САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ (Королевство Саудовская Аравия)
государство в Азии, на Аравийском полуострове. Единое государство создано в 1902-1925 гг. в результате объединения аравийских княжеств. Основатель государства - Король Ион Дауд. С сентября 1932 г. государство обрело нынешнее название.
Столица - г. Эр-Риад.
Административное деление: 13 административных округов.
Форма правления - абсолютная теократическая монархия. Глава государства - король, которому принадлежит духовная,законодательная и исполнительная власть.
Писаной конституции нет. Территориальное устройство и управление страной регулируют акты короля, прежде всего 3 Указа от 29 февраля 1992 г. - "Основы системы власти", "Положение о Консультативном совете", "Система территориального устройства".
Указом Короля Фахда 1 марта 1992 г. создан Консультативный совет - Маджлис аш-Шура в составе 61 члена, выполняющий функции экспертного органа. Срок полномочий - 4 года.
Король обладает полномочиями формировать правительство, назначать отдельных министров. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. Король занимает пост премьер-министра, наследный принц - его первый заместитель. В августе 1993 г. королевским декретом утвержден внутренний кодекс правительства, ограничивающий его полномочия четырьмя годами.
Высшим судебным органом является Верховный суд. Верховным судьей является король.
Деятельность политических партий, профсоюзов запрещена. (А. К.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Саудовская Аравия
Королевство Саудовская Аравия Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Юго-Западной Азии. Территория - около 2240 тыс. кв.км. Столица - г. Эр-Рияд. Население - 21,5 млн. чел. (1999 г.), в основном арабы. Официальный язык - арабский. Государственная религия - ислам ваххабитского толка. В VII в. на территории современной Саудовской Аравии возник ислам и образовался Арабский халифат. В XII в. Арабский халифат распался на ряд самостоятельных государств. В 1264 г. страна была завоевана Египтом, в 1517 г. вошла в состав Османской империи. В XVIII в. клан Саудитов в союзе с Мухаммадом ибн Абдель Ваххабом и его последователями начал движение за объединение Саудовской Аравии под единой властью, которое завершилось в 1902 г. установлением господства Саудитов над Эр-Риядом - нынешней столицей Саудовской Аравии. В 1932 г. процесс объединения страны был официально завершен провозглашением Королевства Саудовская Аравия. В 1952 г. было отменено рабство в стране. Государственное устройство Саудовская Аравия - унитарное государство. Административное деление13 административных округов (провинций). Саудовская Аравия - абсолютная теократическая монархия. Король выступает олицетворением власти семейства Саудитов, которому исторически принадлежит лидирующая роль в политической жизни страны. Особое положение семейства Саудитов закреплено Основным низамом о власти 1992 г. - актом конституционного характера. В соответствии с ним власть в стране принадлежит потомкам Короля - основателя Абдель Азиза Абдель Рахмана аль-Рейсала Аль Сауда по мужской линии. Глава государства - Король, одновременно являющийся председателем Совета министров, верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он вправе объявлять войну, чрезвычайное положение и всеобщую мобилизацию, назначать на все ответственные гражданские, военные и дипломатические должности. Совет министров рассматривается в качестве органа исполнительной и регламентарной власти. Он формируется Королем, перед которым несет ответственность. Совет министров совместно с Королем фактически осуществляет законодательные функции: одобренные им низамы (регламенты) вводятся в действие королевскими декретами. Организация и деятельность Совета министров регулируется специальным низамом 1958 г. Консультативный совет, организация которого регулируется специальным низамом 1992 г., является совещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленным Советом министров. Он назначается Королем в составе председателя и 60 членов сроком на 4 года. Консультативный совет также высказывает свое мнение по проектам планов социально-экономического развития, обсуждает отчеты министров и международные договоры и соглашения. Деятельность политических партий и профсоюзов официально запрещена. Правовая система Общая характеристика Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы. Мусульманское право - одна из основных правовых систем современности, основной чертой которой является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения. Мусульманско-правовая наука исходит из того, что единственным законодателем в полном смысле слова выступает Аллах, воля которого прямо отражается в установленных им правилах поведения или должна быть выявлена правоведами. Исходя из такого понимания мусульманская юриспруденция выделяет четыре основных источника права: Коран - священное писание (которое по исламским представлениям представляет собой переданное через пророка Мухаммеда божественное откровение), сунна пророка (воплощена в хадисах - преданиях, передающих изречения пророка или рассказывающих о его поступках), иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной, а также - кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии. В юридическом смысле ведущим формальным источником мусульманского права традиционно являлась доктрина (фикх) - произведения выдающихся мусульманских юристов, представляющих различные школы доктрины. Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают, поскольку шариат наряду с правилами внешнего ("практического") поведения включает основы религиозной догматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульман. В течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школ мусульманской доктрины. Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридического источника все чаще играет законодательство, которое выступает своего рода кодификацией положений мусульманско-правовой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечии точно сформулированным предписаниям Корана и сунны. С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районы Саудовской Аравии сопровождалось введением части османского законодательства, которое сохранялось в течение ряда лет и после образования Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов действуют в Саудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930 г.). В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент - нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационных вопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти. Действие всех низамов поставлено в зависимость от их непротиворечия мусульманскому праву. Этот же принцип прослеживается в подходе к правам и свободам человека. Так, согласно Основному низаму о власти государство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха, на их взаимном сотрудничестве в творении добра и благочестии, их тесной солидарности и недопущения раскола между ними, что предписано Кораном. Среди гарантированных Основным низамом о власти отсутствуют такие фундаментальные права, как свобода вероисповедания, выражения, собраний, политического участия. В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится Совет крупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов - высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы. Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего, в сфере делового оборота, финансов, банковского дела, изобретательского и авторского права. В ряде областей (например, интеллектуальная собственность, международный коммерческий арбитраж) Саудовская Аравия целиком восприняла нормы международных конвенций и законодательства западных стран. Гражданское и смежные с ним отрасли права В области гражданского права центральная роль принадлежит мусульманскому праву и низамам, не противоречащим положениям шариата. Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного договора. В то же время оно запрещает взимание процента по денежным ссудам. Этот запрет, однако, обходится на практике (например, представлением кредитору имущества, дающего доход). Возмещение вреда, причиненного личности, основано на общем принципе "выкупа за кровь". По вопросам личного статуса продолжают применяться некодифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно-семейных отношениях. В коммерческой сфере принят и действует ряд низамов, использующих зарубежный опыт с учетом основополагающих принципов мусульманского права. Так, действует низам о торговом суде 1930 г., по существу торговый кодекс, основу которого составляет османский Торговый кодекс 1850 г., в свою очередь базирующийся на французском торговом кодексе. Единственное существенное отличие саудовского низама от османского кодекса состоит в запрете взимания ссудного процента. Кроме того, в сфере торгового права действуют низамы о компаниях и о коммерческих бумагах. Вексельное законодательство основано на Женевском Единообразном вексельном законе. В 1996 г. был принят низам о банкротстве. Отношения интеллектуальной собственности регулируют низамы о патентах, об авторских правах, о торговых марках. В 1994 г. королевство присоединилось ко Всемирной конвенции об авторском праве. Низам об иностранных инвестициях был принят в 1978 г. Иностранные и местные предприниматели имеют право свободно создавать частные предприятия и заниматься любой не запрещенной или не подлежащей специальному разрешению хозяйственной деятельностью. Национальный режим не распространяется на иностранных инвесторов в ряде сфер деятельности (общественное питание, производство электроэнергии, торговля, транспорт и предприятия, связанные с национальной безопасностью). Несаудовцы не имеют права приобретать недвижимость в Саудовской Аравии, исключая крайне редкие случаи. В целом саудовское правительство поощряет иностранные инвестиции, особенно создание совместных предприятий. Саудовский партнер должен иметь в таких предприятиях не менее 25% капитала. По мере развития внешнеэкономических связей в Саудовской Аравии постепенно возникают современные формы хозяйственной жизни. В 1985 г. в королевстве появился собственный фондовый рынок. С 1997 г. на него стали допускаться иностранцы. Саудовское трудовое право запрещает профсоюзы, забастовки и коллективные соглашения. Низам о труде и рабочих 1969 г. (фактически - трудовой кодекс) в ст.48 провозглашает право на труд только для мужчин. Однако в целом предусмотренные законом условия труда достаточно благоприятны для работников (запрещен принудительный труд, сверхурочный труд оплачивается по повышенному тарифу). Минимальный возраст для найма14 лет. Саудовская Аравия не присоединилась к конвенции МОТ об охране трудовых прав. Так же как и другие отрасли права, трудовое право базируется на нормах шариата. Например, в случае причинения рабочему увечья на производстве суд устанавливает размер компенсации в виде соответствующей доли от суммы выкупа за кровь. Государственное управление в области трудовых отношений осуществляет Министерство труда и социальных дел. Одним из основных направлений трудовой политики является приоритетное обеспечение занятости коренных саудовцев, на которых приходится лишь 1/4 часть всей рабочей силы в стране. Уголовное право и процесс Уголовное право в Саудовской Аравии остается в целом некодифицированным и применяется преимущественно в форме традиционной мусульманско-правовой доктрины. Наряду с ней действуют также принятые государственными органами нормативные акты. Мусульманские правоведы разработали классификацию правонарушений, в основу которой положены два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. С учетом этого все правонарушения подразделяются на 3 группы. Первая включает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на "права Аллаха" (т.е. интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно определенной санкцией - хадд (мн. число худуд). Вторая объединяет преступления, которые также влекут фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третью группу составляют все иные правонарушения - тазир, которые наказываются не жестко установленной санкцией и затрагивают как "права Аллаха" (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы. К категории хадд относятся такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт. Преступлениями категории кисас (возмездие) считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Все остальные правонарушения относятся к категории тазир. Считается, что государство вправе по своему усмотрению установить санкции за эти правонарушения. Это открывает возможность принятия современного законодательства, не затрагивающего первые две категории преступлений. Исходя из такого подхода в Саудовской Аравии принят ряд низамов, которые рассматриваются в качестве актов, фиксирующих наказание тазир за те преступления, в отношении которых шариат предусматривает точные неизменные меры ответственности. К таким низамам можно отнести акты об ответственности за гомосексуализм, подделку документов, фальшивомонетничество, коммерческие злоупотребления и мошенничество, взяточничество. В соответствии с принципами мусульманского права установлена особо строгая ответственность за выступление против главы государства. В 1961 г. в стране вступил в силу акт о наказании за покушение на жизнь Короля и членов его семьи смертной казнью или лишением свободы на срок до 25 лет. Эти низамы вместе с применяемыми положениями шариата за преступления категорий хадд и кисас реализуют нормы Основного низама о власти, в соответствии с которыми наказание носит личный характер, а преступление и наказание определяются только на основе исламского шариата и предписаний низамов. Основанное на шариате уголовное право Саудовской Аравии распространяется и на немусульман, в том числе иностранцев (известно немало случаев наказания иностранцев за преступления категории хадд и кисас). Система наказаний в уголовном праве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания. Смертная казнь в Саудовской Аравии применяется достаточно широко за ряд преступлений категории хадд (разбой, внебрачные половые отношения, вероотступничество, бунт), умышленное убийство (преступление категории кисас), а также за отдельные преступления категории тазир (например, хранение, распространение и изготовление наркотиков). Приговоры исполняются публично путем отсечения головы мечом или забрасывания камнями (за внебрачные половые отношения). Смертная казнь за умышленное убийство применяется по требованию родственников потерпевшего, которые могут заменить это наказание на "выкуп за кровь" (дийя). Право на такой выбор имеют только мужчины - наследники убитого. В 1934 г. размер полного "выкупа за кровь" в случае умышленного убийства был установлен в 1 тыс. риалов, а в настоящее время он составляет 45 тыс. риалов. За телесные повреждения различной тяжести предусмотрена выплата потерпевшему определенной части данной суммы. Этот принцип закреплен также трудовым и транспортным законодательством Саудовской Аравии. Телесные наказания применяются за некоторые преступления категории хадд (например, за употребление алкоголя или наркотиков предусмотрено наказание в виде 80 палочных ударов), а также за ряд преступлений категории тазир в соответствии с положениями соответствующих низамов. Помимо обычных (болезненных), применяются и членовредительские наказания. Так, кража, отвечающая всем установленным мусульманско-правовой доктриной критериям, наказывается отсечением руки. В 1960-1980 гг. такая мера применялась достаточно редко, однако в 1990-х гг. случаи отсечения руки участились. Уголовный процесс в Саудовской Аравии в целом основан на нормах мусульманского права, закрепленных низамами. Вслед за шариатом эти акты не проводят четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Именно на таком принципе построен низам о суде 1975 г., низам о шариатском процессе 1989 г. и некоторые другие акты, которые устанавливают ряд принципов, совпадающих с общепризнанными демократическими основами судопроизводства (формальное равенство всех перед законом и презумпция невиновности, возложение бремени доказывания на истца). Однако характерной чертой применяемых в Саудовской Аравии правил уголовного процесса является сохранение системы формальных доказательств и частно-искового обвинения по ряду тяжких преступлений (например, по убийству). В качестве доказательств приоритет отдается свидетельским показаниям и признанию обвиняемого. Обвинение (исковое требование) должно быть подтверждено двумя свидетелями-мужчинами, предпочтительно мусульманами, или одним мужчиной и двумя женщинами. Особенно строгие требования шариат формулирует для доказательства внебрачных половых сношений - необходимы показания четырех свидетелей-мужчин. Виновность в таком преступлении может быть доказана и признанием обвиняемого. По делам о доказанных преступлениях категории хадд помилование невозможно. Однако поскольку признания обвиняемого достаточно даже при отсутствии свидетелей и других доказательств, отказ от признания на любой стадии судебного процесса может привести и к отказу от наказания хадд. Дела о преступлениях, за которые в качестве санкции допускается смертная казнь, забивание камнями либо отсечение руки или ноги, рассматриваются по первой инстанции общими судами. Приговоры по таким делам выносятся тремя судьями и могут быть обжалованы в апелляционный суд, который рассматривает жалобу в составе пяти судей. Апелляционный суд вправе утвердить приговор либо потребовать от общего суда его пересмотра. Окончательный смертный приговор передается на утверждение Высшего судебного совета и вступает в силу после издания соответствующего королевского декрета. Судебная система. Органы контроля В Саудовской Аравии до середины 1970-х гг. система мусульманских судов имела три уровня. Низшей инстанцией являлись суды суммарной юрисдикции, в каждом из которых один кади рассматривал мелкие имущественные споры, дела личного статуса и незначительные правонарушения. Действовали два апелляционных суда, юрисдикция которых включала рассмотрение жалоб на решения судов низшей инстанции, а также разбор споров о недвижимости и серьезных уголовных дел. Каждый из апелляционных судов назначался в составе трех членов, но большинство дел и здесь рассматривал один судья (суд в полном составе слушал лишь дела, связанные с убийством). Решения этих судов по наиболее серьезным делам утверждались Высшим судебным советом, игравшим роль верховной апелляционной инстанции. В настоящее время в Саудовской Аравии действует несколько иная судебная система, введенная низамом о судах 1975 г. Она включает суды первой инстанции из одного кади, решающего брачно-семейные дела и незначительные гражданско-правовые споры; так называемые общие суды, рассматривающие в составе трех кади уголовные преступления; апелляционный суд, имеющий палаты по уголовным, брачно-семейным и иным вопросам, а также Высший судебный совет, осуществляющий контроль над всеми мусульманскими судами и выполняющий функции высшей апелляционной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам. Высший судебный совет состоит из 11 членов, отобранных из ведущих улемов. Судьи назначаются Королем из числа лиц, имеющих высшее религиозно-правовое образование. К судебным органам относится и Ведомство жалоб, которое выполняет роль административного суда, а также рассматривает любые споры, одной из сторон в которых выступает государство. В стране также действуют специализированные суды - торговые и по рассмотрению трудовых споров. Всю систему органов юстиции возглавляют Министерство юстиции (создано в 1970 г.) и Высший судебный совет. Литература Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 305-327. Ballantyne W. M. Legal Development in Arabia. L., 1980. Lerrick A. and Mian J. Saudi Business and Labor Law. L., 1982.

Источник: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
482.42 кб

Суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии

Данилина М.В.
Статья рассматривает основные параметры суверенного фонда благосостояния Саудовской Аравии. Важное внимание уделяется анализу функционирования Валютного агентства Саудовской Аравии (SAMA).
Читать PDF
496.39 кб

О футуристическом городе Неом в Саудовской Аравии

Бирюков Евгений Сергеевич
Рассматривается прикладной аспект политики Королевства Саудовская Аравия (далее КСА), направленной на диверсификацию экономики строительство города будущего Неом.
Читать PDF
302.26 кб

Современная банковская система в саудовской Аравии

Бакланова Е.
«Азия и Африка сегодня», М., 2007 г., № 7, с. 54-57.
Читать PDF
1.51 мб

Участие Саудовской Аравии в глобальные цепочки стоимости

Бирюкова О.В., Сомова А.В.
В рамках данной статьи проведен анализ возможностей и потенциала Саудовской Аравии в части включения в систему глобальных цепочек стоимости (ГЦС).
Читать PDF
174.36 кб

Борьба за реформы в Саудовской Аравии в 60-70-е годы XX века

Нидерман И.А.
В статье показываются различные политические течения Саудовской Аравии, план реформ короля Фейсала.
Читать PDF
94.29 кб

Cisco и саудовская Аравия приступили к строительству городов ХХI века

Читать PDF
330.31 кб

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ, КАТАР, НОРВЕГИЯ, РОССИЯ В ИЗМЕРЕНИЯХ ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ниязи А.Ш.
В статье предпринят сравнительный анализ развития зелёной экономики в нефтегазодобывающих странах.
Читать PDF
289.72 кб

Причины и последствия снижения цены на нефть: интересы США и Саудовской Аравии

Хлопов Олег Анатольевич
В статье анализируются особенности влияния США и Саудовской Аравии на формирование цены на нефть. Отмечается, что благодаря «сланцевой революции» и фондовому рынку США имеют возможность манипулировать ценовой политикой.
Читать PDF
266.63 кб

Причины и последствия снижения цены на нефть: интересы США и Саудовской Аравии

Хлопов О.
Читать PDF
11.42 мб

Государственное устройство и административная реформа в Королевстве Саудовская Аравия

Румянцев Николай Викторович, Саудаханов Марат Вильданович
Приводится обзор и анализ административной реформы в Королевстве Саудовская Аравия; изучается государственное устройство этой ближневосточной страны.
Читать PDF
252.60 кб

Процесс изменения социальной структуры в Саудовской Аравии и роль правительства в классообразователь

Лосев Юрий Иванович, Комерова Ирина Вячеславовна
Читать PDF
168.14 кб

Рецензия на книгу: косач Г. Г. , мелкумян Е. С. Внешняя политика Саудовской Аравии. Приоритеты, напр

Будникова Н. В.
Читать PDF
677.84 кб

Индекс развития человека как показатель результатов социального развития Королевства Саудовская Арав

Кхтани Мохаммед Обойд Аль
В статье исследуются возможности использования Индекса развития человека (ИРЧ), рассчитываемого ООН, для анализа и оценки результатов проводимой в Королевстве Саудовская Аравия социальной политики.
Читать PDF
167.41 кб

Наращивая стратегические резервы нефти, США ищут новых поставщиков. Место Саудовской Аравии предложе

Михайлов Александр
"Итоги", М., 8 октября 2002 г., с. 26-28.
Читать PDF
165.89 кб

2006. 02. 017. Уилсон Р. Экономическое развитие в Саудовской Аравии. Wilson R. Econоmic development

Минаев С. В.