УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
Унитарное государство
единое, цельное, слитное государство, составные части которого формируются по административно-территориальному принципу и не обладают какой-либо политической и экономической самостоятельностью.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Унитарное государство
целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.
Унитарное государство
является внутренне единым государством, разделенным на административно-территориальные единицы (округа, дистрикты, префектуры, воеводства и т. п.), не имеющие в своем составе других государств или государственно-подобных образований (например, Белоруссия, КНР, Франция, Италия, Дания, Норвегия, Литва и т. д.).
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе суверенных государственных образований (республик, штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т.п.); в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Унитарное (целостное, простое, единое) государство
это форма государственного устройства, при которой все или большинство частей государства являются обычными административно-территориальными единицами. В его составе нет каких-либо государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. К признакам данного государства относятся: единая Конституция; общее (единое) гражданство; единая система центральных органов государственной власти; единая судебная и правовая система.
Источник: Большой юридический словарь
Унитарное государство
форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территория государства, подразделяется на административные, территориальные единицы (районы, области). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на всей территории страны. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
государство, территория которого, в отличие от федеративного, состоит не из других государств и государственных образований, а из административно-территориальных единиц (областей, губерний и др.). Государство, состоящее только из административно-территориальных единиц, называется простым У.г. (Болгария, Венгрия, Польша и др.), если оно имеет в своем составе одно или несколько автономных образований — это сложное У.г. (например Финляндия, в составе которой имеется автономия — Аландские острова, Никарагуа, в составе которого две автономные области, населенные индейскими племенами, Китай, в составе которого более сотни различных автономных образований). У.г. может быть централизованным, когда в единицах областного деления нет выборных органов местного самоуправления и ими управляют назначенные из центра (президентом, правительством) чиновники (управители областей в Болгарии, воеводы воеводств в Польше до 1999), децентрализованным, когда никаких назначенных чиновников общей компетенции на местах нет, а управление полностью осуществляют выборные органы (например Великобритания), относительно централизованным (или относительно децентрализованным), когда есть и назначенные чиновники, и избираемые органы местного самоуправления (например префекты и избираемые советы регионов и департаментов во Франции). В У.г. существует один законодательный орган, одно правительство, единая судебная система. В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких-либо суверенных прав и подчиненное центральным органам власти и местным представительным органам. В У. г. с многонациональным составом населения возможно преобразование отдельных административных единиц в виде автономии. В состав У. г. могут входить отдельные автономные национально-государственные образования, в т.ч. имеющие многие атрибуты собственной государственности (например, наличие в составе унитарной Украины Республики Крым). Как правило, в У. г. имеется только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти. Составные части У. г. чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения. Существуют две разновидности У. г.: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся У. г., в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Унитарное государство
(от лат. unitas — единство) — форма государственного устройства, при котором государство состоит из административно-территориальных единиц (область, провинция, губернии и т. п.). Административно-территориальные единицы У.г. не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя имеют определенную компетенцию в экономической, социальной, культурной сферах.
У.г. может быть как одно-, так и многонациональным. Если на той или иной территории существуют национальные, культурные или иные особенности, которые обусловливают специфические подходы к управлению данной территорией, этой административнотерриториальной единице может предоставляться политическая или административная автономия. Права у органов административной автономии, как правило, несколько шире, в пределах, установленных высшими органами власти государства. В зависимости от того, имеют ли все административно-территориальные единицы равный статус или существуют автономные территориальные единицы, У.г. подразделяются на симметричные и асимметричные.
Признаки У.г.: состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих чертами государства или государственного образования; статус административно-территориальных единиц У.г. определяется актами центральных органов власти; единая система органов государственной власти, в которой распределение полномочий между уровнями власти определяется центральными органами власти; органы власти административно-территориальных единиц могут осуществлять самостоятельное правовое регулирование лишь в пределах, определяемым центральными органами власти; границы административно-территориальных единиц У.г. определяются центральными органами власти.
В зависимости от степени централизации, выражающейся в соотношении компетенции высших и местных органов государственной власти, У.г. классифицируются на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные. В науке выделяется форма регионалистского, или регионального, государства, к которой относятся У.г., где под воздействием процессов децентрализации появились ярко выраженные элементы федерализма. По мнению этих ученых, региональные государства (их также называют полуфедерациями, или квазифедерациями), имеют тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства и занимают промежуточное положение между У.г. и федерациями (например, Италия и Испания).
И. Н. Барциц
Список литературы
Левин И. Д. Понятие и формы государственного устройства. — М., 1948.
У.г. может быть как одно-, так и многонациональным. Если на той или иной территории существуют национальные, культурные или иные особенности, которые обусловливают специфические подходы к управлению данной территорией, этой административнотерриториальной единице может предоставляться политическая или административная автономия. Права у органов административной автономии, как правило, несколько шире, в пределах, установленных высшими органами власти государства. В зависимости от того, имеют ли все административно-территориальные единицы равный статус или существуют автономные территориальные единицы, У.г. подразделяются на симметричные и асимметричные.
Признаки У.г.: состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих чертами государства или государственного образования; статус административно-территориальных единиц У.г. определяется актами центральных органов власти; единая система органов государственной власти, в которой распределение полномочий между уровнями власти определяется центральными органами власти; органы власти административно-территориальных единиц могут осуществлять самостоятельное правовое регулирование лишь в пределах, определяемым центральными органами власти; границы административно-территориальных единиц У.г. определяются центральными органами власти.
В зависимости от степени централизации, выражающейся в соотношении компетенции высших и местных органов государственной власти, У.г. классифицируются на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные. В науке выделяется форма регионалистского, или регионального, государства, к которой относятся У.г., где под воздействием процессов децентрализации появились ярко выраженные элементы федерализма. По мнению этих ученых, региональные государства (их также называют полуфедерациями, или квазифедерациями), имеют тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства и занимают промежуточное положение между У.г. и федерациями (например, Италия и Испания).
И. Н. Барциц
Список литературы
Левин И. Д. Понятие и формы государственного устройства. — М., 1948.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
от франц. "unitaire" - единый) - единое, слитное государство, составные части которого не обладают политической автономией, т.е. признаками государственного суверенитета. Главная особенность У.г. в том, что оно состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих государственно-правовыми признаками (единая конституция и правовая система, единая, или одноуровневая, система власти, единые вооруженные силы, финансовая система, единое гражданство и др.). В У.г. статус административно-территориальных единиц, их границы определяются и изменяются актами центральной власти (при этом может учитываться мнение населения и органов соответствующих территорий). В отличие от федеративного государства, в У.г. все уровни власти включены в единую общегосударственную администрацию (хотя степень централизации и децентрализации функций и полномочий может быть различной). Как правило, в У.г. в административно-территориальных единицах наряду с органами, избираемыми населением (представительная власть и глава администрации), есть назначаемый государством (президентом, правительством, министерством внутренних дел) представитель (правительственный комиссар, префект и др.), который обладает надзорно-контрольными функциями и решает координационные, согласовательные и интегративные задачи. Это - классическая форма. В современном государствоведении она получила название централизованного У.г. - государства, в котором нет места местной автономии (местному самоуправлению). Управление на местах осуществляют назначенные центральной властью чиновники (страны Тропической Африки). Как правило, в У.г. в большинстве случаев у центральной власти существует право на приостановление действия актов органов представительной и исполнительной власти административно-территориальных единиц, которые она находит нецелесообразным, а также на отмену актов этих органов, которые являются незаконными, при условии, что орган сам не отменяет акт. В федеративном же государстве центр может ставить перед субъектом федерации вопрос о нецелесообразности и тем более о незаконности его акта. Вопрос о нецелесообразности акта решает сам издавший его орган. Спор по поводу конституционности или законности акта субъекта федерации передается в конституционный суд или в высший суд общей юрисдикции. Однако и субъект федерации вправе оспаривать конституционность акта органа федерации в федеральных судах. При этом если указанные меры оказываются недостаточными, центральная власть правомочна применить к территории принудительные меры, как то: приостановление деятельности, роспуск органа представительной власти административно-территориальной единицы, смещение с должности главы исполнительной власти, введение чрезвычайного положения на территории административно-территориальной единицы и создание временной администрации. В большинстве федеративных государств центральная власть такими прерогативами не располагает.
В современных условиях У.г. модифицируется. В его составе появляются территориальные образования, наделяемые определенной автономией. В частности, самоуправленческими функциями наделяются мировые территориальные образования (общины, коммуны). Типичные примеры таких государств - Болгария, Прибалтийские государства. Усиление самоуправленческих начал и децентрализации приводит к преобразованию У.г. в децентрализованное.
(В.Ч.)
В современных условиях У.г. модифицируется. В его составе появляются территориальные образования, наделяемые определенной автономией. В частности, самоуправленческими функциями наделяются мировые территориальные образования (общины, коммуны). Типичные примеры таких государств - Болгария, Прибалтийские государства. Усиление самоуправленческих начал и децентрализации приводит к преобразованию У.г. в децентрализованное.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь