ШРИ-ЛАНКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШРИ-ЛАНКА (Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, бывший Цейлон)
государство в Южной Азии, на острове Цейлон в Индийском океане. Независимость обретена 4 февраля 1948 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Коломбо.
Административное деление: 8 провинций.
Действует Конституция от 7 сентября 1978 г. с последующими изменениями.
Форма правления - республика

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Шри-Ланка
Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на одноименном острове Шри-Ланка в Индийском океане. Территория - 65,6 тыс. кв.км. Официальная столица - г. Шри-Джаяварденапура-Котте (местопребывание Парламента), фактическая столица - г. Коломбо. Население - 19,14 млн. чел. (1999 г.); около 74% - сингалы, 18% - тамилы, 8% - потомки арабов и малайцев. Официальные языки - сингальский, тамильский и английский. Ведущие религии - буддизм (сингалы - 70%), индуизм (в тамильских районах - 15%), ислам (мусульмане-сунниты - 8%), христианство (7%). В XVI в. остров Шри-Ланка (до 1972 г. - Цейлон) стал колонией Португалии, в XVII в. - Голландии, с XVIII до середины XX в. - Англии. В 1948 г. страна получила независимость в статусе доминиона и в 1972 г. была провозглашена Республикой Шри-Ланка, а в 1978 г. - Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка. С 1983 г. в стране ведется вооруженная борьба с тамильскими сепаратистами. Государственное устройство Шри-Ланка - унитарное государство с широкой автономией составных частей (иногда такой тип государственно-территориального устройства именуется "регионалистским"). В административном плане страна делится на 8 провинций, управляемых провинциальными советами, местными правительствами и губернаторами. Действует Конституция 1978 г. (с последующими изменениями). По форме правления Шри-Ланка - полупрезидентская республика французского типа. Планом конституционной реформы предусматривается восстановление в стране парламентской формы правления во главе с Премьер-министром, ответственным перед Парламентом (существовала до 1978 г.). Политический режим - либеральный. Высший законодательный орган - однопалатный Парламент (225 мест), избираемый сроком на 5 лет на основе всеобщего избирательного права. Глава государства, правительства и главнокомандующий вооруженными силами - Президент, избираемый прямым голосованием сроком на 6 лет. Никто не может занимать этот пост более чем 2 срока подряд. Президент с одобрения Парламента назначает Премьер-министра, а после консультации с последним - других членов Кабинета. Он также наделяет министров теми или иными функциями и полномочиями, дает им поручения, может смещать их по своему усмотрению. Президент вправе распустить Парламент в любое время и назначить новые выборы. Однако он не может это сделать в течение года после избрания Парламента. Президент может объявлять национальный референдум, в том числе по законопроектам, отвергнутым Парламентом. Президент также обладает другими обычными полномочиями главы государства (назначение дипломатических представителей, осуществление помилования и т.д.). В то же время у Президента нет права вето в отношении законодательных актов Парламента. Кабинет министров формируется из членов Парламента и несет ответственность перед ним. Он состоит из Премьер-министра, министров, младших министров. Правовая система Общая характеристика Правовая система страны носит смешанный характер. Большинство отраслей регулируются заимствованным у бывшей метрополии английским правом с некоторыми элементами римско-голландского права (см. раздел "Южно-Африканская Республика"). Вопросы личного статуса (брак, развод, наследование и др.) регулируются каждой общиной по-своему (у индусовиндусским правом, у мусульман - мусульманским и т.д.). В XVII-XIX вв. на Цейлоне действовало римско-голландское право, принесенное голландскими колонизаторами. Сфера его применения была ограничена как территориально (приморскими районами), так и по кругу субъектов и правоотношений. Местное население, особенно в вопросах личного статуса, продолжало руководствоваться обычным правом. С приходом англичан римско-голландское право было признано действующим (в 1799 г.), однако стало постепенно дополняться, изменяться и вытесняться английским правом. В 1883 г. оно было заменено английским в сфере уголовного законодательства (с введением на острове индийского УК 1860 г.). В итоге за римско-голландским правом остались лишь некоторые институты частного права. Во внутренних районах острова (Канди), колонизированных последними, до настоящего времени сохранились старые кандийские законы, основанные на феодальном обычном праве. В 1931 г. была введена первая Конституция, предусматривавшая создание выборного Парламента - Государственного совета. Одновременно было введено всеобщее избирательное право, в том числе впервые в Азии - для женщин. В дальнейшем ее сменили конституции 1947, 1972, 1978 гг. Основными источниками права на Шри-Ланке являются законодательные акты, во главе иерархии которых стоит Конституция, судебные прецеденты и обычаи (в том числе религиозные). Важную роль в качестве источника права играют мнения ученых-юристов (в римско-голландском, кандийском и мусульманском праве). Решения Верховного суда имеют обязательную силу прецедента для всех нижестоящих судов; решения Апелляционного суда имеют такую же силу для судов первой инстанции. Особенностью правовой системы Шри-Ланки, живущей в условиях перманентной военно-политической конфронтации, вызванной неурегулированностью сингало-тамильского этнического конфликта, является активное использование чрезвычайных законов, нарушающих конституционные положения об основных правах и свободах граждан. Конституция Шри-Ланки 1978 г. предусматривает, что Парламент может квалифицированным большинством принять законы, "несовместимые" с любым ее положением. Примером служит Закон 1979 г. о предотвращении терроризма. Помимо этого, в период действия чрезвычайного положения могут издаваться и чрезвычайные декреты. В соответствии с Конституцией подобные декреты Президента могут "отменять, изменять или приостанавливать действие любого закона, за исключением положений Конституции" (ст.155). Чрезвычайные декреты должны быть представлены на утверждение Парламенту в течение 10 дней с момента издания. В соответствии с 15-й поправкой к Основному закону провинции Шри-Ланки получили право издавать местные законодательные акты. Этой поправкой предусмотрено размежевание компетенции общегосударственных органов и провинциальных советов, а также конкурирующая (совместная) компетенция. Президент государства имеет право вето по отношению к провинциальным законам, касающимся бюджета и распределения средств. Гражданское и смежные с ним отрасли права Шри-Ланка имеет 5 систем частного права. Римско-голландское право, измененное законами и по-новому (в английском духе) истолкованное судами, официально является основной, базовой частно-правовой системой страны. Английское общее право применяется к торговым контрактам, торговой собственности и ко многим другим торговым и гражданско-правовым отношениям. Практически все статутное право основано на английских нормах. Римско-голландское право сохраняет наиболее сильные позиции в сфере семейного права и права собственности. Из английского общего права заимствован институт траста. У мусульманской общины - институт вакфа своего рода мусульманский аналог траста. Некоммерческие контракты также в целом подчиняются римско-голландскому праву. Деликтное право имеет как римско-голландское, так и английское происхождение (в зависимости от вида деликтов). Тамилы в вопросах личного статуса и ряде других руководствуются своим персональным правом (Tesawalarnai), основанным преимущественно на индуистских традициях. В отношении некоторых вопросов вещного права (например, сервитутов) оно является территориальным и применяется ко всем, кто владеет собственностью в Северной провинции (где тамилы составляют большинство населения). Кандийское и мусульманское право применяется соответственно к кандийским сингалам и мусульманам в вопросах личного статуса (брак, развод, наследование и др.). В 1995 г. был принят закон о повышении минимального брачного возраста для женщин с 12 до 18 лет, однако это требование не распространяется на браки, заключаемые среди мусульман. У сингалов и особенно у тамилов сохраняются пережитки кастового строя, хотя закон признает полное равноправие всех каст. Общие правила наследования по закону кодифицированы в Ордонансе о брачных правах и наследовании (Matrimonial Rights and Inheritance Ordinance), изданном еще в колониальный период. Помимо этого, действуют специальные законы для лиц, подчиняющихся тамильскому, кандийскому и мусульманскому праву. Коммерческое (торговое) право имеет почти целиком английское происхождение. Ордонанс об акционерных обществах 1961 г. (Joint Stock Companies Ordinance) и Ордонанс о компаниях 1938 г. (Companies Ordinance) были копиями соответствующего британского законодательства (с незначительными изменениями). В настоящее время эта сфера регулируется Законом о компаниях 1982 г. (Companies Act no. 17 of 1982). Кооперативы действуют на основе Закона о кооперативных обществах 1972 г. (Co-Operative Societies Law no. 5 of 1972). Принятый в колониальное время Ордонанс о векселях (Bills of Exchange Ordinance) основан на Английском законе о векселях (English Bills of Exchange Act). В то же время вексельная правоспособность подчиняется римско-голландскому праву. Ланкийское законодательство о банкротстве основано на Английском законе о банкротстве 1849 г. (English Bankruptcy Act). Отношения интеллектуальной собственности регулируются основанным на английском праве Кодексом интеллектуальной собственности 1979 г. (Code of Intellectual Property), регулирующим промышленные образцы, патенты, торговые марки, авторское право, фирменные наименования и другие виды интеллектуальной собственности. Конституция Шри-Ланки 1978 г., следуя индийскому образцу, установила, что развитие страны должно осуществляться посредством публичной и частной экономической деятельности при их планировании и контроле. В период независимости приняты Закон о Национальном совете планирования 1956 г., Закон о страховых корпорациях 1961 г., национализировавший страховое дело, Закон о защите потребителей 1979 г., Закон о Комиссии по ценным бумагам 1987 г. и др. Закон об аграрной реформе 1972 г. установил максимальный размер собственности сельхозземли в 50 акров. В конце 1970-х гг. Шри-Ланка одной из первых в регионе приступила к полномасштабным рыночным реформам, что способствовало расширению объема инвестиций в экономику страны. В 1978 г. был принят Закон (Board of Investment Act), направленный на привлечение иностранных инвестиций. В настоящее время Шри-Ланка имеет 6 свободных экономических зон, именуемых также зонами экспортного производства или поощрения инвестиций. Трудовое право Шри-Ланки не кодифицировано. В этой сфере действуют более 50 законодательных актов, в том числе Ордонанс о компенсациях трудящимся 1934 г., Ордонанс о занятости женщин, молодежи и детей 1956 г., Закон о праздничных днях 1959 г. и др. За работниками законодательно закреплены и соблюдаются на практике права на объединение в профсоюзы, коллективные переговоры, забастовку. Уголовное право и процесс Основным источником уголовного права на Шри-Ланке является индийский Уголовный кодекс 1860 г. (см. раздел "Индия"). В 1883 г. он был введен здесь по указанию английских колониальных властей на смену специфическому римско-голландскому праву. Наряду с Уголовным кодексом на Шри-Ланке действует ряд законодательных актов, изданных в дополнение к нему. В частности, в 1962 г. на Цейлоне был издан Закон об уголовном праве (специальные положения), который предусмотрел новую редакцию ст.115 Уголовного кодекса. В соответствии с ней каждый, кто готовится, покушается свергнуть законное правительство Цейлона, подлежит смертной казни или тюремному заключению на срок от 10 до 20 лет с конфискацией всего имущества. Среди видов наказания, предусмотренных УК, смертная казнь, строгое заключение (с каторжными работами), простое заключение, порка плетьми, конфискация собственности и штраф. По Уголовному кодексу смертная казнь как обязательная мера наказания предусматривается за убийство (раздел 296), доведение до самоубийства (раздел 299), дачу или фабрикацию ложного свидетельства, если оно повлекло осуждение и казнь невиновного лица (раздел 191). Кроме того, смертная казнь в качестве альтернативной меры наказания предусматривается за попытку свержения правительства; покушение на убийство президента или члена правительства, полицейского, военнослужащего или должностного лица государства (Правила о чрезвычайном положении, 23); уничтожение имущества, если это повлекло или было направлено на лишение жизни, ограбление или злоупотребление (Правила о чрезвычайном положении, 24); за незаконную перевозку или хранение опасного оружия или веществ (Правила о чрезвычайном положении, 36). В 1984 г. смертная казнь была установлена за хранение наркотиков или их изготовление Законом о ядах, опиуме и опасных наркотиках. Правительство Шри-Ланки старается не применять эту меру. Последний смертный приговор приведен в исполнение в 1976 г. Уголовный процесс в целом основан на английской модели. Значительные отступления от демократических стандартов судопроизводства были сделаны в связи с активной террористической деятельностью тамильских сепаратистов. Еще в 1962 г. вышеупомянутый Закон об уголовном праве (специальные положения) предоставил генеральному инспектору полиции или любому уполномоченному им чиновнику право подвергать аресту без судебного приказа любое лицо, подозреваемое в подготовке или совершении любого преступления против государства. Такое лицо может содержаться под арестом в течение 60 дней. В 1973 г. Парламент принял Закон об отправлении правосудия, призванный заменить унаследованный от колониальных времен судебный процесс на более упрощенный и быстрый. Этот акт отменил 13 законов и ордонансов, включая Ордонанс о судах и УПК 1898 г., охватив судебную власть, уголовное, завещательное и апелляционное производство и аннулирование протоколов судебного заседания (всего он содержал 5 глав). Позднее 2 главы Закона об отправлении правосудия (об уголовном и апелляционном производстве) были заменены Законом об Уголовно-процессуальном кодексе 1979 г., а третья (о судах) была существенно изменена Конституцией 1978 г. Последняя гарантирует (ст.13) в числе основных прав личности право на честный процесс, свободу от произвольного ареста и задержания, охрана которых была возложена на суды. Согласно обычному (не чрезвычайному) законодательству задержанный и арестованный должен быть доставлен судье в течение 24 часов и имеет право на освобождение до суда под зало г. Во всех делах обвиняемый имеет право на помощь адвоката. Большинство уголовных дел рассматривается судами магистратов. Высокие суды слушают дела о преступлениях, влекущих заключение на срок более 2 лет или штраф более 1500 рупий. Суд присяжных предусмотрен только по наиболее серьезным делам: о преступлениях против государства, умышленных убийствах, изнасилованиях. Жюри состоит из 7 человек и выносит обвинительный вердикт не менее чем 5 голосами. Закон о предупреждении терроризма 1979 г. приостановил деятельность суда присяжных в отношении дел о тяжких преступлениях, совершенных на почве этнической розни. Обвинение поддерживается генеральным атторнеем, генеральным солиситором или государственным адвокатом (state counsel) (их представителями). Основной апелляционной инстанцией является Апелляционный суд. Его решения могут быть обжалованы в Верховный суд только по существенным вопросам права. Судебная система. Органы контроля Судебная система Шри-Ланки включает Верховный суд Шри-Ланки, Апелляционный суд, высокие, окружные суды и суды магистратов. Верховный суд является высшим судебным органом государства, рассматривающим гражданские и уголовные дела только как апелляционная инстанция, а также выполняющим целый ряд других полномочий (осуществление конституционного контроля, дисциплинарного надзора за адвокатурой). Верховный судья и другие судьи Верховного суда назначаются пожизненно Президентом Шри-Ланки. Президент назначает также судей апелляционных и высоких судов. Судьи нижестоящих судов назначаются, перемещаются и смещаются Комиссией судебной службы, являющейся независимым органом управления судебной властью. Комиссия состоит из 3 членов Верховного суда во главе с верховным судьей. Судьи Верховного суда выходят в отставку в 65 лет, других судов - в 62 года. Низшее звено судебной системы составляют суды мелких исков. Помимо судов общей юрисдикции имеются семейные суды, один суд по делам несовершеннолетних в Коломбо. В отношении членов мусульманской общины действует суд кади (Kathi court), рассматривающий брачно-семейные и наследственные дела. Конституция 1947 г. предусматривала осуществление конституционного контроля высшим судебным органом общей юрисдикции Верховным судом, состав, порядок формирования и юрисдикция которого были аналогичны верховным судам других стран общего права. В 1972 г. был учрежден Конституционный суд, состоявший из 5 членов, назначавшихся Президентом по совету спикера Парламента на 4 года. Однако этот орган "не прижился" на почве английского общего права: Конституция 1978 г. вновь передала осуществление конституционного контроля Верховному суду. Согласно ст.120 Конституции Шри-Ланки только Верховный суд может решать вопрос о соответствии законопроекта Конституции. Верховный суд обладает также исключительным правом толкования Основного закона страны. В стране действуют и административные трибуналы, такие как Апелляционный совет по налогам, Трибунал по компенсациям трудящимся, Трибунал по Закону о промышленных спорах, трудовые трибуналы по Ордонансу о Совете по заработной плате. Решения большинства из них могут быть обжалованы в Апелляционный суд. Уголовное преследование возложено на департамент генерального атторнея. Ему подчиняются директор публичных преследований и генеральный солиситор, выступающий от имени государства в гражданских делах. В 1996 г. Парламент принял закон о создании Комиссии по правам человека как постоянного органа по надзору за соблюдением правительством конституционных прав и свобод личности; он уполномочен расследовать жалобы на злоупотребления в этой области. Литература Cooray L. J. M. An Introduction to the Legal System of Ceylon. Colombo, 1972. Nadaraja T. The Legal System of Ceylon in its Historical Setting. Leiden, 1972. Tambiah H. W. Principles of Ceylon Law. Colombo, 1972.

Источник: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Реклама