СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
межгосударственное объединение, сформировавшееся на основе Соглашения о Таможенном союзе (1995 г.), Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (1995 г.), Договора о создании Сообщества России и Белоруссии (1996 г.), Договора о преобразовании Сообщества в Союз (1997 г.), Устава Союзного государства (1997 г.), Договора о создании Союзного государства (1999 г.) и др. соглашений. Структура органов Союза включает: Высший государственный совет, Парламентское собрание, Союзное правительство, Постоянный комитет. С 2005 г. ведется работа над выработкой конституционного акта Союза.

Источник: Словарь международного права.

СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ (СБР)
межгосударственное интеграционное объединение, обладающее международной правосубъектностью в рамках предоставленных ему полномочий, образованное РФ и Республикой Беларусь (РБ) 2 апреля 1997 г.
Первоначальное выделение в рамках Содружества Независимых, Государств глубоко интегрированной политически и экономически общности двух государств произошло 2 апреля 1996 г., когда был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. При этом стороны опирались как на объективное единство их исторической судьбы, так и на волю народов к дальнейшему сближению, выраженную в итогах майского референдума в Беларуси и в октябрьских (1995) решениях палат ФС. Органы Сообщества (Высший Совет, Исполнительный Комитет, Парламентское Собрание) предприняли усилия по объединению социально-экономических потенциалов двух государств, функционированию единого таможенного пространства. Было начато создание межгосударственных структур с едиными органами управления, в том числе - Таможенный комитет, Пограничная служба, Гидрометеорологический комитет Сообщества.
В январе-марте 1997 г. совместная рабочая группа разработала проект Договора о СБР. Однако в результате серьезного политического противодействия согласованный и парафированный документ был разделен на проект небольшого Договора (подписан 2 апреля 1997 г.) и проект Устава Союза. Уточненный переговорными группами по результатам всенародного обсуждения Устав был подписан в Москве 23 мая 1997 г. ФЗ РФ от 10 июня 1997 г. № 89-ФЗ "О ратификации Договора о Союзе Беларуси и Устава Союза Беларуси и России" был принят ГД и одобрен СФ.
Договором и Уставом определены задачи Союза: а) обеспечение прав граждан государств-участников Союза; б) обеспечение равенства прав граждан Союза в получении всех видов образования и медицинской помощи, трудоустройстве, оплате труда и других областях; в) принятие правовых актов Союза; создание правовой системы Союза; согласование действий в процессе развития законодательства государств-участников; г) создание и регулирование общего рынка в области энергетики, транспорта и связи; д)обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах границ Союза; е) проведение единой таможенной политики, включая обеспечение единства управления таможенным делом; ж) обеспечение благоприятных условий для функционирования единого научного, технологического и информационного пространства, проведения согласованной структурной политики, реализация совместных научных и технологических программ; з) обеспечение единого подхода в правовом регулировании интеллектуальной собственности; и) координация деятельности в сфере валютного регулирования; к) введение единых стандартов, правил бухгалтерского учета: ведение единой статистики; л) разработка, утверждение и исполнение бюджета Союза: м) использование имущества Союза; н) контроль за исполнением принятых решений, включая исполнение бюджета Союза; о) введение символики Союза.
Кроме того, государства-участники Союза условились принимать согласованные решения по следующим вопросам: а) разработка и осуществление совместных программ в экономической, социальной, экологической и культурной областях; б) организация взаимодействия государств-участников Союза в области внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес; в) координация внешнеэкономической политики, в том числе в отношении товаров и услуг, перемещаемых через таможенную границу Союза, включая лицензирование, регулирование цен и иные меры нетарифного регулирования, установление ставок ввозных и вывозных пошлин и размеров иных таможенных платежей (включая акцизы), других налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также согласованного механизма их применения; г) обеспечение коллективной безопасности; д) взаимодействие в обеспечении территориальной неприкосновенности и охраны; е) обеспечение борьбы с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и другими видами преступлений; ж) формирование согласованных правовых основ экономического, социально-культурного развития, унификация правового режима создания и деятельности юридических лиц; з)выработка единых подходов при определении мер социальной защиты, охраны труда, социального страхования, пенсионного обеспечения: и) унификация денежно-кредитных, бюджетных и валютных систем. финансовых рынков, согласование основ антимонопольного, налогового и инвестиционного законодательства; к) координация деятельности в области охраны окружающей среды, гидрометеорологии, обеспечения экологической безопасности, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий, прежде всего аварии на Чернобыльской АЭС.
Высшим органом СБР является Высший Совет, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств- участников Союза, а также председатель Исполнительного Комитета Союза с правом совещательного голоса. Парламентское Собрание является представительным органом Союза и состоит из депутаций по 36 депутатов каждая, делегируемых, соответственно ФС РФ и Национальным собранием РБ. Исполнительный Комитет является постоянно действующим органом Союза, формируемым Высшим Советом; в него входит равное число представителей государств-участников, персональный состав которых утверждается главой соответствующего государства. Председатель Исполнительного Комитета и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Высшим Советом, Действуют также отраслевые органы - Таможенный комитет, Пограничный комитет, Комитет по вопросам безопасности, Комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.
Каждый гражданин РФ и каждый гражданин РБ является одновременно гражданином Союза. Граждане Союза наделены дополнительно правами и исполняют обязанности, которые связаны с гражданством Союза, в частности правом: а) на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории РФ и РБ; б) на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и граждане этого государства; в) на участие в управлении делами Союза; г) на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства-участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства. Гражданин Союза, постоянно проживающий в другом государстве-участнике Союза, имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на территории этого государства.
В СБР создаются правовые условия экономической интеграции. Реализуются совместные программы (по дизелеавтомобилестроению, по созданию сверхбольших интегральных схем, по развитию таможенной инфраструктуры, по обустройству внешних границ СБР, повышению рентабельности производства и переработки льна на основе ресурсосберегающих технологий и др.). В РФ и РБ осуществляется унификация таможенного, налогового, бюджетного, валютного, трудового законодательства. Создаются правовые условия для развития совместных финансово-промышленных групп.
Союз открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союза и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из его Договора и Устава. Присоединение осуществляется с согласия государств-участников.

Источник: Энциклопедия юриста

Союз Беларуси и России
(Союзное государство Беларуси и России) — межгосударственное объединение Российской Федерации и Республики Беларусь, образованное в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 08.12.1999 г.
Этапами интеграции России и Беларуси являются заключение Соглашения между Россией и Белоруссией о Таможенном союзе 06.01.1995 г.; подписание Договора между Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 г.; подписание Договора об образовании Сообщества Беларуси и России от 02.04.1996 г.; подписание Договора о Союзе Беларуси и России от 02.04.1997 г.; подписание Устава Союза Беларуси и России от 23.05. 1997 г.; подписание Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси, а также Договора о равных правах граждан и Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25.12.1998 г.; подписание Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999 г.
2 апреля ежегодно отмечается День единения народов Белоруссии и России.
В текстах Декларации 1998 г. и Договора 1999 г. не дается характеристик и признаков «союзного государства». Отмечается, что государства-участники сохраняют с учетом добровольно переданных С.г. полномочий национальный суверенитет, территориальную целостность и государственное устройство, Конституцию, атрибуты государственности, гарантии самостоятельности и независимости. Государства сохраняют свое членство в ООН и других международных организаций. Следовательно, речь не идет о слиянии России и Беларуси в одно государство и об утрате ими своей правосубъектности. Скорее наоборот, вместе и наряду с двумя государствами должно быть образовано новое государство, обладающее собственной правосубъектностью. Поэтому основным вопросом, который предстоит решить, является определение формы С.г.
Согласно договору, Россия и Беларусь создают С.г., которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. Сегодня и в России, и в Беларуси предпочитают четко не определять государственно-правовую форму С.г., будет это федерация или конфедерация. При анализе подписанных документов к признакам федеративного государства следует отнести содержащиеся в декларации задачи создания союзных государственных органов и соответствующих наднациональных органов управления, единой правовой среды для всех субъектов хозяйствования, формирования единого таможенного пространства, унификации гражданского и налогового законодательств, валютного регулирования и денежно-кредитной системы, формирования единого бюджета, проведения единой внешней политики, согласия в вопросах обороны и безопасности.
В Беларуси в качестве правовой основы экономической интеграции двух государств выступает проведенный 14.05.1995 г. референдум, на который был вынесен следующий вопрос: «Поддерживаете ли вы действия Президента Республики Белоруссия, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?». 82,4% ответили на поставленный вопрос утвердительно.
Основное отличие разрабатываемой концепции от классической теории федерализма состоит в сохранении за обоими субъектами С.г. суверенного статуса и отказе Союза от права самостоятельно определять свою компетенцию. Также следует отметить, что ориентирами, заданными в декларации и договоре, не предусмотрено создание органов государственной власти и управления. Речь идет о «союзных государственных органах», «наднациональных органах управления», «органах Союзного государства».
Союз Беларуси и России перерос рамки международной межгосударственной организации, в качестве какового он был признан при регистрации в сентябре 1997 г. в Организации Объединенных Наций Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза. Согласно требованиям конституционного (государственного) права и международного права С.г. не может быть межгосударственной международной организацией.
Концепция о характеристике С.г. как межгосударственной международной организации допустима лишь на исторически ограниченный период формирования Союза и лишь при определении правового статуса его органов. Следует уточнить, что на период формирования С.г. его органы можно определять в качестве органов международной межгосударственной организации, осуществляющих деятельность по выполнению программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений договора о создании С.г.
Договор о создании С.г. предусматривает, что граждане государства-участника являются одновременно гражданами С.г.
Союзным договором предусматривается следующая структура органов власти и управления: исполнительную власть осуществляет Высший Государственный Совет Союза, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников Союза (ч. 2 ст. 34 договора). В заседаниях Совета предполагается участие Председателя Совета Министров, председателей палат парламента Союза и Председателя Суда Союза (ч. 3 ст. 34 Договора). Высший Государственный Совет возглавляет Председатель Высшего Государственного Совета Союза, которым поочередно являются главы государств-участников Союза. Решения Высшего Государственного Совета должны приниматься по формуле А.Н. «одно государство — один голос» на основе единогласия государств-участников.
Законодательную власть должен осуществлять парламент Союза. За годы своего функционирования (первая сессия парламентского Собрания Союза состоялась 12.06.1997 г. в Бресте). Парламентское Собрание прошло путь трансформации от полной неопределенности его правового статуса (так, Договор об образовании Сообщества от 02.04.1996 г. в ст. 10 отказался определять статус парламентского собрания, закрепив лишь положение, что стороны учреждают парламентское Собрание, формируемое из равного числа парламентариев каждой из стран-участниц) через определение себя в качестве «представительного органа Союза» (ст. 22 Устава Союза Беларуси и России от 23.05.1997 г.) к осознанию потребности его поэтапного реформирования в законодательный орган — парламент Союза. Ст. 26 устава обязывает государства-участники создавать условия для преобразования парламентского Собрания в представительный и законодательный орган, избираемый непосредственно гражданами Союза, — парламент Союза. Договор от 08.12.1999 г. предусматривает создание подобного органа. Однако документ не определяет времени проведения выборов в первый парламент Союза.
Договор предусматривает создание двух равнозначных палат: Совета Союза и палаты представителей. Если Совет Союза формируется из депутаций 36 представителей от государств-участников, делегируемых соответственно Национальным Собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации, то палата представителей избирается в ходе всеобщих выборов. Наибольшие споры вызывало на стадии подготовки документа распределение мест среди государств-участников Союза в палате представителей. Белорусская сторона настаивала на соблюдении принципа паритета при формировании органов власти и управления Союзного государства, в том числе и палат парламента. Впоследствии это требование было снято, и договором предусматривается количественный состав палаты представителей в 103 депутата: 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь.
Одним из основных вопросов является ускорение работы Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Беларусь по разработке избирательного законодательства по выборам парламента Союза.
Судебную власть призван осуществлять Суд Союза. В декабре 1998 г. Исполнительный Комитет Союза обратился к правительствам государств-участников с просьбой дать поручения министерствам и ведомствам двух государств по созданию совместной рабочей группы для подготовки проекта договора об учреждении Суда Союза.
Во внешнеполитической сфере два государства выступают с единых позиций по большинству вопросов международной политики: как глобальных — проблемы расширения НАТО, повышения роли ОБСЕ, перспектив развития Содружества Независимых Государств, вопросов ядерных испытаний, так и региональных — урегулирования иракского и косовского кризисов, реализации идеи создания в Центральной и Восточной Европе свободной от ядерного оружия зоны и т. д. Однако эта деятельность не вышла за рамки координации внешней политики и взаимной поддержки. Так, возможность заключения от имени Союза как единого субъекта международного права международных соглашений и договоров с иностранными государствами и межгосударственными объединениями, предусмотренная ст. 21 Устава Союза Беларуси и России, закрепляющей среди полномочий Председателя Высшего Совета право ведения международных переговоров и заключения от имени Союза и с согласия Высшего Совета международных договоров, осталась лишь перспективой. Хотя Устав Союза закрепляет и некую процедуру их дальнейшего прохождения. В частности, ст. 23 устава среди полномочий парламентского Собрания упоминает «рассмотрение международных договоров, заключенных от имени Союза», которые согласно ст. 20 устава утверждаются Высшим Советом Союза.
Договор об образовании С.г. также предусматривает международную деятельность Союза и возможность заключения международных договоров С.г. по вопросам, отнесенным к исключительному ведению С.г. (ст. 17). Председатель Высшего Государственного Совета по поручению Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры и подписывает от имени С.г. международные договоры, представляет С.г. в отношениях с иностранными государствами и международными организациями (ст. 36). Парламент Союза ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени С.г. (ст. 40).
Договор о создании С.г. предусматривает, что после его вступления в силу по инициативе Высшего Государственного Совета Парламент С.г. рассмотрит проект Конституционного Акта, призванного определить государственное устройство С.г., порядок проведения выборов в Парламент Союза, проведения союзных референдумов, а также правовую систему С.г.
Однако эти требования, также как и целый ряд других важнейших решений, в том числе при выборах парламента С.г., о создании Суда С.г., о введении российского рубля в качестве единого платежного средства на территориях обоих государств (решение об этом было принято 14.11.2000 г.), остаются нереализованными.
Россия и Беларусь являются участниками других интеграционных объединений на постсоветском пространстве. В декабре 2010 г. на саммите ЕврАзЭС в Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского союза на базе единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. 18 ноября 2011 г. президентами России, Белоруссии и Казахстана были подписаны Декларация о Евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии, Регламент работы Евразийской экономической комиссии. С 1 января 2012 года на территории трёх стран-участниц Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) начало действовать Единое Экономическое Пространство (ЕЭП).
И. Н. Барциц
Список литературы
Авакьян С. А. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства: конституционноправовой анализ // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. «Правоведение». 2001. № 1.
Барциц И. Н. Правовая система Союза. К единому государству: о создании россий-скобелорусского союзного государства /под ред. Г. В. Осипова и С. Н. Бабурина. — М., 2001.
Барциц И. Н. Союз-2. К подписанию договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства // Вестник научной информации ИМЭПИ РАН. — 2000. — № 3.
Барциц И. Н., Миронов В. О. Россия и Беларусь: история воссоединения. — М., 2000.
Буховец О. Г. Союз РБ-РФ. Элиты и массовое сознание Беларуси о настоящем и будущем интеграции с Россией. — М., 2003.
Годин Ю. Ф. Россия и Белоруссия на пути к единению. Проблемы экономической безопасности союзного государства — М., 2001.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
298.61 кб

Беларусь - россия: к ревизии союзничества

Анатолий Паньковский
В 2016 году тон в двусторонних отношениях задавался взаимным несогласием партнёров с ценностью услуг, предоставляемых контрагентом.
Читать PDF
13.15 мб

Беларусь – Россия: от братства к союзничеству

Анатолий Паньковский
Москва в определённой степени смирилась с необходимостью снизить требования к своему основному союзнику и готова вкладывать средства в Беларусь, не обусловливая свои вложения безоговорочной поддержкой Беларусью всех собственных ин
Читать PDF
165.64 кб

К вопросу о природе Союзного государства Беларуси и России

Гваришвили Александр Александрович
В статье рассматривается актуальная проблема определения природы Союзного государства Беларуси и России (СГ) как уникального межгосударственного образования.
Читать PDF
144.25 кб

Экологическая политика Союза Беларуси и России: правовые аспекты

Боголюбов Сергей Александрович
После решения президиума Государственного совета России о разработке основ экологической политики предстоит научное обеспечение формы и содержания акта, призванного закрепить единую государственную экологическую политику России и
Читать PDF
189.78 кб

Ресурсы публичной дипломатии Союзного государства России и Беларуси

Боришполец Ксения Петровна
Публичная дипломатия стала привычным атрибутом международной жизни начала XXI в. Интерес к публичной дипломатии растёт и на пространстве ЕАЭС.
Читать PDF
582.34 кб

Таможенный союз России и Беларуси: фискальные аспекты тарифных разногласий

Куманева Светлана Геннадьевна, Юрик Валентина Владимировна
Рассмотрены особенности таможенно-тарифного регулирования в рамках российско-белорусского таможенного союза.
Читать PDF
634.39 кб

Отношение населения Украины к Союзу России и Беларуси (поколенческая динамика)

Беленок А. А.
На материалах мониторинга Института социологии Национальной академии наук Украины (1997-2012) рассматривается динамика общественного мнения относительно идеи присоединения Украины к Союзу России и Беларуси.
Читать PDF
57.65 кб

Из истории Союзного государства Беларуси и России: бюджет и бюджетная политика

Машко Владислав Валерьевич
В статье рассматривается бюджетная политика Союзного государства Беларуси и России.
Читать PDF
618.21 кб

Роль Союзного государства в развитии межвузовского сотрудничества Беларуси и России

Козляков Владимир Егорович
Важным направлением совместной деятельности вузов Беларуси и России является развитие межрегионального сотрудничества.
Читать PDF
394.90 кб

Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси - основа их экономической безопасности

Козьменко Владимир Матвеевич, Сагиндиков Рустем Елеусинович
В статье на большом фактическом материале рассматриваются приоритетные направления формирования и деятельности Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии в условиях Содружества независимых государств (СНГ) после распада ССС
Читать PDF
383.15 кб

Инновационное развитие России и Беларуси в условиях становления Союзного государства

Теребова Светлана Викторовна
В статье рассматривается проблема инновационного развития России и Беларуси в условиях становления Союзного государства.
Читать PDF
293.95 кб

Денежный союз как одно из направлений интеграции банковских систем России и Беларуси

В.С. Сергеюк
В статье определено одно из направлений интеграции банковских систем Российской Федерации и Республики Беларусь – денежный союз.
Читать PDF
32.68 кб

Правовые основы развития пограничных отношений в Союзном государстве Беларуси и России

Бондаренко Владимир Михайлович
В статье раскрываются этапы построения Союзного государства Беларуси и России, а также основы правового развития пограничных отношений двух стран.
Читать PDF
560.44 кб

СОСТОЯНИЕ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В СТРАНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНЕ И РОССИИ

Токманцев Денис Валерьевич
Анализируются абсолютные и относительные показатели преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в государствах членах Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообществ
Читать PDF
513.12 кб

Конкуренция за иностранные инвестиции в таможенном Союзе Беларуси, Казахстана и России

Хейфец Борис Аронович
Сравниваются положение и экономическая политика в отношении улучшения инвестиционного климата трех стран Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана.