УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНИЯМИ

Найдено 1 определение
УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНИЯМИ
1775) — первый в истории русского государственного права комплексный акт, посвященный устройству местного управления. Проводил в жизнь идею децентрализации управления, заложенную Екатериной II в областную реформу и несколько уравновешивавшую обычную для Российского государства тенденцию к централизации управления. Пытаясь проводить в жизнь теорию разделения властей, документ давал подробную регламентацию всей системы местных органов управления и суда, их компетенции и порядка деятельности, развивал гуманные идеи эпохи «просвещенного абсолютизма». Основные соображения по поводу предстоящей реформы были высказаны Екатериной в Наставлении губернаторам 1764; вопросы местного управления обсуждались и Уложенной комиссией, созванной в 1767. При составлении Учреждений... были использованы наказы в Уложенную комиссию, иностранное (в частности, остзейское) законодательство, проекты частных л и ц и сенаторов по поводу административной реформы. Наиболее известен проект профессора Московского университета С Е . Десницкого «Представление о учреждении законодательной, судительной и на- казательной власти в Российской империи». Екатерина лично работала над завершением проекта. 7 ноября 1775 Учреждения были утверждены и через день объявлены в Сенате генерал-прокурором. Одновременно была опубликована записка о порядке введения Учреждений в действие. Первоначально реформа проводилась в центральных российских губерниях. В 1782 специальным актом действие документа было распространено на Украину, в 1783 — на Прибалтику. Позднее он распространялся в своей части и на другие территории Империи (Сибирь, Царство Польское), однако наряду с ним эти территории управлялись и на основании специальных узаконений. На протяжении 19 в. Учреждения... периодически изменялись и дополнялись, но не были отменены и продолжали действовать вплоть до 1917. Реформа 1775 г. касалась не только управления, но областного разделения (на базе статистического принципа). Основная областная единица — губерния — была для удобства управления сделана более мелкой — от 3 до 4 сот тысяч душ. Количество губерний возросло от 20 до 50. Входившие в губернию уезды имели от 30 до 40 тысяч жителей, их число также выросло вдвое. Коренным образом менялось устройство управления. Во главе губернии был поставлен генерал-губернатор («государев наместник») с обширной властью, который назначался из лиц, пользующихся особым доверием Императора. Таким образом, попутно решалась практическая задача усиления личного влияния монарха на представителей местной администрации за счет устранения их подчиненности Сенату. Наместник наблюдал в качестве агента центральной власти за действием всех должностных лиц губернии и за исполнением закона. В то же время он был «ходатаем за пользу общую, заступником утесненных и побудителем безгласных дел», т.е. на него возлагалось попечение о благе населения. Под надзором наместника действовало три уровня местных учреждений: административные, судебные и финансовые. Высший уровень составляли Губернское правление (в уезде ему соответствовал нижний земский суд), Казенная палата (ей подчинялись уездные казначейства) и Судебные палаты уголовного и гражданского суда (апелляционные и ревизионные инстанции для низших судебных инстанций). Низшие судебные инстанции дробились по сословиям: для дворянства — верхний земский суд в губернии и уездный суд в уезде, для купечества — губернский и городовой магистраты, для свободного сельского населения — верхняя и нижняя земские расправы. Учреждались также Приказ общественного призрения и Совестный суд. Устанавливалась должность прокурора: губернского и при каждом из верхних судов, помощниками при них состояли стряпчие уголовных и гражданских дел. В уезде действовал уездный стряпчий. Наряду с государственными, финансовыми и административными в законе имелись нормы материального (в т.ч. семейного) и процессуального права. Уровень юридической техники был достаточно высок: заголовки статей отражали общий смысл норм, которые отличались большой детализацией. Язык документа прост и понятен, употребление иностранных слов сведено к минимуму. Акт был построен по сословному принципу: сначала рассматривались дворянские, затем городские, крестьянские органы. В системе губернских и уездных учреждений сочеталось бюрократическое и земское начало. Дворянству доверялась особая роль в организации местного управления, но и другие сословия участвовали через своих представителей в управлении и суде. В конце Учреждения излагалась система всесословных учреждений. Отличительной чертой Учреждений была попытка, хотя и не завершенная, отделить суд от администрации. Судебные места строились по принципу коллегиальности, частично — выборности; гражданское судопроизводство отделялось от уголовного. Лит.: Учреждения для управления губерний / / Российское законодательство. М., 1987. Т. 5; Богословский М.М. Учреждение об управлении губерний и жалованные грамоты Екатерины II / / Три века. М., 1912. Т. IV, Омельченко ОА. «Законная монархия» Екатерины П. М., 1993. Л.Е. Лаптева

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама