входящие в состав единого суверенного федеративного государства (Российская Федерация) его автономные части (государства и государственные образования), находящиеся с федеративным государством в отношениях государственно-правового членства.
Виды субъектов Российской Федерации определены в ст. 5 Конституции Российской Федерации. Согласно этой норме Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В Конституции Российской Федерации закреплен принцип равноправия субъектов Федерации. Российская Федерация является конституционной федерацией исторически объединившихся равноправных субъектов. В своем современном виде Федерация была учреждена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года.
В настоящее время в составе Российской Федерации находится 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская автономная область) и 10 автономных округов.
Субъекты Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации
Источник: Российское избирательное право от А до Я
СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения составной части государственной территории РФ, характеристики ее статуса, способа образования. С. РФ в его конституционно-правовом значении - это ограниченно правоспособное образование, которое имеет черты государства и входит в единое федеративное государство. Конституция РФ (ч. 1 ст. 65) содержит исчерпывающий перечень и официальное наименование всех 89 С. РФ. В состав РФ входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 10 автономных округов и одна автономная область. Правовой статус каждого из перечисленных субъектов определяется Конституцией РФ и их уставами. Республика, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 5), является государством; края, области, федеральные города не являются государствами, они - государственные образования, созданные по территориальному принципу. В основе формирования автономной области и автономных округов лежит национально-территориальный принцип. Таким образом, они являются национально-территориальными государственными образованиями. Система органов государственной власти С. РФ устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Конституционный статус данных С. РФ характеризуют: наличие устава, собственного законодательства; самостоятельно устанавливаемая в соответствии с федеральной Конституцией и федеральными законами система органов государственной власти; наличие территории, которая может быть изменена только с взаимного согласия органов государственной власти соответствующих С. РФ. На конституционном статусе каждого С. РФ, несомненно, сказываются два обстоятельства: 1) признание государственного суверенитета исключительно за РФ и 2) отсутствие как у республик, так и у других субъектов РФ права выхода из ее состава. С. РФ не обладают верховенством на своей территории в том смысле, что действие федерального права распространяется на всю Федерацию и ни один из С. РФ не вправе препятствовать его законному применению на своей территории (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ).
(В.Ч.)
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Субъекты Российской Федерации
государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию.
Конституция РФ устанавливает шесть видов С.РФ — республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Поименно С.РФ обозначены в ст. 65 Конституции РФ. В составе РФ в настоящее время 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти. Однако в государственно-правовом статусе С.РФ разных видов имеются определенные различия.
Республика: охарактеризована в Конституции России как «государство» (ч.2 ст. 5); статус определяется Конституцией России и своей конституцией (ч.2 ст. 5, ч.1 ст. 66); вправе устанавливать свои государственные языки (ч.2 ст. 68).
Край, область, город федерального значения: статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (ч.2 ст. 5, ч.2 ст. 66).
Автономная область: статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (ч.2 ст. 5, ч.2 ст. 66); может быть принят федеральный закон об автономной области (ч.3 ст. 66).
Автономный округ: статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (ч.2 ст. 5, ч.2 ст. 66); может быть принят федеральный закон об автономном округе (ч.3 ст. 66); отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (ч.4 ст. 66).
Специфика и разностатусность С.РФ определяются следующими причинами:
1)из всех С.РФ только республики могут принимать собственные конституции, тогда как другие С.РФ должны принимать уставы соответствующего С.РФ;
2)С.РФ в Конституции РФ перечислены не в алфавитном порядке, а в статусном: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;
3)в Конституции РФ для отношений между автономными округами и краями, областями предусмотрен институт вхождения автономных образований в состав края или области (ч.4 ст. 66).
Для С.РФ, включая и республики, не предусмотрено права одностороннего выхода из РФ.
С.РФ имеют свою территорию, причем РФ характеризуется тем, что ее территория состоит исключительно из территорий С.РФ при полном отсутствии федеральных территорий и иных несубъектов Федерации. Территорию С.РФ нельзя изменить без согласия данного С.РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Поскольку территория РФ едина, то внутри РФ не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Положение С.РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них: а) разделение вопросов ведения между ними на те, которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению. К предметам совместного ведения в ст. 72 Конституции РФ отнесены 14 наименований, которые условно можно отнести к трем категориям: полномочия в области государственного строительства, в области социально-экономического и культурного строительства, полномочия в области внешних сношений. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению С.РФ; б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С.РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними «о разграничении предметов ведения и полномочий»; в) предусмотрено представительство С.РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ, в том числе право законодательной инициативы в ГД, обращение к Президенту и Правительству РФ, в КС.
С.РФ имеют свою правовую систему. Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам относится к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «а» ст. 72). Действует общий принцип верховенства федеральных законов. Если законы приняты по вопросам ведения РФ, они действуют на всей территории государства и акты С. РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует федеральные законы). Однако если акт С.РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он.
Каждый С.РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ). Наиболее типичная система органов: в республике — президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик — конституционные суды, прокурор республики; в иных С.РФ — губернатор (в Москве — мэр), законодательное собрание (дума), администрации (в ряде субъектов — правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, уставные суды или палаты, прокурор.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа в соответствии с ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» входят в систему федеральных судов общей юрисдикции, арбитражные суды С.РФ входят в систему федеральных арбитражных судов. Система органов прокуратуры С.РФ в соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» входит в единую централизованную систему прокуратуры РФ и возглавляется прокурором субъекта РФ, подчиненным Генеральному прокурору РФ.
С.РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).
Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С.РФ человек проживает.
Все С.РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.
З. А. Алиева
Конституция РФ устанавливает шесть видов С.РФ — республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Поименно С.РФ обозначены в ст. 65 Конституции РФ. В составе РФ в настоящее время 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти. Однако в государственно-правовом статусе С.РФ разных видов имеются определенные различия.
Республика: охарактеризована в Конституции России как «государство» (ч.2 ст. 5); статус определяется Конституцией России и своей конституцией (ч.2 ст. 5, ч.1 ст. 66); вправе устанавливать свои государственные языки (ч.2 ст. 68).
Край, область, город федерального значения: статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (ч.2 ст. 5, ч.2 ст. 66).
Автономная область: статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (ч.2 ст. 5, ч.2 ст. 66); может быть принят федеральный закон об автономной области (ч.3 ст. 66).
Автономный округ: статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (ч.2 ст. 5, ч.2 ст. 66); может быть принят федеральный закон об автономном округе (ч.3 ст. 66); отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (ч.4 ст. 66).
Специфика и разностатусность С.РФ определяются следующими причинами:
1)из всех С.РФ только республики могут принимать собственные конституции, тогда как другие С.РФ должны принимать уставы соответствующего С.РФ;
2)С.РФ в Конституции РФ перечислены не в алфавитном порядке, а в статусном: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;
3)в Конституции РФ для отношений между автономными округами и краями, областями предусмотрен институт вхождения автономных образований в состав края или области (ч.4 ст. 66).
Для С.РФ, включая и республики, не предусмотрено права одностороннего выхода из РФ.
С.РФ имеют свою территорию, причем РФ характеризуется тем, что ее территория состоит исключительно из территорий С.РФ при полном отсутствии федеральных территорий и иных несубъектов Федерации. Территорию С.РФ нельзя изменить без согласия данного С.РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Поскольку территория РФ едина, то внутри РФ не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Положение С.РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них: а) разделение вопросов ведения между ними на те, которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению. К предметам совместного ведения в ст. 72 Конституции РФ отнесены 14 наименований, которые условно можно отнести к трем категориям: полномочия в области государственного строительства, в области социально-экономического и культурного строительства, полномочия в области внешних сношений. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению С.РФ; б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С.РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними «о разграничении предметов ведения и полномочий»; в) предусмотрено представительство С.РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ, в том числе право законодательной инициативы в ГД, обращение к Президенту и Правительству РФ, в КС.
С.РФ имеют свою правовую систему. Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам относится к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «а» ст. 72). Действует общий принцип верховенства федеральных законов. Если законы приняты по вопросам ведения РФ, они действуют на всей территории государства и акты С. РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует федеральные законы). Однако если акт С.РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он.
Каждый С.РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ). Наиболее типичная система органов: в республике — президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик — конституционные суды, прокурор республики; в иных С.РФ — губернатор (в Москве — мэр), законодательное собрание (дума), администрации (в ряде субъектов — правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, уставные суды или палаты, прокурор.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа в соответствии с ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» входят в систему федеральных судов общей юрисдикции, арбитражные суды С.РФ входят в систему федеральных арбитражных судов. Система органов прокуратуры С.РФ в соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» входит в единую централизованную систему прокуратуры РФ и возглавляется прокурором субъекта РФ, подчиненным Генеральному прокурору РФ.
С.РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).
Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С.РФ человек проживает.
Все С.РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.
З. А. Алиева
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономные округа, а также территориальные (по мнению некоторых ученых и практиков, территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения.
Россия как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов - равноправных С. РФ, Статус субъекта определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом субъекта.
Равноправие С. РФ означает, что все они имеют юридически равные права и обязанности по отношению друг к другу и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Иными словами, субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Характеризуя статус субъектов РФ (включая и республики-государства), Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" применительно к ним и использует ее лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для субъектов РФ, включая и республики, не предусмотрено также право одностороннего выхода из РФ. Следовательно, если кто-то захочет это сделать, вопрос придется решать по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.
Федеративные отношения субъектов с Российской Федерацией характеризуются следующими положениями: разделение вопросов ведения на вопросы, которые относятся только к ведению РФ (исключительное ведение РФ), и вопросы совместного ведения РФ и С. РФ. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению С. РФ, и, согласно ст. 73 Конституции РФ, здесь они обладают всей полнотой государственной власти; разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции, так и на основе договоров между ними о разграничении предметов ведения и полномочий; все С. РФ имеют представительство на федеральном уровне и возможность обращения к Президенту РФ, Правительству РФ, в Конституционный Суд РФ и другие органы РФ, которые обязаны на это реагировать. Кроме того, С. РФ имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.
У каждого С. РФ есть свой основополагающий акт (конституция - у республик, устав - у остальных субъектов) и свое законодательство (законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства федеральных актов и в его развитие - специальные правила о субординации актов, а именно: если закон принят по вопросам ведения РФ - он действует на всей территории РФ и акты С. РФ не могут ему противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон. Если акт С. РФ издан по вопросам С. РФ, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт С. РФ. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С. РФ и не допускает произвольного вмешательства в сферы его ведения.
В частности, в сфере совместного ведения РФ и С. РФ - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. С. РФ вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения.
Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается С. РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом.
Наиболее типичная система органов С. РФ: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд (в некоторых республиках - конституционный суд), прокурор; в иных субъектах - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрация (в ряде субъектов - правительство), управление, департамент (министерство), суды, арбитражные суды (кое-где - уставные суды или палаты), прокурор.
Для осуществления своих полномочий на территории С. РФ Российская Федерация может иметь там свои органы или соответствующих должностных лиц.
Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия субъекта. Границы между С. РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Вместе с тем территория РФ является единой, а это означает, что внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Каждый С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свои бюджет, налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются Федерацией).
Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. Причем если по Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то регулирование статуса - исключительное ведение РФ. Федерация обеспечивает на всей территории РФ единый общественный порядок, для чего создается единая система правоохранительных органов, безопасности, единые Вооруженные Силы. С. РФ, включая и республики, нет необходимости иметь свои Вооруженные Силы, внутренние войска, пограничников, поскольку вооруженную защиту территории страны обеспечивает Федерация. Федеральными являются и службы безопасности, внешней разведки, охраны. Разумеется, создавая свои территориальные органы и осуществляя те или иные действия в рамках закона, указанные системы должны согласовывать принципиальные вопросы с С. РФ.
Поскольку республики являются государствами, существует понятие гражданства республики. Однако и это не создает особого статуса личности в республике. Вместе с тем каждый С. РФ вправе принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан на своей территории, в том числе по созданию дополнительных гарантий в части их реализации.
У С. РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению, и Россия координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы РФ. Дипломатические и консульские учреждения РФ являются едиными для России, в них могут работать и представители соответствующих С. РФ. Не исключено создание в других государствах представительств С. РФ. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции.
С. РФ, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, направлять друг к другу делегации, представителей и т. д.
В С. РФ - республиках допускается наличие своего государственного языка, который в органах власти и местного самоуправления употребляется наряду с государственным языком РФ. Для других С. РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Но есть четкое положение в Конституции РФ: Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Кроме того, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь свои герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки и символы. (С. А.)
Россия как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов - равноправных С. РФ, Статус субъекта определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом субъекта.
Равноправие С. РФ означает, что все они имеют юридически равные права и обязанности по отношению друг к другу и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Иными словами, субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Характеризуя статус субъектов РФ (включая и республики-государства), Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" применительно к ним и использует ее лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для субъектов РФ, включая и республики, не предусмотрено также право одностороннего выхода из РФ. Следовательно, если кто-то захочет это сделать, вопрос придется решать по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.
Федеративные отношения субъектов с Российской Федерацией характеризуются следующими положениями: разделение вопросов ведения на вопросы, которые относятся только к ведению РФ (исключительное ведение РФ), и вопросы совместного ведения РФ и С. РФ. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению С. РФ, и, согласно ст. 73 Конституции РФ, здесь они обладают всей полнотой государственной власти; разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции, так и на основе договоров между ними о разграничении предметов ведения и полномочий; все С. РФ имеют представительство на федеральном уровне и возможность обращения к Президенту РФ, Правительству РФ, в Конституционный Суд РФ и другие органы РФ, которые обязаны на это реагировать. Кроме того, С. РФ имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.
У каждого С. РФ есть свой основополагающий акт (конституция - у республик, устав - у остальных субъектов) и свое законодательство (законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства федеральных актов и в его развитие - специальные правила о субординации актов, а именно: если закон принят по вопросам ведения РФ - он действует на всей территории РФ и акты С. РФ не могут ему противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон. Если акт С. РФ издан по вопросам С. РФ, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт С. РФ. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С. РФ и не допускает произвольного вмешательства в сферы его ведения.
В частности, в сфере совместного ведения РФ и С. РФ - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. С. РФ вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения.
Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается С. РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом.
Наиболее типичная система органов С. РФ: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд (в некоторых республиках - конституционный суд), прокурор; в иных субъектах - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрация (в ряде субъектов - правительство), управление, департамент (министерство), суды, арбитражные суды (кое-где - уставные суды или палаты), прокурор.
Для осуществления своих полномочий на территории С. РФ Российская Федерация может иметь там свои органы или соответствующих должностных лиц.
Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия субъекта. Границы между С. РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Вместе с тем территория РФ является единой, а это означает, что внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Каждый С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свои бюджет, налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются Федерацией).
Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. Причем если по Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то регулирование статуса - исключительное ведение РФ. Федерация обеспечивает на всей территории РФ единый общественный порядок, для чего создается единая система правоохранительных органов, безопасности, единые Вооруженные Силы. С. РФ, включая и республики, нет необходимости иметь свои Вооруженные Силы, внутренние войска, пограничников, поскольку вооруженную защиту территории страны обеспечивает Федерация. Федеральными являются и службы безопасности, внешней разведки, охраны. Разумеется, создавая свои территориальные органы и осуществляя те или иные действия в рамках закона, указанные системы должны согласовывать принципиальные вопросы с С. РФ.
Поскольку республики являются государствами, существует понятие гражданства республики. Однако и это не создает особого статуса личности в республике. Вместе с тем каждый С. РФ вправе принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан на своей территории, в том числе по созданию дополнительных гарантий в части их реализации.
У С. РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению, и Россия координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы РФ. Дипломатические и консульские учреждения РФ являются едиными для России, в них могут работать и представители соответствующих С. РФ. Не исключено создание в других государствах представительств С. РФ. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции.
С. РФ, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, направлять друг к другу делегации, представителей и т. д.
В С. РФ - республиках допускается наличие своего государственного языка, который в органах власти и местного самоуправления употребляется наряду с государственным языком РФ. Для других С. РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Но есть четкое положение в Конституции РФ: Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Кроме того, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь свои герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки и символы. (С. А.)