Социальная защита населения
Социальная защита населения
это функция государства, предусматривающая реализацию права граждан на социальное обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления, совершенствование механизмов и институтов социальной защиты граждан, охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права. Реализация социальной защиты населения включает в себя пенсионное обеспечение, обеспечение по государственному социальному страхованию, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, выплату пособий, установление инвалидности, деятельность учреждений социального обслуживания и государственной медико-социальной экспертизы, а также ряд других элементов, связанных с социальным обеспечением населения.
Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий
Социальная защита населения
система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения (в первую очередь инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т. п.) — преимущества в пользовании общественного фонда потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку в различных ее формах.
Социальная защита на местном уровне может быть представлена в виде комбинации двух составляющих. Во-первых, это единая скоординированная общегосударственная (региональная) социальная политика, реализуемая на данной территории, и, во-вторых, это комплекс мер, проводимых в дополнение к ней органами местного самоуправления за счет собственных бюджетных средств, дифференцированный подход к решению проблем социальной защиты населения муниципальных образований.
В основе этих процессов лежат следующие важнейшие принципы:
— равенство в социальной поддержке городского и сельского населения;
— адресность предоставления социальной помощи, в том числе возможность оказания упреждающей помощи гражданам, имеющим на нее право;
— комплексность помощи, предусматривающей возможность предоставления одновременно нескольких видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде льгот или услуг и др.);
— самостоятельность местных органов власти, предприятий и организаций в осуществлении мероприятий по социальной поддержке населения;
— социальное реагирование, предполагающее периодическую индексацию средств, направляемых на социальную поддержку населения, и контроль со стороны местных органов власти за его жизненным уровнем.
К числу основных задач, решаемых в процессе организации муниципальной системы социальной защиты, относятся:
— поддержание уровня жизни социально неблагополучных групп населения муниципального образования не ниже минимального прожиточного уровня, установленного в субъекте РФ;
— анализ основных факторов, влияющих на степень социального неблагополучия населения;
— определение критериев выделения объектов защиты по признакам социального неблагополучия и социальной незащищенности;
— выявление групп населения, относящихся к категориям социально не защищенного и социально неблагополучного, построение типологии объектов социальной защиты по признакам: а) малообеспеченности; б) социального неблагополучия; в) потребности во вспомоществовании;
— определение модели социальной защиты населения, адекватной содержанию экономических преобразований, реальным возможностям бюджета, наличию дополнительных источников средств и субъектов социальной защиты;
— разработка основных направлений и организационно-экономических принципов формирования механизма социальной защиты, форм и методов оказания адресной социальной помощи. Реализация социальных гарантий —одна из наиболее острых проблем в России. Государство создает финансовую основу и оргструктуры для реализации гражданами конституционных прав на социальную защиту. К числу главных организационно-правовых форм социальной защиты относятся социальное страхование, государственное социальное обеспечение, адресная социальная помощь. Эти формы отличаются друг от друга по кругу обеспечиваемых лиц, источникам финансирования, видам выплат.
Формирование и реализация местной политики в области социальной защиты населения должны осуществляться в рамках адресной социальной защиты конкретных групп и слоев населения, отдельных граждан. Адресная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям или гражданам за счет бюджетных средств социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Она оказывается в виде денежных выплат, льгот и натуральной помощи. Правовые и организационные основы ее оказания установлены Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ.
Существует ряд критериев, позволяющих выделить первоочередные адресаты социальной помощи и объекты, на которые должна быть направлена деятельность муниципальных органов управления в данной сфере.
Базовым объектным критерием является размер среднемесячного дохода на одного члена семьи. Если размер этого дохода ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, то имеющий его человек (семья) нуждается в специфических мерах социальной защиты. Основой для определения порогового размера среднемесячного душевого дохода должен являться уровень минимального потребительского бюджета, обеспечивающий приемлемый уровень удовлетворения потребностей при достигнутых масштабах общественного благосостояния и складывающихся на этой основе представлений о нижней границе потребностей. Другими словами, это потребительский набор, характеризующий прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и количественные рамки этого набора меняются вслед за изменением общепринятых жизненных стандартов.
Вторым определяющий объектным критерием, из которого вытекает необходимость специальных мер по социальной защите, является критерий источника средств к существованию (критерий трудоспособности). Согласно последнему, население делится на трудоспособное и нетрудоспособное. В социальной защите и поддержке прежде всего нуждаются нетрудоспособные группы населения. Данные группы по социально-демографическому признаку подразделяются на три подгруппы:
— уже нетрудоспособные (инвалиды, пенсионеры);
— еще нетрудоспособные (дети, учащиеся);
— граждане, находящиеся на попечении государства (лица, проживающие в домах престарелых, интернатах и т. п.).
Среди трудоспособных лиц социальной защите подлежат граждане, попавшие в экстремальные условия вследствие социального неблагополучия (безработица, вынужденное переселение в условиях социальных и национальных конфликтов) или чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие).
Таким образом, вышеописанные критерии дают возможность выделить объекты социальной защиты исходя из признака малообеспеченности и признака социального неблагополучия.
Для каждой из вышеперечисленных групп разрабатываются специфические программы социальной защиты и поддержки как на местном, так и на более высоком уровнях управления.
Учитывая значимость программно-целевой компоненты в реализации социальной защиты населения, надо уделить внимание вопросу о реализации программного подхода. Это требует введения понятия типовой местной программы социальной защиты. Можно выделить два рода типовых муниципальных программ: объективные и проблемные. К числу первых относятся программы, направленные на улучшение положения отдельных социальных групп. Вторые нацелены на решение (хотя бы частичное) проблем, затрагивающих многие социальные группы, интересы которых замкнуты на данную проблему. Если объектом программ первого рода являются многоструктурные социальные группы, то вторые имеют объект комплексного характера.
На уровне муниципального образования могут действовать программы четырех видов:
— территориальные проекции государственных (региональных) объектных программ (например, программа помощи детям, инвалидам и т. п.);
— территориальные проекции государственных (региональных) программ (например, программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС);
— собственно муниципальные объектные программы;
— собственно муниципальные проблемные программы (территориальные экологические, социально-демографические и т. д.).
Как известно, к числу ведущих функций эффективности системы социальной помощи относятся такие, как:
— снижение социального неравенства и установление эффективных в социальном и экономическом плане уровней перераспределения социальных ресурсов;
— поддержание социальной и социальнополитической стабильности в обществе;
— обеспечение социальной безопасности групп и слоев населения, социальное благополучие которых признано важным для данной общественной системы или большинства населения;
— обеспечение социальной защищенности тех групп и слоев населения, которые в силу обстоятельств, прежде всего объективного порядка, не в состоянии помочь себе самостоятельно;
— предупреждение социального иждивенчества и стимулирование социальной самозащиты личности;
— эффективное использование ресурсов социального бюджета.
Необходимым атрибутом эффективной системы социальной защиты и входящей в нее в качестве неотъемлемого компонента системы социальной помощи является правовая и организационная непротиворечивость, сбалансированность, то, что называется «прозрачностью», критериев и процедур оказания помощи.
О. С. Семкина
Список литературы
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178ФЗ (с изм.).
Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): учеб. пособие (энциклопедия управленческих знаний). — М.: Экономика, 2000.
Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы. — М.: Логос, 2001.
Ликулькин А. В. Система государственного управления / под ред. Морозовой. — М.: Закон и право, 1997.
Попов С. Г. Социальный менеджмент: учеб. пособие. — М.: Ось-89, 2000.
Управление социальной сферой: политическое и духовное развитие общества / отв. ред. В. Н. Иванов, В. Е. Рогозин и др. — М., 1991.
Шишин Е. В. Социальная защита населения при переходе к рыночной экономике. — СПб.: СИЭП РАН, 1993.
Социальная защита на местном уровне может быть представлена в виде комбинации двух составляющих. Во-первых, это единая скоординированная общегосударственная (региональная) социальная политика, реализуемая на данной территории, и, во-вторых, это комплекс мер, проводимых в дополнение к ней органами местного самоуправления за счет собственных бюджетных средств, дифференцированный подход к решению проблем социальной защиты населения муниципальных образований.
В основе этих процессов лежат следующие важнейшие принципы:
— равенство в социальной поддержке городского и сельского населения;
— адресность предоставления социальной помощи, в том числе возможность оказания упреждающей помощи гражданам, имеющим на нее право;
— комплексность помощи, предусматривающей возможность предоставления одновременно нескольких видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде льгот или услуг и др.);
— самостоятельность местных органов власти, предприятий и организаций в осуществлении мероприятий по социальной поддержке населения;
— социальное реагирование, предполагающее периодическую индексацию средств, направляемых на социальную поддержку населения, и контроль со стороны местных органов власти за его жизненным уровнем.
К числу основных задач, решаемых в процессе организации муниципальной системы социальной защиты, относятся:
— поддержание уровня жизни социально неблагополучных групп населения муниципального образования не ниже минимального прожиточного уровня, установленного в субъекте РФ;
— анализ основных факторов, влияющих на степень социального неблагополучия населения;
— определение критериев выделения объектов защиты по признакам социального неблагополучия и социальной незащищенности;
— выявление групп населения, относящихся к категориям социально не защищенного и социально неблагополучного, построение типологии объектов социальной защиты по признакам: а) малообеспеченности; б) социального неблагополучия; в) потребности во вспомоществовании;
— определение модели социальной защиты населения, адекватной содержанию экономических преобразований, реальным возможностям бюджета, наличию дополнительных источников средств и субъектов социальной защиты;
— разработка основных направлений и организационно-экономических принципов формирования механизма социальной защиты, форм и методов оказания адресной социальной помощи. Реализация социальных гарантий —одна из наиболее острых проблем в России. Государство создает финансовую основу и оргструктуры для реализации гражданами конституционных прав на социальную защиту. К числу главных организационно-правовых форм социальной защиты относятся социальное страхование, государственное социальное обеспечение, адресная социальная помощь. Эти формы отличаются друг от друга по кругу обеспечиваемых лиц, источникам финансирования, видам выплат.
Формирование и реализация местной политики в области социальной защиты населения должны осуществляться в рамках адресной социальной защиты конкретных групп и слоев населения, отдельных граждан. Адресная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям или гражданам за счет бюджетных средств социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Она оказывается в виде денежных выплат, льгот и натуральной помощи. Правовые и организационные основы ее оказания установлены Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ.
Существует ряд критериев, позволяющих выделить первоочередные адресаты социальной помощи и объекты, на которые должна быть направлена деятельность муниципальных органов управления в данной сфере.
Базовым объектным критерием является размер среднемесячного дохода на одного члена семьи. Если размер этого дохода ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, то имеющий его человек (семья) нуждается в специфических мерах социальной защиты. Основой для определения порогового размера среднемесячного душевого дохода должен являться уровень минимального потребительского бюджета, обеспечивающий приемлемый уровень удовлетворения потребностей при достигнутых масштабах общественного благосостояния и складывающихся на этой основе представлений о нижней границе потребностей. Другими словами, это потребительский набор, характеризующий прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и количественные рамки этого набора меняются вслед за изменением общепринятых жизненных стандартов.
Вторым определяющий объектным критерием, из которого вытекает необходимость специальных мер по социальной защите, является критерий источника средств к существованию (критерий трудоспособности). Согласно последнему, население делится на трудоспособное и нетрудоспособное. В социальной защите и поддержке прежде всего нуждаются нетрудоспособные группы населения. Данные группы по социально-демографическому признаку подразделяются на три подгруппы:
— уже нетрудоспособные (инвалиды, пенсионеры);
— еще нетрудоспособные (дети, учащиеся);
— граждане, находящиеся на попечении государства (лица, проживающие в домах престарелых, интернатах и т. п.).
Среди трудоспособных лиц социальной защите подлежат граждане, попавшие в экстремальные условия вследствие социального неблагополучия (безработица, вынужденное переселение в условиях социальных и национальных конфликтов) или чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие).
Таким образом, вышеописанные критерии дают возможность выделить объекты социальной защиты исходя из признака малообеспеченности и признака социального неблагополучия.
Для каждой из вышеперечисленных групп разрабатываются специфические программы социальной защиты и поддержки как на местном, так и на более высоком уровнях управления.
Учитывая значимость программно-целевой компоненты в реализации социальной защиты населения, надо уделить внимание вопросу о реализации программного подхода. Это требует введения понятия типовой местной программы социальной защиты. Можно выделить два рода типовых муниципальных программ: объективные и проблемные. К числу первых относятся программы, направленные на улучшение положения отдельных социальных групп. Вторые нацелены на решение (хотя бы частичное) проблем, затрагивающих многие социальные группы, интересы которых замкнуты на данную проблему. Если объектом программ первого рода являются многоструктурные социальные группы, то вторые имеют объект комплексного характера.
На уровне муниципального образования могут действовать программы четырех видов:
— территориальные проекции государственных (региональных) объектных программ (например, программа помощи детям, инвалидам и т. п.);
— территориальные проекции государственных (региональных) программ (например, программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС);
— собственно муниципальные объектные программы;
— собственно муниципальные проблемные программы (территориальные экологические, социально-демографические и т. д.).
Как известно, к числу ведущих функций эффективности системы социальной помощи относятся такие, как:
— снижение социального неравенства и установление эффективных в социальном и экономическом плане уровней перераспределения социальных ресурсов;
— поддержание социальной и социальнополитической стабильности в обществе;
— обеспечение социальной безопасности групп и слоев населения, социальное благополучие которых признано важным для данной общественной системы или большинства населения;
— обеспечение социальной защищенности тех групп и слоев населения, которые в силу обстоятельств, прежде всего объективного порядка, не в состоянии помочь себе самостоятельно;
— предупреждение социального иждивенчества и стимулирование социальной самозащиты личности;
— эффективное использование ресурсов социального бюджета.
Необходимым атрибутом эффективной системы социальной защиты и входящей в нее в качестве неотъемлемого компонента системы социальной помощи является правовая и организационная непротиворечивость, сбалансированность, то, что называется «прозрачностью», критериев и процедур оказания помощи.
О. С. Семкина
Список литературы
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178ФЗ (с изм.).
Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): учеб. пособие (энциклопедия управленческих знаний). — М.: Экономика, 2000.
Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы. — М.: Логос, 2001.
Ликулькин А. В. Система государственного управления / под ред. Морозовой. — М.: Закон и право, 1997.
Попов С. Г. Социальный менеджмент: учеб. пособие. — М.: Ось-89, 2000.
Управление социальной сферой: политическое и духовное развитие общества / отв. ред. В. Н. Иванов, В. Е. Рогозин и др. — М., 1991.
Шишин Е. В. Социальная защита населения при переходе к рыночной экономике. — СПб.: СИЭП РАН, 1993.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия