СУБСИДИЯ
Субсидия
бюджетные средства, предоставляемые из бюджета одного уровня бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
СУБСИДИЯ
(от лат. subsidium - помощь, поддержка) - пособие в денежной или материальной форме, предоставляемое из средств госбюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам.
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
СУБСИДИЯ
лат. subsidium - помощи-средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Одно из средств (методов) бюджетного регулирования.
Источник: Большой юридический словарь
СУБСИДИЯ
пособие, выделяемое из бюджетов различных уровней бюджетной системы и целевых внебюджетных фондов для финансирования определенных мероприятий. С. предоставляется бюджету другого уровня, физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. Подлежит возврату в соответствующий бюджет в случаях нецелевого использования или неиспользования в установленные сроки. Л.И. Булгакова
Источник: Юридическая энциклопедия
СУБСИДИЯ
лат. subsidium - помощь, поддержка) - сумма средств в денежной или натуральной форме, выделенных из местных бюджетов или из специальных фондов конкретному объекту хозяйствования для организации или поддержания какой-либо деятельности, доходы от которой временно не покрывают нормативную величину расходов. В отличие от дотации С. выдается разово и, как правило, не повторяется. С. может быть выдана из государственного или местного бюджета; крупной производственно-хозяйственной организацией, заинтересованной в развитии определенного производства (например, из прибыли крупной компании для малого инновационного предприятия, осваивающего новое производство); банком или юридическим лицом (спонсором). С. всегда носит целевой характер и выдается под конкретную задачу. С. может носить возвратный и безвозвратный характер; однако преобладают безвозвратные С. С. может быть выдана на соответствующих условиях или безвозмездно. Адресные С. в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, тогда как установление налоговых или других льгот называют косвенными С. С. часто связаны с системой государственной поддержки определенных видов деятельности, например, малого бизнеса.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
СУБСИДИЯ
лат. subsidium - помощь, поддержка) - один из методов бюджетного регулирования: сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие в этом нижестоящих бюджетов. Первоначально С. возникли как форма помощи союзникам во время войн, позднее С. стали использоваться с целью финансирования тех программ и мероприятий, которые были невыгодны частному капиталу, а также для поддержания частного предпринимательства в целом, что является одной из форм государственного воздействия на развитие экономики.
Различают прямые и косвенные С. С помощью прямых С. государство стимулирует капитальные вложения в отраслях, которые недостаточно прибыльны, но необходимы для экономики страны в целом, а также фундаментальные научные исследования, конструкторские работы, переподготовку кадров и др. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии становятся важным методом формирования их доходов. После второй мировой войны большое развитие получили внешние С. ведущих капиталистических государств другим странам Западной Европы по плану Маршалла. Государственное субсидирование производства осуществляется, как правило, в косвенных формах путем предоставления налоговых освобождений и льгот, установления твердых и периодически пересматриваемых цен на различную продукцию, на товары первой необходимости и коммунальные услуги, введения бесплатного медицинского обслуживания, образования и т.п. Возможно и прямое бюджетное субсидирование частных компаний.
Различают прямые и косвенные С. С помощью прямых С. государство стимулирует капитальные вложения в отраслях, которые недостаточно прибыльны, но необходимы для экономики страны в целом, а также фундаментальные научные исследования, конструкторские работы, переподготовку кадров и др. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии становятся важным методом формирования их доходов. После второй мировой войны большое развитие получили внешние С. ведущих капиталистических государств другим странам Западной Европы по плану Маршалла. Государственное субсидирование производства осуществляется, как правило, в косвенных формах путем предоставления налоговых освобождений и льгот, установления твердых и периодически пересматриваемых цен на различную продукцию, на товары первой необходимости и коммунальные услуги, введения бесплатного медицинского обслуживания, образования и т.п. Возможно и прямое бюджетное субсидирование частных компаний.
Источник: Энциклопедия юриста
Субсидия
бюджетные средства, безвозмездно предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу и предполагающие долевое участие нижестоящих бюджетов в финансировании целевых расходов.
Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, тогда как установление налоговых или других льгот именуют косвенными субсидиями.
Предоставление субсидий, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из:
— федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
— бюджетов субъектов РФ — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ;
— местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления (см. Местный бюджет).
Субсидии, также как и субвенции, подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Статьей 62 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд муниципального развития. Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном законами субъектов РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд софинансирования социальных расходов (см. Бюджет муниципального образования). Целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта РФ. Отбор муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, утверждаемой законами субъектов РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов могут зачисляться субсидии из федерального бюджета.
Отбор инвестиционных программ (проектов), федеральных целевых программ регионального развития для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами РФ (группами субъектов РФ) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Объем федерального фонда регионального развития и распределение его средств между субъектами РФ (группами субъектов РФ) утверждаются при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.
В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в составе федерального бюджета может быть образован федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) нормативно-правовыми актами Правительства РФ.
В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам могут быть предоставлены иные субсидии из федерального бюджета. Распределение субсидий бюджетам субъектов РФ устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.
А. А. Сапожников
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, тогда как установление налоговых или других льгот именуют косвенными субсидиями.
Предоставление субсидий, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается из:
— федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
— бюджетов субъектов РФ — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ;
— местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления (см. Местный бюджет).
Субсидии, также как и субвенции, подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Статьей 62 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд муниципального развития. Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном законами субъектов РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд софинансирования социальных расходов (см. Бюджет муниципального образования). Целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта РФ. Отбор муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, утверждаемой законами субъектов РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов могут зачисляться субсидии из федерального бюджета.
Отбор инвестиционных программ (проектов), федеральных целевых программ регионального развития для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами РФ (группами субъектов РФ) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Объем федерального фонда регионального развития и распределение его средств между субъектами РФ (группами субъектов РФ) утверждаются при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.
В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в составе федерального бюджета может быть образован федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) нормативно-правовыми актами Правительства РФ.
В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам могут быть предоставлены иные субсидии из федерального бюджета. Распределение субсидий бюджетам субъектов РФ устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.
А. А. Сапожников
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия