СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
применяемая на выборах законодательного (представительного) органа власти избирательная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. С.и.с. соединяет в себе преимущества мажоритарной и пропорциональной систем и в определенной мере исключает либо компенсирует их недостатки. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" половина состава этой Палаты избирается по одномандатным округам, по мажоритарной системе абсолютного большинства. Вторая половина избирается по партийным (федеральным) спискам, которые баллотируются по единому федеральному избирательному округу, а мандаты между ними распределяются по пропорциональной системе. При применении С.и.с. каждый избиратель наделяется двумя голосами: одним - в одномандатном избирательном округе, другим - в федеральном избирательном округе. Подсчет голосов избирателей осуществляется раздельно (за кандидатов по одномандатным округам и за федеральные списки) по методике, определенной вышеназванным Законом.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
одна из разновидностей подсчета голосов и определения результатов голосования, предполагающая одновременное использование различных избирательных систем (обычно мажоритарной и пропорциональной). Направлена на снижение негативных последствий применения мажоритарной и пропорциональной систем в чистом виде. Используется при формировании представительного органа или его палаты в Италии, Грузии, Литве, Венгрии, Албании, Мексике. В широком смысле означает параллельное использование различных систем. В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1999 225 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, остальные — по федеральному избирательному округу на основании пропорциональной системы. В узком смысле смешанная система предполагает использование элементов различных систем при доминировании одной из них. Так, пропорциональная система с премией для большинства действует в Греции в соответствии с законом 1989. В первом распределении 288 мест в 56 округах участвуют партии, выставившие кандидатов; ко второму распределению мест в 13 округах допускаются партии, набравшие 17%, двухпартийные коалиции — 25%, коалиции трех партий — 30% голосов. Партии, выставившие списки в 3/4 округов и собравшие 2% голосов, получат 3 места, от 1 до 2% — одно. Избирательная система, действующая в Германии согласно Федеральному закону о выборах в Бундестаг 1975, исходит из применения смешанной системы. Избиратель имеет два голоса, голосуя за кандидата и список партии. 259 депутатов избираются в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, остальные — по спискам, выдвинутым в землях, по пропорциональной системе. Вначале определяются результаты голосования по одномандатным округам. К распределению оставшихся мест допускаются партии, собравшие 5% голосов или получившие по одному месту в трех одномандатных округах. После определения общего числа мандатов, полученных партией на территории страны, устанавливается число мест, приходящихся на каждый земельный список; из него вычитаются места, полученные в одномандатных округах земли. Оставшиеся места занимают лица, включенные в земельный список, в порядке установленной очередности. Кандидаты, избранные в одномандатных округах, в распределении мест по земельным спискам не учитываются. ТА. Васильева

Источник: Юридическая энциклопедия

Смешанная избирательная система
это система, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы, что обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.
Характерен в этом отношении порядок выборов немецкого бундестага, послуживший примером для ряда стран, в том числе и для России.Согласно федеральному избирательному закону в редакции 1994 г. половина состава бундестага (328 депутатов) избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Другая половина избирается по земельным спискам кандидатов, т. е. каждая из 16 земель (субъектов федерации) является многомандатным избирательным округом, в котором баллотируются земельные списки кандидатов, составленные политическими партиями, мандаты между которыми распределяются по пропорциональной системе.
Впервые на выборах в Государственную Думу РФ в 1993 г. был официально закреплен принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. Смешанная система применялась на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1993, 1995, 1999, 2003 гг.
Данный вариант избирательной системы обеспечивал реальное активное участие партий в формировании Государственной Думы и в последующем осуществлении законодательной власти. Это давало возможность направить политическую активность партий в парламентское русло и соответственно сузить сферу непарламентской оппозиции. При всей спорности предлагаемой избирательной системы это был курс на стабилизацию политических отношений, на удержание политического развития в правовых рамках.
С июля 2003 г. по аналогии с выборами депутатов Государственной Думы в регионах Российской Федерации была введена мажоритарно-пропорциональная система на выборах в законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, при которой не менее половины депутатских мандатов распределялось между списками кандидатов от политических партий. При этом законом субъектов Российской Федерации может быть установлен минимальный процент голосов избирателей, поданных за список, который необходим, чтобы он принял участие в распределении депутатских мандатов. К распределению депутатских мандатов должно быть допущено не менее двух списков кандидатов, которые в совокупности получили более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Однако это правило не распространяется на те субъекты РФ, где зарегистрировано менее трех отделений общероссийских политических партий.
Введение смешанной избирательной системы стимулирует деятельность политических партий в регионах и неизбежно приведет к увеличению партийной составляющей в законодательных (представительных) органах власти в субъектах Федерации. Партии получат большие возможности по выработке и проведению партийной линии по различным аспектам законотворческого процесса, определению позиций партий по наиболее актуальным проблемам развития региона.
Согласно законопроекту «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», принятому Госдумой в первом чтении, с 2016 года снова вводится смешанная система выборов в нижнюю палату: 225 депутатов будут избираться по мажоритарной системе (по одномандатным округам) и 225 — по пропорциональной избирательной системе (по спискам политических партий). В списки политических партий разрешено включать и беспартийных кандидатов; причем, их количество может составить до половины от общей численности кандидатов данного списка. Сбор подписей избирателей предусмотрен только для регистрации кандидата-самовыдвиженца. Законопроект не позволяет создавать избирательные блоки. С 7% до 5% снижен минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить федеральному списку кандидатов на выборах депутатов Госдумы, чтобы участвовать в распределении депутатских мандатов.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов. — М.: Норма, 2003.
Муниципальные выборы: практика, проблемы: сборник / ЦИК РФ. — М., 2005.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
99.15 кб

Смешанная избирательная система: достоинства и недостатки

Зайцева С. П.
Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся развития современного российского политического режима, партийной структуры и избирательной системы.
Читать PDF
898.94 кб

Развитие и применение смешанной избирательной системы в современной России

Васильева Е. В.
Автор рассматривает особенности смешанной избирательной системы и её применение на территории Российской Федерации, анализирует статистические данные выборов в Государственную Думу, а также выявляет особенности, достоинства и недо
Читать PDF
137.57 кб

От смешанной избирательной системы к пропорциональной и вновь к смешанной: анализ правовых основ дум

Стромов В.Ю.
В статье анализируется трансформация избирательного законодательства по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Дается анализ правовых норм.

Похожие термины:

  • СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНААЯ СИСТЕМА

    в ряде государств (РФ, ФРГ, Литва и др.) - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной (см соотв. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИ