УКРАИНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Украина
16 января 2003 г. были приняты Гражданский кодекс и Хозяйственный кодекс, но поскольку в них не были включены нормы международного частного права, они должны войти в закон о международном частном праве, проект которого подготовлен.

Источник: Международное частное право. Словарь терминов.

УКРАИНА
в соответствии с Конституцией, принятой Верховной Радой У. 28 июля 1996 г., У. есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Согласно Конституции, У. является унитарным государством, республикой. Государственный язык У. - украинский. Гарантируются свободное развитие и защита русского и других языков национальных меньшинств У. Столица - г. Киев.
Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств У.
Земля, ее недра, воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории У., природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. От имени украинского народа в пределах, определенных Конституцией У., права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Каждый гражданин У. в соответствии с законом имеет право пользоваться объектами права собственности народа. Право собственности на землю гарантируется, приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.
Общественная жизнь в У. основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законом У.
Конституция У. содержит традиционный для нашего времени набор прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Учрежден пост Уполномоченного Верховной Рады У. по правам человека.
Государственная власть в У. осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в У. является народ. Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии. Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой или Президентом У. по народной инициативе - по требованию не менее 3 млн. граждан У.
Единственным органом законодательной власти У. является парламент - Верховная Рада (ВР) У. Конституционный состав ВР - 450 депутатов, избираемых населением сроком на 4 года. Народным депутатом У. может быть гражданин У., достигший ко дню выборов 21-летнего возраста, имеющий право голоса и проживающий в У. в течение последних 5 лет. Народные депутаты У. осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
К полномочиям ВР У. относится: внесение изменений в Конституцию У.; назначение всеукраинских референдумов; принятие законов (В Конституции У. специально перечислены более 30 вопросов, по которым решения принимаются исключительно законами У.); утверждение государственного бюджета, внесение в него изменений, контроль за исполнением, принятие решения по отчету об исполнении государственного бюджета; определение основ внутренней и внешней политики; утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды; назначение выборов Президента У.; заслушивание ежегодного и внеочередных посланий Президента У. о внутреннем и внешнем положении У.; объявление по представлению Президента У. состояния войны и заключение мира, одобрение решений Президента У. об использовании Вооруженных Сил У. и иных воинских формирований в случае вооруженной агрессии против У.; смещение Президента У. с поста в порядке особой процедуры (импичмента); рассмотрение и принятие решения по одобрению программы деятельности Кабинета Министров У.; дача согласия на назначение Президентом У. премьер-министра У.; осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров У. в соответствии с Конституцией У.; утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной займов от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, не предусмотренных государственным бюджетом У., осуществление контроля за их использованием; избрание, назначение, освобождение от должности, а также дача согласия на назначение и освобождение от должности лиц в случаях, предусмотренных Конституцией У.; в частности, Председателя и других членов Счетной палаты; Уполномоченного ВР по правам человека с заслушиванием его ежегодного доклада о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в У.; Председателя Национального банка У. по представлению Президента У., а также половины Совета Национального банка У. и половины состава Национального совета У. по вопросам телевидения и радиовещания; утверждение общей структуры, численности, определение функций Вооруженных Сил У., Службы безопасности и МВД У., а также иных созданных в соответствии с законами У. воинских формирований; одобрение решений о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил У. в другое государство или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию У.; дача согласия на назначение и освобождение от должности Президентом У. Председателя Антимонопольного комитета У., Председателя фонда государственного имущества У., Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания У.; дача согласия на назначение Президентом У. Генерального прокурора У., выражение недоверия Генеральному прокурору У., что влечет его отставку; назначение трети состава Конституционного Суда У.; избрание судей бессрочно; досрочное прекращение полномочий ВР Автономной Республики Крым при наличии заключения КС У. о нарушении ею Конституции или законов У.;назначение внеочередных выборов в ВР Автономной Республики Крым; образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов; назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления; утверждение в течение двух дней с момента обращения Президента У. указов о введении военного или чрезвычайного положения в У. либо в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации; дача в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров У. и денонсация международных договоров У.; утверждение перечня объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации; определение правовых основ изъятия объектов частной собственности и др.
Принятый ВР У. закон подписывается Председателем ВР и безотлагательно направляется Президенту У. Президент в течение 15 дней либо подписывает и обнародует закон, либо использует право отлагательного вето и возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в ВР У. Последняя может преодолеть президентское вето не менее чем двумя третями голосов.
Президент У. является главой государства и выступает от имени государства. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности У., соблюдения Конституции У., прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается населением сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд. Президентом У. может быть избран гражданин У., достигший 35-летнего возраста, имеющий право голоса, владеющий государственным языком и проживающий в У. в течение 10 последних лет перед днем выборов.
Президент У.: обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; обращается с посланиями к народу и с ежегодным и внеочередными посланиями к ВР У. о внутреннем и внешнем положении У.; представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство его внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры У.; принимает решения о признании иностранных государств; назначает всеукраинские референдумы в отношении изменения Конституции, по народной инициативе провозглашает результаты всеукраинского референдума; назначает внеочередные выборы в ВР У.; прекращает полномочия ВР, если она в течение 30 дней очередной сессии не может начать пленарного заседания; назначает с согласия ВР премьер-министра, прекращает его полномочия и принимает решения об его отставке; назначает и освобождает от должности по представлению премьер-министра членов Кабинета Министров (КМ), руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций; назначает и освобождает от должности с согласия ВР Генерального прокурора У.; назначает половину состава Совета Национального банка У. и половину состава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания; по представлению премьер-министра создает, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти; отменяет акты КМ и акты Совета Министров Автономной Республики Крым; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами У.; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны У., вносит в ВР У. представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил У. в случае вооруженной агрессии против У.; принимает в соответствии с законом решения о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в У. либо в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости У.; принимает в случае необходимости решения о введении в У. либо в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности У. зонами чрезвычайной экологической ситуации с последующим утверждением этих решений ВР У.; назначает треть состава Конституционного Суда У.; создает суды в определенном законом порядке; подписывает законы, имеет право отлагательного вето; осуществляет помилование, награждения, присваивает высшие звания и ранги, принимает решения по вопросам гражданства и т. д.
Полномочия Президента У. прекращаются досрочно в случае: отставки, невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья, смещения с поста в порядке импичмента, смерти.
Невозможность исполнения Президентом своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена на заседании ВР У. и подтверждена решением, принятым большинством ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда У. - по обращению ВР и медицинского заключения (ст. 110 Конституции У.). Импичмент возможен при совершении Президентом У. государственной измены или иного преступления. Процедура такова: сначала вопрос инициируется большинством от конституционного состава ВР У.; далее для проведения расследования ВР создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи; выводы комиссии рассматриваются на заседании ВР; при наличии оснований ВР не менее чем двумя третями голосов от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента; затем после проверки дела КС У. и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и заключения Верховного Суда о том, что деяния, в которых обвиняется Президент, содержат признаки государственной измены или иного преступления, принимается решение о смещении в порядке импичмента не менее чем тремя четвертями голосов от конституционного состава ВР.
Кабинет Министров является высшим органом в системе органов исполнительной власти (ст.113 Конституции У.). Он ответствен перед Президентом У., подконтролен и подотчетен ВР У. Конституция У. фиксирует положение КМ прежде всего как органа, руководящего экономическим и социальным развитием страны.
В соответствии с Конституцией У. исполнительную власть в областях, районах, городах Киеве и Севастополе (в У. он считается городом республиканского подчинения) осуществляют местные государственные администрации. Их председатели назначаются на должность и освобож-даются от должности Президентом У. по представлению КМ. В областях, районах, указанных городах есть и представительные органы - Советы как органы местного самоуправления. Они могут делегировать какие-то вопросы местным государственным администрациям и осуществлять контроль за их осуществлением. Кроме того, Советы могут выразить недоверие председателю соответствующей местной администрации, на основании чего Президент У. принимает решение и дает обоснованный ответ. Однако если недоверие выражено двумя третями голосов депутатов, Президент принимает решение об отставке председателя администрации.
Местные государственные администрации подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти. Решения председателей этих администраций, противоречащие Конституции. иным актам законодательства У., могут быть отменены Президентом У. или председателем местной государственной администрации высшего уровня.
Согласно Конституции У., в состав У. в качестве ее неотъемлемой части входит Автономная Республика Крым (АРК). Она имеет свою Конституцию, принимаемую ее ВР и утверждаемую ВР У. Представительным органом АРК является ее ВР, правительством - Совет министров АРК. Председатель Совета министров назначается на должность и освобождается от должности ВР АРК по согласованию с Президентом У.
В У. признается и гарантируется местное самоуправление. Оно является правом территориальной громады (общины. - С. А.) - объединения жителей села или добровольного объединения жителей нескольких сел, поселков, городов - самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов У. Местное самоуправление осуществляется населением как непосредственно, так и через органы местного самоуправления - сельские, поселковые, городские Советы и их исполнительные органы (ст. 140 Конституции У.). Органами местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов, являются районные и областные Советы.
У. имеет единую систему органов прокуратуры. Правосудие осуществляется судами. Это - суды общей юрисдикции. Наивысшими органами этой системы являются Верховный Суд У. и Конституционный Суд У. Действует Высший совет юстиции, делающий представления по кадровым вопросам и решающий вопросы дисциплинарного производства в отношении судей и прокуроров.
КС У. является единственным органом конституционной юрисдикции (ст. 147 Конституции У.). Он решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции У. и дает официальное толкование Конституции и законов У. КС У. состоит из 18 судей: по 6 судей назначают Президент, ВР и съезд судей У. Квалификационные требования - 40-летний возраст, владение государственным языком, высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживание в У. в течение последних 20 лет. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Украина
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Восточной Европе. Территория - 603,7 тыс. кв.км. Столица - г. Киев. Население - 52 млн. чел. (1996 г.). Официальный язык - украинский. Религия - большинство верующих - православные, распространен также католицизм. В IX-XIII вв. центральные и западные районы современного государства Украина составляли ядро Древнерусского государства. В XIV в. земли юго-западной Руси оказались под властью Великого княжества Литовского и Польши. К XVI-XVII вв. сформировалась малороссийская (украинская) народность. Освободительная борьба украинцев 1648-1654 гг. завершилась воссоединением Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина воссоединилась с Россией в конце XVIII в. В декабре 1917 г. образована Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР). 30 декабря 1922 г. УССР выступила в числе 4 советских республик - учредителей СССР. В июне 1990 г. на Украине принята Декларация о государственном суверенитете. 24 августа 1991 г. провозглашен Акт о независимости Украины. Государственное устройство Украина - унитарное государство. В административно-территориальном отношении состоит из 24 областей и Автономной Республики Крым. Действует Конституция 1996 г., согласно которой Украина имеет нетипичную форму правления, сочетающую черты президентской, парламентской и советской республик. Политический режим - демократия в процессе становления. Единственным органом законодательной власти на Украине является однопалатный парламент - Верховная рада Украины. По Конституции она состоит из 450 народных депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на 4 года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе, другая - по пропорциональной. Президент Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной рады Украины, если пленарные заседания не могут начаться в течение 30 дней очередной сессии. Полномочия Верховной рады Украины, избранной на внеочередных выборах, не могут быть прекращены в течение 1 года со дня ее избрания. Полномочия Верховной рады не могут быть прекращены досрочно и в последние 6 месяцев срока полномочий Президента Украины. Право законодательной инициативы в Верховной раде принадлежит Президенту, народным депутатам, Кабинету министров и Национальному банку Украины. Законопроекты, определенные Президентом как неотложные, рассматриваются Верховной радой вне очереди. Верховная рада Украины принимает законы, постановления и иные акты большинством от своего конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. Закон подписывает председатель Верховной рады и безотлагательно направляет его Президенту. Президент в течение 15 дней подписывает закон, принимая к исполнению, и официально обнародует его либо возвращает со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную раду для повторного рассмотрения. Если Президент в течение установленного срока не возвратил закон, он считается одобренным и должен быть подписан и официально обнародован. Если при повторном рассмотрении закон будет принят не менее чем 2/3 конституционного состава Верховной рады, Президент обязан его подписать и официально обнародовать в 10-дневный срок. Верховная рада занимает наряду с Президентом центральное место в политической жизни страны. Конституция относит к ее компетенции определение основ внутренней и внешней политики; утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды; рассмотрение и принятие решения по одобрению Программы деятельности Кабинета министров Украины. Украинский парламент дает согласие на назначение Президентом Украины Премьер-министра и контролирует деятельность Кабинета министров. Верховная рада по предложению не менее 1/3 депутатов от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета министров и выразить ему недоверие большинством конституционного состава. Вопрос об ответственности Кабинета не может рассматриваться более одного раза в течение очередной сессии Верховной рады, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета. В число полномочий Верховной рады, кроме того, входят: назначение и освобождение от должности председателя и других членов Счетной палаты, уполномоченного Верховной рады Украины по правам человека, председателя Национального банка Украины (по представлению Президента Украины); назначение и освобождение половины состава Совета Национального банка Украины; назначение половины состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; назначение на должность и прекращение полномочий членов Центральной избирательной комиссии (по представлению Президента Украины); дача согласия назначить и освободить от должности председателя Антимонопольного комитета Украины, председателя Фонда государственного имущества Украины, председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины; дача согласия назначить на должность генерального прокурора Украины; выражение недоверия генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку; назначение 1/3 состава Конституционного суда Украины; избрание судей бессрочно; досрочное прекращение полномочий Верховной рады Автономной Республики Крым при наличии заключения Конституционного суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины; назначение внеочередных выборов в Верховную раду Автономной Республики Крым; назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления; утверждение указов Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения на Украине либо в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации. Глава государства - Президент Украины, избираемый непосредственно гражданами на 5-летний срок. Одно и то же лицо не может быть Президентом более 2 сроков подряд. Президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения ее Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины представляет государство в международных отношениях, назначает внеочередные выборы в Верховную раду в сроки, установленные Конституцией; прекращает полномочия Верховной рады, если в течение 30 дней очередной сессии не могут начаться пленарные заседания. Глава государства осуществляет фактически полный контроль над исполнительной властью: он назначает (с согласия Верховной рады) Премьер-министра; прекращает полномочия Премьер-министра и принимает решение о его отставке; назначает (по представлению Премьер-министра) членов Кабинета министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях; реорганизует и ликвидирует (по представлению Премьер-министра) министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти; отменяет акты Кабинета министров Украины и Совета министров Автономной Республики Крым. Президент также назначает (с согласия Верховной рады) генерального прокурора Украины и освобождает его от должности; назначает половину состава Совета Национального банка Украины и Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; назначает и освобождает от должности (с согласия Верховной рады) председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда государственного имущества, председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания; создает и возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины; назначает 1/3 состава Конституционного суда Украины; обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов; осуществляет иные полномочия, присущие главе государства (помилование, присвоение государственных наград, решение вопросов гражданства и т.д.). Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения. Акты Президента, изданные по ряду вопросов, предусмотренных Конституцией, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его исполнение. Высшим в системе органов исполнительной власти является Кабинет министров Украины, который ответственен перед Президентом, подконтролен и подотчетен Верховной раде в пределах, предусмотренных Конституцией. Премьер-министр назначается Президентом с согласия более половины от конституционного состава Верховной рады Украины. Персонально состав Кабинета министров назначается Президентом по представлению Премьер-министра. Последний руководит работой Кабинета министров, направляет ее на выполнение Программы деятельности, одобренной Верховной радой Украины. Принятие Верховной радой резолюции недоверия Кабинету министров влечет его отставку. Председатели местных государственных администраций назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Кабинета министров. Председатели местных государственных администраций ответственны перед Президентом и Кабинетом, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили 2/3 депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации. Правовая система Общая характеристика Современная правовая система Украины входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами России и других республик СНГ самостоятельную "евразийскую" группу. До XV в. Украина и Россия имеют общую правовую историю. В период литовско-польского господства на Украине действовали нормы второго и третьего Литовских статутов (1566 и 1588 гг.), а также обычное казацкое право, касавшееся военно-административного порядка и суда, владения землей, купли-продажи движимого имущества, отдельных преступлений и наказаний. В городах, особенно в тех, которые пользовались правом самоуправления, действовали нормы Магдебургского права и его разновидности - Хелмского права. После воссоединения Украины с Россией одним из источников права стали законодательные акты царского правительства и нормы местной украинской власти. Разнородность, неупорядоченность и противоречивость норм права Украины создавали значительные трудности в деятельности административных и судебных учреждений. В 1728 г. царским правительством было принято решение создать комиссию для кодификации украинского законодательства. Комиссия закончила работу в 1743 г., и подготовленный Свод "Права, по которым судится малороссийский народ" был представлен на утверждение в Сенат. Он состоял из 3 книг (статута Литовского, Зерцала саксонского и сборника Магдебургского (Хелмского) права, книги "Порядка"), разделялся на 30 глав, 531 артикул и 1716 пунктов. Хотя Свод так и остался неутвержденным, в судопроизводстве им нередко пользовались как авторитетным источником. После 60-х гг. XVIII в., с ликвидацией малороссийской автономии, стало расширяться применение общероссийского права, которое заметно потеснило другие источники. В XIX в. правовое развитие Украины протекало в общероссийском русле, а с 1918 г. она воспроизводила единые схемы государственно-правового строительства РСФСР и СССР. Как и другие советские республики, УССР имела собственные кодексы по всем отраслям права. Две широкомасштабные кодификации были проведены в 1920-е и 1960-1970-е гг. В 1960 г. были приняты действующие УК и УПК, в 1963 - ГК и ГПК, в 1969 - Кодекс о браке и семье, в 1970 Исправительно-трудовой кодекс, в 1971 - КЗоТ, в 1983 г. - Жилищный кодекс. С 1990 г. началось создание новой правовой системы Украины. Основные усилия законодателей были направлены на создание основ для независимой национальной государственности и перехода к рыночным отношениям. В 1990-е гг. на Украине приняты сотни законов, закрепивших (по крайней мере, формально) новые принципы и институты: приоритет прав и свобод личности, многопартийность, разделение властей, конституционный контроль, равенство форм собственности, свободу частной инициативы и т.д. В результате этих изменений украинская правовая система в целом перешла от социалистического типа к романо-германскому. Тем не менее по темпам правовых реформ Украина стабильно занимает последнее место на территории бывшего СССР. Новая демократическая Конституция была принята только в 1996 г., позже, чем в любой другой бывшей советской республике. К середине 2002 г. на Украине по-прежнему действовали прежние советские ГК, УПК, ГПК, Трудовой, Административный, Брачно-семейный кодексы, претерпевшие множество изменений и дополнений. В то же время принят ряд новых кодексов: Земельный (2001), Арбитражный процессуальный (1991), Таможенный (1991), Воздушный (1993), Кодекс Украины о недрах (1994), Лесной (1994), Кодекс торгового мореплавания (1995), Водный (1995), Уголовный (2001), Семейный (2002). На формирование нового украинского права оказывает существенное влияние откровенно националистический характер существующего в стране политического режима, что заставляет иногда украинских законодателей идти по пути поиска оригинальных или заимствованных у западных стран моделей правового регулирования вместо использования готовых образцов законодательства России и других республик СНГ. Это может привести к постепенному отдалению Украины от общего правового пространства Содружества. В настоящее время основным источником права в стране являются законодательные и другие нормативные акты. Во главе иерархии стоит Конституция, далее следуют законы, указы Президента, постановления Кабинета министров, подзаконные акты министерств, ведомств, Национального банка Украины, акты местных представительных и исполнительных органов власти. Несколько более расширенные по сравнению с другими регионами Украины полномочия в области правового регулирования имеет Автономная Республика Крым, хотя новая Конституция, принятая Верховным советом Крыма 21октября 1998 г. и утвержденная Законом Украины от 23 декабря 1998 г., лишила автономию права принимать собственные законы. В место этого в крымской Конституции говорится о "нормативно-правовых актах Верховной рады Автономной Республики Крым". Институт делегированного либо чрезвычайного (срочного) законодательства Конституцией не предусмотрен. Согласно ст.9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной радой, являются частью национального законодательства Украины. Хотя судебный прецедент не признается официально источником права, в таком качестве рассматриваются постановления пленума Верховного суда и акты Конституционного суда Украины. Гражданское и смежные с ним отрасли права Основы современных гражданско-правовых и экономических отношений закреплены в Конституции Украины 1996 г. В соответствии со ст.13 Конституции земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. От его имени права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией. Собственность обязывает. Она не должна использоваться во вред человеку и обществу. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом. Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом. Конституция (ст.41) упоминает 3 формы собственности: частную, государственную и коммунальную. Основной закон также гарантирует каждому право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, обязывает государство обеспечивать защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, запрещает злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию (ст.42). Первый в истории Украины Гражданский кодекс был принят в 1923 г. и представлял собой копию ГК РСФСР 1922 г. В последствии его заменил ГК УССР 1963 г., несколько разделов которого продолжают действовать до настоящего времени. В 1992-1996 гг. группой ведущих украинских специалистов в области гражданского права был разработан проект гражданского кодекса Украины (ГКУ). При подготовке проекта были учтены достижения правовой науки последних лет существования Союза ССР, опыт новейшей кодификации в республиках СНГ, а также оригинальные идеи и новые теоретические разработки украинских ученых. Большое влияние на проект оказала и утвержденная Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ модель Гражданского кодекса. Проект ГКУ, так же как и все ГК на территории СНГ, строится по пандектной системе, предполагающей выделение общей части. Всего кодекс должен был включать 8 книг: книга первая "Общая часть", книга вторая "Личные неимущественные права физических лиц", книга третья "Вещное право", книга четвертая "Право интеллектуальной собственности", книга пятая "Обязательственное право", книга шестая "Семейное право", книга седьмая "Наследственное право", книга восьмая "Международное частное право". Однако одна из книг - "Семейное право" - была принята в начале 2002 г. в качестве самостоятельного Семейного кодекса. К наиболее значительным новациям по сравнению как с советским, так и новейшим законодательством государств СНГ относятся: введение законодательного разделения юридических лиц на лица частного и публичного права; выделение в отдельную книгу положений о личных неимущественных правах физических лиц; включение в книгу третью "Вещное право", наряду с правом собственности и правом владения, норм об эмфитевзисе (гл.32) и суперфиции (гл.33). Процесс принятия нового ГКУ растянулся на несколько лет. В июне 1997 г. Верховная рада приняла его проект за основу, в июне 2000 г. - во втором чтении. Три первых книги ГК были утверждены в третьем чтении в июне 2001 г., еще три - осенью того же года. 29 ноября 2001 г. Верховная рада приняла в целом Закон "О введении в действие Гражданского кодекса Украины" с 1 по 6 книги. Предусматривалось, что Кодекс вступает в силу с 1 января 2003 г., однако в феврале 2002 г. Президент Украины наложил на новый ГК вето. В отличие от других государств СНГ, проект ГКУ предусматривает принятие самостоятельного Хозяйственного кодекса, что отражает распространенную в большинстве стран романо-германского права концепцию "дуализма" в регулировании имущественных отношений. Хозяйственный кодекс был утвержден Верховной радой одновременно с новым ГК 29 ноября 2001 г. и также отклонен Президентом в феврале 2002 г. По своей структуре отклоненный вариант кодекса состоит из семи разделов: 1. Общие основы хозяйственной деятельности. 2. Субъекты хозяйствования. 3. Имущественная основа хозяйствования. 4. Хозяйственные обязательства. 5. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования. 6. Особенности правового регулирования в отдельных отраслях хозяйствования. 7. Внешнеэкономическая деятельность. Регулирование новых гражданских отношений на Украине осуществляется также отдельными законами: "О собственности" от 7 февраля 1991 г., "О залоге" от 2 октября 1992 г., "О защите прав потребителей" от 15 декабря 1993 г., "О страховании" от 7 марта 1996 г., "О лизинге" от 16 декабря 1997 г. В области интеллектуальной собственности приняты законы "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" от 15 декабря 1993 г., "Об охране прав на изобретения и полезные модели" от 15 декабря 1993 г., "Об авторском праве и смежных правах" от 23 декабря 1993 г. За годы рыночных реформ на Украине принято обширное законодательство, регулирующее современные хозяйственные отношения, в том числе законы "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 г., "О банках и банковской деятельности" от 20 марта 1991 г., "О хозяйственных обществах" от 19 сентября 1991 г., "Об инвестиционной деятельности" от 18 сентября 1991 г., "О товарной бирже" от 10 декабря 1991 г., "О банкротстве" от 14 мая 1992 г., "Об аудиторской деятельности" от 22 апреля 1993 г., "О поставках продукции для государственных потребностей" от 22 декабря 1995 г., "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" от 30 октября 1996 г., "О защите от недобросовестной конкуренции" от 7 июня 1996 г., "О промышленно-финансовых группах в Украине" от 21 ноября 1995 г., "О режиме иностранного инвестирования" от 19 марта 1996 г., "О рекламе" от 3 июля 1996 г. Украинское хозяйственное законодательство отличает крайняя нестабильность. Так, в Закон о предпринимательстве изменения и дополнения вносились 32, в Закон о банках и банковской деятельности - 24 раза. Как и в других бывших социалистических государствах, важным элементом экономических реформ на Украине является приватизация государственной собственности. Ее правовую базу составляют законы "О приватизации имущества государственных предприятий" от 4 марта 1992 г. и "О приватизационных бумагах" от 6 марта 1992 г. Земельные отношения на Украине регулируются, помимо Гражданского кодекса, Земельным кодексом от 25 октября 2001 г. N 2768-III (вступил в силу 1 января 2001 г., заменив ЗК от 18 декабря 1990 г.) и Законом "Об аренде земли" от 6 октября 1998 г. В ходе аграрной реформы введена частная собственность на землю, законодательно предусмотрена возможность создания крестьянских хозяйств, а также различных аграрных обществ и товариществ, но большинство товаропроизводителей - по-прежнему колхозы и совхозы. Приватизируются только государственные сельскохозяйственные предприятия. В соответствии с Законом "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" от 10 июля 1996 г. совхозы подлежат приватизации путем преобразования их в коллективные сельскохозяйственные предприятия или открытые акционерные общества. Согласно Земельному кодексу 2001 г. иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на Украине, и за пределами населенных пунктов - в случае приобретения объектов недвижимого имущества. Земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, в течение года подлежат отчуждению. Земельным кодексом 2001 г. вводится 5-летний мораторий на операции по купле-продаже сельхозземли. В период с 2005 до 2010 г. можно будет продавать не более 100 га земель сельскохозяйственного назначения одному лицу. Основным источником трудового права остается Кодекс законов о труде, однако трудовое законодательство интенсивно развивается и перестраивается в соответствии с новыми рыночными условиями. В 1990-е гг. на Украине было принято 18 законов, которые внесли в КЗоТ коррективы; первым был Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Украинской ССР при переходе республики к рыночной экономике" от 20 марта 1991 г. Помимо этого приняты законы о коллективных договорах и соглашениях (1993), об охране труда (1992), о занятости населения (1991), об отпусках (1996), об оплате труда (1995). Уголовное право и процесс До конца 1980-х гг. уголовное законодательство Украины не имело существенных отличий от законодательства других бывших советских республик: действовавший УК УССР 1960 г. был почти идентичен УК РСФСР. В 1990 г. развитие уголовного права Украины также отражало общие для всех постсоциалистических стран тенденции: гуманизация, приближение к международным стандартам, декриминализация деяний, потерявших общественную опасность в новых политических и социально-экономических условиях. В 1992 г. были декриминализированы такие малозначительные или устаревшие правонарушения, как бродяжничество, попрошайничество, мелкое хищение государственного имущества, частное предпринимательство и т.д. Вторая тенденция развития уголовного законодательства заключалась в появлении ранее неизвестных составов преступлений, законодательное закрепление которых имело своей целью защиту новых политических и экономических отношений. Так, в конце 1980-х - 1990-е гг. введена уголовная ответственность за наемничество, укрывательство валютной выручки, нарушение законодательства о бюджетной системе Украины, захват заложников, незаконное помещение в психиатрическую больницу, уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью, фиктивное предпринимательство, мошенничество с финансовыми ресурсами, разглашение коммерческой тайны, нарушение порядка выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг и т.д. Итогом развития уголовного права независимой Украины стало принятие 5 апреля 2001 г. нового Уголовного кодекса (в силе с 1 сентября 2001 г.). По своему содержанию он очень близок к УК РФ и кодексам других государству - частников СНГ. Большинство различий носит редакционный характер (например, условное осуждение именуется "освобождением от отбывания наказания с испытанием"). В то же время новый украинский Кодекс отличается значительно большим объемом (447 статей против 360 в первоначальной редакции УК РФ). Как и в России, УК Украины является единственным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяния. Прочие уголовные законы должны включаться в него после вступления их в силу. Система наказаний в УК 2001 г. также совпадает с той, что предусмотрена УК РФ, за исключением смертной казни. После вступления в Совет Европы в 1996 г. Украина ввела мораторий на исполнение смертных приговоров, а 29 декабря 1999 г. Конституционный суд Украины признал неконституционными все нормы прежнего УК Украины, предусматривающие применение смертной казни. Соответственно, данный вид наказания отсутствует и в новом Кодексе. Особенная часть УК 2001 г., открывающаяся разделом "Преступления против основ национальной безопасности Украины", содержит целый ряд составов преступлений, неизвестных УК РФ: "Пытки", "Насильственное донорство", "Эксплуатация детей", "Понуждение к вступлению в половую связь", "Грубое нарушение соглашения о труде", "Нарушение права на получение образования", "Нарушение права на защиту" и др. Криминализированы систематическое занятие проституцией, групповое или публичное употребление наркотических средств. С 1992 г. парламентом Украины принято 12 законодательных актов, касающихся системы исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей арестованных. Заключенные получили право на свободу совести, почти во всех колониях имеются молитвенные комнаты, в 2 построены церкви. Увеличено количество посылок и передач, размер средств, которые заключенные имеют право тратить на покупку продуктов, разрешены платные медицинские консультации. Кроме свиданий осужденным разрешены телефонные переговоры. Значительно улучшены условия содержания беременных и женщин, имеющих детей. Снято ограничение на прописку для освобождающихся заключенных. Отменено условное осуждение с обязательным привлечением к труду и принудительное лечение алкоголиков и наркоманов с содержанием в ЛТП. Подготовлен проект нового уголовно-исполнительного кодекса. Наряду с уголовным законодательством принимаются специальные законодательные акты о борьбе с преступностью. Наиболее важными среди них являются законы "О борьбе с коррупцией" от 5 октября 1995 г., "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" от 30 июня 1993 г., "О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и злоупотреблению ими" от 15 февраля 1995 г., "Об оперативно-розыскной деятельности" от 23 декабря 1993 г. Уголовный процесс на Украине по-прежнему регулируется нормами УПК 1960 г., в который постоянно вносятся изменения и дополнения. В целом сохраняется неоинквизиционная модель уголовного процесса, при которой обвиняемый является скорее объектом, чем субъектом разбирательства. В то же время с 1992 г. в законодательство Украины были внесены изменения, приближающие национальное правосудие к международным стандартам. Подозреваемые в совершении преступлений получили право иметь защитника с момента задержания или предъявления обвинения. Было введено судебное обжалование арестов, производимых по санкции прокурора. Защитник получил право собирать и представлять доказательства по уголовному делу. Ряд новых демократических принципов и норм уголовного процесса закрепила Конституция 1996 г., согласно которой (ст.29) никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом. В случае настоятельной необходимости предотвратить или пресечь преступление уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в пределах 72 часов должна быть проверена судом. Задержанный немедленно освобождается, если в пределах 72 часов ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей. Каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены права и предоставлена возможность защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника. Каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать свое задержание в суде. Нормы о судебном санкционировании арестов вступили в силу в 2001 г. В качестве основных принципов судопроизводства Конституция (ст.129) закрепляет: законность; равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом; обеспечение доказанности вины; состязательность сторон и свободу в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности; поддержание государственного обвинения в суде прокурором; обеспечение обвиняемому права на защиту; гласность судебного процесса и его полную фиксацию техническими средствами; обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом. Процедура апелляционного обжалования введена Законом от 21 июня 2001 г. Конституция в принципе предусматривает создание суда присяжных (ст.124, 127). На практике, однако, многие демократические нормы не действуют. На Украине по-прежнему широко применяются пытки подследственных, на одного освобожденного под залог приходится 80 взятых под стражу, адвокаты не допускаются к заключенным в следственные изоляторы и т.д. Процент оправдательных приговоров - один из самых низких в мире (около 0,3%). Судебная система. Органы контроля В 1990-е гг. в законодательство Украины были внесены изменения, направленные на превращение судов из придатка карательной системы в сильную, независимую власть, стоящую на страже прав и свобод личности. Принят ряд законов, создающих гарантии независимости судей, их материального обеспечения, защиты от угрозы какого-либо давления. Созданы арбитражные суды и Конституционный суд. Конституция 1996 г. предусматривает, что правосудие на Украине отправляется только судом; присвоение этих функций другими органами и должностными лицами не допускается. Создание чрезвычайных и особых судов запрещено. Судопроизводство осуществляется Конституционным судом и судами общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции строится по принципам территориальности и специализации (ст.125 Конституции). Наивысший судебный орган в системе судов общей юрисдикции - Верховный суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие суды. В соответствии с законом действуют апелляционные и местные суды. Согласно Закону "О судоустройстве Украины" систему судов общей юрисдикции в соответствии с Конституцией Украины составляют местные суды, апелляционные суды, высшие специализированные суды, Верховный суд Украины (ст.20). Местные суды действуют в границах района, города (кроме городов районного подчинения), района в городе, нескольких районов или района и города одновременно, если иное не предусмотрено законом (ст.21). Апелляционные суды действуют в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, если иное не предусмотрено законом (ст.28). В апелляционных судах могут создаваться соответствующие судебные палаты для рассмотрения дел в апелляционном порядке, а также судебные палаты для рассмотрения дел в первой инстанции. Высшие специализированные суды действуют как суды кассационной инстанции по отношению к решениям местных и апелляционных судов, а в случаях, предусмотренных законом, как суды апелляционной инстанции - к решениям апелляционных судов, принятым в первой инстанции, а также пересматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд Украины действует в составе судебных палат, президиума и пленума. К общим относятся также военные суды, действующие на областном уровне. Военные суды гарнизонов действуют в качестве местных судов, военные суды регионов и военно-морских сил - в качестве апелляционных судов. Помимо судов общей юрисдикции и Конституционного суда на Украине с 1991 г. существует система арбитражных судов, осуществляющих правосудие в области хозяйственных отношений. Арбитражный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров, возникающих между юридическими лицами, государственными и другими органами, а также в рассмотрении дел о банкротстве. В единую систему арбитражных судов входят Высший арбитражный суд Украины, Арбитражный суд Автономной Республики Крым, арбитражные суды областей, городов Киева и Севастополя. Верховной радой Украины по представлению председателя Высшего арбитражного суда могут образовываться и другие звенья арбитражных судов (городские, межрайонные, районные арбитражные суды и т.п.). Правосудие отправляется профессиональными судьями, народными заседателями и присяжными (по определенным делам). Судьи могут осуществлять правосудие единолично, народные заседатели и присяжные действуют только в составе коллегии. Судьей может быть гражданин не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее 3 лет, проживающий на Украине не менее 10 лет, знающий украинский язык. Судья не может принадлежать к политической партии, профсоюзу, заниматься политической деятельностью, иметь представительский мандат, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной, творческой. Судьи специализированных судов помимо юридического образования должны иметь специальную подготовку. Они осуществляют правосудие только коллегиально. Правосудие осуществляется профессиональными судьями, народными заседателями и присяжными (по определенным делам). Судьи могут осуществлять правосудие единолично, судьи специализированных судов, народные заседатели и присяжные действуют только в составе коллегии. Судьи занимают должности бессрочно, кроме судей Конституционного суда и назначаемых на должность судьи впервые. Судья освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, в случае: окончания срока; достижения судьей 65 лет; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; нарушения судьей требований относительно несовместимости; нарушения судьей присяги; вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него; прекращения его гражданства; признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим; подачи судьей заявления об отставке. Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на 5 лет осуществляется Президентом Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного суда, избираются Верховной радой бессрочно в порядке, установленном законом. Председатель Верховного суда избирается на должность и освобождается от должности путем тайного голосования пленумом Верховного суда. Народные заседатели апелляционных судов избираются Верховным советом Автономной Республики Крым, областным, Киевским и Севастопольским городскими советами, на территории которых находится соответствующий суд, сроком на 5 лет по представлению председателя апелляционного суда. Вопросы внутреннего самоуправления судейского корпуса решает Высший совет юстиции, который, согласно Конституции, вносит представление о назначении судей или об освобождении их от должностей; принимает решения относительно судей и прокуроров, нарушивших требования несовместимости; осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного суда и высших специализированных судов и рассматривает жалобы на решение о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров. Высший совет юстиции состоит из 20 членов. Верховная рада, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначают в Высший совет юстиции по 3 члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры - 2 членов Высшего совета юстиции. В состав Высшего совета юстиции входят по должности председатель Верховного суда, министр юстиции и генеральный прокурор Украины. Действует Закон "О Высшем совете юстиции" от 15 января 1998 г. Органом конституционного контроля является Конституционный суд Украины (КС). Он состоит из 18 судей, назначаемых в равной пропорции (по 6 судей) Президентом Украины, Верховной радой и съездом судей Украины. Судья КС назначается на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок. Председатель КС избирается на специальном пленарном заседании Суда из состава КС путем тайного голосования только на один трехгодичный срок. К полномочиям КС относится решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов и иных правовых актов Верховной рады; актов Президента Украины; актов Кабинета министров Украины; правовых актов Верховной рады Автономной Республики Крым, официальное толкование Конституции и законов Украины. По этим вопросам КС выносит решения, которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы. Помимо этого КС по обращению Президента или Кабинета министров Украины дает заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную раду Украины для дачи согласия на их обязательность. По обращению Верховной рады КС дает заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и разбирательстве дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента. Несмотря на определенные достижения судебно-правовой реформы принцип независимости судебной власти на Украине по-прежнему далек от реализации. Суды не обеспечены самым необходимым, поставлены в зависимость от исполнительных органов. Низкая заработная плата и тяжелые условия работы привели к образованию большого числа вакансий судейских должностей и понижению уровня квалификации судей. Суды общей юрисдикции не справляются с огромным потоком дел, что сильно ограничивает доступ граждан к правосудию. Прокуратура Украины составляет единую систему, которая, согласно ст.121 Конституции: поддерживает государственное обвинение в суде; представляет интересы гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; надзирает за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие; надзирает за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. С принятием Конституции 1996 г. украинская прокуратура утратила важнейшую функцию - надзор за соблюдением и применением законов ("общий надзор") и функцию предварительного следствия. Эти полномочия прекращаются по мере принятия нового законодательства об органах по контролю за соблюдением законов и формирования системы досудебного следствия. Прокуратуру возглавляет генеральный прокурор Украины, который назначается на должность с согласия Верховной рады и освобождается от должности Президентом Украины. Верховная рада может выразить недоверие генеральному прокурору, что влечет его отставку. Срок полномочий генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров - 5 лет. Правовую помощь гражданам и организациям оказывает адвокатура. Адвокатом может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста или помощника адвоката не менее 2 лет, сдавший квалификационные экзамены, получивший свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью и принявший присягу адвоката Украины. Лицо вправе заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, открыть свое юридическое бюро, объединяться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы, конторы и иные объединения, действующие в соответствии с Законом "Об адвокатуре" от 19 декабря 1992 г. и уставами таких объединений. Регистрация адвокатских объединений производится в Министерстве юстиции. Высшим органом государственного финансово-экономического контроля на Украине является Счетная палата Верховной рады Украины. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет уполномоченный Верховной рады Украины по правам человека. Литература Уголовный кодекс Украины / Пер. с укр. В. Ю. Гиленченко. СПб., 2001.

Источник: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Реклама

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
250.33 кб

Административный арест: компаративистский анализ применения и исполнения (Украина, Россия, Беларусь)

Самбор Николай Анатольевич
В статье рассматривается институт административного ареста в контексте специфики правоприменительной практики Российской Федерации, Украины и Беларуси; анализируются особенности производства по делам об административных правонаруш
Читать PDF
583.87 кб

Проблемы исполнения судебных решений, по которым предоставлена гарантия государства Украина

Берестовая Ирина Эриевна
Высокое качество судебного решения, в частности его мотивировочной и резолютивной частей залог надлежащего исполнения.
Читать PDF
55.15 кб

Украина: защита растений регулируется законом

Захаренко В.А.
Читать PDF
0.00 байт

Украина. Евромайдан

Паниотто Владимир Ильич
Читать PDF
0.00 байт

КУДА ИСЧЕЗЛИ РУССКИЕ, ИЛИ «СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ» ЭТНОЯЗЫКОВОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ: УКРАИНА, 1989-2001 г

Ефимов Сергей Алексеевич
Читать PDF
171.51 кб

2012. 01. 066-067. Украина в середине 2011 г. - события и взгляды. (Сводный реферат)

Положихина М. А.
Читать PDF
133.47 кб

Россия и украина как объекты ПОСЯгАТЕЛьСТВА глобальной олигархической власти (гов)

Смирнов Леонид Борисович
Основную угрозу суверенитету России, её существованию представляет глобальная олигархическая власть, извлекающая сверхприбыли за счёт разорения государств и народов, овладения их природными ресурсами.
Читать PDF
2.03 мб

Украина. 1990-2013 гг.

Багров Николай Михайлович
Читать PDF
0.00 байт

Украина: между Европой и Россией

Положихина М.А.
Читать PDF
0.00 байт

Украина и Россия на современном этапе: экономические реформы и проблемы интеграции

Лукинов И.И.
Читать PDF
0.00 байт

ПАРТНЕРСТВО «БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ» И УКРАИНА

Радзиевская С. А.
Читать PDF
785.99 кб

Особенности организации власти и управления рейхскомиссариата “Украина”

Соболь Ігор Ігорович
У статті досліджено особливості проведення окупаційного режиму, зокрема організацію влади та управління Рейхскомісаріату “Україна” адміністративно-територіальний устрій, судову систему, соціальне забезпечення населення.
Читать PDF
0.00 байт

Украина - Республика Польша: сотрудничество и таможенные отношения

Дорош М.М.
Затрагиваются вопросы международного сотрудничества двух государств-соседей, обеспечение процесса ведения таможенной политики.
Читать PDF
0.00 байт

Государство Украина как система: системный подход к предупреждению коррупции

Оболенцев В.Ф.
Рассматривается сущность государства Украина как системного объекта. Обосновывается целесообразность использования системного похода в разработке мер предупреждения коррупции в Украине
Читать PDF
0.00 байт

Коррупция в системе государства Украина: формализация проблемы в соответствии с методикой системного

Оболенцев В.Ф.
В статье на основе методики системного анализа формализуются проблемы, которые существуют в системе государства Украина, связанные с коррупцией, обосновываются три их вербальные модели.