СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Суот) - часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГоСт Р 12.0.006-2002 «общие требования к управлению охраной труда в организации»). Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования Суот организации составляют фЗ, в т. ч. «об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «о промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также тК Рф, Постановления Правительства Рф по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов Рф в соответствии с их компетенцией. Традиционный подход к управлению охраной труда. нормативнометодические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования Суот, должны обеспечивать выполнение следующих требований: постоянно оценивать состояние от в своих подразделениях; формулировать цели и политику в области от; разрабатывать и реализовывать способы их достижения; осуществлять предусмотренные действующим законодательством Рф контрольные функции; оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и от, стимулировать их деятельность в этом направлении. В соответствии с требованиями действующего законодательства Рф, Положения о Суот в организации установлены следующие основные задачи, решаемые Суот: уточнение целей и политики организации в области от; разработка и реализация программ, планов, иных организационнораспорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области от; подготовка и аттестация персонала организации по от; оценка, учет и контроль основных рисков; анализ причин аварий, производственных травм и профессиональных заболеваний; координация работ, направленных на предупреждение аварий; расследование несчастных случаев на производстве, осуществление компенсации обусловленных ими потерь. Важное значение имеет распределение обязанностей в области от всех должностных лиц, начиная с руководителя организации. более полное изложение функций не только позволяет лучше организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния от на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований от и принятия необходимых мер по их устранению. Информационное обеспечение Суот осуществляется в соответствии с действующими в организации нормативными документами. Происходит: взаимодействие и обмен информацией с информационными фондами органов государственного управления; формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному травматизму; формирование информационных ресурсов организации, в т. ч. информационного фонда документов; координация работ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Суот организации получает сведения о тяжелых и смертельных случаях, авариях, крупных пожарах - незамедлительно (предварительная информация направляется электронной почтой или факсом в течение суток); акты и приказы спецрасследований по групповым и тяжелым несчастным случаям, пожарам, случаям со смертельным исходом - по истечении недели со дня завершения расследования; сведения по формам статистической отчетности об аварийности, травматизму и пожарам - ежеквартально. П р о ф с о ю з н ы й к о м и т е т организации через уполномоченных по от принимает участие в решении задач Суот: готовит предложения по улучшению работы Суот; осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных правовых актов об от, за состоянием от; организует и проводит обучение уполномоченных и членов совместных комитетов по от; оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам от, здоровья и окружающей природной среды; информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях, о мерах по их предупреждению. Профком также участвует: в работе комитета (комиссии) по охране труда, в проведении административно-общественного контроля за состоянием от на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением; в разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы от; в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, анализе обстоятельств и причин аварий, производственного травматизма, профессиональных заболеваний; в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений. Деятельность уполномоченных по от осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (постановление Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 35). П л а н и р о в а н и е м е р о п р и я т и й в рамках Суот происходит на основе фактического состояния от в организации. При разработке планов учитываются: травматизм, заболеваемость (общая и профессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения; результаты аттестации рабочих мест по условиям труда; техническое состояние оборудования, зданий и сооружений; санитарно-гигиенические ут; предписания государственных органов надзора, законы, постановления и др. нормативные документы. осуществляется прогнозирование от, перспективное и текущее планирование работ по от. Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании производственных рисков и поддержания от на уровне, обеспечивающем безопасность. Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3-5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по от должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. в организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители. Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по от включает разработку планов мероприятий по от. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы - на уровне подразделений, цехов и служб. в таких планах предусматриваются следующие мероприятия: повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда инженерно-технических работников, рабочих, служащих; аттестация рабочих мест по условиям и охране труда ранее не аттестованных или вновь организуемых объектов; нормализация санитарно-гигиенических ут с учетом результатов аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда; лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание работников; механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ; комплексные и целевые проверки состояния от в подразделениях организации. В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, финансовое обеспечение и ответственный исполнитель. Мероприятия по от, включаемые в перспективные, годовые и текущие планы, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда (постановление Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11). В коллективный договор (соглашение) включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные в соответствующих планово-экономических документах) материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для их реализации. Соглашение по от составляется с учетом годового плана, состояния от в подразделениях организации и включает следующие вопросы: состояние от, режим труда и отдыха, обучение и подготовка кадров, пособия, компенсации за причиненный вред здоровью, а также условия контроля за состоянием от. внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными представителями, контроль за выполнением планов по от - соответствующими руководителями и специалистами организации, ее подразделений, а также профсоюзными комитетами и комитетами (комиссиями) по от. ход выполнения мероприятий периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам от. Руководитель каждого уровня (отдела, участка, цеха, службы) обязан добиваться выполнения мероприятий, предусмотренных планами или соглашением по от. Перенос сроков согласуется с теми лицами, которые подписали план, и утверждается ими. Новые принципы управления охраной труда. в современных условиях возможен переход на новые принципы управления от в организациях. Постепенно укрепляются рыночные отношения, предопределяющие необходимость формирования нового подхода к управлению от, который отличался бы от существовавшего в централизованной экономике. некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Появились разработки российских научных и образовательных организаций (в т. ч. академии труда и социальных отношений), позволяющие формировать элементы Суот, адекватные западным. В конце 90-х гг. прошлого столетия в западных странах стал резко меняться подход к политике безопасности на производстве. Появилась тенденция при оценке обеспечения безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а на таких факторах, как организационная культура, изменение поведения, повышение ответственности, приверженность организации определенным целям. Научные разработки академии труда и социальных отношений направлены на создание принципиально новой Суот в организациях. необходимо было пересмотреть сформировавшиеся и длительно действовавшие в стране отношения к отдельным процедурам в сфере от, таким, как расследование и учет (микро)травм, инцидентов, идентификация опасных факторов и рисков, оценка работы руководителей и специалистов, персонала по предупреждению аварийности, травматизма и профессиональных заболеваний, а также создание стимулов к положительным результатам этой работы. Исследования показывают, что одному смертельному случаю предшествуют 10-30 тяжелых травм, около 100-300 легких травм (с потерей трудоспособности на 1 день и более), 1-3 тыс. микротравм и 1030 тыс. опасностей, возникающих на производстве. Гипотетически каждый из 10-30 тыс. опасных факторов при определенных условиях может привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы определить реальный риск этих опасных факторов, надо их идентифицировать. на 1-м этапе можно использовать результаты аттестации рабочих мест по ут и травмоопасности. Это позволит резко сократить количество опасных факторов. Затем следует провести детальный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски. Результаты оценки рисков используются для определения целей и задач в области от организации, для составления программ мероприятий по улучшению ут и от. новизна подхода заключается в том, что именно на основании анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем от, и определяются задачи, сроки их выполнения. Изменилась также оценка работы руководителей высшего и среднего уровней управления, мастеров и рабочих. При выработке метода оценки были приняты во внимание т. н. н е п и с а н ы е п р а в и л а в обеспечении от. высшее руководство организации отвечает за политику в области от, проявляет лидерство в решении проблем от и заинтересованность в реализации своей политики, для чего создает Суот, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. в итоге руководство вырабатывает концепцию (философию) в области от и, т. о., формирует культуру от в своей организации. С документами (за подписью руководителей высшего уровня) должны быть ознакомлены все работники организации. они вывешиваются на рабочих местах, постоянно обсуждаются с работниками на различных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях. Роль руководителей среднего уровня - обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области от, а также требований от, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. наказание (за невыполнение поручений, несоблюдение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов от, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах от. оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков (и т. п.) в Суот, следует предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, др. происшествия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального партнерства, социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых и зависит во многом обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах. Многие из этих положений легли в основу принятого стандарта ССбт по управлению от в организации (ГоСт Р 12.0.006-2002). С 1 января 2003 г. указанный стандарт вводится в организациях. особенно важными являются: разработка Суот, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специалистов по охране труда на основе новых принципов управления от в организации. Разработка системы управления охраной труда. Для разработки Суот требуются подробный анализ и оценка состояния от в организации. анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям от: изучают итоги идентификации опасных факторов, выявления и оценки рисков; изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем; выявляют наличие документов, регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев; выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий; определяют структуру (а также численность, должностные обязанности работников) службы от и др. подразделений - пожнадзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.; анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по ут, сертификации работ по от и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости; изучают действующие в организации системы управления качеством продукции и защиты окружающей среды; выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение от, система обучения и проверки знаний (руководителей и починенных) по от, системы оценки результатов работы по улучшению от и материального поощрения всех категорий работников; проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления. П л а н о п р о с а: 1. Изучение существующей практики управления от и определение сильных и слабых сторон действующих регламентов и стандартов. 2. Изучение всех производственных операций и определение проблем в области от. 3. определение требований, предъявляемых к Суот заинтересованными лицами (пользователями). 4. выявление барьеров на пути формирования культуры труда. Работникам организации задают вопросы с учетом их компетенции. опрос проводится в течение 2-3 недель. всех работников заранее предупреждают об опросе, но содержание вопросов не разглашается. Информация, собранная в ходе опроса, считается конфиденциальной. Результаты анализа состояния от и опроса работников организации учитывают при составлении спецификации Суот. Дополнительно используют о п р о с н ы е л и с т ы по специально разработанной форме. С помощью таких листов можно опросить практически всех работников организации. новый подход к формированию Суот в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: общедоступность данных о состоянии ут и от, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда - для всех работников организации и для работников др. организаций (поставщики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг). Исходя из этих принципов была выстроена «звезда безопасности». наличие ее составляющих в организации формирует основу безопасности и возможность создания комфортных ут. ГоСт Р 12.0.006-2002 «общие требования к управлению охраной труда в организации» позволяет разработать Суот в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000-2000 «управление качеством» и серии ISO 14000-1996 «управление окружающей средой» (защита окружающей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление от, качеством, защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды. Р у к о в о д с т в о п о С у о т - своеобразный путеводитель по системе, включающий краткое описание системы и взаимосвязей между управлениями (отделами), должностными лицами организации. С т а н д а р т ы - более подробное описание взаимосвязей при осуществлении общих для организации процедур (напр., методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита Суот) и процедур управления конкретными операциями, которые являются значимыми для организации (напр., безопасность эксплуатации грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, электробезопасность и т. п.). И н с т р у к ц и и по от - содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах. о т ч е т ы (о деятельности в области от) и ф о р м ы (документы установленного образца). в качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п. О ц е н к а р а б о т ы. в мировой практике при оценке эффективности Суот используют данные об опасных факторах или возможных рисках. оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области от. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по от, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.). К а к т и в н ы м ф а к т о р а м относятся: обеспечение выполнения нормативных требований от; соответствие ут на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов ут, качество выполнения задач, планов по от; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; организация рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение Суот; финансирование мероприятий по от; организация и техническое обеспечение аудита. К п а с с и в н ы м ф а к т о р а м относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по от. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе Суот; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим. В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности Суот, организуемая службой от с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита. Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по от руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала. К формам индивидуального м а т е р и а л ь н о г о с т и м у л и р о в а н и я относятся: дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния от на основе активных показателей; премирование работников за длительную безаварийную работу; выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение от (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий); выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры от, нормативно-технической документации; выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы; введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по от. Н е у д о в л е т в о р и т е л ь н а я о ц е н к а выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили: несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований от; аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ; пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности; др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.
Источник: Российская энциклопедия по охране труда