СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-I, ст.2
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.
Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио-или видеозаписи программы.
Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила.
Источник: Словарь по уголовному праву.
Источник: Справочник международной амнистии
Источник: Словарь выборных терминов.
О понятии периодического печатного издания см. Периодическое печатное издание.
Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Статус средств массовой информации определяется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации".
Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.
Избирательно-правовая правосубъектность средств массовой информации зависит от вида учредителя, а также от наличия (или отсутствия) финансирования из государственного или местного бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации.
Частные средства массовой информации (без государственного и муниципального участия) вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Оплата зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком эфирного времени и печатной площади, а равно предоставление эфирного времени, должны осуществляться на равных условиях. При этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие избирательные фонды.
См. Агитация предвыборная, Массовая информация, Продукция средства массовой информации, Редакция средства массовой информации, Субъекты избирательного права.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Конституция РФ устанавливает определенные ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
Запрещено использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти. насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни: для пропаганды войны и для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также запрещено использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье; распространение материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; использование установленных прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведении, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся СМИ. Права журналиста нельзя также использовать с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка или отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Законодательную базу деятельности СМИ в РФ составляют на сегодняшний день около 30 законов только федерального уровня. Так, ФЗ РФ от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" регулирует ряд важных сторон деятельности прежде всего электронной прессы. Статья 144 УК РФ предусматривает строгие меры уголовной ответственности (лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности) за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Статьи 129 и 130 УК РФ устанавливают повышенную уголовную ответственность за клевету и оскорбление в случае их нанесения с помощью СМИ. Статья 137 УК РФ предусматривает жесткие меры уголовного наказания за распространение через СМИ сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, если это совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило вред правам и законным интересам граждан. Статья 282 УК РФ регулирует вопросы уголовно-правовой ответственности за использование СМИ для возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды. ГК РФ также содержит ряд норм, регламентирующих деятельность СМИ (см. Защита чести, достоинства и деловой репутации, Моральный вред).
Правовое регулирование деятельности СМИ в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает право каждого человека свободно "искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ". Статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. устанавливает право каждого человека "получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ". Следует также учитывать требования Европейской конвенции о трансграничном телевидении 1989 г. и рекомендации Резолюции № 820 1984 г. Парламентской Ассамблеи Совета Европы "Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации".
С 1994 г. в РФ действует в качестве государственного органа Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ. Ее основной задачей является содействие Президенту РФ в эффективной реализации им конституционных полномочий гаранта, закрепленных Конституцией РФ, прав, свобод и законных интересов в сфере массовой информации.
Источник: Энциклопедия юриста
Периодическое печатное издание — газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Сетевое издание — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации.
Радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа — это совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Имеют звуковую или видеозвуковую форму.
Продукцией средства массовой информации является тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации.
Продукция средства массовой информации распространяется через продажу (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляцию радио-, телепрограмм (вещание), демонстрацию кинохроникальных программ, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
В соответствии со ст. 1 Закона о СМИ, в Российской Федерации не подлежат ограничениям (за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации):
— поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
— учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
— изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
Свобода информации — основной принцип информационных отношений в современном обществе, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека от 10.12.1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., конституциями многих стран мира, в том числе Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Свобода массовой информации — необходимая составляющая общего принципа свободы информации, важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия.
Концепция плюрализма состоит из двух основных характеристик. Политический плюрализм, который представляет собой потребность в интересах демократии в широком диапазоне политических мнений и точек зрения, представляемых СМИ. Было бы угрозой для демократии, если бы преобладал только один голос в СМИ, имеющий власть распространять единственную политическую точку зрения. Культурный плюрализм отражает потребность в многообразии культур и передает разнообразие в обществе через СМИ (п. 4 пояснительной записки к Рекомендации Совета Европы N R (99) 1 «О мерах по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации»).
Закон о СМИ закрепляет право граждан РФ на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц (ст. 38). Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Рассматриваемое право граждан тесно связано и с принципом свободы массовой информации. Данная взаимосвязь проявляется в том, что свобода прессы предоставляет обществу одно из наилучших средств узнавать мнения и взгляды политических деятелей и составлять свое мнение о них, она дает политическим деятелям возможность высказывать и комментировать общественные проблемы и выражать свою озабоченность. Таким образом, пресса позволяет каждому человеку принимать участие в свободном политическом обмене мнениями, который является самой сутью концепции демократического общества.
Конституционными гарантами свободы массовой информации являются также свобода мысли, слова, выражения мнений и убеждений, экономической деятельности, провозглашение частной собственности, а также прямой запрет цензуры.
Статья 58 Закона о СМИ запрещает ущемление свободы массовой информации — воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством: — осуществления цензуры;
— вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;
— незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;
— нарушения права редакции на запрос и получение информации;
— незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;
— принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;
— установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
— нарушения прав журналиста, установленных Законом о СМИ, влекут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом о СМИ предусмотрена уголовная, административная и гражданская ответственность за нарушение Закона о СМИ (ст. 56) и за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 59) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В. В. Годин
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия