Стресс психологический

Найдено 1 определение
Стресс психологический
Учение Г. Селье о биологическом стрессе (СБ) стимулировало развитие концепции о стрессе психологическом (СП) Во второй половине XX века начался научный бум, звучное и запоминающееся слово «стресс» приобрело популярность, под него стали подгонять самые разные психические явления. В результате его трактовка зачастую настолько запутана, в том числе и в ЮП, что мешает его правильному учету в практике работы ПОО.
Во-первых, СП часто идентифицируют с физиологическим, а физиологические параметры общего адаптационного синдрома, описанного Г. Селье, принимаются как показатели СП. Такая некорректная практика в науке называется редукционизмом, т.е. асистемной попыткой свести психологическое к физиологическому, физиологизацией психического. СП бесспорно взаимосвязан с биологическим стрессом, но ошибочно представлять его только как «психологическую тень» биологического. Он обладает своими, и именно психологическими особенностям. Он способен возникать по психологическим причинам и вызывать биологический стресс. В отличие от биологического он возникает и под влиянием факторов, лежащих за пределами непосредственного окружения (например, мыслей о прошедшем или предстоящем событии, мечтаний, планов и др.).
Во-вторых, нередко предается забвению стержневое положение Г. Селье о стрессе как неспецифическом ответе организма и к СП относят почти все происходящее в психике при затруднениях, испытываемых человеком. Такую позицию справедливо критиковал отечественный психолог Ф.Е. Василюк: «.устранить идею неспецифического стресса …, это значит убить в этом понятии то, ради чего оно создавалось, его основной смысл». В действительности СП - неспецифическая психологическая активность, кроме которой у человека есть и специфическая (см. Неспецифический (общий) психологический адаптационный синдром. Специфическая психологическая активность человека (сотрудника) в экстремальной ситуации). Такой вид активности является лишь компонентом сложной психической деятельности и многообразия ее форм. Сводить все к стрессу – значит искажать то, что происходит в действительности в психике человека в ЭС, не понимать его психологию в это время и не принимать всего комплекса мер, необходимых для обеспечения его успеха.
 В-третьих, многие авторы представляют СП только как нечто несомненно негативное, вредное. Между тем, Г. Селье любую неспецифическую ситуацию называл стрессом, считал, что «стресс - это аромат и вкус жизни», различал эустресс и дистресс (См. Стресс биологический, Стресс (эустресс и дистресс) в правоохранительной деятельности).
В-четвертых, общепризнано, что СБ - целостная, системная неспецифическая реакция организма. Однако в понимании психологического стресса целостность понимания его часто отсутствует. В начале (70-е г.г.) психологический стресс сводился к когнитивным (Р. Лазарус) и часто эмоциональным реакциям. Л.А. Китаев-Смык писал (1983) о социально-психологическом стрессе. В действительности СП не может не быть системной неспецифической психологической реакцией на ситуацию. Это особое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и мобилизацию в связи возникшими повышенными требованиями, содержащимися в новой ситуации или изменении состояния организма. Его отличает неспецифический (общий) психологический адаптационный синдром - совокупность системно взаимосвязанных признаков неспецифической активности психики, проявляющихся при любых новых требованиях в новой ситуации (см. Неспецифический (общий) психологический адаптационный синдром).
Отношения между СБ и СП характеризуются взаимодействием. Первый может инициировать второй, но СП может возникать по психологическим причинам, инициировать и изменять СБ (например, мысль о предстоящем волнующем событии заставляет учащенно биться сердце, глубже дышать, может вызвать выделение пота на лбу, дрожь и др.), что физиологически объясняется ведущей ролью слова в высшей нервной деятельности. Если механизмы СБ имеют врожденный, безусловный характер, то в СП большую роль играют прижизненно сформировавшиеся механизмы. Г. Селье утверждал: «Мы часто можем улучшить природу, подавив реакции, которые были выработаны для защиты, но не обязательно полезны при всех обстоятельствах». Известный швейцарский психолог П. Фресс писал, что эмоциональность - личностное образование, а не проявление в организме СБ. Подчеркивая значение социально приобретенного, академик А.Н Леонтьев подчеркивал, что внезапная вспышка гнева и переживание чувства любви к Родине имеют совершенно разную природу.
Изложенное позволяет сделать вывод, что некорректно называть психологическим стрессом любое внутреннее напряжение, а, тем более, - любую реакцию сотрудника в экстремальных ситуациях.
(А.М. Столяренко)
Литература: А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогика. – М., 2002. Параграф 3.1.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама

Похожие термины: