СТОИЦИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СТОИЦИЗМ
одна из школ древнегреческой философии, внесшая существенный вклад в развитие этики. Периодизация С.: Древняя Стоя – III–II вв. до н. э., представители – Зенон из Китиона, Хрисипп, Клеанф; Средняя Стоя – II–I вв. до н. э., представители – Панеций, Посидоний; Поздняя Стоя (римский стоицизм) – I–III вв. н. э., представители – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоики сравнивали науку с яйцом, скорлупой которого является физика, белком – логика, а желтком – этика. Основная заслуга С. в области этики состоит в разработке важнейших понятий морального сознания, таких как долг, достоинство, добродетель, счастье. Цель и смысл жизни человека С. видели в достижении счастья. Счастье – это жизнь в соответствии с природой, с ее законами и необходимостью – космическим Логосом. Счастье достигается через безусловное подчинение необходимости и законам природы и состоит в обуздании своих страстей и воспитании у себя таких добродетелей, как рассудительность, умеренность, мужество и справедливость. Добродетели стоики определяли как искусство правильной жизни. Счастливый человек – это мудрец, достигший бесстрастия («апатии») и спокойствия, он живет по законам природы, подчиняется «року», выполняя при этом свой долг перед обществом и государством. Этические идеи С. стали официальной идеологией в Древнем Риме, ряд этих идей заимствовало христианство, некоторые из них сохраняют свою актуальность и сегодня.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Стоицизм
(III-II вв. до н. э.) одно из главных – наряду с эпикурейством – течений древнегреческой философской и политикоправовой мысли эллинистического периода. Основателем стоицизма был Зенон (336 – 264 гг. до н. э.) из города Катион на Кипре. Переселившись в Афины он и основал здесь свою школу, получившую название стоической от «Живой Стои» - афинского портика с расписными колонами, где она размещалась. Сложившись в период упадка древнегреческой государственности и испытав на себе во многом определяющее влияние школы киников, стоицизм проделал сложный путь эволюции на протяжении своей полутысячелетней истории. В истории стоицизма различают три периода: Древнюю III – II вв. до н. э., Среднюю (II – I вв. до н. э.) и Позднюю (или Римскую) Стою (I – II вв. н. э.). К ведущим деятелям Древней Стои принадлежат помимо её основателя – Зенона Клеанфа (331 – 232 гг. до н. э.) и Хрисипп (277 – 208 гг. до н. э.). Это была первая, классическая форма стоицизма, которая сложилась под непосредственным влиянием школы киников. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Неумолимый «закон» и в природе, и в человеке, и в обществе, и в государстве – одна из основных категорий стоицизма. Отталкиваясь от универсального характера естественного закона (соответственно – справедливости по природе), стоицизм в своих сочинениях о государстве, а в след за ними их греческие и римские последователи, обосновывали космополитические представления о том, что все люди (и по природе, и по закону мироздания в целом) – граждане единого мирового государства и что человек – гражданин вселенной. Стоический космополитизм, уравнивающий перед лицом мирового закона всех людей – свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменовал значительный прогресс в развитии идеи человеческого равенства. Действительно свободными являются, по учению стоицизма, лишь мудрецы. Первоначальный стоицизм отличался крайней жестокостью и ригоризмом этического учения. Мудрец может оказаться запутанным против своей воли в хаосе жизненных отношений. Если он не в состоянии разумно упорядочить этот хаос, то должен покончить с собой, так как это приобщает его к идеальной разумности мирового целого. По преданию, Зенон и Клеанф кончили жизнь самоубийством; это утверждалось и в отношении многих других стоиков древности. Ригоризм учения стоиков существенно смягчается ко второму периоду его эволюции – так называемой Средней Стои, представители которой – Понетий (185 – 110 гг. до н. э.) и Посидоний (135 – 51 гг. до н. э.) использовали методы Платона и Аристотеля, так что этот период получил название стоического платонизма. Своё завершение идеи древнегреческих стоиков получили в римском стоицизме. К сожалению, ни одно из многочисленных сочинений древних стоиков не дошло до нас. Об их политико-правовых воззрениях мы можем судить лишь на основании отдельных фрагментов и ряда свидетельств, имеющихся в произведениях Цицерона, Плутарха, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского, Стобея и других античных авторов.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Реклама