СЕЦЕССИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СЕЦЕССИЯ
лат. Seсessia - отпадение, отделение) Выход из состава государства какой-либо его части.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Сецессия
выход из состава государства какой-либо его части (например, и США 11 южных штатов во время Гражданской войны XIX в.).

Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

СЕЦЕССИЯ
лат. secessio) - выход из состава государства к - л. его части. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике С. неоднократно имела место в последние годы (выход республик из состава югославской федерации, отделение провинции Эритрея от Эфиопии и др.).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

СЕЦЕССИЯ
отделение части территории от данного государства по решению ее населения или органов власти, действующих на данной территории; выход из государства какой-либо административно-территориальной единицы, а из федеративного государства - его субъекта по решению населения, принятому на референдуме, или органов власти данной единицы, субъекта (см. также: Выход из государства). (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

СЕЦЕССИЯ
выход из состава государства какой-либо его части. Вопрос о С. часто возникает на национально-этнической почве в связи с правом нации на самоопределение. В числе принципов федеративной организации государства (в том числе и РФ) С. отсутствует, субъекты федерации не наделяются правом одностороннего самовольного выхода из нее, поскольку это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам др. субъектов федерации.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

СЕЦЕССИЯ
лат. secessio) - отделение части территории от данного государства по решению ее населения или органов; выход из государства какой-либо административно-территориальной единицы, а из федеративного государства - его субъекта по решению населения, принятому на референдуме, или по решению органов отделяющихся единицы, субъекта. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике она неоднократно имела место в последние годы (выход республик из состава Югославской Федерации, отделение провинции Эритрея от Эфиопии, несколько случаев С. на территории бывшего СССР и др.). Конституция РФ не признает за субъектами РФ права на С. (выход). Отдельные субъекты закрепили право выхода в своих конституциях, что не соответствует положениям Конституции РФ. Она гласит, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с ФКЗ.

Источник: Энциклопедия юриста

СЕЦЕССИЯ
от лат. "secessio" - отделение) - 1) в Древнем Риме выход плебеев из состава Римской общины и уход за черту города, преимущественно на священную гору или Авентинский холм; 2) в современном значении выход из федеративного государства его составных частей. Право С. закреплялось всеми союзными Конституциями - 1924, 1936, 1977 гг. Положения союзных конституций о праве выхода как логическое следствие концепции социалистического федерализма о добровольности федеративного объединения прочно вошли в конституции союзных республик. В частности, Конституция РСФСР 1978 года установила: "РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР" (ст. 69). Однако де-факто реализовать это право было невозможно. Конституции современных федеративных государств за государствами - членами федерации права С. не предусматривают. Невозможность С. указывает на юридическую невозможность в одностороннем порядке выхода субъектов из состава федерации. Действующей Конституцией РФ право С. не предусмотрено. Соответственно на федеральной власти лежит конституционная обязанность обеспечить целостность и неделимость Российской Федерации.
(И.К.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

СЕЦЕССИЯ
выход определенной части территории из состава государства и образование, как правило, самостоятельного государства. Положение о праве выхода союзных республик из состава СССР содержались во всех конституциях СССР, это право признавалось конституциями социалистической Югославии. В современную эпоху конституционное право подавляющего большинства стран мира (за исключением конституции Эфиопии 1994) не признает право С. П о пытки некоторых субъектов федерации выйти из ее состава в Швейцарии и США в 19 в. были пресечены вооруженной силой, аналогичные меры были предприняты в 20 в. в Мексике, Нигерии. Попытки С. в некоторых других федерациях были остановлены мирным путем, судебными решениями. Не принесли успеха два референдума о С. Квебека из Канады (1985 и 1995). Вместе с тем в ряде стран был осуществлен немирный (Бангладеш) и мирный (Сингапур из Малайзии) выход из состава федерации. В 1991 три Прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) вышли из состава СССР, что было оформлено постановлением чрезвычайного органа — Государственного совета СССР, в декабре этого же года три другие республики — РСФСР, Украина и Белоруссия также вышли из Союза, создав Содружество независимых государств (СНГ). В начале 90-х гг. четыре республики (из шести) вышли из Югославии (против некоторых из них были применены вооруженные силы, но это не дало результата), а оставшиеся две образовали новую федерацию Югославию. Процедура С. иногда фиксируется конституцией и является довольно сложной и длительной. В современных условиях в большинстве федераций С. не существует. Конституция РФ 1993 права С. не предусматривает. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

Сецессия
право субъекта федеративного государства или конфедерации на выход из союза. Свобода выхода из конфедерации (сецессия) при соблюдении условий учредительного договора — один из признаков конфедеративного союза государств. В отличие от федераций, где попытка С. рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом. Например, согласно ст. 67 Договора о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г., государство — участник союза с соблюдением соответствующих конституционных процедур на основании всенародного референдума может принять решение о выходе из состава союзного государства.
Субъекты федеративных государств, как правило, не имеют права выхода (сецессии) из федерации, отчетливо выраженным исключением в этом отношении был лишь СССР, где в Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. за союзными республиками было закреплено право выхода из состава СССР. В настоящее время Конституция Федеративной Демократической Республики Эфиопии 1994 г. признает право сецессии, причем не за штатами, а за национальными общностями, а согласно Конституции Узбекистана, хотя эта страна является унитарным государством, правом выхода из состава Узбекистана на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана обладает эта автономия. Однако в данном случае речь идет не о праве С. как юридической возможности в уведомительном порядке выйти из состава союза, а о возможности выделения части государства в самостоятельное государство.
Попытки С. субъектов федераций, как правило, пресекаются федеральными властями. Так, в 1847 г. была подавлена попытка ряда кантонов Швейцарии (Зондербунда) выйти из состава Швейцарской конфедерации. Стремление южных штатов США выйти из союза привело к гражданской войне 1861–1865 гг. Пресекались попытки С. в Австралии, Мексике, Нигерии, ряде других стран. Примерами успешного выхода из состава государства являются отделения Панамы от Колумбии в 1903 г., Сингапура от Малайзии в 1965 г., Бангладеш от Пакистана в 1971 г., Эритреи от Эфиопии в 1993 г. В 90-х гг. ХХ в. из состава Югославии вышли Словения, Хорватия, Македония. Согласно итогам референдума 1995 г., 2/3 канадцев отказались признать за Квебеком право на С., а за населением этой провинции — статуса «особого народа».
Несмотря на наличие в конституциях СССР права выхода — С., законодательное регулирование это право получило в СССР лишь 3 апреля 1990 г., когда был принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Закон был принят в развитие положения Конституции СССР и определял механизмы реализации права союзной республики на выход из состава СССР. Закон закреплял следующий порядок принятия решения о выходе из состава Союза: решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народа путем референдума (ст. 2 закона); решение о выходе республики из Союза ССР считалось принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о ее выходе из СССР (ст. 6); в республиках, имеющих в своем составе автономные образования, референдум проводится отдельно в каждой из них, за народами автономных республик и образований закон сохранял право на самостоятельное решения вопроса о пребывании в Союзе или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственноправовом статусе (ст. 3).
В случае положительного решения устанавливался промежуточный этап, переходный период, срок которого законом определялся в 5 лет (ст. 9). В это время на территории выходящей республики должна была продолжать действовать Конституция СССР. В случае отрицательного решения на референдуме повторный референдум мог быть проведен не ранее чем через 10 лет (ст. 10). По завершении переходного периода (в последний год) по инициативе высшего органа государственной власти выходящей республики или 1/10 граждан СССР, постоянно проживающих на территории выходящей республики и имеющих право голоса, мог быть проведен повторный референдум (ст. 19). Выходящая республика должна была урегулировать все экономические вопросы с Союзом ССР, другими союзными и автономными республиками и образованиями (ст. 14) и компенсировать все издержки, связанные с переселением граждан из этой союзной республики в другие (ст. 15). Ст. 15 предусматривала также, что гражданам СССР, проживающим на территории выходящей республики, предоставляется право выбора гражданства, места жительства и работы; ст. 16 налагала на выходящую республику обязанность обеспечивать гражданские, политические, социальные, экономические и иные права и свободы граждан без какой-либо дискриминации в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
При осуществлении С. республиками, входившими в СССР, приведенные требования законодательства выполнены не были. Субъекты Российской Федерации правом С. не обладают.
И. Н. Барциц

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
78.67 кб

Концепция «Крымского права» и доктрина международного права применительно к сецессии Крыма из состав

Кремнев П.П.
Читать PDF
264.82 кб

«Право на развод?» проблема сецессии в современном мире

Прудников Алексей
Анализируется феномен сецессии выхода из состава государства какой-либо его части.
Читать PDF
335.69 кб

Право сецессии в европейской интеграции: опыт Гренландии и Великобритании

Вилкова М.Ю.
В статье рассматривается сецессия в европейской интеграции на примере Гренландии и Великобритании. Проведен сравнительный анализ процедуры выхода Гренландии и Великобритании, в том числе относительно введения ст.
Читать PDF
448.83 кб

Конституционно-правовая доктрина по вопросам сецессии в странах - членах ЕС (на примере Испании, Гер

Андреева Галина Николаевна
Единая для стран ЕС конституционно-правовая доктрина сецессии отсутствует, хотя прослеживаются некоторые общие подходы к аргументации в научных исследованиях и при принятии решений конституционными судами.
Читать PDF
404.07 кб

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА КАНАДЫ ПО ВОПРОСУ СЕЦЕССИИ ПРОВИНЦИИ КВЕБЕК

Сафонов Владимир Евгеньевич, Миряшева Екатерина Владимировна
Статья посвящена анализу судебных решений по проблемам конституционного устройства, федерализма, целостности Канадского государства.

Похожие термины:

  • Сецессия плебеев

    (от secedo, ухожу, удаляюсь) — массовый исход плебейской части римского населения за пределы Города и оставление его без военной защиты в знак протеста против игнорирования патрициями их требований,
  • ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОТДЕЛЕНИИ (СЕЦЕССИИ) ГОСУДАРСТВА

    имеет место, когда часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник. При этом