ШАРИАТ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ШАРИАТ
араб., букв. - надлежащий путь) Совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Шариат
(араб. «шариа» - прямой, правильный путь, обязательные предписания, право, закон) этосистема норм, определяющих поведение правомерного мусульманина, мусульманское право (см. Ислам).

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Шариат (от араб. шариа - правильный путь к цели)
комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ШАРИАТ
араб. шариа, букв. - надлежащий путь) - свод мусульманских религиозных и правовых нормативов, провозглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлении. Является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других мусульманских стран.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Шариат
комплекс закрепленных, прежде всего, в Коране и сунне предписаний, которые определяют убеждения, формируют религиозную совесть, и нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками норм, регулирующих их поведение. В мусульманской концепции права сложилось терминологическое определение шариата как совокупности обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Шариат
(от араб, «шар» – закон, «шариа» – правильный путь, прямая дорога, образ действия) – система религиозно-этических и правовых норм ислама, созданная в Аравии в VIIXII вв. Основой Ш. является священная книга мусульман Коран, представляющая собой свод изречений основоположника мусульманской религии Мухаммеда. Источниками Ш. является также Сунна. Ш. содержит нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права, регулирует брачно-семейные отношения.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013

ШАРИАТ
от араб. шариа - прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлении. Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле Ш. нередко отождествляют с мусульманским правом. Является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других стран Азии.

Источник: Большой юридический словарь

ШАРИАТ
система феодального права, созданная в Аравии в 7–12 вв. н. э. правящими классами как средство удержания широких масс трудящихся в политическом и экономическом рабстве. Являвшийся системой мусульманского права, Ш. основан на нормах священной книги мусульман – Коране, представляющей запись изречений основоположника мусульманской религии – Мохаммеда. Кроме Корана, источниками Ш. были: Сунна – совокупность изречений Мохаммеда, не вошедших в Коран и передававшихся устно; Иджма – собрание признанных всеми мусульманскими юристами положений и, наконец, Кияс – толкования Корана и Сунны. Наряду с законом («шар») другим источником мусульманского права является обычное право (см. Адат).
В Ш. содержатся нормы права собственности, обязательственного права, семейного права, наследственного права, уголовного права, а также нормы, регулирующие деятельность суда. Много внимания Ш. уделяет брачно-семейным отношениям, закрепляя бесправие женщины. Классовая сущность Ш. выражается в проповеди покорности, терпения, полного повиновения власти, в осуждении зависти бедных богатым, в учении о предопределении человеческой судьбы. Таким образом, Ш. узаконивал господство имущих над неимущими.
Ш., органически связанный с религиозными законами ислама (мусульманства), отличающийся крайней нетерпимостью к «неверным», т. е. немусульманам, является реакционнейшей системой права, которая когда-либо создавалась в период феодализма. С другой стороны, непосредственная связь Ш. с исламом обязывала мусульман, где бы они ни находились, руководствоваться во всех действиях только Ш. Следовательно, принятие мусульманства той или иной страной влекло за собой обязательную рецепцию Ш.
Арабские завоеватели пользовались исламом и Ш., как его составной частью, для угнетения и подавления завоеванных ими народов. С особым ожесточением ислам и Ш. использовали персидские и турецкие угнетатели в своих войнах против народов Кавказа, против славянских народов, против России.
Современные мусульманские государства постепенно отказываются от Ш. и переходят к светскому буржуазному законодательству, однако Ш. еще действует среди мусульманского населения Аравии, Сирии, Северной Африки, Индии, Афганистана и отчасти Ирана.

Источник: Советский юридический словарь

ШАРИАТ
от арабск. «шариа» — прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) — комплекс закрепленных прежде всего в Коране и сунне предписаний, которые определяют убеждения, формируют религиозную совесть и нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками норм, регулирующих их поведение. В мусульманской концепции права сложилось терминологическое определение Ш. как совокупности обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда. Отсюда делается вывод, что источниками Ш. являются Коран и сунна, в которых воплощено божественное откровение. Мусульманская концепция права по-разному решает вопрос о содержании и структуре Ш. Преобладает точка зрения, в соответствии с которой он в принципе включает три части — религиозную догматику, исламскую этику и так называемые практические нормы. Последние в свою очередь делятся на культовые, обрядовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения. Есть и другое, узкое толкование содержания Ш., которое относит к нему лишь предписания, регулирующие внешнее поведение человека, т.е. последний из трех указанных выше элементов. По вопросу о характере нормативной части Ш. (шариата в узком смысле) позиции мусульманских правоведов также не совпадают. Одни ограничивают Ш. только положениями Корана и сунны в их буквальной форме, а другие включают в него также все правила поведения, разработанные фикхом. При последнем подходе Ш. предстает в виде детализированной системы предписаний, регулирующих все стороны культового и светского поведения мусульман, и выступает синонимом фикха. Этот же смысл вкладывается в выражение «законы Ш.», а также в определение «шариатский » (например шариатский суд), подчеркивающее связь не только с Кораном и сунной, но и вводами фикха. Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом и мусульманским правом, когда термин «право» употребляется не в строго юридическом, а в общесоциальном значении. Вместе с тем в Ш. можно выделить собственно правовое содержание, которое прежде всего воплощено в общих принципах фикха, сформулированных мусульманскими правоведами и отвечающих критериям права. Современная мусульманская концепция права склонна относить данные принципы к Ш. Конституции ряда современных исламских стран провозглашают Ш. основным источником законодательства, а реализация данных конституционных положений рассматривается как «претворение Ш.». Официальное толкование, даваемое органами конституционного контроля статьям конституций о статусе III. как источника законодательства, как правило, исходит из того, что к Ш. относятся положения Корана и сунны, устанавливающие точные и однозначные нормы, а также общие принципы фикха и разработанные мусульманской концепцией права методы формулирования новых правил поведения по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, на основе общих начал и целей Ш. Лит.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997; Аш-Шариа / / Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. Л.Р. Сюкияйнен

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
502.30 кб

98. 04. 011. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / РАН. Ин-т государства и права

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
434.53 кб

Совместим ли шариат с современным российским правом?

Л.Р. Сюкияйнен
Статья посвящена анализу форм взаимодействия шариата с действующим законодательством, его совместимости с современным российским правом в целом.
Читать PDF
297.40 кб

Адат, шариат и российское право на современном Северном Кавказе: итоги и перспективы

Ярлыкапов А.
Читать PDF
471.82 кб

Шариат в правовой системе современного светского государства: идеология или необходимость?

Мухаметзарипов Ильшат Амирович
Статья посвящена проблеме функционирования шариата в правовой системе современного светского государства.
Читать PDF
416.18 кб

ЗА ПУТИНА И ЗА ШАРИАТ. ДАГЕСТАНСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ О РОССИИ И ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ. (РЕФЕРАТ)

Чайников Юрий Викторович
Данная работа представляет собою реферат книги И. Калишевской, посвященной изучению социальной ситуации в Дагестане, отношения разных слоев населения к религии и к властным структурам.
Читать PDF
244.65 кб

Воссоздание шариатских судов в Нальчикском округе в рамках советской судебной системы

Теунов М. К.
Читать PDF
199.24 кб

Шариатское судопроизводство в Адыгейской автономной области в 20-е годы ХХ в

Серопян Гурген Сосевич
Читать PDF
300.82 кб

Интеграция с исламским правом: бизнес по шариату?

Нырова Наталья
Читать PDF
121.70 кб

Феномен традиционных институтов обычного права (адата) и мусульманского (шариата) на Северном Кавказ

Гозгешева Сатаней Мухтаровна
Целью исследования является рассмотрение уникального феномена традиционного права на Северном Кавказе.
Читать PDF
909.09 кб

Роль адата и шариата в системе судебных органов Северного Кавказа

Сотников Андрей Александрович
Общероссийское законодательство «прививалось» на северокавказской почве постепенно, без радикализма, без «шоковой терапии».
Читать PDF
285.72 кб

К вопросу о понятии «Нийя» и его роли в системе религиозно-правового регулирования шариата

Бизюков Сергей Николаевич
Статья посвящена рассмотрению природы и важности понятия намерения в различных аспектах жизни общества, регулируемых мусульманским правом.
Читать PDF
643.80 кб

К вопросу о соотношении шариата, мусульманского права (фикха) и адата в Чечне

Одаев Хамзат Магомедович
В статье рассматривается методологическая неоднозначность, необходимость разделения понятий «шариат» и «фикх», когда речь идет о мусульманском праве.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о правовом осмыслении и юридических началах исламского шариата в свете международной интег

Колесников Павел Михайлович
Анализируется юридическая природа исламского шариата, как социальнонормативной системы регулирования в условиях международной интеграции.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о роли шариата в брачном обряде кумыков в конце XIX – начале XX веков

Гусейнов Юсуп Магомедович
В статье Ю.М. Гусейнова рассматриваются отдельные аспекты брачного процесса кумыков, одного из коренных, тюркоязычных народов Дагестана.
Читать PDF
0.00 байт

Традиционно-правовые нормы адата и шариата в институте кровной мести кумыков: историко-правовой аспе

Гусейнов Юсуп Магомедович
В статье рассматриваются обычно-правовые нормы кумыков и их роль в обряде кровной мести кумыков, которые регламентировали срок изгнания из села, процесс примирения и т.д.

Похожие термины:

  • ШАРИАТСКИЙ СУД

    орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые кас