ШАПКАШАРИАТСКИЙ СУД

ШАРИАТ

Найдено 8 определений термина ШАРИАТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ШАРИАТ

араб., букв. - надлежащий путь) Совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Шариат (от араб. шариа - правильный путь к цели)

комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

ШАРИАТ

араб. шариа, букв. - надлежащий путь) - свод мусульманских религиозных и правовых нормативов, провозглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлении. Является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других мусульманских стран.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Шариат

от араб, «шар» – закон, «шариа» – правильный путь, прямая дорога, образ действия) – система религиозно-этических и правовых норм ислама, созданная в Аравии в VII-XII вв. Основой Ш. является священная книга мусульман Коран, представляющая собой свод изречений основоположника мусульманской религии Мухаммеда. Источниками Ш. является также Сунна. Ш. содержит нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права, регулирует брачно-семейные отношения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

ШАРИАТ

от араб. шариа - прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлении. Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле Ш. нередко отождествляют с мусульманским правом. Является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других стран Азии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой юридический словарь

ШАРИАТ

система феодального права, созданная в Аравии в 7–12 вв. н. э. правящими классами как средство удержания широких масс трудящихся в политическом и экономическом рабстве. Являвшийся системой мусульманского права, Ш. основан на нормах священной книги мусульман – Коране, представляющей запись изречений основоположника мусульманской религии – Мохаммеда. Кроме Корана, источниками Ш. были: Сунна – совокупность изречений Мохаммеда, не вошедших в Коран и передававшихся устно; Иджма – собрание признанных всеми мусульманскими юристами положений и, наконец, Кияс – толкования Корана и Сунны. Наряду с законом («шар») другим источником мусульманского права является обычное право (см. Адат).

В Ш. содержатся нормы права собственности, обязательственного права, семейного права, наследственного права, уголовного права, а также нормы, регулирующие деятельность суда. Много внимания Ш. уделяет брачно-семейным отношениям, закрепляя бесправие женщины. Классовая сущность Ш. выражается в проповеди покорности, терпения, полного повиновения власти, в осуждении зависти бедных богатым, в учении о предопределении человеческой судьбы. Таким образом, Ш. узаконивал господство имущих над неимущими.

Ш., органически связанный с религиозными законами ислама (мусульманства), отличающийся крайней нетерпимостью к «неверным», т. е. немусульманам, является реакционнейшей системой права, которая когда-либо создавалась в период феодализма. С другой стороны, непосредственная связь Ш. с исламом обязывала мусульман, где бы они ни находились, руководствоваться во всех действиях только Ш. Следовательно, принятие мусульманства той или иной страной влекло за собой обязательную рецепцию Ш.

Арабские завоеватели пользовались исламом и Ш., как его составной частью, для угнетения и подавления завоеванных ими народов. С особым ожесточением ислам и Ш. использовали персидские и турецкие угнетатели в своих войнах против народов Кавказа, против славянских народов, против России.

Современные мусульманские государства постепенно отказываются от Ш. и переходят к светскому буржуазному законодательству, однако Ш. еще действует среди мусульманского населения Аравии, Сирии, Северной Африки, Индии, Афганистана и отчасти Ирана.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский юридический словарь

ШАРИАТ

от араб. "шариа" - прямой, правильный путь; обязательные предписания: право; закон) - комплекс закрепленных в Коране и сунне предписаний, которые определяют убеждения, формируют религиозную совесть и нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками норм, регулирующих их поведение. В мусульманском праве - совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда.

Ш. включает три части - религиозную догматику, исламскую этику и так называемые практические нормы. Последние, в свою очередь, делятся на культовые, обрядовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения. Есть и другое, узкое, толкование содержания Ш., которое относит к нему лишь предписания, регулирующие внешнее поведение человека (практические нормы).

По вопросу о характере нормативной части Ш. (Ш. в узком смысле) позиции мусульманских правоведов также не совпадают. Одни ограничивают Ш. только положениями Корана и сунны в их буквальной форме, а другие включают в него также все правила поведения, разработанные фикхом. При последнем подходе Ш. предстает в виде детализированной системы предписаний, регулирующих все стороны культового и светского поведения мусульман, и выступает синонимом фикха. Этот же смысл вкладывается в выражение "законы Ш.", а также в определение "шариатский" (например, шариатский суд), подчеркивающее связь не только с Кораном и сунной, но и выводами фикха.

Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом и мусульманским правом, когда термин "право" употребляется не в строго юридическом, а в общесоциальном значении. Вместе с тем в Ш. можно выделить собственно правовое содержание, которое, прежде всего, воплощено в общих принципах фикха, сформулированных мусульманскими правоведами и отвечающих критериям права, которые современная мусульманская концепция права склонна относить к Ш.

Конституции ряда современных исламских стран провозглашают Ш. основным источником законодательства, а реализация данных конституционных положений рассматривается как "претворение Ш.". Официальное толкование, даваемое органами конституционного контроля статьям конституций о статусе Ш. как источника законодательства, как правило, исходит из того, что к Ш. относятся положения Корана и сунны, устанавливающие точные и однозначные нормы, а также общие принципы фикха и разработанные мусульманской концепцией права методы формулирования новых правил поведения по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия юриста

ШАРИАТ

от арабск. «шариа» — прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) — комплекс закрепленных прежде всего в Коране и сунне предписаний, которые определяют убеждения, формируют религиозную совесть и нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками норм, регулирующих их поведение. В мусульманской концепции права сложилось терминологическое определение Ш. как совокупности обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда. Отсюда делается вывод, что источниками Ш. являются Коран и сунна, в которых воплощено божественное откровение. Мусульманская концепция права по-разному решает вопрос о содержании и структуре Ш. Преобладает точка зрения, в соответствии с которой он в принципе включает три части — религиозную догматику, исламскую этику и так называемые практические нормы. Последние в свою очередь делятся на культовые, обрядовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения. Есть и другое, узкое толкование содержания Ш., которое относит к нему лишь предписания, регулирующие внешнее поведение человека, т.е. последний из трех указанных выше элементов. По вопросу о характере нормативной части Ш. (шариата в узком смысле) позиции мусульманских правоведов также не совпадают. Одни ограничивают Ш. только положениями Корана и сунны в их буквальной форме, а другие включают в него также все правила поведения, разработанные фикхом. При последнем подходе Ш. предстает в виде детализированной системы предписаний, регулирующих все стороны культового и светского поведения мусульман, и выступает синонимом фикха. Этот же смысл вкладывается в выражение «законы Ш.», а также в определение «шариатский » (например шариатский суд), подчеркивающее связь не только с Кораном и сунной, но и вводами фикха. Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом и мусульманским правом, когда термин «право» употребляется не в строго юридическом, а в общесоциальном значении. Вместе с тем в Ш. можно выделить собственно правовое содержание, которое прежде всего воплощено в общих принципах фикха, сформулированных мусульманскими правоведами и отвечающих критериям права. Современная мусульманская концепция права склонна относить данные принципы к Ш. Конституции ряда современных исламских стран провозглашают Ш. основным источником законодательства, а реализация данных конституционных положений рассматривается как «претворение Ш.». Официальное толкование, даваемое органами конституционного контроля статьям конституций о статусе III. как источника законодательства, как правило, исходит из того, что к Ш. относятся положения Корана и сунны, устанавливающие точные и однозначные нормы, а также общие принципы фикха и разработанные мусульманской концепцией права методы формулирования новых правил поведения по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, на основе общих начал и целей Ш. Лит.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997; Аш-Шариа / / Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. Л.Р. Сюкияйнен

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

Найдено схем по теме ШАРИАТ — 0

Найдено научныех статей по теме ШАРИАТ — 0

Найдено книг по теме ШАРИАТ — 0

Найдено презентаций по теме ШАРИАТ — 0

Найдено рефератов по теме ШАРИАТ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!