СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ

Найдено 1 определение
СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ
агрессивный империалистический договор, оформивший военно-политический союз (Организация Северо-Атлантического договора – сокращенно НАТО от North Atlantic Treaty Organization) ряда стран Америки и Европы во главе с США. Подписан 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне 12-ю странами: США, Англией, Францией, Канадой, Исландией, Италией, Португалией, Бельгией, Голландией, Люксембургом, Данией и Норвегией. Договор состоит из опубликованного текста (преамбулы и 14-ти статей) и неопубликованных тайных соглашений, приложенных к нему. После подписания С.-А. п. стало известно, что США подготавливают включение в систему С.-А. п. Западной Германии, Испании и других империалистических государств.
Основными органами Северо-Атлантического союза, по решению Лиссабонской сессии его Совета (1952 г.), являются: Совет, генеральный секретарь с подчиненным ему секретариатом из гражданских лиц, военный комитет и «постоянная группа». Совет состоит из постоянных представителей участников и специальных делегатов – членов правительств. Военный комитет образуется из начальников штабов участников союза, а «постоянная группа», являющаяся исполнительным органом военного комитета, состоит из представителей начальников штабов только США, Англии и Франции. Верховное командование союза, в том числе верховное командование морскими силами, возложено на американцев.
С.-А. п. предусматривает гонку вооружений в государствах-участниках. В целях стимулирования гонки вооружений США издали ряд законов (6 октября 1949 г., 26 июня и 27 октября 1950 г., 10 октября 1951 г. и 20 июня 1952 г. и т. д.), оформивших программу финансирования вооружения в странах – участницах С.-А. п.
Для облегчения развязывания агрессивной войны С.-А. п. рассматривает любой даже самый мелкий инцидент (напр., с отдельным самолетом или судном), который легко может быть спровоцирован любым участником С.-А. п., в качестве акта агрессии против всех участников С.-А. п., требующего совместного подавления.
С.-А. п. является агрессивным договором империалистических государств, находящимся в прямом противоречии с Уставом ООН и договорами военного времени США и других капиталистических государств с СССР, и направлен на срыв международного сотрудничества стран с различными социальными системами.
Агрессивный характер С.-А. п. и его антисоветская направленность были вскрыты в заявлении МИД СССР 29 января 1949 г., в меморандуме Правительства СССР 31 марта 1949 г. и подтверждены всем последующим ходом событий. «Из великих держав, – указывалось в меморандуме Правительства СССР, – лишь Советский Союз исключен из числа участников этого договора, это можно объяснить только тем, что этот договор направлен против Советского Союза. Что Северо-атлантический договор направлен против СССР, а также против стран народной демократии, – на это определенно указали также официальные представители Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции».
Агрессивный характер С.-А. п. делает несовместимым его с Уставом ООН и лишает его участников возможности ссылаться на ст. 51 Устава, предусматривающую право государства на самооборону.
В указанных выше дипломатических актах СССР пскрыта также несостоятельность утверждения участников С.-А. п. о том, что он якобы носит региональный характер и соответствует ст. 52 Устава ООН о региональных соглашениях. Но «ни о каком региональном характере этого договора не может быть и речи, – говорится в меморандуме Правительства СССР, – поскольку предусматриваемый этим договором союз охватывает государства, расположенные в обоих полушариях земного шара, и не ставит своей целью урегулирование тех или иных региональных вопросов». Явное противоречие С.-А. п. ст. 52-й Устава ООН углубляется еще тем, что к участию в нем привлечены государства – не члены ООН (Италия, Португалия), хотя указанная статья Устава ООН имеет в виду заключение региональных соглашений лишь между членами Организации Объединенных Наций.
С.-А. п. находится и в противоречии с договорами между СССР и Великобританией, между СССР и Францией, согласно которым эти страны обязались сотрудничать с СССР в деле поддержания мира и «не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против Другой Высокой Договаривающейся Стороны» (см. «Внешняя политика Советского Союза в период . Отечественной войны», 1946, т. 1, стр. 272; т. 2, стр. 329). С.-А. п. находится также в явном противоречии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций, в -которых США и Англия обязались сотрудничать с СССР в деле обеспечения мира и безопасности.
О наступательных целях С.-А. п. особенно ярко свидетельствует ряд фактов, последовавших после его подписания. Так, на основе С.-А. п. США приобрели «право» создавать свои военные базы на территории государств – участников этого пакта и их колоний. Согласно заявлениям американских официальных представителей, задачей США в выполнении целей С.-А. п. будет являться лишь стратегическая бомбардировка, доставка атомных бомб и использование своих военно-морских сил вместе с флотом других членов С.-А. п., в частности, членов Западного союза (см.). Что же касается основной массы сухопутных войск, то ее должны дать Англия, Франция, Италия и другие страны Европы.
В 1951–52 гг. американские империалисты расширили зону действия С.-А. п., втянув в него ряд. стран, ранее не входивших в его состав. Так, на основе решения сессии совета С.-А. п., состоявшейся в Оттаве в сентябре 1951 г., в состав этого военного блока вошли такие «атлантические» государства, как Турция и Греция.
С помощью Парижского договора 1952 г. (см.) об «Европейском оборонительном сообществе» и других соглашений США по существу включили в систему С.-А. п. Западную Германию, возрождаемая реваншистская армия которой должна стать основой вооруженных сил Северо-Атлантического союза в Европе. Фактическое включение Западной Германии в систему С.-А. п. явилось одним из важнейших моментов в создании объединенной армии Cтран – участниц С.-А. п. Кроме этого, США и Англия втягивают в Северо-Атлантический союз франкистскую Испанию и ряд неатлантических капиталистических государств. Это окончательно разоблачает лживость утверждений о якобы региональном характере С.-А. п.
В течение 1950–52 гг. американские империалисты занимались также сколачиванием еще нескольких союзов в дополнение к С.-А. п. К числу таких, союзов относится т. н. «Малый Тихоокеанский пакт» в составе США, Австралии и Новой Зеландии. США, несмотря на протесты Англии, не допустили ее к участию в этом своем пакте с английскими доминионами. Состав этого блока рассматривается США как ядро Большого Тихоокеанского союза, в который они хотят привлечь Австралию, Новую Зеландию, Филиппины, Индонезию и Японию, отводя в нем главную роль последней. Одновременно ведется подготовка к созданию наступательного военного блока стран Юго-Восточной Азии под видом пакта «о взаимной безопасности» в составе Японии, Филиппин, Бирмы и Таиланда, направленного против национально-освободительного движения в странах Юго-Восточной Азии.
Организаторы С.-А. п. прилагают все усилия к сколачиванию и т. н. Восточно-Средиземноморского блока, втягивая в него арабские страны (Египет, Сирию, Ливан, Ирак, Саудовскую Аравию, Йемен) и Израиль.
Организуемый Восточно-Средиземноморский блок, получивший в последнее время наименование как «средневосточное командование», также представляет собой дополнение к С.-А. п. и направлен против СССР и стран народной демократии.
Американские империалисты вынашивают планы возрождения Саадабадского пакта между Турцией, Ираком, Ираном и Афганистаном, рассчитывая связать его с С.-А. п. и т. п.
Но несмотря на кажущуюся организованность политических и экономических сил империализма, Северо-Атлантический блок, как и другие блоки империалистов, не снимает империалистические противоречия между их участниками. Объективная возможность мирного сосуществования государств с различными системами – социалистической и капиталистической – представляет более решающий фактор современных международных отношений, чем желание империалистов объединить все капиталистические государства с их противоречиями в устойчивые блоки и союзы на основе противопоставления государств с различными системами, на основе фактической ликвидации суверенитета государств – участников этих блоков в пользу крупнейших империалистических держав. Об этом свидетельствуют отказ Англии от участия в европейской армии, в «плане Шумана», устранение Соединенными Штатами Англии от участия ее в Тихоокеанском пакте, вытеснение Англии и Франции из их африканских и других владений, развитие противоречий между Францией и Западной Германией и т. п.
Кроме того, организация империалистами военных блоков наталкивается на сопротивление со стороны ряда государств Востока (напр., отказ Египта от участия в средневосточном командовании, протесты Бирмы против американо-чанкайшистской агрессии против нее и Китая, отказ Бирмы от присоединения к пакту «о взаимной безопасности» и т. п.). Все это говорит о возможности возникновения серьезных конфликтов между самими участниками С.-А. п.
Тем не менее С.-А. п. и другие связанные с ним агрессивные мероприятия США и их союзников представляют собой реальную и серьезную военную опасность для всех народов мира.
Учитывая все это и борясь против всякой войны, Советский Союз вместе со странами народной демократии последовательно и настойчиво выступает против С.-А. п. и других связанных с ним договоров империалистов, неустанно разоблачая их агрессивную и антинародную сущность.
В целях ликвидации напряжения в международной обстановке, вызванного агрессивным курсом внешней политики США и других участников С.-А. п., и улучшения отношений СССР с западными державами Правительством СССР был поставлен вопрос о С.-А. п. и американских военных базах на состоявшемся в 1951 г. в Париже предварительном совещании заместителей министров иностранных дел четырех держав (СССР, США, Англии и Франции) для обсуждения его на сессии Совета министров иностранных дел (см.) (см. Ноту Советского правительства США, Англии и Франции от 4 июня 1951 г. – «Известия» 5 июня 1951 г.). В борьбе за укрепление мира и ликвидацию международного напряжения, вызванного политикой противопоставления государств на основе различия общественных систем, проводимой империалистами, Советское правительство 24 ноября 1951 г. и 28 января 1952 г. направило ноты правительствам США, Англии, Франции и Турции, в которых вскрыло агрессивную сущность т. н. «средневосточного командования». Нотой от 21 ноября 1951 г. Советское правительство обратило внимание правительств Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена и Израиля на то, что присоединение их к «средневосточному командованию» нанесет серьезный ущерб существующим между СССР и этими странами отношениям, а также делу поддержания мира и безопасности в районе Ближнего и Среднего Востока.
На 6-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 ноября 1961 г. советская делегация внесла предложения «О мерах против угрозы новой мировой войны и по укреплению мира и дружбы между народами», в которых в качестве первого пункта предлагалось объявить несовместимым с членством в ООН участие в агрессивном Атлантическом союзе. Под давлением США это предложение, которое было поддержано делегациями УССР, БССР, стран народной демократии и ряда стран Востока, большинство ООН отклонило.
Наконец, в целях укрепления мира и разрешения имеющихся разногласий Советский Союз предложил заключить Пакт Мира (см.). Это предложение Советского Союза нашло горячую поддержку со стороны всех народов мира.
Борьба СССР против С.-А. п. нашла полное одобрение среди всех народов мира. На почве борьбы против С.-А. п. и агрессивных планов США и других империалистических государств во всех странах родилось и развивается мощное движение народов за мир.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама