ТАЛИОН
Талион
в древнем праве обычай равного воздаяния за содеянное («око за око, зуб за зуб»).
Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Талион
принцип равновозмездности, равного воздаяния за содеянное («око за око, зуб за зуб»), применявшийся, как правило, только в отношении лиц равного социального положения.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013
ТАЛИОН
лат. Talio - возмездие) Принцип уголовной ответственности в раннеклассовом обществе, когда наказание точно соответствует причиненному вреду ("око за око, зуб за зуб").
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Талион
(лат. talio) – принцип равного возмездия («око за око»), применявшийся в качестве меры наказания для виновного лица со времён первобытного общества и закреплённый во многих ранних законах (Законы царя Хаммурапи, Законы XII таблиц).
Талион
характерное для древности правило возмещения понесенного стороной ущерба; такой порядок определения наказания виновному, согласно которому он должен претерпеть точно такой же моральный и материальный ущерб, который причинил своей жертве по принципу "равное за равное".
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Талион
(talio, возмездие) — характерное для древности и раннего средневековья правило возмещения понесенного стороной ущерба; это такой порядок определения наказания виновному, согласно которому он должен претерпеть точно такой же моральный и материальный ущерб, который причинил своей жертве по принципу «равное за равное» («Если кто
сломает кому-нибудь часть тела и не помирится, да будет равное возмездие» Законы, Табл. VIII. 2).
сломает кому-нибудь часть тела и не помирится, да будет равное возмездие» Законы, Табл. VIII. 2).
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
ТАЛИОН
лат. talio возмездие), в уголовном праве рабовладельческого общества и в средние века система воздаяния лицу, совершившему преступное деяние, путем причинения ему вреда, тождественного тому, к—рый он причинил. Система Т. выражалась в древней формуле: «око за око, зуб за зуб». Иногда применялся т.н. идеальный Т., выражавшийся в причинении вреда той части тела преступника, к—рая непосредственно участвовала в совершении преступления, т.е. в членовредительных наказаниях (отрезание языка за богохульство, отсечение руки за кражу и т.п.). В дальнейшем был вытеснен уплатой пени в пользу потерпевшего или т.н. композицией (лат. compositio – улаживание спора—возмещение вреда за причиненный ущерб. Принцип Т. лежит в основе кровной мести.
Источник: Криминалистическая энциклопедия
ТАЛИОН
в уголовном праве эксплуататорских государств система воздаяния лицу, совершившему преступное деяние, путем причинения ему вреда, тождественного тому, который он причинил. Система Т. кратко выражалась в древней формуле: «око за око, зуб за зуб». Т. имел широкое распространение в большинстве законодательств при рабовладельческом и феодальном строе. Иногда применялся т. н. идеальный Т., выражавшийся в причинении вреда той части тела преступника, которая непосредственно участвовала в совершении преступления (отрезание языка за богохульство, отсечение руки за кражу и т. д.). Так, по законам вавилонского царя Хаммураби, приемный сын, отрекшийся от отца, лишался языка, кормилице, виновной в смерти ребенка, вырезали грудь и т. п. Принцип Т. был в дальнейшем вытеснен уплатой пени в пользу потерпевшего, или т. н. композицией (см.). Остатки Т. не только сохранились в некоторых буржуазных странах, но даже вновь вводятся в них. По существу характер Т. имеет применение в капиталистических странах в качестве меры наказания стерилизации и кастрации.
Источник: Советский юридический словарь
ТАЛИОН
закон Талиона) — правило возмещения понесенного ущерба. Восходит к первобытному строю с его практикой кровной мести (кровь за кровь). Это также принцип древнейших законодательств, согласно которому преступник должен получить в качестве наказания точно такой же моральный и материальный ущерб, который он причинил своим жертвам. В Законах вавилонского царя Хаммурапи (см. Хаммурапи законы) можно встретить три разновидности Т. — Т. по принципу «рана за рану» в конфликтах между свободными людьми, символический Т. (дерзкому рабу отрезали язык) и зеркальный Т. — например, нерадивого строителя дома, у которого обрушилась крыша, что стало причиной смерти сына хозяина дома, наказывали смертью его собственного сына. Многие ранние общества применяли библейское правило «око за око, зуб за зуб» буквально. Отчасти это связано с тем, что телесные повреждения, имущественный ущерб или воровство считались делом частным и наказание не было заботой государства. Следующим шагом стало признание необязательности буквального равновозмездия: за выбитый глаз теперь могли требовать денежную компенсацию, а если убивали не свободного человека, а раба, то могли компенсировать ущерб стоимостью раба. В Древнем Риме Т. (гаИз) подразумевал возмездие, частное мщение, он стал промежуточной ступенью между правом убить преступника и правом принять от него денежный штраф (ресиша). Дольше всего идея возмездия сохранялась в карательном законодательстве: вплоть до 18 в. в арсенал телесных наказаний по принципу Т. входило клеймение, калечение, колодки, выставление у позорного столба. В.Г. Графский
Источник: Юридическая энциклопедия