существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из властей не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает особую устойчивость конституционной системы США на протяжении уже более 200 лет.
СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ СИСТЕМА
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ СИСТЕМА
составной элемент доктрины и практики разделения властей. Выражает стремление обеспечить баланс ветвей власти, взаимное ограничение одной ветвью власти других. Впервые на этой основе строилось «жесткое» разделение властей в конституции США 1787. Само название данной системы сформулировано в доктрине и судебной практике. Примерами действия этой системы может служить практика в США: парламент не может выразить недоверия правительству и тем самым уволить его в отставку, но и президент не может распустить парламент; суд не может отменить закон, но может признать его неконституционным, и если такое решении вынесено высшей судебной инстанцией, закон не будет исполняться судами и другими должностными лицами; президент избирается независимо от парламента, но в определенных случаях парламент может отрешить его от должности (импичмент); президент имеет право вето по отношению к закону, но парламент может преодолеть его путем вторичного принятия этого закона квалифицированным большинством голосов и тд. В Конституции РФ термин «сдержки и противовесы» не употребляется. В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием - парламентом, Президентом и Конституционным Судом - органом конституционной юрисдикции. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.
Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125).
(В.Ч.)
Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125).
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь