ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
в России XVII- XX вв. - законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й - высший) потрем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднен после Октябрьского переворота 1917 г.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Табель о рангах
нормативный акт, определявший порядок прохождения государственной службы в Российской империи. Был принят в 1722 г. и способствовал формированию особой прослойки общества – бюрократии (чиновничества). По Т. о. р. все должности делились на 3 ряда: воинские, штатские и придворные, в каждом ряду было 14 рангов (классов). При назначении на государственную службу и при ее прохождении учитывалась выслуга и последовательность восхождения по служебной лестнице (выслуга). Т. о. р. действовала до октября 1917 г.

Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.

Табель о рангах
законодательный акт в России XVIII-XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й - высший) по трем видам: военные, штатские и придворные. В XVIII в. самый низший ранг (14) давал права личного дворянства, а 8 - потомственного дворянства. В течение XVIII - XIX вв. Т.о Р. подвергался изменениям. С 1856 потомственное дворянство давалось с 4 класса (для гражданских чинов), личное - с 9 класса, чины с 14 по 10 класс получали звание "почетных граждан". Упразднен 10.11.1917 г.

Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
законодательный акт Петра I, изданный в 1722 г. и с небольшими изменениями действовавший до Великой Октябрьской социалистической революции. Введение Т. о р. было одной из важнейших реформ Петра I, направленных на дальнейшее укрепление дворянской бюрократии. Взамен еще не изжитого порядка замещения высших постов в армии и в государственном аппарате в зависимости от степени знатности («по породе») Т.о р. вводил принцип замещения всех этих должностей, исходя из личных способностей, умения, опыта, личных заслуг, выслуги лет и отчасти образования. Для этого все должности в армии, флоте и гражданском аппарате были разделены на 14 разрядов («рангов», или «чинов»). Этой реформой, имевшей для своего времени прогрессивное значение, был открыт доступ в государственный аппарат, военный и гражданский, не только дворянам, но и выходцам из других сословий. Все это вместе обеспечивало более квалифицированный командный состав в армии, флоте и во всех отраслях государственного управления. Однако эта реформа не отменяла феодальной структуры общества, так как достижение определенных чинов влекло за собой присвоение звания «личного дворянина», а достижение высших чинов – причисление к «потомственному дворянству». Т. о р. создавал бюрократию с ярко выраженным классовым характером. В. И. Ленин охарактеризовал самодержавие 18 в. как чиновничье-дворянскую монархию.

Источник: Советский юридический словарь

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
всех чинов воинских, статских и придворных - закон, изданный 24 января 1722 правительством Петра I и определивший порядок прохождения государственной (гражданской) службы. Представлял очередной шаг в стремлении власти регламентировать, подчинить единому распорядку всю жизнедеятельность общества. Каждый вид чинов включал 14 классов. В течение 18 в. «Т. о р.» неоднократно уточнялся. К началу 19 в. он включал: Классы статской службы: 1 — Канцлер; действительный тайный советник; 2 — Действительный тайный советник; 3 — Тайный советник; 4 — Действительный статский советник; 5 — Статский советник; 6 — Коллежский советник, военный советник; 7 — Надворный советник; 8 — Коллежский асессор; 9 — Титулярный советник; 10 — Коллежский секретарь; 11 — Корабельный секретарь; 12 — Губернский секретарь; 13 — Провинциальный секретарь; 14 — Коллежский регистратор. 1-й класс был исключительным: за всю историю такой чин присваивался лишь 11 лицам. Классы 11 и 13 существовали лишь номинально, а в 1811 и 1834 были упразднены. Система гражданских чинов дополнялась несколькими высшими почетными званиями: статс-секретарь Его Величества, член Государственного совета, сенатор и почетный опекун; было и внетабельное чиновничество — низшие канцелярские служащие. С чинами корреспондировались должности, но не жестко: так что чин мог опережать должность, а мог и отставать. Титул — форма обращения — также подчинялась табельной иерархии: к 1—2 классам надлежало обращаться «Ваше высокопревосходительство», к 3—4 — «Ваше превосходительство», к 5 — «Ваше высокородие », к 6—8 — «Ваше высокоблагородие», к последующим — «Ваше благородие». По своей многомерности и детализированности российская система была беспрецедентной. Все чиновники носили мундиры, а зимой — и шинели, по цветам, пуговицам и подкладкам которых можно было установить ведомство, где они служили, и чин. Ношение мундиров было обязательным. В 18 в. их носили даже члены Академии художеств. Положение в обществе, измеряемое классами чинов, получило значение главной официальной ценности. Человек без чина считался как бы неполноценным и обязан был вместо указания чина ставить перед своей фамилией слово «недоросль». Даже лошадей на почтовых станциях давали по чинам; по чинам обносили и блюдами на званых обедах. Петровский идеал «регулярного» государства в итоге породил глубокую бюрократизацию российской жизни. Однако в неформальном дворянском сознании престиж чиновной карьеры был невысок, особенно после 1825. Выше был престиж военных чинов. Шкала воинских чинов делилась на армейскую и флотскую и периодически также подвергалась уточнениям. По Табели о рангах ее основная структура для армейской пехоты и кавалерии была следующей: 1 — Генерал-фельдмаршал; 2 — Генерал от инфантерии; 3 — Генерал-лейтенант; 4 — Генерал- майор; 5 — Бригадир; 6 — Полковник; 7 — Подполковник; 8 — Майор; 9 — Капитан; 10 — Капитан- лейтенант; 11 — прочерк; 12 — Лейтенант; 13 — Унтер-лейтенант; 14 — Фендрик. Чины в артиллерии, инженерных войсках и гвардии были на 1—2 ступени выше для аналогичных позиций, что отражало более привилегированный статус этих родов войск. Для флота Табель устанавливала следующие чины: 1 — Генерал-адмирал; 2 — Адмирал; 3 — Вице-адмирал; 4 — Контр-адмирал; 5 — Капитан-командор; 6 — Капитан 1-го ранга; 7 — Капитан 2-го ранга; 8 — Капитан 3-го ранга; 9 — Капитан-лейтенант; 10 — Лейтенант; 11 — Корабельный секретарь; 12 — Унтер-лейтенант. Были предусмотрены и придворные чины: 1 — пустой; 2 — Обер-маршал; 3 — Обер-шталмейстер; 4 — Обер-камергер, Обер-гофмейстер; 5 — Обер-шенк, Гофмейстер, Тайный кабинет-секретарь; 6 — Обер- егермейстер, Действительный камергер, Гофмаршал, Шталмейстер, Первый лейб-медикус; 7 — Гофмейстер и лейб-медикус при императрице, Церемониймейстер; 8 — Титулярный камергер, Надворный интендант; 9 — Надворный егермейстер, Камер-юнкер, Обер-кухенмейстер; 12 — Гоф-юнкер, Надзорный лекарь; 14 — Гофмейстер пажов, Мундшенк и др. (дается с сокращениями). Эта система претерпела изменений больше других за счет разбухания высших классов благодаря «подтягиванию» туда чинов с изначально более низких ступеней. Табели о рангах часто приписывают «революционное значение» в замене принципа «породы» принципом службы, что верно лишь отчасти, так какуже Иван Грозный основал для контроля над «государственными служивыми людьми» специальное учреждение — Разряд, из списков которого черпались «кадры» для любых царских назначений. Были и аналоги чинов — судья, думный дьяк, подьячий. Родовое же основание лестницы чинов было подорвано в 1682. Табель о рангах расширила возможности для продвижения по службе людей из низших классов. Однако уже в 19 в. положительное значение Табели исчерпало себя, тогда как ее отрицательные черты (чинопочитание, бюрократизм, приоритет срока службы над образованием, способностями, деловыми качествами) сказывались все больше. Предпринимался ряд попыток по уменьшению ее роли и, в перспективе, отмены. Первым серьезным шагом была оформленная Указом Александра I (1809) попытка М.М. Сперанского обусловить производство в 5-й и 8-й классы окончанием курса в отечественном университете либо сдачей экзамена (встретила ожесточенное сопротивление чиновничества и не была реализована). Однако поскольку и обществу, и высшей власти было ясно, что Табель о рангах не способствует формированию отвечающего потребностям страны корпуса чиновничества, каждый новый император образовывал комиссии и совещания под разными названиями с целью ее отмены, однако все эти попытки не имели успеха, а вносили лишь частичные изменения либо исключения. В целом же сопротивление чиновничьей корпорации оказывалось сильнее и царской воли, и стремлений передовых кругов общества к приведению системы чиновничества в соответствие с общественными потребностями. Лишь в 1906 был принят закон об отмене сословного принципа при получении чинов и замене его критерием образования, но сами чины сохранились. Временное правительство в 1917 подготовило проект постановления «Об отмене гражданских чинов...», но не успело его утвердить. Лит.: Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л., 1991; Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в ХЕХ веке. М., 1978; Оболонский А.В. На государственной службе: бюрократия в старой и новой России. М., 1997; Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. А. В. Оболонский

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
901.22 кб

Табель о рангах

Читать PDF
198.65 кб

ОАО «Лукойл» сохраняет за собой первые строчки в отраслевой табели о рангах

Бондарь Тарас , Коновалов Виктор
«Нефть России», М., 2005 г., № 6, с. 17-18).
Читать PDF
215.69 кб

ОАО «Лукойл» сохраняет за собой первые строки в отраслевой табели о рангах (окончание)

Бондарь Тарас , Коновалов Виктор
«Нефть России», М., 2005 г., № 6, с. 19-21.