Социологическая теория праваСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Найдено 1 определение:

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

в правоведении) — сложилась в 19 в. в ходе изучения и обобщения роли социальной среды в истории права отдельных народов (Древний Рим, страны Востока, средневековая и современная Европа) на стадии возникновения права в примитивных обществах и в дальнейшей эволюции источников права. В 20 в. С.ш. подразделялась на множество течений и методологических ориентации и усилила внимание к особенностям социального функционирования и результативности права, его роли в обеспечении социального контроля, порядка, справедливости. Подъему социологического правоведения отчасти способствовало недовольство ограниченностью формально-догматической юриспруденции с ее лейтмотивом «закон есть закон» и другими упрощениями, а также переоценка наследия школы естественного права. Еще Ш. Монтескье в своих трудах выдвинул тезис о том, что законы и правосудие у разных народов предопределяются специфическими факторами среды их обитания (климат, географическое расположение), которые, однако, не являются неизменными в отличие от тех факторов, которыми оперируют существующие теории права, прежде всего теории естественного права. О. Конт относил существующие законы к разряду социальных фактов, подчинявшихся действию закономерностей причин, следствий и взаимодействия с другими социальными фактами. Для него понятия о сущности, об идеальном назначении права относились к прошедшей и устарелой стадии в умственной эволюции человечества — метафизической стадии, которая сменяется научной стадией. Позднее Ч. Дарвин с его «Происхождением видов путем естественного отбора» (1859) и позитивизм Спенсера сделали популярной биологическую модель саморазвития организмов, которым уподобили общество, государство и правовые институты, связав их существование и эволюцию с потребностями выживания и приспособления в изменяющейся социальной обстановке. Однако их характерной чертой стало внимание к процессам изменения и приспособления, а не к особенностям постоянных и неизменных черт и свойств изучаемых объектов. Антропологическое изучение примитивных обществ также выявило зависимость человеческой жизнедеятельности от среды обитания, а взаимодействие разных культурных сфер (языка, первобытных религий, права) выявило роль психологических побуждений и мотивации. Все это значительно повлияло на правоведение и способствовало изживанию ряда естественно- правовых построений. Определенный вклад в этот процесс внесла и историческая школа права. Английский юрист Г.С. Мэн, автор «Древнего права» (1861), сравнил римский и английский правовой опыт и обнаружил новую область изучения, которую назвали исторической юриспруденцией. Расширив предмет сравнительного анализа индусским правом и некоторыми другими, он занялся поиском и формулированием «законов» развития права, которым подвержены все без исключения правовые системы, обращая особое внимание на перемены в институтах права, в способах правового принуждения и стремясь определить распознаваемые стадии их роста от примитивной стадии родо-общинного общественного устройства до зрелых и комплексных форм торгово-промышленного общества в Европе. В его работах заметно влияние аналогий из области биологических и социальных перемен, а также гегелевской философии истории. В российском правоведении эта исследовательская ориентация была, с некоторыми изменениями, поддержана в работах А.Н. Стоянова, П.Г. Виноградова и М.М. К о валевского. Определенное влияние на развитие социологической юриспруденции оказала также марксистская интерпретация истории, которая обозначила тесную взаимосвязь правовых отношений с экономическими и этическими при доминировании, однако, над всеми экономических факторов. В целом для социологических исследований и истолкований права характерна попытка объяснять право исходя и з социального бытия индивида, социальных групп и отдельных народов, а также из веры в прогресс, рационализм и гуманизм и в определенные стадии социальной эволюции. Исходя из этих представлений, Р. Иеринг связал возникновение и существование права с социальным и н тересом и стал рассматривать его как результат борьбы людей и групп за осуществление своих интересов и целей (право как защищенный интерес). Этот подход получил дальнейшее развитие в трудах российского ученого С.А. Муромцева. В результате перемен в проблематике изучения права социологическое изучение стало делать акцент не на том, что есть право, а на том, как право действует. В 1913 австрийский правовед Е. Эрлих объявил, что право коренится не в текстах законов, а в жизни. «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена — не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе» («Основы социологии права». Мюнхен, 1913). Концепция Эрлиха получила название «свободного права», поскольку для нее стал характерным «свободный подход к праву», который, согласно автору, можно обнаружить в практике судебного разбирательства и вынесения решения, где имеет место свобода судейского усмотрения в выборе правового требования. Чтобы изучить истоки, развитие и существо права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных союзах: в семье, торговых товариществах, общинах и государстве. Все попытки объяснять право исходя из существующих правовых предписаний, а не из порядка являются несостоятельными. И в далеком прошлом, и в современном обществе право представляет собой порядок, существующий в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях различных ассоциаций, которые содержатся в установленных соглашениях, договорах и уставах этих ассоциаций и союзов. Эти нормы и эти факты и есть «живое право». В своих исторических обобщениях Эрлих во многом солидаризуется с выводами немецкого юриста О. Гирке, который в своей фундаментальной работе о праве ассоциаций (в 3-х т., 1868—81) уделил большое внимание внутренней жизни и деятельности различных ассоциаций и групп как области активности, в которой возникает множество обязывающих социальных норм. Эти идеи были подхвачены затем представителями институционализма. Во второй половине 20 в. идеи институционалистов ожили в концепциях «диффузии власти», «плюрализма», «полиархии» и др. Социологическая юриспруденция как разновидность юриспруденции интересов наибольшее распространение получила в США. Р. Паунд, глава этого направления, начал разрабатывать эту проблематику еще в первой четверти века и обобщил свои взгляды в 5-томной «Юриспруденции» (1959). Суть нового восприятия темы была названа им «инструментальным прагматическим подходом», в котором право стало восприниматься как «инструмент социального контроля». Сама концепция права как инструмента социального контроля была в основных чертах разработана скандинавским социологом Э. Россом и помимо концепции Паунда стала структурным компонентом множества социологических концепций права, общества и политики. В.Г. Графский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

Найдено схем по теме СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено научныех статей по теме СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено книг по теме СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено презентаций по теме СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено рефератов по теме СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!