СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Найдено 1 определение
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА
качественные коренные преобразования всей судебной системы, направленные на утверждение принципов правосудия. Осуществление С.р. причинно обусловлено: задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти, создания условий для осуществления судами независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и вытекающих из международных договоров РФ.
Реализация Концепции судебной реформы, утвержденной постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 г., способствовала решению целого ряда мер, связанных с утверждением самостоятельности и независимости судебной власти. Этим целям отвечало принятие Федеральных конституционных законов "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994), "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (1995), "О судебной системе Российской Федерации" (1996), "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" (1997), "О военных судах Российской Федерации" (1999), Федеральных законов "О мировых судьях" и "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (1998), Уголовно-процессуального кодекса РФ (2002), "Об органах судейского сообщества" (2002). Существенное значение имеют внесенные 15 декабря 2001 г. изменения и дополнения в Федеральные конституционные законы "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О судебной системе Российской Федерации", а также в Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации".
При определении результативности судебной реформы мировая судебная практика учитывает следующие элементы (критерии): а) правовое регулирование в стране и роль судьи в системе правового регулирования; б) положение судьи в обществе и отношение общества к системе отправления правосудия; в) целостность системы правосудия; г) делопроизводство судебной системы; д) экономические издержки в системе правосудия страны; е) доступ к правосудию; ж) состояние и доступность правовой информации; з) правовое образование и обучение; и) фактическое осуществление правовых процедур; к) техническую оснащенность судов; л) влияние решений судов в обществе; м) альтернативные методы разрешения споров.
Существующее положение в материально-финансовом и организационно-кадровом обеспечении судов не способствует достижению этих целей. Проблемы судов, возникающие на почве неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан. Ухудшающееся положение судов переводит ситуацию из финансовой в политическую. Особую остроту вызывают и проблемы организационного обеспечения. Фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, теоретическое осмысление правоприменительной и законопроектной деятельности судов. Без решения этих проблем невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия.
В целях проведения судебной реформы, повышения эффективности деятельности судебной власти в РФ, оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебной системы постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы. Основные задачи Программы: усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы; кадровое обеспечение судебной системы; развитие материально-технического и информационного обеспечения судебной системы; усиление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.
Реализация этих задач предполагает принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам дисциплинарной ответственности судей; изменение порядка прекращения полномочий судей, занимающихся деятельностью, несовместимой с должностью судьи; проверку соответствия сообщаемых данных требованиям, предъявляемых к кандидатам на должность судьи; определение порядка формирования фонда оплаты труда судей. Предполагается принятие законов по вопросам обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей и их имущества, создания института администраторов арбитражных судов, а также решения проблемы совмещения в одном суде двух инстанций. Кроме того, предполагается значительное увеличение численности судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Программа предусматривает повышение заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17 августа 1998 г. Для этого среднюю заработную плату судей предполагается увеличить в 1,6 раза в 2002 г., а к 2006 г. довести ее до 28 500 руб. в месяц (в ценах 2001 г.). В соответствии с Программой планируется обеспечить полное финансирование завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов. Особое внимание обращено на обеспечение органов федерального правосудия рабочими площадями. Ставится задача при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий исходить из минимальной потребности 150 кв. м на одного судью в судах районного звена и 160 кв. м - в судах областного звена. Для обеспечения строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов предполагается перейти на систему предоставления за счет средств федерального бюджета федеральным судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья. Программой определено, что каждый судья один раз в три года должен в течение месяца пройти повышение квалификации с отрывом от производства. Из числа юристов, претендующих на звание судьи, не менее 100 человек должны пройти предварительное обучение в течение 3-4 месяцев перед назначением на должность. Для финансирования Программы из средств федерального бюджета выделяется 44 865,6 млн. рублей.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
252.43 кб

Новый этап судебной реформы

Лусегенова Зинаида Сергеевна
В статье через призму соотношения гражданского и арбитражного процесса анализируется последний этап судебной реформы, связанный с упразднением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Читать PDF
260.64 кб

Отцы и дети судебной реформы

Кони Анатолий Федорович
Читать PDF
317.60 кб

Судебная реформа не завершена?

Куликов Александр Викторович, Куликов Никита Александрович
В статье исследуется вопрос о необходимости передачи части полномочий по осуществлению судебного нормоконтроля и рассмотрению дел, возникающих из административно-правовых отношений, от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в
Читать PDF
509.85 кб

Судебная реформа Александра II

Филонов Г. А., Черных В.С.
В статье изложены основные направления судебной реформы, на место произвола, судебных ошибок, бюрократизма и волокиты была проведена судебная реформа, которая считалась наиболее прогресивной и полезной для общества, где произошли
Читать PDF
351.51 кб

Судебная реформа и ее движение

Филиппов Петр Мартынович
Судебная реформа не должна ограничиваться усложнением судебного процесса необходимо совершенствовать судебную власть в целом по тем отношениям, в которые она вступает, для достижения задач, поставленных в ст. 7 Конституции РФ.
Читать PDF
98.08 кб

Судебная реформа и ее проблемы

Нечевин Д.К., Колодкин Л.М.
В статье рассматриваются особенности правовой реформы органов внутренних дел. Предложены условия, при которых реформа может оказаться успешной.
Читать PDF
94.69 мб

Этапы судебной реформы в России

Решетникова Ирина Валентиновна
Современная судебная реформа в России сопровождается судоустройственными изменениями и предстоящей унификацией гражданского, арбитражного и административного процессуального права.
Читать PDF
193.11 кб

Судебная реформа и суд присяжных

Кони А. Ф.
Читать PDF
155.13 кб

Судебная реформа и суд присяжных

Кони Анатолий Федорович
Читать PDF
5.73 мб

О реформе судебной системы России

Кузнецов Виктор Николаевич
Цель: Рассмотрение актуальных вопросов реформирования судебной системы России. Методология: Автором применялись формально-юридический метод, метод включенного наблюдения, метод теоретического моделирования.
Читать PDF
44.95 мб

Пойдет ли судебная реформа дальше

Глушков Василий Витальевич
С учетом ожидаемых изменений, концептуально заложенных в положения федеральной целевой программы Развитие судебной системы РФ на 2013-2020 годы [6], где не предвиделось структурных реформ судоустройства, внесенные в Конституцию Ро
Читать PDF
208.68 кб

О научном обеспечении судебной реформы

Колбая Георгий Николаевич
Читать PDF
196.46 кб

К концепции проведения судебной реформы

Филипповский Максим Леонидович
Читать PDF
184.66 кб

Судебная власть: проблемы реформирования

Леонов И. Н.
Читать PDF
540.08 кб

Судебная реформа у бурят в начале ХХ века

Шагдурова Ирина Никитична
В статье рассматривается содержание судебной реформы бурят в начале ХХ в. и деятельность инородческой судебной системы, введенной по реформе.

Похожие термины:

  • СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864

    преобразования в области организации правосудия, направленные на усовершенствование судоустройства и судопроизводства, проведенные в России в 1864—99 гг. 19 в. В отличие от предшествовавших судебны
  • СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г

    наиболее радикальная из буржуазно-демократических реформ в царской России. Провозгласила принципы независимости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса, ликвидировала
  • Судебная реформа 1922 г

    проведена в условиях перехода к НЭПу. В Положении о судоустройстве РСФСР, принятом ВЦИК 31.10.1922., были сформулированы задачи правосудия, определены система судебных органов, их компетенция и порядо