подведомственный правительству г. Москвы территориальный орган исполнительной власти г. Москвы, осуществляющий исполнительно-распорядительную и контрольную деятельность на территории района.
Появлению управ районов предшествовала эволюция районных органов власти в г. Москве. До 1991 г. Москва была поделена на 33 района, включая г. Зеленоград. Районы существенно дифференцировались по размерам территории и численности населения (от 90 до 650 тыс. человек). В каждом районе был представительный выборный орган — Совет районных депутатов. Районы имели собственные бюджеты. Исполкомы районных Советов через районные финансовые отделы мобилизовывали в бюджет денежные ресурсы и осуществляли финансирование народного хозяйства, социальной сферы и управления. Основу социально-экономического развития составляли целевые комплексные программы. Ответственность за разработку программ возлагалась на районные плановые комиссии, существовавшие в каждом районе в структуре исполнительного комитета Совета районных депутатов. Ответственность за реализацию программ возлагалась на исполнительный комитет и предприятия района.
В результате реформы системы управления в 1991 г. в Москве было образовано 10 административных округов (см. Административный округ города Москвы), в каждом из которых было создано от 5 до 17 муниципальных округов — районов. Всего в столице было образовано 125 районов, которые позволили приблизить органы власти к населению. Администрации муниципальных округов (районов), возглавляемые супрефектами, существовали в период с 1991 по 1996 г. Супрефект, назначаемый префектом административного округа, осуществлял в муниципальном округе исполнительную власть.
В Уставе г. Москвы в 1996–2001 гг. был закреплен принцип двойного статуса органов власти города: городская администрация (мэрия Москвы) рассматривалась как исполнительный орган городского самоуправления и исполнительный орган государственной власти города Москвы.
С 1996 г. вместо администраций муниципальных округов (районов) были созданы районные управы. В Законе г. Москвы «О районной управе в городе Москве», принятом в 1996 г., было установлено, что районная управа, являясь органом власти района, осуществляет функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством г. Москвы к компетенции городского самоуправления. Районная управа состояла из районного собрания и администрации района, возглавляемых главой управы.
Создание районных управ явилось этапом в развитии местного самоуправления в районах города, тем не менее по сути районная управа оставалась местным органом государственного управления: во-первых, районная управа не имела собственного бюджета, она распоряжалась финансовыми ресурсами в пределах утвержденной сметы доходов и расходов; во-вторых, главы управ не всегда были выборными лицами, так как они могли быть избраны районным собранием по представлению мэра Москвы не только из своего состава.
С 1998 г. в Устав г. Москвы периодически вносились изменения. В 2001 г. принцип двойного статуса был отменен, и органы власти района признаются органами местного самоуправления. Переходный период их становления должен был длиться до декабря 2003 г. (срок истечения полномочий советников районных собраний, избранных в 1999 г.).
Однако, в связи с изменением положения о местном самоуправлении в районах, были внесены поправки в устав города, в соответствии с которыми территориальные органы исполнительной власти представлены в административных округах — префектурами административных округов; в районах г. Москвы — управами районов. Правительством Москвы утверждены Положение о префектуре административного округа г. Москвы и Положение об управе района города Москвы (постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 г. № 157-ПП), образованы 125 управ районов. В настоящее время границах районов созданы 125 муниципальных образований со статусом «муниципальный округ».
В связи с расширением в 2012 году границ Москвы на 148 тыс. га (в 2,39 раза), составив 255 тыс. га, в состав территории Москвы дополнительно вошло 21 муниципальное образование (2 городских округа, 3 городских и 16 сельских поселений), которые получили статус «поселения» как административные единицы. 1 июля 2012 года были образованы два новых административных округа города Москвы — Троицкий и Новомосковский, для административного управления которыми на переходный период создана одна префектура.
Административно-территориальное устройство Троицкого и Новомосковского округов включает: 21 поселение, в том числе по типам муниципальных образований — два поселения со статусом «городской округ» и 19 поселений со статусом «поселение».
В связи с этим управа района как административная единица относится только к районам в границах «старой Москвы».
Руководство управой района возлагается на главу управы района, который назначается и освобождается от должности Мэром Москвы по представлению префекта соответствующего административного округа, согласованному с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы.
Глава управы района назначается на срок от одного года до пяти лет или на срок полномочий Мэра Москвы. Одно и то же лицо замещает должность главы управы одного и того же района города Москвы не более семи лет подряд.
Первый заместитель и заместители главы управы назначаются на должность на срок от одного года до пяти лет и освобождаются от должности распоряжением префектуры соответствующего административного округа по представлению главы управы района города Москвы.
Заместители главы управы района, к должностным обязанностям которых относится руководство организационной работой, руководитель аппарата управы района назначаются по согласованию с Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
Глава управы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управу района задач и осуществление своих полномочий. На управу района возлагается осуществление 103 функциональных задачи в области:
— жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, праздничного и тематического оформления района, благоприятных условий для проживания граждан (33 задачи);
— экономической политики, торговли
и услуг (9 задач);
— градостроительной деятельности, строительства, предотвращения и противодействия самовольному строительству (4 задачи);
— имущественно-земельных и жилищных отношений (8 задач);
— транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры (3 задачи);
— социальной политики, охраны труда
(12 задач);
— взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления (24 задачи);
— работы с населением, общественными объединениями граждан, средствами массовой информации (10 задач).
Их состав определен в Положении об управе района города Москвы, утвержденном Постановлением Правительства Москвы «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» от 24.02.2010 г. № 157-ПП (в ред. от 11.12.2013).
Управа района осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. Управа района является органом, уполномоченным на проведение государственного контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на под ведомственной территории.
В сфере взаимодействия с органами местного самоуправления управа района: содействует органам местного самоуправления в материально-техническом обеспечении проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов; оказывает содействие органам местного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий, в том числе по реализации отдельных переданных полномочий города Москвы; следит за эффективностью реализации переданных органам местного самоуправления полномочий в сфере опеки и попечительства, досуговой, социальновоспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства; формирует и утверждает на основе предложений органов местного самоуправления, сводные районные календарные планы по досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с населением по месту жительства, осуществляет публикацию указанных планов в средствах массовой информации, на официальных сайтах управ районов города Москвы и решает другие задачи.
При осуществлении своих полномочий управа района имеет право создавать межведомственные комиссии, советы, рабочие группы по вопросам, отнесенным к ведению управы района, положения и составы которых утверждаются главой управы района; учреждать официальные печатные издания района, использовать средства наружной рекламы, социального плаката в информационных кампаниях города, округа и территории района; направлять запросы в органы исполнительной власти г. Москвы, органы местного самоуправления, организациям и учреждениям с целью получения материалов, информации, необходимой для выполнения возложенных на управу района полномочий, и др.
Контроль за деятельностью управы района осуществляют префектура соответствующего административного округа, Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы и уполномоченные Правительством Москвы органы.
З. А. Алиева
Список литературы
Закон города Москвы «Устав города Москвы» от 28.06.1995 г.
Закон города Москвы «О территориальном делении города Москвы» от 05.07.1995 г. № 13–47 (в ред. от 26.06.2013).
Постановление Правительства Москвы «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» от 24 февраля 2010 г. № 157-ПП (в ред. от 11.12.2013).
Постановление Правительства Москвы «Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы — управ районов» от 03.12.2002 г. № 981-ПП (в ред. от 30.08.2011).
Государственная власть и местное самоуправление в Москве: учеб. пособие / под ред. С. А. Авакьяна. — М.: МГУ, 2001.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
375.54 кб