СУБЪЕКТЫ РФ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СУБЪЕКТЫ РФ
государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация состоит из 21 республики, б краев, 49 областей, 2 городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономной области, 10 автономных округов. Итого - 89 субъектов РФ. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

СУБЪЕКТЫ РФ
государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ - республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти. Однако в государственно-правовом статусе С. РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами. Так, из всех С. РФ только республики могут принимать собственные конституции, тогда как другие С. РФ должны принимать уставы соответствующего С. РФ.

Источник: Большой юридический словарь

СУБЪЕКТЫ РФ
входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономный округ, территориальные образования - края, области, города федерального значения.
РФ как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом С. РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (ст. 66 Конституции РФ).
Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" по отношению к ним и использует его (ст. 4) лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для С. РФ, включая и республики, не предусмотрено и права одностороннего выхода из РФ.
С. РФ равноправны, т.е. имеют юридически равные права и равные обязанности в качестве субъектов. Положение С. РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них: а) разделение вопросов ведения между ними на те, которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению: все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов РФ; б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними "о разграничении предметов ведения и полномочий"; в) предусмотрено представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ. в том числе право законодательной инициативы в ГД. обращение к Президенту и Правительству РФ, в КС.
Каждый С. РФ располагает своим основополагающим актом: республики - конституцией, остальные С. РФ - уставом. Каждый имеет право на свое законодательство (т.е. законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства ФЗ. Если законы приняты по вопросам ведения РФ - они действуют на всей территории государства и акты С. РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует ФЗ). Однако если акт С. РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С.
РФ и не допускает произвольного вмешательства РФ в сферы его ведения. В частности, в сфере их совместного ведения находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст.77 Конституции РФ). Наиболее типичная система органов: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик - конституционные суды, прокурор республики; в иных С. РФ - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрации (в ряде субъектов - правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, кое-где - уставные суды или палаты, прокурор. Для осуществления своих полномочий РФ тоже может иметь свои органы на территории С. РФ или назначать соответствующих должностных лиц.
Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия данного С. РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Вместе с тем, поскольку территория РФ едина, это, помимо прочего, означает, что внутри РФ не допускается установление (в том числе С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).
Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. С. РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях. Однако данная сфера относится к совместному ведению. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Они обязаны учитывать интересы РФ. Не исключено создание представительств С. РФ в других государствах. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции. С. РФ имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать делегации, представителей и т.д.
Для республик как С. РФ допускается наличие своего собственного государственного языка. В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
238.77 кб

Федеративный вопрос и новые субъекты РФ

Ермошин Павел Юрьевич
в данной статье рассмотрены проблемы источников федеративного устройства РФ, а также интеграция новых субъектов РФ в правовое пространство России
Читать PDF
124.56 кб

Субъекты договора бытового энергоснабжения

Белькова Елена Геннадьевна, Матиящук С. В.
Рассмотрен вопрос о субъектном составе гражданско-правового договора. Выявлены характеристики субъектного состава договора снабжения электрической энергией бытового потребителя.
Читать PDF
59.38 кб

Субъекты федерации в системе государственного управления социально-экономическим развитием РФ

Иванова Татьяна Борисовна
В статье рассматриваются конституционная роль субъектов федерации и направления ее укрепления в действующей системе государственного управления социально-экономическим развитием РФ.
Читать PDF
93.35 кб

Субъекты контроля и надзора за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе в Р

Курбанов Ризван Даниялович
В статье проводится сравнительно-правовой анализ организации контроля в сфере государственной службы и показано, что в нём задействованы различные государственные структуры.
Читать PDF
191.28 кб

Мировое сообщество и Россия как субъекты борьбы с транснациональным наркобизнесом и наркоманией

Еременко Вячеслав Васильевич
Мировое сообщество выработало достаточное количество конвенций, договоров, соглашений, иных международных многосторонних и двусторонних документов, рекомендаций по самым разным аспектам контроля за оборотом наркотических средств и
Читать PDF
245.80 кб

Правовые препятствия приватизации земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве субъект

Кундухова И. В.
Читать PDF
394.22 кб

Субъекты контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полно

Дитятковский М. Ю.
Читать PDF
492.57 кб

Субъект незаконного пересечения государственной границы Кыргызской Республики

Ниязов Зарканбек Мирославович
Статья посвящена подробному анализу случаев незаконного пересечения государственной границы.
Читать PDF
158.04 кб

Служащий как субъект преступлений, совершаемых с использованием служебного положения

Чирков А. П.
Анализируются позиции ученых и судебная практика об определении круга лиц, использующих при совершении преступлений служебное положение; делается вывод о необходимости разъяснения содержания понятия «использование служебного полож
Читать PDF
85.15 кб

Следователь и эксперт как субъекты раскрытия и расследования криминальных инсценировок

Макарова Светлана Юрьевна
В данной статье рассматриваются вопросы о взаимодействии эксперта и следователя при раскрытии и расследования преступных инсценировок, уделяя особое внимание действиям эксперта при осмотре места происшествия и при производстве экс
Читать PDF
220.80 кб

Личность как субъект становления правового сознания

Фролов Алексей Анатольевич
В статье рассматриваются особенности становления личности как субъекта правового сознания в России периода XX начала XXI в.
Читать PDF
220.84 кб

Содержание и субъекты правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности

Голуб Константин Юрьевич
Читать PDF
122.49 кб

Российская библиотечная ассоциация как субъект административно-правовых отношений

Братановская М. С.
Читать PDF
200.10 кб

Субъект права в контексте «Различия» и «Различения»

Горяинов Олег Вячеславович
В настоящей работе предприняты попытки: 1) придать категориальный статус понятиям «различие» и «различение» в контексте правовой проблематики; 2) предложить понятие права как сферы различия; 3) раскрыть условия появления субъекта
Читать PDF
101.75 кб

Народ как субъект защиты основ конституционного строя

Дурнова Ирина Александровна
Исследуется механизм защиты основ конституционного строя гражданами, их объединениями и народом Российской Федерации в целом. Показаны особенности функционирования такого механизма на индивидуальном, групповом и общем уровнях.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

    Органы внутренних дел (милиция) наделены правом рассматривать дела, связанные с совершением многих административных правонарушений. К ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотре
  • Субъекты административной опеки

    это лица, которые в силу своей слабой социальной защищенности нуждаются в специальной помощи со стороны государства. Опека состоит в содействии при организации их труда и условий жизни, предостав
  • Субъект административно-процессуального права

    это тот, кто наделен определенными административно-процессуальными правами и обязанностями. Могут быть как индивидуальными, так и коллективными. К числу индивидуальных субъектов административн
  • Субъект административного правонарушения

    это физическое лицо или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Среди физических лиц выделяют общих субъектов — это любые достигшие возраста административной ответствен
  • Хозяйствующие субъекты

    коммерческие организации, их объединения (союзы, ассоциации), индивидуальные предприниматели.
  • Регулируемый субъект

    юридическое или физическое лицо, которое осуществляет деятельность, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, регулирующими небанковский финансовый рынок, бухгалтерский учет и
  • Субъект

    физическое или юридическое лицо, партнерство, государственный орган, осуществляющее экономическую или иную деятельность, независимо от его организационно-правовой формы, вида деятельности, прин
  • субъект аккредитации в качестве независимого эксперта

    это физическое или юридическое лицо, претендующее на аккредитацию в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность и представившее письменное за
  • аккредитованный субъект по организации и производству антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

    это физическое или юридическое лицо, признанное компетентным выполнять исследования по оценке нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность и получившее официальный документ об
  • субъекты антикоррупционной экспертной деятельности

    это участники экспертной деятельности, наделенные правом назначения, организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
  • СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

    человек или коллективное образование.
  • Субъекты купли-продажи

    собственники объектов собственности физические, юридические лица, государственные и муниципальные органы, выступающие в качестве участников купли-продажи.
  • Субъекты права

    индивиды или организации, обладающие правоспособностью, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений либо участвуют в определенных правоотношениях.
  • Субъекты смежных прав

    субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Исполнителем может быть актер, певец, музыкант или иные лица. Производитель фо
  • субъекты антикоррупционной политики неспециализированные

    это международные (межгосударственные), национальные (государственные, региональные, муниципальные) органы власти, негосударственные общественные и иные организации и учреждения, которые специа
  • субъекты антикоррупционной политики специализированные

    это межгосударственные, государственные и муниципальные органы, негосударственные общественные организации, предприятия и/или учреждения, наделенные полномочиями по формированию и реализации
  • субъекты антикоррупционной политики

    органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, частные лица. Все субъекты а
  • Субъекты антитеррористической деятельности

    определяемые национальным законодательством государственные органы, участвующие в борьбе с терроризмом. Среди них различают органы, непосредственно ведущие борьбу с терроризмом (чаще всего стр
  • Правовой статус субъекта

    юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей. — См. также: «Правоспособность по римскому квиритскому праву».
  • Субъективная сторона правонарушения

    характеризует отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т. е. вину.