САНКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Найдено 1 определение
САНКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
система принудительных мероприятий военного, экономического и политического характера, применяемых по отношению к государству, нарушающему международные соглашения.
В отличие от системы санкций во внутригосударственном праве, где принуждение осуществляется органами государственного аппарата, С. в м. п. проявляются в особых формах. С. в м. п. могут быть применены государством либо по его собственной инициативе в качестве ответного действия на неправомерные акты (см. Реторсия и Репрессалии), либо по решению полномочной международной организации, вынесенному в соответствии с уставом данной организации.
Созданная после первой мировой войны Лига наций (см.) в ст. 16 своего Устава предусматривала применение против государства, совершившего акт агрессии, двух видов санкций – с применением вооруженных сил и без применения таковых, причем в качестве обязательных предусматривались только экономические санкции, т. е. без использования вооруженных сил. Все члены Лиги обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения, а Совет Лиги уполномачи-вался определить контингента сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых членами Лиги «для поддержания уважения к обязательствам Лиги». За время существования Лиги наций ею было разобрано около 50 международных конфликтов, многие из которых, перерастая в агрессию, требовали немедленного применения санкций со стороны членов Лиги. Однако санкции были применены лишь один раз (против Италии в итало-абиссинской войне), причем были проведены только экономические санкции, да и то не в полном объеме и не всеми государствами.
Империалисты западных держав, проводя политику умиротворения агрессора, стремились всеми средствами не допустить проведения в жизнь ст. 16 Устава Лиги. Серьезнейшим препятствием на путч к применению санкций по Уставу Лиги наций являлось требование единогласия всех членов Ассамблеи или Совета при вынесении ими решений о применении санкций, так как это требование давало возможность заинтересованному члену Лиги тормозить или прямо срывать намечавшиеся решения. Лига оказалась бессильной в принятии мер против агрессивных держав, у которых всегда имелась возможность найти себе пособника в составе членов Лиги. В результате политики правящих кругов Англии, Франции и других капиталистических государств, выразившейся в их отказе от коллективной безопасности, от коллективного отпора агрессорам, в переходе их на позицию невмешательства, гитлеровская Германия развязала вторую мировую войну.
Устав международной организации, созданной после второй мировой войны (см. Организация Объединенных Наций) с целью поддержания международного мира и безопасности, устанавливает применение санкций с использованием вооруженных сил и без использования таковых. Санкции, не связанные с использованием вооруженных сил, могут включать в себя полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41). В случае если эти меры воздействия оказываются недостаточными, то против государства, нарушающего международный мир и безопасность, могут быть применены санкции с использованием вооруженных сил, которые могут включать в себя демонстрации, блокаду, и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42).
Каждая из указанных санкций может быть применена в качестве самостоятельной меры либо в совокупности с одной из них или со всеми вместе.
Совет Безопасности (см.), согласно Уставу ООН, является единственным органом Организации Объединенных Наций, в компетенцию и обязанность которого входит определение существования условий, требующих применения санкций. Только Совет Безопасности может принимать решения о применении санкций. Генеральная Ассамблея обязана передать в Совет Безопасности обсуждаемый ею любой вопрос о поддержании международного мира и безопасности, в случае если по этому вопросу требуется принятие санкций. Когда Совет Безопасности разбирает какой-либо спор или ситуацию, Генеральная Ассамблея не может делать ему рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.
В целях быстрого и эффективного применения санкций с использованием вооруженных сил ст. 43 Устава обязывает членов ООН «предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода». Указанные соглашения должны определять численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи. Переговоры о заключении таких соглашений должны предприниматься Советом Безопасности и заключаться между Советом Безопасности и членами организации. Впредь до вступления в силу этих соглашений и в случае, если Совет Безопасности найдет необходимым, согласно ст. 42 применить санкцию с использованием вооруженных сил, Устав предоставляет право СССР, Китаю, США, Англии и Франции «консультироваться друг с другом и, в случае необходимости, с другими членами Организации с целью таких совместных действий от имени Организации, какие могут оказаться необходимыми для поддержания международного мира и безопасности» (ст. 106). В этих же целях ст. 45 Устава обязывает членов ООН «держать в состоянии немедленной готовности контингента национальных военно-воздушных сил для совместных международных принудительных действий».
Созданный Уставом ООН при Совете Безопасности Военно-штабной комитет «несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, представленными в распоряжение Совета Безопасности» (ст. 47).
Решения Совета Безопасности, устанавливающие наличие фактов, означающих угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, дана рекомендаций и решения о применении международных санкций считаются принятыми, если за них подано 7 голосов членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета (см. Принцип единогласия великих держав).
Грубым нарушением Устава ООН явилось «решение», принятое в июне 1950 г. на заседании Совета Безопасности в отсутствие представителей СССР и Китайской Народной Республики, санкционировавшее американскую интервенцию против корейского народа под видом «международных санкций». Принятие этого «решения» и неоднократные попытки империалистов протащить через Совет Безопасности другие незаконные решения свидетельствуют о том, что империалисты стремятся использовать Совет Безопасности в качестве орудия прикрытия агрессии, подавления национально-освободительной борьбы и закабаления других народов и государств. Однако все эти попытки неизменно наталкивались на решительное сопротивление Советского Союза и стран народной демократии. Верные своей политике мира и укрепления дружественных взаимоотношений между неролами, СССР и страны народной демократии неуклонно разоблачают действия представителей ряда капиталистических стран, направленные на подрыв всеобщего мира и международной безопасности.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
130.79 кб

Понятие и виды экономических санкций в международном праве

Грачева Анна Михайловна
В статье обосновывается необходимость разграничения понятий «экономические санкции» и «контрмеры», предлагаются их авторские определения.
Читать PDF
495.67 кб

О соотношении понятий "санкции" и "принудительные меры" в международном праве

Енин Марк Александрович
В статье анализируется вопрос соотношения терминов «санкции» и «принудительные меры» как базовых понятий института международной ответственности и вводимых по решению Совета Безопасности ООН.
Читать PDF
248.47 кб

Соотношение ответственности и санкций в международном праве: доктринальные подходы

Курдюков Геннадий Иринархович, Кешнер Мария Валерьевна
Анализируются доктринальные подходы по вопросу соотношения международноправовых санкций и международноправовой ответственности, проводится разграничение этих категорий на основе современной международной практики и материалов Коми
Читать PDF
532.36 кб

"санкции" и "меры" в международном праве: проблема нормативного закрепления и толкования

Бородаенко Анна Андреевна
Статья посвящена анализу использования в источниках международного права терминов «санкции» и «меры», вопросам их взаимозаменяемости, синонимичности и правильности восприятия.
Читать PDF
306.81 кб

Коллективные санкции как институционально-правовые меры принуждения в международном праве в отношени

Фаткуллин Ф.Ф., Фазлиев А.А.
В данной статье представлен обзор мнений международников-правоведов по актуальным международно-правовым феноменам, связанным с международно-правовой ответственностью международных организаций.