ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Территориальные воды
то же, что и территориальное море.

Источник: Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ
используемый в нормативных правовых актах РФ термин, подразумевающий примыкающий к сухопутной территории прибрежного государства (включая принадлежащие ему острова) морской пояс (его ширина может устанавливаться до предела, не превышающего 12 морских миль). Т.в., внешняя граница которых составляет государственную границу соответствующего государства, подпадает под действие его суверенитета.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ
часть моря (океана), примыкающая к материковому берегу и островам, находящимся под суверенитетом морского государства, и составляющая часть его территории. В пределах Т. в. устанавливается особый режим, который регулируется законодательством данного государства, Женевской конвенцией 1958 г. о территориальном море и прилегающей зоне, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Ширина Т. в. устанавливается в пределах 12 миль.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ
морские воды, при. мыкающие к сухопутной территории или внутренним водам данной страны, входящие в состав ее территории и находящиеся под ее суверенитетом. Морская конвенция, одобренная ООН в 1982 г., установила для прибрежных государств ширину прибрежной морской полосы в 12 морских миль. Ровно столько и составляет ширина Т.в. Российской Федерации. Режим Т.в. регулируется внутренним (национальным) законодательным и Конвенцией ООН 1982 г. по морскому праву. Ширина Т.в. отсчитывается от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах. Для определения этой линии возможно тж. использование метода прямых исходных линий, который может применяться в местах, где линия берега глубоко изрезана и извилиста или где вдоль берега в непосредственной близости лежит цепь островов. Т.в. государства-архипелага начинаются за пределами его архипелажных вод. Ширина Т.в. определяется прибрежным (или архипелажным) государством самостоятельно, но с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Прибрежное государство (государство-архипелаг) осуществляет полный суверенитет над Т.в., а тж. над воздушным пространством над ними и над морским дном и его недрами подними. Т.в. отдельных принадлежащих какому-либо государству островов, находящихся за пределами общей внешней границы его Т.в., определяются в соответствии с положениями разд. П Конвенции о территориальном море 1958 г. и ч. П и УШ Конвенции 1982 г. Порядок определения Т. в. государств-архипелагов предусмотрен ч. IV Конвенции 1982 г. Обе упомянутые конвенции предусматривают право мирного прохода морских судов всех флагов через Т.в. любого государства.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ
используемый в нормативных актах РФ термин, по своему юридическому содержанию аналогичный широко распространенному конвенционному понятию "территориальное море", которое подразумевает примыкающий к сухопутной территории прибрежного государства (включая принадлежащие ему острова) морской пояс (его ширина может устанавливаться до предела, не превышающего 12 морских миль). Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для отсчета ширины Т.в. (территориального моря) используется нормальная исходная линия, представляющая собой линию наибольшего отлива вдоль берега, либо, если береговая линия глубоко изрезана и извилиста или если в непосредственной близости от берега имеется цепь островов, применяется метод прямых исходных (базисных) линий, которыми соединяются между собой наиболее выступающие в сторону моря точки побережья, причем длина каждой из таких линий в общем случае не должна превышать 24 морских миль (п. 4 ст. 10). Т.в., внешняя граница которых составляет государственную границу соответствующего государства, подпадает под действие его суверенитета. В изъятие из него международное право наделяет иностранных мореплавателей правом пользования водными пространствами данного морского пояса для целей судоходства. Указанное право, именуемое правом мирного прохода, допускает плавание иностранных судов и военных кораблей, чтобы пересечь Т.в., не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; пройти во внутренние воды или выйти из них либо же стать на рейде или у такого портового сооружения.
Прибрежное государство может потребовать от иностранного военного корабля немедленно покинуть Т.в., если таковой не соблюдает действующих здесь законов и правил. Уголовная юрисдикция на борту иностранного судна не осуществляется прибрежным государством, за исключением случаев, когда: а) последствия преступления распространяются на него, нарушают в нем мир, добрый порядок в Т.в. (территориальном море); б) капитан, дипломатический агент или консульское должностное лицо попросят об оказании помощи; в) необходимо пресечь незаконную торговлю наркотическими средствами или психотропными веществами. Меры взыскания или арест по гражданскому делу применяются только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя судном во время или в целях прохода.

Источник: Энциклопедия юриста

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ
морская полоса -определенной ширины, проходящая вдоль берегов и внешней границы внутренних морских вод прибрежного государства, находящаяся под суверенитетом данного государства и составляющая часть (продолжение) его государственной территории.
Режим и границы Т. в. устанавливаются национальным законодательством прибрежного государства и в некоторых случаях международными соглашениями.
В международном праве не существует общеобязательных правил относительно предельной ширины Т. в. Вопрос о ширине и порядке отсчета Т. в. относится к исключительной компетенции прибрежного государства и решается им, исходя из интересов защиты своей экономики и безопасности и принимая во внимание интересы международного мореплавания. Ширина Т. в., согласно законодательству большинства государств, исчисляется от линии наибольшего отлива на континенте или на островах и от внешней границы внутренних морских вод.
Практика государств в отношении ширины Т. в. весьма различна. В наст, время известны Т. в. шириной в 3, 4, 5, 6, 9, 12 и даже 200 морских миль.
Попытка установить единый лимит Т. в., предпринятая 1930 г. Гаагской конференцией по кодификации международного права, успеха не имела из-за противоречий между государствами в этом вопросе.
США, Великобритания и другие крупные морские империалистические державы в целях осуществления своих экспансионистских планов настойчиво (но безуспешно) стремятся не допустить установления другими государствами Т. в. шириной более 3 морских миль.
В своих Т. в. прибрежное государство может осуществлять любые права, вытекающие из его суверенной власти.
Прибрежное государство имеет право регулировать судоходство в своих Т. в. Обычная практика допускает т. н. «мирный проход» иностранных торговых судов через Т. в., кроме особых районов этих вод, объявляемых закрытыми для всякого судоходства, за исключением национальных военных кораблей.
Для прохода иностранных военных кораблей через чужие Т. в. законодательством ряда государств предусматривается особый порядок, заключающийся в том, что разрешение на проход предварительно испрашивается у правительства данного прибрежного государства (см., напр., ст. 9 Указа Народной Республики Болгарии от 10 октября 1951 г.). Это положение не распространяется на случаи т. н. «вынужденного захода», когда иностранное военное судно нуждается в проходе через чужие Т. в. для захода в какой-либо порт данного прибрежного государства с тем, чтобы исправить повреждения или укрыться от стихийного бедствия (шторм, ледостав и т. п.).
«Мирный пролет» иностранных военных и гражданских самолетов и иных летательных аппаратов через чужие Т. в. без специального разрешения соответствующего прибрежного государства недопустим.
Иностранные корабли, проходя через чужие Т. в., обязаны строго соблюдать все законы и правила прибрежного государства, имеющие отношение к режиму Т. в. данной страны.
В своих Т. в. прибрежное государство осуществляет исключительное право на производство таможенного, пограничного, санитарного и радиотелеграфного надзора, на применение своей национальной уголовной и гражданской юрисдикции, на издание правил судоходства и подъема затонувшего имущества, на эксплуатацию природных ресурсов недр и дна Т. в., на занятие рыболовными и иными морскими промыслами.
Частное судно, проходящее через иностранные Т. в. и нарушившее законы или правила прибрежного государства может быть задержано (а в ряде случаев и конфисковано) местными властями. Капитан судна-нарушителя и другие виновные лица могут быть привлечены к ответственности на основании законов прибрежного государства. К пытающемуся скрыться судну-нарушителю применяется преследование, которое может быть продолжено в открытом море (см.).
Основным законодательным актом Союза ССР, устанавливающим границы и регулирующим режим советских Т. в. («морской полосы»), является Положение об охране государственных границ Союза ССР от 15 июня 1927 г. (СЗ 1927 г. № 62, ст. 625). Этим Положением советские Т. в. определяются шириной в 12 морских миль, отсчитываемых «от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, за исключением предусмотренных международными соглашениями Союза ССР случаев» (п. «в» ст. 9). Режим советских Т. в. принципиально отличен от режима Т. в. капиталистических государств.
Советские Т. в., составляя часть государственной территории Союза ССР, представляют собой не только пространственный предел осуществления суверенитета СССР, но и объект его государственной социалистической собственности. Советские Т. в., являясь одной из составных частей материальной базы социалистического хозяйства, служат вместе с тем важным рубежом обороны Советского государства от нападения империалистических государств.
В отличие от режима Т. в. Советского Союза и стран народной демократии режим Т. в. ряда капиталистических государств, напр., стран Северо-Атлантического союза, путем изменения национального законодательства предоставляет возможность США превращать Т. в. этих стран в стоянки американских военно-морских сил.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
453.13 кб

Значение гигиены воды в территориальном и экономическом планировании

Трофимович Евгений Михайлович, Креймер Михаил Абрамович, Турбинский Виктор Владиславович
Приведена оценка регулирующего воздействия санитарного законодательства в части гигиены воды, во взаимосвязи с экологическим и градостроительным законодательством и техническим регулированием.

Похожие термины:

  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, геог