СОЮЗНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Найдено 1 определение
СОЮЗНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
советское социалистическое государство рабочих и крестьян, добровольно объединившееся в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической и обороны с другими равноправными союзными республиками в единое союзное государство – Союз Советских Социалистических Республик (см.). Советский Союз состоит из 16 Союзных республик. Союзная республика как субъект Союза ССР обеспечивает за Союзом ССР, в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления, права, определенные ст. 14 Конституции СССР. Вне пределов этой статьи Конституции СССР Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.
Суверенитет Союзной республики юридически закрепляется рядом правовых гарантий, установленных Конституцией СССР.
Первая правовая гарантия состоит в праве Союзной республики принимать свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с общесоюзной Конституцией (ст. 16 Конституции СССР).
Вторая правовая гарантия заключается в сохранении за каждой Союзной республикой права свободного выхода из СССР. Это право законодательно закреплено в ст. 17 Конституции СССР и в Конституциях Союзных республик. Право свободного выхода из СССР вытекает из добровольного характера Союза ССР.
Третья правовая гарантия состоит в том, что территория Союзных республик не может быть изменена без их согласия (ст. 18 Конституции СССР). Тем самым подчеркивается верховенство Союзной республики над своей территорией.
Четвертой правовой гарантией суверенитета Союзных республик является их право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями (ст. 18-а Конституции СССР). Это право Союзных республик установлено в 1944 г. в связи с тем, что у Союзных республик есть немало специфических хозяйственных и культурных нужд, которые не могут быть в полной мере охвачены общесоюзным представительством за границей, а также договорами и соглашениями Союза. Используя это право, две Союзные республики – УССР и БССР – наряду с Союзом ССР являются членами Организации Объединенных Наций (см.), активно участвуя в борьбе за мир в ее органах. БССР в течение двух лет была членом Совета Безопасности (см.) ООН. УССР и БССР участвовали в подписании мирных договоров 1947 г.(см.).
Пятой правовой гарантией суверенитета Союзных республик является право Союзных республик иметь свои республиканские войсковые формирования (ст. 18-6 Конституции СССР), установленное также в 1944 г.
Союзная республика должна обладать тремя объективными признаками. Первый объективный признак состоит в том, что Союзная республика не должна быть окружена со всех сторон территорией других Союзных республик. Необходимо это для того, чтобы обеспечить за каждой Союзной республикой гарантированное ей по Конституции СССР право на свободный выход из состава СССР. Второй объективный признак состоит в том, чтобы национальность, давшая советской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Третий объективный признак заключается в том, чтобы Союзная республика была не очень маленькой по количеству населения, чтобы она имела население не менее одного миллиона. Этот признак необходим для того, чтобы эта республика могла иметь армию и смогла сама защищать свою независимость в случае выхода из состава СССР. Все эти три объективных признака должны быть в совокупности у Союзной республики, как суверенного государства в настоящих исторических условиях.
Охрана суверенитета Союзных республик возложена Конституцией СССР (ст. 15 Конституции СССР) на Союз ССР. Союз ССР охраняет суверенные права Союзных республик всей своей военной, экономической и политической мощью. Охрана Союзом ССР суверенных прав Союзных республик является главной гарантией их суверенитета. Это особенно наглядно проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда Вооруженные Силы Союза ССР отстояли свободу и независимость всех Союзных республик.
Компетенция Союзных республик определяется Конституциями самих республик на основе и в соответствии с общесоюзной Конституцией. Ст. 19 Конституции РСФСР и соответствующие статьи Конституций других Союзных республик устанавливают, что ведению Союзной республики в лице ее высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: установление Конституции республики и контроль за ее соблюдением; утверждение Конституций автономных республик (з РСФСР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Узбекской ССР), представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и автономных областей, утверждение границ и районного деления краев, областей и округов; законодательство; охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народнохозяйственного плана; утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство осуществлением местных бюджетов, руководство страховым и сберегательным делом; управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий союзного подчинения; установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест; дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью; руководство делом здравоохранения, социального обеспечения, начального, среднего и высшего образования; руководство культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями республики и управление культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями общереспубликанского подчинения; руководство и организация дела физической культуры и спорта; организация судебных органов; предоставление нрав гражданства; амнистия и помилование граждан, осужденных судебными органами республики; установление представительства в международных сношениях; установление порядка образования войсковых формирований.
Такова компетенция Союзных республик. Существенное расширение суверенных прав союзных республик было сделано в 1944 г. в связи с предоставлением им прав на непосредственные внешние сношения и на создание республиканских войсковых формирований. Компетенция всех Союзных республик не является полностью идентичной, в ней имеются некоторые различия, связанные с особенностями Союзных республик.
Высшим органом государственной власти Союзной республики является Верховный Совет республики (см.). Верховный Совет избирается гражданами республики, достигшими 18 лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (см.) при тайном голосовании. Правом быть избранными в Верховный Совет Союзной республики пользуются все избиратели, достигшие 21 года. Верховный Совет избирается сроком на 4 года. Верховный Совет – единственный законодательный орган Союзной республики. Компетенция Верховного Совета Союзной республики законодательно закреплена в ст. 60 Конституции СССР и в Конституциях Союзных республик.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики является Совет Министров республики (см.), образуемый Верховным Советом, ответственный перед ним и подотчетный ему, а в период между сессиями – ответственный перед Президиумом Верховного Совета Союзной республики, которому подотчетен.
Министерства (см.) в Союзных республиках имеются двух видов: союзно-республиканские и республиканские. Союзно-республиканские министерства руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров Союзной республики, так и соответствующим союзно-республиканским министерствам СССР. Республиканские министерства руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Министров Союзной республики.
Правосудие в Союзной республике осуществляется судебными органами, во главе которых стоит Верховный суд союзной республики (см.), избираемый Верховным Советом республики сроком на 5 лет. Прокурор республики назначается Генеральным Прокурором СССР сроком на 5 лет. Прокуратура Союзной республики осуществляет высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории республики. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких-либо местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР.
Административно-территориальное деление (см.) Союзных республик закреплено в их Конституциях.
Союзные республики имеют свои госудорственные гербы и флаги (см. Герб государственный, Флаг государственный), построенные на основе общей идеи с государственным гербом и флагом СССР и отражающие особенности республик. Описание рисунков государственного герба и описание государственного флага установлено Конституциями Союзных республик.
Столицами Союзных республик являются: РСФСР – Москва, УССР – Киев, БССР – Минск, Узбекской ССР – Ташкент, Казахской ССР – Алма-Ата, Грузинской ССР – Тбилиси, Азербайджанской ССР – Баку, Литовской ССР – Вильнюс, Молдавской ССР – Кишинев, Латвийской ССР – Рига, Киргизской ССР – Фрунзе, Таджикской ССР – Сталинабад, Армянской ССР – Ереван, Туркменской ССР – Ашхабад, Эстонской ССР – Таллин, Карело-Финской ССР – Петрозаводск.
Ряд Союзных республик имеет свои государственные гимны, отражающие основные идеи государственного гимна СССР и национальные особенности исторического развития этих республик.
Советские Союзные республики за годы своего существования превратились в передовые социалистические государства. Опираясь на помощь великого русского народа, народы Союзных республик добились ликвидации фактического неравенства и отсталости. Коммунистическая партия Советского Союза неуклонно проводила и проводит ленинско-сталинскую национальную политику, направленную на всемерное развитие всех социалистических наций, на укрепление дружбы и взаимного сотрудничества между ними.
В Союзных республиках создана мощная металлургическая, нефтяная и химическая промышленность, построены крупные электростанции, машиностроительные заводы и многие другие промышленные предприятия. В результате проведения политики индустриализации Союзные республики намного опередили в своем промышленном развитии некоторые старые, капиталистические страны. С победой колхозного строя сельское хозяйство всех Союзных республик коренным образом преобразилось, прочно встало на путь непрерывного подъема. Союзные республики обладают крупным высокотоварным социалистическим сельским хозяйством, построенным на передовой агрономической науке и высокой современной технике. Экономика Союзных республик непрерывно растет и развивается на основе познанных нашей партией и Советской властью объективных экономических законов и, прежде всего, в соответствии с основным экономическим законом социализма.
Огромных успехов достигли все Союзные республики в развитии национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. Каждая Союзная республика осуществляет подлинную культурную революцию. Созданы национальные кадры специалистов самых различных квалификаций из коренных национальностей этих республик. В наст, время в советских республиках только в промышленности, строительстве и на транспорте работает более 2 млн. инженерно-технических работников; в сельском хозяйстве занято около 400 тыс. агрономов, зоотехников, лесоводов и других специалистов; почти 2 млн. учителей и преподавателей работают в школах, техникумах и высших учебных заведениях.
В Директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 – 1955 годы предусматривается дальнейший гигантский рост экономики и культуры всех Союзных республик, рост материального благосостояния их населения – социалистических наций, строящих коммунизм.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.80 мб

Основы гражданского законодательства Союза советских социалистических республик и союзных республик

Долгобородова Юлия Юрьевна
В статье рассмотрены историко-правовые аспекты создания Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года.