СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Судебная власть
Ветвь власти, отвечающая за толкование законов и отправление правосудия, система судов, судейский орган.

Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов

Судебная власть
(современ.) — совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть полномочий по рассмотрению и разрешению различных дел, в порядке, установленном процессуальными нормами.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Судебная власть
одна из трех ветвей государственной власти, призванная осуществлять правосудие и обеспечивать законность в государстве и обществе. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Судебная власть

Совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих полномочий, а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека

Судебная власть
в соответствии с теорией разделениявластей самостоятельная и независимая сфера публичнойвласти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть полномочий по рассмотрению иразрешению уголовных, гражданских, административныхи конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (например,Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий.

Источник: Понятия современного уголовного процесса

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Основные задачи С.в. – обеспечение и защита от нарушений прав, свобод и законных интересов граждан и их коллективов, решение возникающих споров, контроль за законностью нормативных правовых актов власти и должностных лиц, применение мер юридической ответственности как реакции на правонарушение. По Конституции РФ, С.в. осуществляется совокупностью всех судов страны: Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, краевых, областных, городских и районных судов – организованных и действующих на единых принципах и началах.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Судебная власть
одна из ветвей власти в государстве (наряду с законодательной и исполнительной), конституированная в существующей системе судов, осуществляющих правосудие. Судебная власть отличается от законодательной и исполнительной властей рядом признаков. Предметным признаком судебной власти является то, что она направлена на обеспечение субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и коллективных субъектов права. Эти права и обязанности устанавливаются судом на основании применения норм права и исследования соответствующих фактических обстоятельств. Для судебной власти характерно, что она носит исключительный характер, т.е. воплощается только в деятельности судов при осуществлении правосудия. Судебная власть характеризуется наличием у граждан равных возможностей использовать судебную защиту, равенством граждан перед судом.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
ветвь государственной власти. Ее наиболее существенной особенностью является то, что она может реализоваться только государственными судами, входящими в состав судебной системы, закрепленной в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".
В наши дни к полномочиям, составляющим содержание С. в., Конституция РФ и иные законы относят: конституционные контроль; правосудие, контроль за законностью и обоснованностью решении и действий государственных органов и должностных лиц; участие в обеспечении надлежащего исполнения приговоров и иных судебных решений; разбирательство и разрешение материалов (дел) об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества. (К. Г.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
в соответствии с теорией разделения властей - самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой: а) совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда т.ж. полномочий по обязательному толкованию норм права (например, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в странах англосаксонской правовой семьи), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.); 6) систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по осуществлению правосудия и вспомогательные. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий С.в. возлагается на суды различных категорий (обычные - общей компетенции и специализированные, административные, конституционные), а т.ж. иногда на т.н. квазисудебные органы. В РФ основные полномочия С.в. осуществляются только судами (в т.ч. единолично судьями).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной властями). Представляет собой: а) совокупность полномочий по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих полномочий (создание прецедентов судебных), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация юридических лиц в ряде зарубежных стран и т.п.); б) систему государственных органов, осуществляющих перечисленные полномочия.
В РФ С.в. лишена нормотворческих полномочий. С.в. осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Соответственно выделяются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, ВАС с системой арбитражных судов. Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по отправлению правосудия и вспомогательные. Основные полномочия могут осуществляться (в соответствии с Конституцией РФ) только судом. В осуществлении С.в. кроме судей участвуют привлекаемые в установленном законом порядке присяжные, арбитражные и народные заседатели. С.в. действует независимо от законодательной и исполнительной властей (ФКЗ РФ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Основная функция С.в. - правоохранительная: важнейший способ ее реализации - правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме. Решение органов судебной власти общеобязательны, имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Помимо отправления правосудия С.в. может участвовать в выработке правовой политики государства, политики борьбы с преступностью. Возможно создание единого органа С.в., объединяющего и возглавляющего суды трех судебных систем (конституционные и уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды). Одна из важнейших задач С.в. - обеспечение прав человека, интересов гражданского общества и государства путем отправления правосудия и конституционного контроля.

Источник: Энциклопедия юриста

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
суд) — третья ветвь государственной власти в соответствии с концепцией разделения властей. Осуществляется независимыми судами в соответствии с законом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В отличие от законодательной С в . не создает общих правил поведения (некоторым исключением является судебный прецедент), не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью (администрированием). Государственная власть суда имеет конкретный характер: суд рассматривает и разрешает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные, трудовые споры, административные споры (жалобы граждан на действия чиновников) и др.). Эти дела и споры рассматриваются в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется и дело направляется на новое рассмотрение. С в . принадлежит не судебному учреждению, какой бы высокий ранг оно ни занимало, а судебной коллегии (по незначительным делам — единоличному судье), рассматривающей дело. Поэтому, когда говорится о суде, имеется в виду именно такая коллегия; она может состоять из профессиональных судей (например 3—5 судей при рассмотрении гражданского иска), одного судьи и нескольких присяжных или народных заседателей, нескольких судей и нескольких заседателей. Судебная коллегия рассматривает и разрешает дела в соответствии с законом и правосознанием ее членов. Реализация закона и правосознания судей в виде судебного решения — это акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах. Деятельность суда призвана обеспечить господство права, в т.ч. и по отношению к государству. Суд осуществляет не регулятивную, а охранительную функцию. Он обязан обеспечивать законность и правопорядок, охрану от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической системы, прав и законных интересов граждан, государственных органов, общественных объединений. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет законодательная и исполнительная власть. Принимая решение, судебная коллегия может лишить человека свободы и самой жизни за совершение тяжкого преступления, конфисковать имущество, заставить государственный орган отменить свое решение, лишить недостойного родителя родительских прав и т.д. Положение суда достаточно противоречиво: с одной стороны, это сильная власть, с другой — это сравнительно слабая власть, т.к. она не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как законодательная, и не имеет силовых механизмов, как исполнительная. Ее сила коренится в неуклонном исполнении закона, уважении к праву, высокой политической и правовой культуре общества и его граждан. В отличие от законодательной власти, которая тесно связана с политикой (главную роль в парламенте играют партийные фракции), в отличие от исполнительной власти, которая тоже поддается политическому давлению, при осуществлении С в . политическое давление и всякое давление вообще должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими мотивами при вынесении решений. В условиях тоталитарных режимов деятельность суда обычно является продолжением партийной политики, лидеров военных советов. Особенности С в . , ее независимость предполагают необходимость судейского самоуправления — создание высших советов магистратуры, общегосударственных советов судей, высших квалификационных судейских коллегий и других органов — только они могут решать вопросы о дисциплинарных взысканиях судьям, отстранении их от работы, повышения и понижения в должности и т.д. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, связанный с осуществлением специализированными органами государства правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Понятие "С.в." впервые употреблено в действующей российской Конституции. Глава IX Конституции РСФСР 1978 года "Правосудие и прокурорский надзор" с учетом внесенных в нее в 1989-1993 гг. изменений закрепляла основы С.в., уже отпочковавшейся от иных ветвей власти. Конституция РФ использует другое понятие - "правосудие", которое настолько близко, что в ряде случаев Конституция РФ употребляет их как равнозначные. Однако же термин "С.в." является более универсальным и более точно отображает природу данной ветви власти, в отличие от более узкого термина "правосудие". Понятием "С.в." охватываются и органы, осуществляющие С.в., и осуществляемая ими деятельность - правосудие. Как важнейший государственно-правовой институт С.в. призвана удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений. В то же время природа С.в. не исчерпывается осуществлением правосудия. Органы, олицетворяющие С.в., осуществляют правотворческую деятельность, создавая прецедентное право; в сферу судебной деятельности входит и осуществление судебного надзора - важного инструмента обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц.
Конституция РФ устанавливает, что С.в. в РФ осуществляется только судом. Присвоение властных полномочий наказывается в соответствии с уголовным законом. В демократическом правовом государстве суды: а) разрешают конфликты, споры на основе закона; б) осуществляют конституционный контроль - проверку на соответствие законов, иных нормативных актов, а также действий и решений государственных органов нормам Конституции; в) защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан; г) применяют меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния. Совокупность действующих в РФ судов образует ее судебную систему.
С.в. самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды реализуют С.в. самостоятельно и независимо, подчиняясь только закону. В РФ не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в отправлении правосудия, а равно в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С.в. характеризует непререкаемость и обязательность решений и действий судебных органов. Вступившие в законную силу судебные акты, иные законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат беспрекословному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения, иное проявление неуважения к суду влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Высокий статус С.в. обеспечивается гарантированным финансовым обеспечением. В соответствии с Федеральным законом от 22 января 1999 г. "О финансировании судов Российской Федерации" в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и всей системы судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов. Предусматривается, что финансирование судов РФ в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Законом установлено, что суды РФ самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
626.28 кб

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В КАНАДЕ

Красницкая Алёна Евгеньевна
Читать PDF
354.83 кб

О понятии «Судебная власть»

Кочетова Алла Валерьевна
Статья посвящена исследованию понятия «судебная власть». В условиях реализации судебной реформы уяснение данной дефиниции приобретает особую актуальность.
Читать PDF
199.66 кб

О признаках судебной власти

Шабанов П.Н.
Анализируются понятия «власть», «государственная власть», «судебная власть», определяется место судебной власти в рамках действующей системы «сдержек и противовесов».
Читать PDF
971.84 кб

Легитимность судебной власти

Марочкин И. Е.
Статья посвящена исследованию теоретических основ легитимности судебной власти. Проанализированы основные исторические этапы становления теории легитимности судебной власти.
Читать PDF
355.37 кб

Легитимность судебной власти

Марочкин И. Е.
Статья посвящена теоретическому анализу содержания легитимности судебной власти. Проанализированы факторы, влияющие на уровень легитимности судебной власти.
Читать PDF
729.01 кб

Предназначение судебной власти

Ткачёва Наталья Викторовна
Основное предназначение судебной власти, как считают некоторые ученые, это отправление правосудия, содержание которого заключается в рассмотрении споров и разрешении конфликтов.
Читать PDF
331.25 кб

Судебная власть при демократии

Фомин Алексей Александрович
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования судебной системы демократического типа является наличие гражданского общества, которое служит залогом сохранения и укрепления конституционно-правовых принципов организаци
Читать PDF
153.47 кб

Судебная власть: срочный ремонт

Краснов М.А.
В материале М.А.Краснова изложены конкретные предложения по совершенствованию нормативного регулирования работы судебной власти.
Читать PDF
206.37 кб

Судьи - носители судебной власти

Артюшов А.А.
Читать PDF
424.16 кб

Содержание функции судебной власти

Ткачева Наталья Викторовна
Исследуется определение понятия «функция» в правовой науке. Делается вывод о том, что данное понятие употребляется для характеристики социальной роли государства и права.
Читать PDF
208.41 кб

Некоторые проблемы судебной власти

Есенова Валентина Петровна
В статье автор исследует критерии эффективности правосудия. Проанализированы некоторые аспекты правового регулирования дисциплинарной ответственности судей в России.
Читать PDF
280.35 кб

Судебный процесс как ритуал власти

Ягофарова Инара Дамировна
Автор рассматривает судебный процесс с позиции определённого древнего ритуала, правила и процедуры которого передаются из поколения в поколение.
Читать PDF
215.15 кб

ВОРОНЕЖСКИЙ АКЦЕНТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Шабанов П.Н.
Статья посвящена Воронежской школе права, выпускникам юридического факультета ВГУ, построившим яркую карьеру в судебной системе страны.
Читать PDF
195.49 кб

Доверие населения к судебной власти

Развейкина Н.А.
В статье ставится проблема доверия населения к судебной власти, подчеркивается ее комплексный характер ввиду многоаспектности самого феномена доверия.
Читать PDF
45.03 мб

Исторический генезис судебной власти

Коваленко Татьяна Сергеевна
Автором статьи проанализированы вопросы, связанные со становлением судебной власти в России. Исследованы нормативные и законодательные акты, на основании которых были определены основные принципы ее формирования.

Похожие термины:

  • СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    осуществляется совокупностью всех судов страны: Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ. Высшего Арбитражного суда РФ, краевых, областных, городских и районных судов организованных и действ