СОВЕТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

Найдено 1 определение
СОВЕТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ
Основной Закон Советского социалистического государства (см.), закрепляющий социалистическое общественное и государственное устройство СССР, союзных и автономных республик, систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности советских граждан, избирательную систему и представляющий собою юридическую базу всего текущего законодательства.
Ныне действующая Конституция СССР, принятая в 1936 г. Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР, представляет собой образец Конституции социалистического общества и является первой в мире Конституцией победившего социализма. Конституции союзных и автономных республик, отражая национальные особенности этих республик, строятся в полном соответствии с Конституцией СССР, в чем находит свое выражение однотипность экономического и политического строе во всех советских республиках.
Отмеченные И. В. Сталиным основные особенности действующей ныне Конституции СССР проливают яркий свет на ее принципиальное, коренное отличие от буржуазных конституций (см. Конституция).
Первой особенностью Конституции СССР является то, что она отражает факт создания социалистического общества в нашей стране, осуществления первой фазы коммунизма, представляет собой, таким образом, итог пройденного пути, итог уже добытых завоеваний, регистрацию и законодательное закрепление того, что уже добыто и завоевано на деле, а не программу или декларацию будущих завоеваний.
Второй особенностью нашей Конституции является то, что она исходит из факта ликвидации капиталистического строя, из факта победы социалистического строя, что ее главную основу составляют принципы социализма, его основные устои, уже завоеванные и осуществленные: социалистическая собственность иа орудия и средства производства, ликвидация эксплуатации и эксплуататорских классов, ликвидация нищеты большинства и роскоши меньшинства, ликвидация безработицы, труд, как обязанность и дело чести каждого работоспособного гражданина, право на труд, право наг отдых, право на образование и другие устои социализма, закрепляемые Конституцией СССР в законодательном порядке.
Третьей особенностью Конституции СССР является то, что она исходит из факта отсутствия в нашем обществе эксплуататорских классов, из факта наличия в обществе лишь двух дружественных друг другу классов – рабочего класса и крестьянства, из факта принадлежности власти именно этим трудящимся классам, ив факта наличия государственного руководства обществом (диктатуры) в руках рабочего класса как передового класса общества и закрепляет общественные порядки, угодные и выгодные трудящимся.
Четвертую особенность нашей Конституции составляет ее глубокий интернационализм, последовательное проведение принципа равноправия наций и рас. Конституция СССР исходит из того, что все нации и расы, независимо от их прошлого и настоящего положения, от их силы или слабости, должны пользоваться одинаковыми правами во всех сферах хозяйственной, общественной, государственной я культурной жизни общества.
Пятой особенностью Конституции СССР является ее последовательный, до конца выдержанный демократизм, свободный от всяких оговорок и ограничений, полный отказ от деления граждан на активных и пассивных, признание всех граждан равноправными. Только личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в социалистическом обществе.
Шестая особенность Конституции СССР состоит в перенесении центра тяжести с фиксирования формальных прав граждан на вопрос о гарантиях этих прав, на обеспечение гражданам средств осуществления этих прав иа деле путем законодательного закрепления необходимых для этого материальных и иных предпосылок. В этой всесторонней гарантированности всех предоставленных Конституцией СССР гражданам великих прав и свобод находит свое проявление принципиальное отличие демократизма нашей Конституции как демократизма социалистического от «демократизма» буржуазного.
Эти основные особенности действующей ныне Конституции СССР позволяют уяснить как противоположность ее буржуазным конституциям, так и выявить то новое, что отличает ее от советских конституций первой фазы развития нашего государства, разобраться в том, что из указанных выше особенностей относится ко всем советским конституциям и что характеризует лишь Конституцию победившего социализма. Действующая ныне Конституция СССР, как и все нынешние конституции союзных и автономных республик, – высший этап развития С. К., представляющей собою со времени своего возникновения конституцию нового, социалистического типа. История С. К. ярко выявляет закономерности развития нашего государства, обусловленность политической и юридической частей социалистической надстройки (как и всей надстройки в целом) экономическим строем нашего общества на различных этапах, его существования.
На всех этапах своего развития С. К. строилась на основе передовой марксистско-ленинской теории. С. К. принадлежит большая роль в деле успешного использования Советской властью экономических законов в интересах общества. История развития С. К. позволяет глубоко выявить служебную роль Советского государства и его Конституции в отношении экономического базиса социализма, руководящую роль Коммунистической партии в развитии Советского социалистического государства и его Основного Закона – Конституции.
Первой С. К. явилась принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР,. подытожившая великие завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, добытые к концу первого этапа существования Советской власти, творческий опыт революционных масс в создании в лице Советов высшей политической формы диктатуры пролетариата, в строительстве нового общества.
Великая Октябрьская социалистическая революция, обеспечившая переход государственного руководства обществом в руки рабочего класса, превратила Советы в полновластные государственные органы, в политическую основу нашего государства (см. Советы депутатов трудящихся). В течение периода с Октября 1917 г. до принятия первой С. К. Советская власть сломила хозяйственную мощь буржуазии, сосредоточила в своих руках командные высоты народного хозяйства, сломала буржуазный аппарат государственной власти, победоносно ликвидировала первые попытки контрреволюции свергнуть диктатуру пролетариата и организационно укрепилась, создав, на месте сломанного старого, эксплуататорского аппарата свой государственный аппарат нового, высшего-типа. Вся эта колоссальная творческая работа, проделанная Советской властью под руководством Коммунистической партии, получила свое законодательное закрепление в первой С. К. Ленин, выступая на V Всероссийском съезде, принявшем эту Конституцию, подчеркнул, что она записала и оформила все то, что уже создано революционным опытом, революционным творчеством масс. «Если теперь этому съезду нами может быть предложена Советская Конституция, – говорил Ленин, обращаясь к делегатам съезда,–то лишь потому, что Советы во всех концах страны созданы и испытаны, потому, что вы ее создали, вы во всех концах страны испытали; только через полгода после Октябрьской революции,, почти через год после Первого Всероссийского съезда Советов, мы могли записать то, что уже существует на практике» (Соч., т. 27, стр. 474).
Впервые в история человечества появилась Конституция, закрепившая государственное руководство обществом (диктатуру) за рабочим классом, принадлежность государственной власти подавляющему большинству народа, а именно рабочему классу и трудящемуся крестьянству, подлинный, социалистический демократизм советского строя. Первая С. К. показала, что диктатура пролетариата представляет собой новый, высший тип демократии. Опираясь на объективный экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, Советская власть обобществила основные средства производства, превратив землю, фабрики, заводы, рудники, банки, железнодорожный и водный транспорт из частной собственности эксплуататоров в общенародную, государственную социалистическую собственность. Первые результаты использования Советской властью этого закона нашли свое законодательное закрепление в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (см.), принятой III Всероссийским съездом Советов, которая была включена в Конституцию РСФСР 1918 г. в качестве ее первого раздела. Ко времени принятия первой С. К. была национализирована вся крупная промышленность (декрет 28 июня 1918 г.), все командные высоты в области экономики находились в руках Советской власти.
Конституция РСФСР 1918 г., закрепив мероприятия Советской власти по созданию социалистического базиса; осуществленные на первом этапе ее существования, отразила в то же время многоукладность экономики переходного от капитализма к социализму строя, а следовательно, и существование свергнутых, но не ликвидированных эксплуататорских классов в городе и деревне. Со времени своего возникновения С. К. являлась самой демократической в мире, так как она закрепила Советскую власть, сущность которой состоит в том, что постоянной и единственной основой всей государственной власти, государственного аппарата является массовая организация рабочих и трудящихся крестьян, которые были угнетены капитализмом. Именно эти «массы, которые даже в самых демократических буржуазных республиках, будучи равноправны по закону, на деле тысячами приемов! и уловок отстранялись от участия в политической жизни и от пользования демократическими правами и свободами, привлекаются теперь к постоянному и непременному, притом решающему, участию в демократическом управлении государством» (Ленин В. И., Соч., т. 28, стр. 443). Советская власть осуществила сразу и полностью то равенство граждан независимо от пола, религии, расы, национальности, которое буржуазная «демократия» лишь провозгласила, но нигде не провела в жизнь. В то же время Конституция РСФСР 1918 г., как и все другие С. К. первой главной фазы развития нашего государства, отражала факт существования эксплуататорских классов в нашей стране, которые вели ожесточенную борьбу против Советской власти. Закрепляя все предоставленные Советской властью гражданам права и свободы в интересах трудящихся, С. К. первой фазы открыто ограничивали эксплуататорские классы, лишая их избирательных прав, т. е. не допуская их участия в органах государственной власти, в демократическом управлении нашим государством и проводя классовый принцип при гарантировании каждого из закрепленных в Конституции демократических прав и свобод. Статья 23 Конституции РСФСР 1918 г. прямо указывала, что: «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции». Эти ограничения советской демократии диктовались конкретными историческими условиями в нашей стране и рассматривались партией и Советской властью как временные мероприятия, вызванные сложностью внутренней и внешней обстановки, в которой действовала Советская власть в тот период. Это обстоятельство обусловило и установление некоторых преимуществ для рабочего класса по сравнению с крестьянством в целях укрепления государственного руководства обществом со стороны рабочего класса.
Конституция РСФСР 1918 г. явилась образцом для всех принятых позднее Конституций братских советских республик. После образования Союза Советских Социалистических Республик (см.) и вызванного этим изменения конституций союзных и автономных республик все основные положения Конституции РСФСР 1918 г. были также восприняты этими новыми конституциями советских республик.
Образование СССР и принятие общесоюзной Конституции – Конституции СССР 1924 г. – явилось событием огромного внутреннего и международного значения, свидетельствующим о жизнеспособности и устойчивости Советского государства, его укреплении, о торжестве ленинско-сталинской национальной политики.
Объединение социалистических независимых советских республик – РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР – в одно многонациональное государство, построенное на принципах советской социалистической федерации (см.), как добровольное объединение равноправных советских республик, состоялось 30 декабря 1922 г., когда созванный для оформления этого объединения I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию об образовании СССР (см.) и Договор об образовании СССР (см.). Окончательное оформление создания союзного советского многонационального государства произошло с принятием Конституции Союза ССР II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 г. Огромная роль в объединении независимых советских республик в. Союз ССР принадлежит великому русскому народу, опыту Российской федерации, показавшей, что советская социалистическая федерация равно обеспечивает интересы всех. субъекто® федерации, всех объединившихся наций, их подлинное равноправие, их вовлечение в активную1 политическую жизнь, поднятие экономического и культурного уровня отсталых в прошлом наций до уровня наций, ушедших вперед в своем развитии, облегчает успешное решение всех сложнейший политических, экономических и иных задач диктатуры рабочего класса,
Объединение независимых советских республик в Союз ССР происходило по инициативе самих национальных республик, убедившихся на опыте а необходимости более тесных взаимосвязей с РСФСР, стремившихся к более тесному сплочению с русским народом. Объединению РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в Союз ССР предшествовала большая работа партии по сближению народов нашей страны.
Под непосредственным руководством И. В. Сталина и в обстановке ожесточенной борьбы с троцкистско-бухаринскими и буржуазно-националистическими элементами, пытавшимися помешать созданию СССР или протащить в общесоюзную Конституцию такие положения, которые обрекли бы на неудачу создание союзного многонационального Советского социалистического государства, был выработай текст первой общесоюзной Конституции СССР.
В основу Конституции 1924 г. были положены принципы добровольности объединения и равноправия всех объединившихся республик, суверенные права союзных республик, в частности право каждой союзной республики на выход из Союза, охрана суверенитета союзных республик Союзом ССР, отражение в высшем органе власти Союза ССР наряду с общими для всех трудящихся нашей многонациональной страны интересами специфических интересов национальностей. Эти принципы, лежащие в основе первой Конституции СССР, доказавшие свою жизненную силу на всем протяжении существования СССР, лежат и в основе нынешней Конституции СССР.
Конституция СССР 1924 г. не включала в себя положений об общественном устройстве страны, о правах и обязанностях граждан, о местных органах власти. Все эти вопросы находили свое конституционное закрепление в Конституциях союзных и автономных республик.
В определении высших органов власти и управления Конституция СССР 1924 г. исходила из сложившихся организационных форм Советского государства на том этапе. Как и в союзных республиках, высшими органами власти СССР являлись съезд Советов СССР (см.) и Центральный Исполнительный Комитет СССР (см.), действовавший в период между съездами Советов СССР. Но в отличие от однопалатного строения Центральных Исполнительных Комитетов республик (см.) ЦИК СССР был создан как двухпалатный орган, в составе двух равноправных палат–Союзного Совета и Совета. Национальностей. Такая структура обеспечивала отражение в высшем органе власти наряду с общими интересами всех трудящихся Союза ССР -специфических интересов национальностей нашей страны.
В числе высших органов власти Союза ССР Конституция 1924 г. установила Президиум ЦИК СССР,. определив его как высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти СССР б период между сессиями ЦИК СССР. В качестве Правительства СССР Конституция предусмотрела образование Совета Народных Комиссаров (см.) СССР как исполнительного и распорядительного органа ЦИК Союза ССР. Таким образом, строение высших органов власти и управления Союза ССР, по Конституции СССР 1924 г., воспроизводило применительно к Союзу ССР такую же систему высших органов власти и управления, которая впервые была законодательно закреплена первой С. К. –Конституцией РСФСР 1918 г. – и заимствована всеми советскими республиками с учетом внесенных ко времени образования СССР некоторых изменений (так, в Конституции РСФСР 1918 г. вначале Президиум В ЦИК не указывался в числе высших органов власти).
Принятие Конституции СССР повлекло изменение и Конституций союзных республик. Под знаменем первой Конституции СССР советский народ добился упрочения Советской власти, расцвета всех национальных республик, ликвидации эксплуататорских классов, установления морально-политического единства всего народа и успешного решения задачи построения социализма в нашей стране. Государственное устройство СССР, закрепленное Конституцией, сыграло огромную роль в ликвидации фактического неравенства наций в процессе строительства социализма.
После завершения строительства социализма в нашей стране принятая в 1924 г. Конституция СССР уже не отражала изменившейся экономической, а соответственно и классовой структуры советского общества. Февральский пленум ЦК партии в 1935 г. рассмотрел этот вопрос и в принятой 1 февраля резолюции указал, в каком направлении должны быть внесены изменения в действующую Конституцию. VII Всесоюзный съезд Советов признал правильным и своевременным предложение ЦК партии и в своем решении в точном соответствии с резолюцией Февральского пленума ЦК партии указал, что изменения Конституции должны быть проведены в направлении дальнейшей демократизации избирательной системы путем замены не вполне равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытых–закрытыми, а также в направлении «уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения Конституции в соответствие с нынешним соотношением классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности, как основы советского общества и т. п.)» (СЗ 1935 г. № 8, ст. 69). В том же решении съезд поручил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию для выработки нового текста Конституции и внесения его на утверждение сессии ЦИК Союза ССР.
Конституционная комиссия была избрана 1-й сессией ЦИК СССР 7 февраля 1935 г. Проект новой Конституции СССР был подготовлен к лету 1936 г. Пленум ЦК партии заслушал 1 июня 1936 г. доклад И. В. Сталина о проекте новой Конституции и, тщательно рассмотрев проект, одобрил его. В своей резолюции Пленум указал па целесообразность созыва Чрезвычайного Всесоюзного съезда Советов для рассмотрения и утверждения проекта. Президиум ЦИК СССР 11 июня 1936 г., одобрив проект новой Конституции, вынес решение о созыве 25 ноября этого же года Всесоюзного съезда Советов специально для обсуждения и принятия новой Конституции и об опубликовании проекта Конституции в целях его всенародного обсуждения до созыва съезда. Опубликованный 12 июня 1936 г. проект новой Конституции поступил на всенародное обсуждение, продолжавшееся свыше 5 месяцев. В этом нашел свое ярчайшее выражение советский социалистический демократизм, вовлекающий массы в непосредственное и активное участие в решении государственных вопросов первостепенной важности. Всенародное обсуждение показало огромную политическую активность советского народа, его политическую зрелость. В обсуждении проекта участвовало свыше 51,5 миллиона человек, в ходе обсуждения во всех концах страны было собрано свыше полутора миллионов предложений, отзывов, поправок. Всенародное обсуждение проекта новой Конституции оказало огромную помощь в деле выработки и окончательной отделки Конституции СССР.
Открывшийся 25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов заслушал доклад И. В. Сталина «О проекте Конституции СССР», содержащий глубокий анализ изменений, происшедших в экономической и классовой структуре нашего общества, а также в области национальных взаимоотношений в связи с победой социализма, всесторонний анализ проекта Конституции СССР и важнейших поправок, предложенных в ходе его всенародного обсуждения, анализ внутреннего и международного значения новой Конституции. Доклад И. В. Сталина «О проекте новой Конституции СССР» явился новым гениальным вкладом в марксистско-ленинскую науку, обогатив ее рядом новых положений и выводов.
5 декабря 1936 г. съезд единодушно принял Конституцию СССР, которая закрепила великие победы советского народа, построившего социализм. День принятия Конституции – 5 декабря – по решению съезда стал ежегодно отмечаемым праздником.
Новая Конституция СССР, с научной точностью отразившая изменения в общественном устройстве СССР (см.) в результате построения социалистического общества, внесшая изменения в формы нашего государства, в систему органов власти, в государственное устройство СССР (см.), отразившая яркий расцвет социалистической демократии, победу ленинско-сталинской национальной политики, явилась исторической вехой в жизни нашей страны.
Конституция СССР 1936 г., закрепив законодательным путем экономический строй нашего общества на данном этапе его развития, обеспечила и приведение политической и юридической части надстройки в соответствие с социалистическим базисом. С. К. закрепила преобразование прежних Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся, что означало расширение социальной базы диктатуры рабочего класса. Это стало возможным вследствие полной ликвидации эксплуататорских классов, установления морально-политического единства советского народа.
Преобразования внесены и в систему органов власти. Вместо Всесоюзного съезда Советов, ЦИК СССР и его Президиума были созданы Верховный Совет СССР (см.) и Президиум Верховного Совета СССР (см.). Вместо республиканских съездов Советов, их центральных исполнительных комитетов и президиумов последних созданы Верховные Советы союзных и автономных республик (см. Верховный Совет республики). Местные съезды Советов– краевые, областные, районные – были заменены новыми местными органами государственной власти (см.) в лице краевых, областных, районных и других Советов депутатов трудящихся. Все органы государственной власти, согласно Конституции, стали избираться на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права (см.) при тайном голосовании. Отпали ограничения в избирательных правах по социальному признаку, так как все граждане в социалистическом обществе являются трудящимися и личный труд стал единственным источником существования для всех (см. Избирательная система). Отпали и основания для неравенства избирательных норм в отношении городского и сельского населения в силу ликвидации эксплуататоров и наличия двух дружественных классов рабочих и крестьян.
В целях стабильности законов (см.) законодательная власть сосредоточена ныне в руках лишь одного органа – Верховного Совета. Законодательная власть Союза ССР осуществляется только Верховным .Советом СССР, законодательная власть каждой союзной и автономной республики соответственно осуществляется лишь Верховным Советом этой республики.
Последовательно до конца осуществлено, в соответствии с Конституцией, равноправие граждан СССР (см.). Конституция СССР в специальной главе, посвященной основным правам и обязанностям граждан СССР (см.), отразила расширение социально-экономических и политических прав и свобод граждан СССР в связи с построением социалистического общества, предоставила все записанные ею основные права на равных основаниях всем гражданам, вместе с тем возложив на них равные для всех основные обязанности. Победа социализма в нашей стране имела следствием и расширение и укрепление материальных гарантий предоставляемых гражданам СССР прав и свобод.
Конституция СССР 1936 г. явилась неопровержимым доказательством того, что социалистический экономический строй обусловливает максимальную и всесторонне гарантированную подлинную демократию. Опыт нашей страны, отраженный с предельной четкостью в ее Основном Законе – Конституции СССР, – свидетельствует о том, что лишь социалистический строй обеспечивает свободу личности, учет ее потребностей и интересов. В социалистическом обществе сам экономический строй обусловливает расцвет личности, немыслимый и невозможный в условиях любого эксплуататорского строя. Целью социалистического производства является человек с его потребностями, что вытекает из Основного экономического закона социализма, выражающегося в максимальном удовлетворении постоянно растущих потребностей всего общества, а следовательно, каждого члена общества.
Годы, прошедшие со времени принятия новой Конституции, показали ее жизненную силу, устойчивость, огромное организующее и воспитательное значение. Изменения, внесенные в Конституцию СССР 1936 г. после ее принятия, не коснулись ее основ. Они свидетельствуют лишь о дальнейшем укреплении нашего социалистического государства, усовершенствовании его механизма, укреплении братской дружбы народов, увеличении количества союзных республик, сплотившихся в могучий Советский Союз. Семья союзных республик, насчитывавшая ко времени образования СССР всего 4 республики, увеличившаяся ко времени принятия Конституции СССР 1936 г. до 11 республик, ныне возросла уже до 16 республик.
Из числа внесенных в Конституцию 1936 г. в последующем изменений необходимо особо отметить расширение суверенных прав союзных республик путем предоставления им права создания войсковых формирований, а равно полномочий в области внешних сношений. Соответствующий закон был принят 1 февраля 1944 г. Верховным Советом СССР I созыва на 10-й сессии. В текст Конституции соответствующие изменения были внесены позднее, на 3-й сессии Верховного Совета СССР в феврале 1947 г., когда был принят закон о внесении изменений и дополнений в текст Конституции, обобщивший все отдельные конституционные изменения, внесенные до этого Верховным Советом СССР, как изменения, обусловленные дальнейшим развитием и совершенствованием советской государственной системы. Необходимо также отметить предусмотренное указанным законом изменение текста Конституции в связи с принятием 15 марта 1946 г. Верховным Советом СССР закона о преобразовании Советов Народных Комиссаров СССР, союзных и автономных республик– в Советы Министров, а народных комиссариатов СССР, союзных и автономных республик – в министерства. Остальные изменения Конституции, как вошедшие в закон 1947 г. о внесении изменений и дополнений в текст Конституции СССР, так и предусмотренные позднее в отдельных законах Верховного Совета СССР, относятся гл. обр. к изменениям административно-территориального деления отдельных союзных республик или к изменениям в системе министерств (создание новых министерств, преобразование, упразднение и объединение существующих и т. п.).
Конституция СССР духовно вооружила советский народ, укрепила его веру в свои силы и мобилизовала на дальнейшую борьбу для завоевания новых побед коммунизма. Закрепленные ею экономические и политические основы нашего общества, ведущие принципы и организационные формы Советского государства позволили успешно продвигаться вперед по пути к коммунизму. В этом находит свое проявление служебная роль Конституции как части надстройки над социалистическим базисом.
Огромно значение Конституции СССР 1936 г. и для зарубежных народов. Конституция явилась историческим документом, свидетельствующим, что в СССР осуществлено то, о чем мечтали и продолжают мечтать миллионы честных людей в капиталистических странах. Прогрессивное влияние С. К. ярко сказалось на конституциях народно-демократических государств, использующих богатый опыт Советского государства и успешно продвигающихся по пути к социализму.
Велико значение Конституции СССР 1936 г. для науки государственного права (см.). Научная точность положений Конституции, ее научно обоснованная система вместе с всесторонним и глубоким анализом этой Конституции в докладе И. В. Сталина на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов обогатили науку советского государственного права.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
625.02 кб

Обязанности ребенка по советским конституциям

Капитонова Е. А.
Анализируются положения конституций советского периода, рассматриваются конституционные обязанности ребенка.
Читать PDF
161.43 кб

Принципы римского права в советских конституциях

Алексеева Татьяна Анатольевна
Статья посвящена рецепции принципов римского публичного права в советских конституциях.
Читать PDF
3.63 мб

Некоторые особенности советского конституционализма

Маслов Вилли Андреевич
В статье исследуются наиболее актуальные вопросы высших органов государственной власти советского периода: аспекты комплектования, функционального назначения, разграничения полномочий, взаимодействия с органами государственной вла
Читать PDF
128.18 кб

О сути и истории советских и российских конституций

Визер Бернд
Конституционные юбилеи 2018 г. (100 лет первой Конституции РСФСР и 25 лет Конституции РФ) заставляют ученых вновь обращаться к истории российских конституций, определять существенные характеристики этапов их развития.
Читать PDF
505.82 кб

Понятие «Конституционализм»: подходы советских ученых

Веревкина Юлия Юрьевна
В статье приводятся некоторые подходы советских ученых к рассмотрению понятия "конституционализм".
Читать PDF
1.92 мб

Понятие конституции в науке советского государственного права

Шульженко Юрий Леонидович
В статье проанализированы подходы, определения понятия конституции в научной, публицистической литературе учеными советского периода.
Читать PDF
1.52 мб

Историко-правовое сравнение советской и Российской конституций

Сорокун Павел Владимирович, Калашников Владислав Сергеевич
Конституция является основным нормативно-правовым актом, в котором закреплены фундаментальные принципы, функции, основные формы и методы деятельности государства.
Читать PDF
887.25 кб

Конституционный статус советского правительства (1918-1977 гг. )

Зайцева Людмила Анатольевна
Статья посвящена правовому статусу правительства в период Советского государства и права.
Читать PDF
337.00 кб

Конституционное регулирование свободы совести в советском государстве

Туманов Д. Ю.
Обосновывается негативное отношение коммунистической партии к религии и вероисповеданию, что объясняется несовместимостью основополагающих принципов православной религии о непротивлении и терпимости с большевистской идеологией о р
Читать PDF
376.65 кб

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Тресков Алексей Павлович
Принципы судебной власти, как интегративная конституционно-теоретическая категория, являются объектом научных исследований с точки зрения содержательной интерпретации, а также специфики формализации, в том числе, в хронологическом
Читать PDF
377.58 кб

Конституционно-правовые институты автономных республик в советский период

Железнов Б. Л.
В статье исследуется конституционно-правовой статус советской автономной республики, ее место в системе советской государственной власти.
Читать PDF
266.60 кб

Развитие конституционных основ созидательной функции Советского государства

Д.В. Пожарский
Автор рассматривает становление и развитие конституционных основ созидательной деятельности Советского государства, прослеживает закономерности изменения ее объема, содержания и структуры.
Читать PDF
399.34 кб

Права и свободы ребенка в конституционном законодательстве советского государства

Бондаренко Ольга Анатольевна
В статье обобщен и систематизирован нормативный материал по вопросам становления и развития правового регулирования прав и свобод ребенка в советский период.
Читать PDF
1,006.32 кб

Ограничения прав человека в дореволюционной и советской доктрине конституционализма

Романовский Владислав Георгиевич
В статье рассматриваются советские конституционные источники в части закрепления основных параметров ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Читать PDF
129.78 кб

Законодательная база советской государственной службы: конституционно-правовой аспект

Шободоева Анна Владимировна
Статья посвящена исследованию проблем правового регулирования гражданской государственной службы в советский период.