ТАЙВАНЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТАЙВАНЬ (Китайская Республика)
провинция Китая с XIII в., выделившаяся в 1949 г. в "самостоятельное государство". КНР по-прежнему считает это государственное образование своей провинцией, провозгласив курс на мирное объединение по принципу "одно государство - два строя". Административный центр - г. Тайбей.
Административное деление: 2 города центрального подчинения, 5 городов провинциального подчинения и 16 уездов.
Действует Конституция, принятая еще при гоминьдановском режиме 25 декабря 1946 г. Глава Т. - Президент Китайской Республики - избирается с 1996 г. всеобщим голосованием сроком на 6 лет. Одним из анахронизмов эпохи Гоминьдана является сохранение Национального собрания, избранного в 1947 г. в континентальной части, члены которого бежали на остров в 1949 г. В декабре 1991 г. были проведены выборы в новый (точнее - обновленный) состав Национального собрания, в результате которых 254 места из 326 получили кандидаты Гоминьдана. В функции Национального собрания входят выборы и отзыв президента (до 1994 г.), внесение поправок к Конституции, проведение референдумов по поправкам к Конституции.
Функции законодательного органа (с усеченными полномочиями) выполняет Законодательный юань, состоящий из 164 депутатов, из которых 128 избираются прямым голосованием, 36 назначаются по пропорциональной системе из кандидатов партий, получивших более й% голосов избирателей.
Исполнительную власть осуществляет Исполнительный юань, члены которого назначаются президентом совместно с Контрольным юанем. (А. К.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Тайвань
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Остров в южной части Восточно-Китайского моря, принадлежащий КНР. Территория - 35,961 тыс. кв.км. Административный центр - г. Тайбэй. Население - 22,11 млн. чел. (1999 г.), 97% - китайцы. Официальный язык - китайский. Религия - 45% населения исповедуют буддизм, 33% - даосизм, 7% - христианство. В древности территория острова Тайвань была заселена племенами гаошань. Первая военная экспедиция китайцев появилась на острове в 230 г. В XIII в. Тайвань официально был включен в состав Китайской империи. В 1590-1641 гг. остров являлся колонией Португалии, в 1641-1661 гг. Голландии, в 1661-1895 гг. входил в состав Китая, в 1895-1945 гг. Японии, в1945 г. возвращен Китаю. В 1949 г., после победы народной революции в Китае и провозглашения Китайской Народной Республики, на Тайвань эвакуировалось свергнутое гоминьдановское правительство Китайской Республики (КР), официально представлявшее до 1971 г. Китай в ООН. В настоящее время правительство КР признают только около 30 государств мира, в то время как остальные страны (включая РФ) признали КНР. Государственное устройство На Тайване действует Конституция КР, принятая в Китае 1 января 1947 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Форма правления - президентская республика. Политический режим - демократия в процессе становления. С середины 1980-х гг. проводится реорганизация политической системы, главными шагами которой стали отмена военного положения и легализация оппозиционных партий. Система органов власти на Тайване имеет определенное своеобразие. Высшие органы власти - Национальное собрание и 5 независимых органов (палат), называемых юанями. Функции парламента совместно выполняют два центральных органа власти - Законодательный юань (Законодательный совет) и Национальное собрание. Действуют также Исполнительный, Судебный (Юридический), Контрольный (Контрольный совет) и Экзаменационный юани. Национальное собрание является высшим представительным органом. В его полномочия входит рассматривать и принимать поправки к Конституции, выносить решения об импичменте Президенту и Вице-президенту, утверждать в должности лиц, назначенных Президентом (до 1996 г. также избирало Президента и Вице-президента). Состоит из 334 депутатов, избираемых путем прямых выборов сроком на 4 года. Текущей законодательной деятельностью занимается Законодательный юань, играющий, по существу, роль однопалатного парламента с усеченными полномочиями: он не властен над Президентом и не может изменить конституцию, но вырабатывает законы, ратифицирует договоры и соглашения, утверждает бюджеты и т.д. Законодательный юань состоит из 164 депутатов (на основании поправки к Конституции 1996 г. число мест будет увеличено до 250), из которых 128 избираются, 30 депутатских мест распределяются пропорционально между партиями, набравшими более 5% голосов на выборах, а шесть отводятся зарубежным китайцам - хуацяо. Срок полномочий Законодательного юаня - 4 года. В результате осуществленного в 1990-е гг. очередного этапа конституционной реформы, направленной на создание более сбалансированной системы политической власти на острове, роль Законодательного юаня была повышена. Он получил право выражать вотум недоверия правительству и более эффективно влиять на деятельность исполнительной власти. Одновременно существенно ослабла роль Национального собрания. Принятые Законодательным юанем законопроекты передаются одновременно Президенту и в Исполнительный юань. Президент должен в течение 10 дней промульгировать закон, если Исполнительный юань не потребует его повторного рассмотрения. Законодательный юань может повторно принять закон большинством в 2/3 членов, присутствующих на заседании. Глава государства - Президент, который является главнокомандующим вооруженными силами. В соответствии с поправкой к Конституции от 29 июля 1994 г. с 1996 г. введена система прямых президентских выборов. Срок полномочий Президента и Вице-президента сокращен с 6 до 4 лет. Президент и Вице-президент могут быть переизбраны на второй срок. В соответствии с конституционной реформой, принятой Национальным собранием в июне 1997 г., Президент получил право распускать Законодательный юань и назначать Премьер-министра без предварительного парламентского согласия. Исполнительную власть осуществляют Президент и Исполнительный юань (Исполнительный совет) - высший административный орган (правительство КР) во главе с Премьер-министром, который ответствен перед Законодательным юанем. Последний, однако, не может смещать министров, поскольку за министерские назначения, включая Премьер-министра, отвечает Президент вместе с Контрольным юанем. Экзаменационный юань отвечает за проведение экзаменов для гражданских служащих при поступлении в правительственные учреждения, а также за выполнение ими своих служебных обязанностей. В его состав входят председатель, его заместитель и 19 членов, назначаемых Президентом КР (с последующим утверждением Национальным собранием) сроком на 4 года. Правовая система Общая характеристика Правовая система Тайваня входит в романо-германскую правовую семью при наличии некоторых элементов англо-американского права. В то же время правосознание и правовая культура населения острова основаны на конфуцианских традициях. Нынешняя правовая система Тайваня является "наследницей" правовой системы континентального Китая до 1949 г. Практически все гоминьдановские законы, утратившие силу на материке сразу после образования там КНР, продолжили свое действие на острове. С 1949 г. гоминьдановское законодательство было существенно модифицировано с учетом потребностей форсированного капиталистического развития Тайваня. С середины 1980-х гг. наметилась последовательная демократизация правовой системы Тайваня. Наряду с либерализацией политической жизни, отменой военного положения (1987 г.) были отменены, смягчены или фактически утратили силу драконовские уголовные законы, направленные на борьбу с коммунистической и другой "подрывной" деятельностью. Основным источником права являются законодательные и другие нормативные правовые акты, во главе иерархии которых стоит Конституция КР 1947 г. Право КР хорошо систематизировано. Основные гоминьдановские законы были сведены в Люфа цюаньшу - "Полную книгу шести законов" (или шести отраслей права), в которую вошли законодательные нормы, сгруппированные по следующей схеме: конституционное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, административное право, куда включено трудовое, финансовое и земельное право. Гражданское и смежные с ним отрасли права Основным источником гражданского права на Тайване является Гражданский кодекс КР. Его проект был разработан к концу 1925 г., принят по частям в 1929-1930 гг. и полностью вступил в действие в мае 1931 г. В качестве образца при разработке ГК было использовано Германское гражданское уложение 1896 г. и составленный под сильным влиянием последнего ГК Японии. Были также использованы Германское торговое уложение 1897 г., Швейцарский кодекс обязательств 1911 г. и несколько других источников. Сточки зрения общей формы и отдельных институтов гоминьдановский ГК выглядел упрощенным - многие его положения не разработаны столь подробно и тщательно, как в ГГУ или японском ГК, прямо отсылали к нормам обычного права, которые в ряде случаев противоречили законам. В целом гоминьдановский ГК регулировал имущественные отношения в общей форме. Хотя считалось, что ГК КР включает торговое право, многие вопросы промышленной и торговой деятельности им не охватывались, что требовало разработки отдельных законов. В 1929 г. были приняты Положение о торговых товариществах, законы о купеческих гильдиях, о биржах, о страховании, о товарораспорядительных документах. Затем последовало законодательство о товарных знаках и ценных бумагах (1930), Закон о банках (1930), Земельный закон и Временное положение о патентах (1932), Положение о торговых портах (1933), законы о несостоятельности и страховых предприятиях (1935). Одновременно с каждым законом принимались подробные правила о порядке его применения. В 1930 г. был принят Земельный, в 1932 г. - Гражданский процессуальный кодекс. После 1949 г. гражданское и торговое законодательство на Тайване подверглось существенным изменениям и дополнениям. В 1992 г. был принят Закон о честной торговле, в 1994 г. - Закон о защите прав потребителей, в 1995 г. - Закон о торговых секретах. В 1997 г. внесены поправки в Патентный закон и Закон об авторском праве. В 1980-1990-е гг. в гражданское законодательство внесены существенные изменения, направленные на выравнивание правового статуса женщин. В 1985 г. принята новая редакция книги "Семейное право" ГК, которая установила режим общности имущества, нажитого супругами в браке, облегчила развод, запретила бигамию и содержала целый ряд других новаций в интересах замужних женщин. В 1994 г. признано антиконституционным положение Гражданского кодекса, дававшее отцам приоритет в спорах об опеке над детьми. В 1997 г. законодательно отменено правило, согласно которому ребенок должен был брать фамилию отца (теперь это решается по усмотрению обоих родителей). Экономическое законодательство Тайваня с начала 1950-х гг. основывалось на принципах поддержки частного предпринимательства, поощрении иностранных инвестиций и активной регулирующей роли государства. В 1990-е гг. наблюдается либерализация государственной экономической политики, переход к более гибким методам регулирования. Трудовое право Китайской Республики возникло в конце 1920-х начале 1930-х гг. под влиянием нараставшего в стране революционного движения. Первые приказы, касающиеся регулирования трудовых конфликтов, были изданы правительством Чан Кайши в 1927 г. В 1928 г. нанкинские власти приняли Фабричный закон, регулировавший основные условия труда (вступил в силу в 1931 г.). Позднее он был дополнен целым рядом законодательных актов, детализировавших отдельные стороны трудовых отношений. В 1930 г. утверждены Закон о коллективных договорах и Закон об урегулировании конфликтов между рабочими и предпринимателями, в 1931 г. Положение о технике безопасности, а в 1936 г. - Закон о минимуме заработной платы. В условиях постоянной гражданской войны и японской агрессии эти акты оставались не более чем декларацией. После 1949 г. регулирование труда на Тайване долгое время носило антирабочий характер. Положения законов о труде изменялись постепенно по мере достижения нового уровня экономического развития и либерализации политического режима на острове. В настоящее время Закон о трудовых стандартах 1984 г. закрепляет 8-часовой рабочий день и 48-часовую рабочую неделю. Забастовки разрешены при условии предварительного примирительного арбитража. В 1993 г. принят Закон о трудовой инспекции, призванный усилить контроль за соблюдением на практике норм о труде. Уголовное право и процесс Уголовное право Тайваня, так же как и другие отрасли, зародилось на континенте в начале ХХ в. Первым кодексом законов, принятым в Китае после революции 1911 г., было Уголовное уложение 1912 г. Первоначально оно состояло из 411 статей. В 1928 г. в него был внесен ряд изменений и оно было переименовано в Уголовный кодекс. Уложение и УК вобрали много прогрессивных по тем временам положений уголовного права. Например, в ст.10 Уложения в принципе отрицалось наказание по аналогии. В Кодексе отсутствовали абсолютно неопределенные санкции, были достаточно подробно решены вопросы субъективной стороны преступления, соучастия, включены статьи о досрочном освобождении, ликвидировались телесные наказания. Почти целиком заимствованный из уголовного законодательства Японии, Франции, Бельгии, Германии и Нидерландов, этот Кодекс внес в уголовное право Китая много новых идей и институтов. В 1935 г. УК был принят в новой редакции. Сохраняя черты европейского уголовного права, в трактовке ряда институтов он учитывал специфические китайские правовые традиции. В частности, был восстановлен традиционный для Китая институт выкупа наказаний (ст.41). В настоящее время источниками уголовного права на Тайване являются УК, Статут о наказании за коррупцию, Статут о наказании за подстрекательство, Уголовный кодекс вооруженных сил и некоторые другие акты. В качестве видов наказания предусмотрены штраф, условное лишение свободы, лишение свободы на срок, пожизненное заключение и смертная казнь. Последняя установлена, в частности, за убийство, ограбление, изнасилование и убийство, вооруженное ограбление, торговлю наркотиками и огнестрельным оружием. Для 1990-х гг. характерно смягчение уголовной политики. Так, с 1994 г. УК разрешает условно-досрочное освобождение после отбытия 1/3 срока заключения (ранее требовалось отбытие 1/2 срока). Уголовный процесс основывается на принципе состязательности. В 1997 г. в УПК были внесены важные поправки, в соответствии с которыми полномочия применять предварительное заключение были переданы от службы государственного обвинения судам. В соответствии с новым порядком государственные обвинители обязаны в течение 24 часов после ареста лица обратиться в суд за разрешением продлить срок содержания под стражей. Предварительное заключение ограничено двумя месяцами и может быть продлено по решению суда лишь один раз на тот же срок. Ограничен и срок заключения в период судебного разбирательства. Обвиняемый (подозреваемый) имеет право на помощь адвоката на любой стадии процесса; неимущему обвиняемому должен быть назначен публичный защитник. Наличие адвоката обязательно, если вменяемое преступление наказуемо тремя или более годами лишения свободы или если обвиняемый инвалид. Суда присяжных на Тайване не существует. Все дела рассматриваются профессиональными судьями. Осужденный имеет право обжаловать приговор в вышестоящий суд. Верховный суд автоматически проверяет приговоры к пожизненному заключению и смертные приговоры. Судебная система. Органы контроля Конституция КР предусматривает независимую судебную власть. Судебной системой ведает Судебный юань; в его прерогативу входят гражданские, уголовные и административные дела, в том числе связанные с дисциплинарными нарушениями должностных лиц. Юань возглавляет председатель и его заместитель; в его состав входят от 15 до 17 высших судей, назначенных Президентом КР с согласия Национального собрания и образующих "Совет великих судей". Последний имеет право толковать Конституцию, законы и подзаконные акты, осуществляет функции конституционного контроля (ст.171, 173 Конституции). Судебному юаню подчинены Верховный суд, Высокие суды, окружные суды и Административный суд. Существует отдельная система военных судов. Судьи назначаются Президентом КР с согласия Национального собрания (судьи Верховного суда - сроком на 9 лет, судьи нижестоящих судов - пожизненно). Судебное преследование находится в компетенции Министерства юстиции и осуществляется через Департамент судебного преследования. Высшим наблюдательным органом государства является Контрольный юань, обладающий правами импичмента, цензуры, ревизии и проведения слушаний. Он является парламентарным органом, и его члены избираются провинциальными и муниципальными собраниями. Однако изменения в Конституции, принятые в мае 1992 г., преобразовали этот юань в феврале 1993 г. в правоохранительный орган. 29 членов юаня, включая председателя и его заместителя, назначаются Президентом КР с согласия Национального собрания сроком на 4 года. Литература Тайвань: Справочник. М., 1993. Ma H. H. P. Legal System of the Republic of China. Vol. 51. Lawasia, 1974. P. 96-127.

Источник: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.58 мб

Участие социальных работников в ликвидации последствий землетрясения на О. Тайвань в 1999 году: реко

Чоу Юэ-чин
21 сентября 1999 года сильнейшее землетрясение разрушило центральные районы Тайваня и унесло более двух тысяч жизней.
Читать PDF
150.04 кб

Россия-Тайвань: обоснованные ожидания роста взаимного торгово- экономического сотрудничества

Тринич Ф. А.
Читать PDF
1.58 мб

Экономико-географические факторы развития конгрессно-выставочной индустрии на Тайване

Бровко Петр Федорович, Мелто Татьяна Леонидовна
Рассматривается взаимосвязь геоэкономических условий территории и динамики развития одного из направлений сферы услуг конгрессно-выставочной деятельности на Тайване.
Читать PDF
126.23 кб

2004. 03. 048. Чун чинянь. Управленческая структура деловых групп на Тайване: внутри круговая систем

Кожевников Г. М.
Читать PDF
101.66 кб

Сотрудничество РФ и Тайваня

Читать PDF
74.90 кб

2000. 01. 096-097. Экономические модели Тайваня и Республики Корея. (сводный реферат)

Жилина И. Ю.
Читать PDF
105.23 кб

Текстильная промышленность Тайваня: в ожидании прорыва

Яо Шинь-чуань
Читать PDF
382.94 кб

РОЛЬ КОМПАНИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ТАЙВАНЯ В ПРОЦЕССАХ ИНТЕГРАЦИИ

Стеценко И. П., Чен Фу Джеф Лин
Читать PDF
296.56 кб

Российско-тайваньские торгово-экономические связи

Врадий Сергей Юрьевич
Taiwan is one of the most dynamic centers of financial and economic development in Asia-Pacific region. It plays an important role in the economy of Pacific Asia as well as in the world.
Читать PDF
570.74 кб

Сравнительный анализ имиджа стран в российских и тайваньских онлайн - сообществах

Крутий И.В., Красина О.В., Лозовая А.А., Ляо Да Чи, Сан Джи Хванг, Чен Бо Ю
В основе статьи лежат результаты первого транснационального и междисциплинарного российско-тайваньского исследовательского проекта по тематикам национальной идентичности и онлайн-имиджа стран.
Читать PDF
174.10 кб

2012. 04. 030. Ай-лунь ЦАИ, хо мин-шо. Институционное объяснение эволюции тайваньского движения инва

Блохин Л. Ф.
Читать PDF
188.41 кб

Проблема признания Тайваня в международном сообществе

Плеханов Дмитрий Владимирович
Рассматривается история конфликта, связанного с международно-правовым признанием Тайваня. Исследуются предложения ученых о причислении жителей острова к охватывающей группе.
Читать PDF
171.47 кб

Выбор стратегии развития текстильной промышленности Тайваня

Яо Шинь-чуань
Проведен анализ развития текстильной промышленности Тайваня. Разработаны основные элементы стратегии развития текстильной промышленности Тайваня.
Читать PDF
0.00 байт

Политика правительства и региональных властей Тайваня в сфере науки и инноваций с 1980 г.

Заяшникова Ольга Александровна
Основной целью правительства Тайваня на ближайшие десятилетия является план реструктуризации экономики, реализация которого должна обеспечить стране более высокое и стабильное место в мировой экономической системе.
Читать PDF
437.78 кб

Инновационная стратегия научного и технологического развития Тайваня

Дженг Дженг-айван , Ченг Хсу-фенг
Для того, чтобы обеспечить рост национальной экономики и улучшить качество жизни граждан, Тайвань прилагает значительные усилия для увеличения научных и технологических ресурсов, ускорения научных исследований, развития инновацион

Похожие термины:

  • ТАЙВАНЬ (Китайская Республика)

    провинция Китая с XIII в., выделившаяся в 1949 г. в "самостоятельное государство". КНР по-прежнему считает это государственное образование своей провинцией, провозгласив курс на мирное объединение по п