Технические регламенты
технический регламент
Документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Федеральный закон от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ.
Источник: Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования: продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184ФЗ «О техническом регулировании»).
Федеральный закон «О техническом регулировании» вступает в действие с 1 июля 2003 г. С этого момента впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов ранее установленные (в стандартах, иных нормативнотехнических документах) требования к продукции, процессам производства, эксплуатации и проч., подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: а) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Технические регламенты подразделяются на общие и специальные. Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам: безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; требований пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности и проч.
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда, которые выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Технические регламенты (общие и специальные) принимаются федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. При этом со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.
Технические регламенты должны быть разработаны и приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании». Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации и проч., в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по истечении срока.
Федеральный закон «О техническом регулировании» вступает в действие с 1 июля 2003 г. С этого момента впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов ранее установленные (в стандартах, иных нормативнотехнических документах) требования к продукции, процессам производства, эксплуатации и проч., подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: а) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Технические регламенты подразделяются на общие и специальные. Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам: безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; требований пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности и проч.
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда, которые выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Технические регламенты (общие и специальные) принимаются федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. При этом со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.
Технические регламенты должны быть разработаны и приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании». Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации и проч., в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по истечении срока.
Источник: Толковый словарь градостроительного законодательства.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
в соответствии со ст. 1 Закона "О техническом нормировании и стандартизации" техническим регламентом признается технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.
Согласно ст. 16 указанного Закона технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается. Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий. Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.
В техническом регламенте могут содержаться: правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия; правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту; требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.
Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.
При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения: национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и наследственности человека; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.
Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов технических регламентов и представления отзывов на них проекты технических регламентов должны быть опубликованы в официальном издании Государственного комитета Республики Беларусь, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам. Срок рассмотрения проектов технических регламентов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.
О завершении рассмотрения проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Со дня опубликования уведомления окончательная редакция проекта технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации должны быть доступны для ознакомления, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам.
Порядок установления и снятия ограничений на распространение содержащихся в технических регламентах сведений, отнесенных к государственным секретам, определяется в соответствии с Законом "О государственных секретах".
Технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации. Сроки введения в действие технических регламентов устанавливаются с учетом времени, необходимого для осуществления мероприятий по обеспечению соблюдения требований технических регламентов, но не ранее чем через 6 месяцев со дня официального опубликования информации об их утверждении, за исключением случаев, предусмотренных ч. второй ст. 7 указанного Закона (в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принимать решение о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о разработке технического регламента и его публичного обсуждения). Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте. При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническим регламентам в части требований к процессам производства, хранения и перевозки продукции, осуществляемым на территории Республики Беларусь (ст. 17 указанного Закона).
Согласно ст. 16 указанного Закона технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается. Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий. Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.
В техническом регламенте могут содержаться: правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия; правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту; требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.
Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.
При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения: национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и наследственности человека; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.
Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов технических регламентов и представления отзывов на них проекты технических регламентов должны быть опубликованы в официальном издании Государственного комитета Республики Беларусь, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам. Срок рассмотрения проектов технических регламентов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.
О завершении рассмотрения проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Со дня опубликования уведомления окончательная редакция проекта технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации должны быть доступны для ознакомления, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам.
Порядок установления и снятия ограничений на распространение содержащихся в технических регламентах сведений, отнесенных к государственным секретам, определяется в соответствии с Законом "О государственных секретах".
Технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации. Сроки введения в действие технических регламентов устанавливаются с учетом времени, необходимого для осуществления мероприятий по обеспечению соблюдения требований технических регламентов, но не ранее чем через 6 месяцев со дня официального опубликования информации об их утверждении, за исключением случаев, предусмотренных ч. второй ст. 7 указанного Закона (в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принимать решение о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о разработке технического регламента и его публичного обсуждения). Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте. При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническим регламентам в части требований к процессам производства, хранения и перевозки продукции, осуществляемым на территории Республики Беларусь (ст. 17 указанного Закона).
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
тР) - документ, который принят международным договором Рф, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Рф, или фЗ, или указом Президента Рф, или постановлением Правительства Рф и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). тР принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие тР в иных целях не допускается. тР с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений. тР должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения тР. в тР в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. Содержащиеся в тР обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Рф и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий тР. Не включенные в тР требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. ТР должен содержать характеристики продукции, процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных выше целей принятия тР. В тР с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов). ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов. требования общего тР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. ТР не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. в этих случаях тР может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов тР. ТР может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей не приведет к достижению указанных выше целей. в Рф действуют: общие тР; специальные тР. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих тР и специальных тР. Требованиями специального тР учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие тР принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности. Специальные тР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные для принятия тР, не обеспечиваются требованиями общих тР. Специальные тР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которым выше степени риска причинения вреда, учтенной общим тР.
Источник: Российская энциклопедия по охране труда