).
При римском императоре Юстиниане I была проведена в 528–34 гг. кодификация Р. п., составившая 3 сборника, которым была придана сила закона: Институции, Дигесты (см.) и Кодекс – сборник императорских законов (см. Конституции императорские).
Впоследствии (около 565 г.) к этим сборникам был присоединен четвертый сборник – Новеллы (см.). Лишь в 12 в. эти отдельные сборники юстиниановой кодификации были окончательно объединены под. названием Corpus iuris civilis (см.).
Римское частное право – право рабовладельческого общества, основанное на праве частной собственности рабовладельцев. Этот институт получил в Риме большое развитие. К. Маркс указывал: «Римляне, собственно, впервые разработали право-частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, стр. 635). Эта правовая форма отвечала запросам рабовладельческого общества–дать рабовладельцу возможно более широкие права на землю и рабов. Римская регламентация права собственности (в отличие от регламентации собственности феодального и капиталистического общества) характеризуется тем,, что существенных различий между правом собственности на движимое и недвижимое имущество в Риме не проводилось.
Наряду с правом собственности очень подробную и технически развитую регламентацию получило в римском праве обязательственное право, особенно договор (contractus). В Р. п. установлены определенные замкнутые категории договоров, причем: из каждого договора вытекают специальные, носящие особые названия иски (actiones). Разработкой договорного права римские юристы удовлетворили потребность развивавшегося с начала нашей эры торгового и вообще делового оборота. Римское учение о договоре во многом сохраняло значение для буржуазного права (см.).
Право частной собственности находило в Риме свое завершение в наследственном праве. Р. п. знало наследование по завещанию и по закону. Р. п. проводило принцип свободы завещательных распоряжений. Однако свобода завещаний не была неограниченной: некоторых близких родственников завещатель не мог, без особых для того оснований, лишить наследства. Наследование по закону в древнейшем1 праве, нашедшем отображение в законах двенадцати таблиц, было построено на началах агнатского родства (agnatio), т. е. родства, основанного на подчинении известного круга лиц общей власти домовла-дыки (paterfamilias). По мере развития хозяйственной и общественной жизни власть домовладыки стала ослабевать, а агнатское родство уступать место кровному – когнатскому родству (cognatio). Преимущественные права на наследство кровных родственников, когнатов, были признаны (хотя и не в полной мере) преторским эдиктом; окончательно принцип кровного родства победил лишь в Юстиниановом законодательстве.
Круг уголовных преступлений в Риме включал в. себя прежде всего посягательства на интересы рабовладельческого государства. В законе не всегда указывалось, какое наказание может быть назначено за преступление; этот вопрос нередко решался по усмотрению должностных лиц, позднее его решение зачастую зависело от императора. Вообще Р. п. характеризовалось жесточайшим произволом высших должностных лиц и бесправием не только рабов, но и всех «низших» слоев свободного населения.

Источник: Советский юридический словарь

РИМСКОЕ ПРАВО
право Древнего Рима - наиболее развитая система права древности, послужившая основой для современной континентальной системы права, к которой принадлежит и РФ.
Римские юристы различали публичное право (лат. jus publicum) и частное право (лат. jus privatum). Первое относится "к положению римского государства", второе - "к выгоде отдельных лиц" (по определению юриста Доминиция Ульпиана, III в.). Публичное право не пережило Римского государства, но следует говорить о преемственности ряда базовых принципов республиканского периода: постоянный парламент (каким был римский сенат), система "сдержек и противовесов", выборность и подотчетность должностных лиц перед народом, парламентом и судом, участие народа в решении важнейших государственных дел. Выдающуюся роль сыграло римское частное право. Оно легло в основу законодательства многих западноевропейских государств, которые или прямо заимствовали римские правовые понятия и институты (см. Рецепция римского права), или приняли принципы Р.п. за образцы при разработке кодексов нового времени (особенно в отношении права собственности и договорного права). Выработанные римскими юристами понятия, отличавшиеся точностью формулировок, четкостью выводов, легли в основу научной разработки современного гражданского права.
Исходным положением Р.п. было то, что только римский гражданин (лат. civis romanus) является вполне правоспособным лицом: всякий чужеземец, т.е. не член римской общины, - враг и не пользуется защитой закона. По мере развития довольно оживленной торговли с другими общинами и государствами такое бесправное положение чужеземцев сохраниться не могло. Стали признаваться основные имущественные права и за перегринами, т.е. чужеземцами, жившими на римской территории. Применительно к этой части населения сложилась специальная система норм, материалом для которой послужили отчасти нормы исконного Р.п., отчасти нормы, заимствованные из права других государств (финикийского, египетского и особенно греческого права). Эта система получила название "права народов" (лат. jus gentium). К "праву народов" римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение рабов на волю, поскольку они знали, что и то и другое не является собственно римским институтом, а также и такие гражданские правоотношения, как разделение имущества, учреждение торговли, купли-продажи, найма, обязательства, за исключением тех, которые были введены собственно Р.п. В результате этого и утвердился прогрессивный для того времени принцип формального равенства всех свободных людей. Под влиянием философии стоиков сложилась концепция идеального естественного права (лат. jus naturale).
Р.п. характеризуется индивидуалистическим началом; в нем доведен до логических пределов принцип наибольшей свободы хозяйственного самоопределения.
Особенностью правообразования в Древнем Риме было регулирование новых общественных отношений в основном не в порядке законодательства, а путем научной работы юристов и деятельности римских магистратов по разрешению споров между частными лицами (лат. jurisdictio). Так постепенно изменялось Р.п. без ломки его формы. Законодательные акты республиканского Рима сводятся к памятнику древнейшей эпохи - двенадцати таблиц законам и сравнительно ограниченному числу законов (лат. legos) по отдельным специальным вопросам. Только в императорскую эпоху законодательная деятельность активизировалась. Основное богатство Р.п. заключается в казуистике римских юристов, занимавшихся конкретизацией базовых положений права на почве обсуждения и разрешения конкретных дел - казусов, что обеспечивало его жизненность. Наряду с этим Р.п. являлось в основе правом судебным. Судебные магистраты и в особенности преторы имели право издавать эдикты - программу деятельности этих магистратов, объявляемую (с кафедры на собрании) при вступлении в должность. Содержанием эдиктов были те правила, которых предполагал, а позднее обязывался придерживаться претор в течение своего должностного года. Опубликованные эдикты пересматривались и дополнялись следующим претором. Со времен Адриана существовали неизменные эдикты (лат. edictum perpetuum). В совокупности нормы преторских эдиктов образовали преторское право.
Римские юристы пользовались большим авторитетом. Начиная с Августа, императоры стали предоставлять выдающимся юристам право давать официальные консультации, причем их заключения (лат. responsa prudentium) получали обязательную силу. Лабеон и Капитон (I в. н.э.) положили начало двум школам, или направлениям, юридической мысли Рима. Ближайшим учеником Лабеона был Прокул, по имени которого эта школа получила название прокулианской: учеником Капитона был Сабин, по имени которого вторая школа получила название сабинианской. Среди прокулианцев выделялись два Цельзя (отец и сын); среди сабинианцев - Сальвий Юлиан Гай (получивший большую известность своим учебником Р.п. - Институциями, дошедшими до нас). Во II в. виднейшим юристом являлся Помпоний. Но самыми выдающимися юристами в конце II - начале III в. являлись Папиниан, Павел, Ульпиан. Последним классическим римским юристом был Модестин (первая половина III в.).
Всеобъемлющая систематизация Р.п. была произведена уже после падения Римской империи. При византийском императоре Юстиниане I в 528-534 гг. Р.п. составило 3 сборника, которым была придана сила закона: Институции, Дигесты и Кодекс - сборник императорских законов. Впоследствии (около 565 г.) к этим сборникам был присоединен четвертый - Новеллы. В XII в. эти отдельные сборники юстиниановой кодификации были окончательно объединены под названием Свода гражданского права (лат. Corpus juris civilis) (см. Свод Юстиниана).
Институт права частной собственности, впервые разработанный римскими юристами, получил в Древнем Риме большое развитие. Определение права собственности как практически абсолютного права пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором и правом, было заимствовано впоследствии большинством гражданско-правовых кодификаций. Особой формой ограничения права собственности по Р.п. являлся сервитут, т.е. "право на чужую вещь". Римская регламентация права собственности (в отличие от регламентации собственности в феодальном и современном праве) характеризуется тем, что существенных различий между правом собственности на движимое и недвижимое имущество не проводилось.
Право частной собственности находило в Риме свое завершение в наследственном праве. Р.п. знало наследование по завещанию и по закону. Ульпиан определял завещание как правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти. Р.п. проводило принцип свободы завещательных распоряжений. Однако свобода завещаний не была неограниченной: некоторых близких родственников завещатель не мог, без особых для того оснований, лишить наследства. Наследование по закону в древнейшем праве, нашедшем отображение в законах 12 таблиц, было построено на началах агнатского родства (лат. agnatio), т.е. родства, основанного на подчинении известного круга лиц общей власти домовладыки (лат. paterfamilias). По мере развития хозяйственной и общественной жизни власть домовладыки стала ослабевать, а агнатское родство уступило место кровному - когнатскому родству (лат. cognatio). Преимущественные права на наследство кровных родственников (когнатов) были признаны (хотя и не в полной мере) преторским эдиктом; окончательно принцип кровного родства победил лишь в Юстиниановом законодательстве.
Наряду с правом собственности очень подробную и технически развитую регламентацию получило в Р.п. обязательственное право, особенно договор (лат. contractus). В Р.п. установлены определенные замкнутые категории договоров, причем из каждого договора вытекают специальные, носящие особые названия иски (лат. actiones). Исторически первую группу составляли вербальные (словесные) контракты, затем появились литеральные (письменные) договоры, еще позднее произошло выделение (уже не по формальному, а по сущностному признаку) реальных и консенсуальных контрактов. Глубокую теоретическую проработку получили вопросы о предмете и содержании обязательства, пороках соглашения, перемене лиц в обязательстве, средствах обеспечения обязательства. Римское учение о договоре во многом сохраняет значение для современного гражданского права.
В Р.п. также сложились и были развиты такие важнейшие правовые институты и понятия, как правоспособность, юридическое лицо, давность, гражданство и т.д.
Значение римского уголовного права не столь велико. Заслугой римских юристов является провозглашение принципа "нет преступления, проступка, нет наказания и взыскания без закона" (лат. nullum crimen, nullum poena sine lege). Однако в законе не всегда указывалось, какое наказание может быть назначено за преступление; этот вопрос нередко решался по усмотрению должностных лиц, позднее его решение зачастую зависело от императора.
Никакой кодификации римского уголовного права не существовало. Оно складывалось из массы законов, включая законы 12 таблиц, из постановлений народных собраний и сената.
Наибольшее внимание римский законодатель уделял преступлениям против государства (измена, "оскорбление величия римского народа") и порядка управления (взяточничество, присвоение казенных денег, хищение государственного имущества и т.п.). Виновные в этих преступлениях наказывались по преимуществу смертной казнью, ссылкой. Сами наказания носили сословный характер: за одно и то же преступление, например намеренное повреждение межи, рабы ссылались на верную смерть в рудники, члены низших сословий приговаривались к каторжным работам, нобили и всадники отделывались штрафом или ссылкой. В случаях осуждения к смертной казни знатных и солдат казнили мечом, незнатным угрожало сожжение, закапывание живыми в землю, разрывание телегами и пр. Рабов распинали на крестах.
В теории римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное преступление, подстрекательство, соучастие и пр. Неосторожное убийство, как и неосторожный поджог, влекло по общему правилу меньшее наказание, меньшую ответственность по сравнению с теми же действиями, совершенными по злому умыслу.
Древнейшей формой римского судебного процесса по частным искам был легисакционный процесс (лат. legis actiones - иски, основанные на законе). Он состоял из двух стадий: первая называлась in jure и была строго формальной, вторая - in judicis - отличалась свободной процедурой. Для судебного действия, безусловно, требовалось личное присутствие истца и ответчика; любое препятствие к таковому не только прекращало ход разбирательства, но и вообще исключало продолжение разбора дела. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум (площадь в Риме) к магистрату, которого впоследствии для данных случаев заменил претор. Здесь после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде "залога правоты". Проигрыш дела вел к проигрышу залога. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору. Смысл этого процесса заключался в том, что юридический предмет спора формулировала не сторона, заявлявшая исковое требование, а претор. Истец и ответчик излагали дело перед магистратом в любых выражениях, принимая во внимание прежде всего свой действительный интерес и реальные обстоятельства, а не то, что предполагалось по аналогичному случаю требованиями древнего права. Претор уяснял юридическую сущность спора и излагал ее в специальной записке, адресованной судье (лат. formula). Предписания формулы были основаны не на законе, а на фактически правотворческих полномочиях претора.
Уголовные дела рассматривались в магистратно-комициальном процессе, который велся высшим магистратом с участием народного собрания в качестве обязательной апелляционной инстанции. В правовом отношении судебное решение, принятое в ходе такого разбирательства, опиралось на верховные публично-правовые полномочия римского народа. В этой форме велись дела по наиболее важным преступлениям, совершенным римскими гражданами, в особенности тем, которые предполагали в качестве наказания смертную казнь. Магистратно-комициальный процесс имел несколько обязательных стадий: приглашение к суду, выяснение обстоятельств содеянного, приговор магистрата, обращение к общинному суду за утверждением приговора, решение народного собрания; все стадии проходили в точно регламентированных процедурах. Позднее апелляцию к народу заменило право обжалования магистратского (судейского) приговора монарху как главе государства.
Другой формой уголовного процесса был магистратский публичный процесс, который велся единолично уполномоченным должностным лицом (курульным магистратом). В этой форме велись дела по воинским преступлениям; рассматривались обвинения против женщин-римлянок (если это не находилось в пределах административно-полицейских полномочий эдила), против неримских граждан, рабов, а также (в период феодализации) сословно неполноправных лиц. При рассмотрении дел единолично магистратом допускалась только самозащита обвиняемого, порядок разбора дела не регулировался никакими формальными процедурами.
В императорский период народные собрания, бывшие со времен Ромула главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях, лишаются этого права. Другая перемена состояла в том, что место коллегиальных судов периода Республики - децемвиров (десяти) и центумвиров (сотни) заняли единоличные судьи, назначаемые и смещаемые императорской администрацией. Таким образом, судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники. Суд и администрация сделались неотделимыми. Помимо этого, римский суд времен Империи стал строго сословным. Лица, принадлежащие к высшим сословиям империи, судились самим императором. Чиновник имел привилегию судиться в суде его собственного начальника. Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам же выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины стала пытка. Вместо открытого, публичного рассмотрения судебных дел, как это происходило во время Республики, установилась строгая тайна судопроизводства.
В силу исключительной роли, которую сыграло Р.п. в развитии юридической мысли и практики, оно продолжает изучаться в качестве самостоятельной дисциплины в юридических вузах РФ и зарубежных стран. В этом смысле под Р.п. можно также понимать соответствующий учебный курс.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
291.39 кб

Римский эмфитевзис как вещное право

Гарбовский А. И., Щенникова Л. В.
«Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации» предполагает совершенствование системы вещных прав, и в первую очередь прав на земельные участки.
Читать PDF
80.07 кб

Римский конгресс: к истокам правовой мысли

Личичан Олег Петрович
Читать PDF
461.31 кб

Злоупотребление правом (шикана) и римское право

Коршакова Катарина Викторовна
Статья посвящена исследованию теории злоупотребления правом.
Читать PDF
105.64 мб

Римская доктрина как форма права в правовых системах СНГ

Чашин Александр Николаевич
В статье рассматривается феномен применения российскими, украинскими и армянскими судебными органами отдельных общеизвестных норм римского права, не нашедших закрепления в национальных системах законодательства.
Читать PDF
97.29 кб

Вещное и обязательственное право в римском и российском праве

Иванов Алексей Алексеевич, Матиенко Татьяна Львовна
Рассматриваются особенности вещного и обязательственного права в римском и российском праве.
Читать PDF
269.22 кб

Гражданско-правовой статус публичных субъектов в римском праве

Голубцов В. Г.
Исследование посвящено анализу правового положения публичных субъектов в римском гражданском праве.
Читать PDF
241.71 кб

Римские правовые традиции и возрождение правосознания в России

Дехтерева Л. П.
Читать PDF
211.57 кб

Особенности правового положения потребителей в римском классическом праве

Бычко Марина Алексеевна
Нормы, защищающие потребителей, своими корнями восходят к римскому праву, а затем дополняются, видоизменяются и находят свое отражение в современном праве зарубежных стран и российском праве.
Читать PDF
340.54 кб

Сравнительно-правовой анализ основ римского и русского государства и права

Осипов Михаил Юрьевич
Теоретическая основа статьи сравнительно-правовой анализ основ римского и русского права. Показывается, что исторические корни российского права радикально отличаются от исторических корней римского права.
Читать PDF
352.28 кб

Стипуляция в римском праве и вексель в современном гражданско-правовом поле

Шевченко В. С.
Автор проводит параллель между стипуляцией в римском праве и векселем, широко используемым в настоящее время, приходя к выводу о справедливости утверждения, что институт векселя унаследовал типичные черты стипуляции, вербального д
Читать PDF
307.54 кб

Римское право как технико-юридический элемент основы юридического образования

Болдырев Сергей Николаевич
Исследуются проблемы теоретического и практического характера, касающиеся римского права как технико-юридической основы юридического образования, его роль и место в правотворческом, правотолковательном и правореализационном процес
Читать PDF
119.88 кб

Характерные особенности влияния римского права на правовые системы Западной Европы

Габаковска К.
На основе анализа основных ценностей римского права, которые получили отражение и воплощение во многих национальных правовых системах стран Западной Европы, раскрыто характерные особенности формирования соответствующих концепций э
Читать PDF
520.01 кб

Возникновение и развитие гражданской правосубъектности государства по римскому праву

Эмих Максим Викторович
Автор рассматривает проблемы возникновения и динамики развития правосубъектности государства в римском частном праве, выявляет основные черты юридической личности римского государства в частноправовой сфере.
Читать PDF
164.61 кб

Правовые и фактические аспекты possessio в системе римского частного права в I-III вв

Горбунов М. А.
Анализируются правовые и фактические аспекты possessio (владения) в системе римского частного права в I-III вв.
Читать PDF
514.79 кб

Романистика в XX веке: коллоквиумы Центра по изучению римского права и правовых систем

Ульянишев В. Г.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • Обычное римское право

    совокупность неписаных общеобязательных правил поведения, сложившихся в римском обществе в результате их неоднократного и длительного использования, санкционированных и защищаемых государств
  • Римское частное право

    право Древнего Рима - наиболее развитая правовая система раннего общества. Римские юристы различали право публичное и частное. Римское частное право сыграло значительную роль в развитии гражданс
  • Римское семейное право

    собрание правовых положений, регулирующих отношения в римской семье, и прежде всего между мужем и женой, между отцом и лицами «своего права», между попечителем или опекуном и их подопечными. — См.
  • Право по римскому праву

    наука о добром и справедливом. По определению Павла, «право» употребляется в нескольких смыслах: то, что всегда является справедливым и добрым (естественное право); то, что полезно всем или многим
  • РИМСКО-ГОЛЛАНДСКОЕ ПРАВО

    система права, которая существовала в нидерландской провинции Голландия XV- XVIIT вв. Представляла собой смесь переработанного римского права с местными торговыми обычаями. После введения Наполеоно
  • Римское классическое право

    (Свод Юстиниана) — система римского гражданского права, сложившаяся вследствие слияния цивильного, перегринского и преторского права после дарования в 212 г. всему населению империи римского граж
  • Правопорядок в римском праве

    представляет собой выражение общественного сознания и развивается по мере развития сознания, применяясь к изменчивым требованиям.    
  • Право частное в римском праве

    первоначально регламентация взаимоотношений юридическими действиями отдельных лиц; впоследствии – еще при Республике – также всякое право, распространяющееся на личные, семейные, имущественн
  • Право писаное в римском праве

    согласно юстиниановой классификации, с точки зрения источников права, – право, установленное правовой нормой.    
  • Право строгое в римском праве

    в юстиниановой трактовке право, опирающееся на строгое (и даже суровое) толкование предписаний закона.    
  • Правоотношение в римском праве

    отношение, возникающее между активным и пассивным субъектами.    
  • Право цивильное в римском праве

    система права в Древнем Риме, изначально называвшаяся квиритским правом. Название получило от государства-города, что подчеркивало его строго национальный характер. Источником цивильного права
  • Право публичное в римском праве

    первоначально все право, установленное государством и поэтому обязательное для всех; впоследствии его содержание изменялось. При Республике под ним подразумевалось главным образом всякое право
  • Право священное в римском праве

    комплекс правовых принципов и институтов, касающихся религиозного культа.