РОССИЙСКИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИК

Найдено 1 определение
РОССИЙСКИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИК
понятие, вошедшее в обиход после распада СССР и постепенно приобретающее конституционно-правовые характеристики. В последнее время Президент РФ, Государственная Дума (ГД), Правительство РФ издали ряд документов, направленных на поддержку Р. с. и российской диаспоры в зарубежных странах. Эта задача стала особенно актуальной потому, что за пределами РФ после упразднения СССР осталось примерно 25 млн. русских, большое число лиц, относящихся к другим титульным нациям в РФ, а также иных лиц, для которых русский язык является родным и связи с Россией имеют важное значение.
8 декабря 1995 г. ГД приняла Декларацию о поддержке российской диаспоры и о покровительстве Р. с., в которой говорится, что Российская Федерация "рассматривает как российских соотечественников всех выходцев из Союза ССР и России и их прямых потомков независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являющихся гражданами Российской Федерации и заявивших явным образом о своей духовной или культурно-этнической связи с Российской Федерацией или любым из субъектов Российской Федерации и подтвердивших эту связь".
В РФ принят ФЗ от 5 марта 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Он исходит из того, что: РФ - правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР; институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности российской государственности; отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики РФ; защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами; соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку РФ в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности; советы (комиссии) соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах государственной власти РФ и субъектов РФ; деятельность РФ в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ с учетом законодательства государств проживания соотечественников.
Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Под понятием "соотечественники за рубежом" по данному ФЗ подразумеваются: граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства. Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.
Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, состоявшими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников должно быть актом свободного выбора. Принадлежность к соотечественникам подтверждается специальным документом (свидетельством) установленного Правительством РФ образца.
Цели государственной политики РФ в отношении соотечественников заключаются в оказании им государственной поддержки и помощи в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе права:
1. свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал;
2. устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с РФ, получать информацию из РФ;
3. создавать национально-культурные автономии, общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;
4. участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
5. участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и РФ;
6. осуществлять свободный выбор места жительства или права на возвращение в РФ.
Соотечественники - граждане РФ, проживающие за границей, имеют такие же права, как и граждане РФ, проживающие в РФ, реализуемые с учетом специфики их проживания за рубежом. Отношения с иными соотечественниками строятся с учетом обладания ими гражданством других государств или состояния безгражданства, РФ оказывает различную поддержку этим категориям лиц в рамках законов. Во время пребывания на территории РФ соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти РФ предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников.
Органы государственной власти РФ и субъектов РФ стимулируют сотрудничество российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских организаций независимо от форм собственности с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством РФ и законодательством иностранных государств.
Указанные органы государственной власти могут оказывать в социальной области поддержку социально незащищенным категориям соотечественников на основании международных договоров РФ и в соответствии с законодательством РФ. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
1.37 мб

Проблема переселения соотечественников в Российскую Федерацию

Мамонтова Эльвира Александровна, Дмитриевцева Александра Александровна
Статья посвящена изучению проблемы переселения соотечественников в Российскую Федерацию.
Читать PDF
34.49 мб

К вопросу о переселении соотечественников в Российскую Федерацию

Прудников А.С., Яковлев В.А.
Вопрос о переселении соотечественников в Россию анализируется с позиции влияния условий становления государственной политики в этой сфере.
Читать PDF
27.54 мб

Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом

Харламов С.О., Ломакин В.В.
Рассматриваются вопросы регулирования правового статуса соотечественников в Российской Федерации, а так же их адаптации на территории Российской Федерации.
Читать PDF
177.20 кб

Переселенческая политика соотечественников на Российский Дальний Восток: прорыв или провал?

Пискунов Сергей Александрович
В статье анализируется политика переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на Дальний Восток в 2007-2009 гг.
Читать PDF
238.62 кб

Российские соотечественники – важнейший hr-ресурс модернизации экономики российской Федерации

Петрушков Михаил Георгиевич
В статье рассматриваются проблемные сюжеты, связанные с торможением предлагаемых вариантов модернизации, оценивается зарубежный опыт, и предлагаются возможные варианты инновационного развития Российской Федерации.
Читать PDF
437.90 кб

Повышение эффективности миграционной политики и взаимодействия с российскими соотечественниками

Абидов Т.М.
Анализируются вопросы создания эффективной системы миграционного регулирования в России. Обозначается необходимость дальнейшего пересмотра и совершенствования нынешней модели миграционной политики.
Читать PDF
138.73 кб

Конституция Российской Федерации и ее роль в реализации и защите прав соотечественников в России

Прудникова Т.А.
Статья представляет собой результат научного обобщения взглядов ученых на особенности конституционно-правового механизма реализации и защиты прав соотечественников за рубежом.
Читать PDF
318.86 кб

Проблемы реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за р

Балашова Т. Н.
На основе подробного анализа проблем реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом автор отмечает, что в данной области остаются существенные пробелы в законодательстве, а принят
Читать PDF
104.85 кб

Потакая режиму Ниязова, российские политики закрывают глаза на дискриминацию соотечественников в Тур

Каменев Сергей
"Известия", М., 2 июня 2003 г.
Читать PDF
23.04 мб

Приобретение гражданства Российской Федерации соотечественниками, проживающими за рубежом: проблемы

Васильев Станислав Александрович, Андриянов Дмитрий Вадимович
Проблема приобретения гражданства соотечественниками, проживающими за рубежом, сохраняет свою актуальность, т.к. нормативное правовое регулирование данной сферы правоотношений до сих пор находится в стадии реформирования.
Читать PDF
342.70 кб

Конституционно-правовые основы политики российской Федерации в отношении соотечественников за рубежо

Лебедева Наталья Викторовна, Огурцов Алексей Юрьевич
В статье проведен комплексный анализ действующего законодательства в области отношений с соотечественниками за рубежом, на основе которого сделан вывод о необходимости не только дальнейшего его совершенствования, но и создания при
Читать PDF
2.38 мб

Правовой механизм предоставления гражданства Российской Федерации соотечественникам, проживающим за

Медведева И.И.
В статье подробно рассматриваются причины, по которым в Российской Федерации государством делается особый акцент на проведении эффективной миграционной политики, связанной в первую очередь с возвратом на свою историческую родину с
Читать PDF
178.39 кб

Экономические аспекты государственной поддержки соотечественников, переселяющихся в Российскую Федер

Кудринская Людмила Александровна
В эпоху проблем снижения рождаемости и постарения населения социально-экономическое благополучие российских регионов во многом зависит от привлечения соотечественников, проживающих за рубежом.