высший орган государственной власти СССР, учрежденный при конституционной реформе 1 декабря 1988 г. Выборы состоялись в марте 1989 г. Официально функционировал до момента прекращения существования СССР в декабре 1991 г.
Одновременно с учреждением С. н. д. СССР закладывались начала парламентаризма в СССР, поскольку Съезд должен был собираться один раз в год и решать наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики государства. В остальном законодательные, распорядительные и контрольные функции возлагались на формируемый им и относительно небольшой по численности Верховный Совет СССР, который начинал функционировать более или менее постоянно (весенняя и осенняя сессии, каждая по 3-4 мес.).
С. н. д. СССР состоял из 2250 депутатов, которые избирались в следующем порядке: 750 депутатов - от территориальных избирательных округов; 750 - от национально-территориальных избирательных округов (по 320 - от каждой союзной республики. по 11 - от каждой автономной республики, по 5 - от автономной области, по 1 - от каждого автономного округа); 750 - от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным законом о выборах народных депутатов СССР (этих депутатов избирали съезды, конференции и другие руководящие органы общественных организаций).
С. н. д. СССР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению СССР. К исключительному ведению С. н. д. СССР относились: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений и дополнений; принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению СССР; определение государственной границы СССР, утверждение изменений границ между союзными республиками; определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР; утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР; утверждение Председателя Совета Министров СССР; утверждение Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; избрание Комитета конституционного надзора СССР; отмена актов, принятых Верховным Советом СССР; принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума). С. н. д. СССР был вправе принимать законы СССР.
СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
высший орган государственной власти СССР, учрежденный при конституционной реформе 1 декабря 1988 г. Выборы состоялись в марте 1989 г. Официально функционировал до момента прекращения существования СССР в декабре 1991 г.
Идея С.н.д. как бы перекликалась с идеей съездов Советов, существовавших в СССР в 2030е годы. С.н.д. должен был обеспечить широкую представительность всех слоев народа в этом органе, как бы воплощая идею соборности, популярную в России со средних веков. Таким образом, благодаря С.н.д. к участию в руководстве государственными и общественнополитическими делами в стране должны были прийти новые люди, демократически мыслящие, в своем большинстве не связанные с партгосноменклатурой и желающие перестройки жизни, политических и экономических реформ.
Вместе с тем при этой реформе закладывались начала парламентаризма в СССР. С.н.д. должен был собираться лишь раз в год и решать наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики государства. В остальном законодательные, распорядительные и контрольные функции возлагались на формируемый С.н.д. и относительно небольшой по численности Верховный Совет СССР, который начинал функционировать более или менее постоянно (весенняя и осенняя сессии, каждая по 3–4 месяца).
Правда, по мнению многих оппозиционных к КПСС аналитиков, данная система позволяла правящей партии создавать видимость демократизма на уровне парадного и мало приспособленного к практической деятельности С.н.д. (в том числе изза большой численности депутатов) и тщательно отбирать народных депутатов в состав Верховного Совета СССР, который и должен был принимать «нужные» законы и решения.
Видимо, такие противоречия в подходах к новой системе органов государственной власти неизбежны в переходные периоды.
С.н.д. СССР состоял из 2250 депутатов, которые избирались в следующем порядке: 750 депутатов – от территориальных избирательных округов; 750 – от национальнотерриториальных избирательных округов (32 – от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от каждой автономной области, 1 – от каждого автономного округа); 750 – от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным законом о выборах народных депутатов СССР (этих депутатов избирали съезды, конференции и другие руководящие органы общественных организаций).
С.н.д. был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению СССР. К исключительному ведению С.н.д. относились: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие решений по вопросам национальногосударственного устройства, отнесенным к ведению СССР; определение государственной границы СССР, утверждение изменений границ между союзными республиками; определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР; утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР; утверждение Председателя Совета Министров СССР; утверждение Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; избрание Комитета конституционного надзора СССР; отмена актов, принятых Верховным Советом СССР; принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума). С.н.д. был вправе принимать законы СССР.
Очередные заседания С.н.д. сначала были предусмотрены один раз в год, затем (14 марта 1990 г.) – не реже одного раза в год. Руководил работой С.н.д. Председатель Верховного Совета СССР.
Идея С.н.д. как бы перекликалась с идеей съездов Советов, существовавших в СССР в 2030е годы. С.н.д. должен был обеспечить широкую представительность всех слоев народа в этом органе, как бы воплощая идею соборности, популярную в России со средних веков. Таким образом, благодаря С.н.д. к участию в руководстве государственными и общественнополитическими делами в стране должны были прийти новые люди, демократически мыслящие, в своем большинстве не связанные с партгосноменклатурой и желающие перестройки жизни, политических и экономических реформ.
Вместе с тем при этой реформе закладывались начала парламентаризма в СССР. С.н.д. должен был собираться лишь раз в год и решать наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики государства. В остальном законодательные, распорядительные и контрольные функции возлагались на формируемый С.н.д. и относительно небольшой по численности Верховный Совет СССР, который начинал функционировать более или менее постоянно (весенняя и осенняя сессии, каждая по 3–4 месяца).
Правда, по мнению многих оппозиционных к КПСС аналитиков, данная система позволяла правящей партии создавать видимость демократизма на уровне парадного и мало приспособленного к практической деятельности С.н.д. (в том числе изза большой численности депутатов) и тщательно отбирать народных депутатов в состав Верховного Совета СССР, который и должен был принимать «нужные» законы и решения.
Видимо, такие противоречия в подходах к новой системе органов государственной власти неизбежны в переходные периоды.
С.н.д. СССР состоял из 2250 депутатов, которые избирались в следующем порядке: 750 депутатов – от территориальных избирательных округов; 750 – от национальнотерриториальных избирательных округов (32 – от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от каждой автономной области, 1 – от каждого автономного округа); 750 – от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным законом о выборах народных депутатов СССР (этих депутатов избирали съезды, конференции и другие руководящие органы общественных организаций).
С.н.д. был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению СССР. К исключительному ведению С.н.д. относились: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие решений по вопросам национальногосударственного устройства, отнесенным к ведению СССР; определение государственной границы СССР, утверждение изменений границ между союзными республиками; определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР; утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР; утверждение Председателя Совета Министров СССР; утверждение Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; избрание Комитета конституционного надзора СССР; отмена актов, принятых Верховным Советом СССР; принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума). С.н.д. был вправе принимать законы СССР.
Очередные заседания С.н.д. сначала были предусмотрены один раз в год, затем (14 марта 1990 г.) – не реже одного раза в год. Руководил работой С.н.д. Председатель Верховного Совета СССР.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.