Устав муниципального образования
УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
нормативный правовой акт муниципального образования, имеющий высшую юридическую силу по отношению к иным правовым актам, принятых в муниципальном образовании.
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
Устав муниципального образования
это акт высшей юридической силы, регулирующий вопросы организации местного самоуправления. Устав принимается представительным органом местного самоуправления, а в поселениях с численностью населения, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Проект устава муниципального образования выносится для обсуждения на публичные слушания.
Источник: Большой юридический словарь
УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
важнейший акт местного нормотворчества, в котором в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении закрепляются организация и основные направления осуществления населением местной власти на территории муниципального образования.
Каждое муниципальное образование имеет свой устав, который оно разрабатывает самостоятельно. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает две формы принятия устава: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно. Структура устава определяется самим муниципальным образованием, закон лишь содержит перечень вопросов, которые обязательно должны быть отражены в уставе. В уставе устанавливаются: 1) границы и состав территории муниципального образования; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления и др.
Каждое муниципальное образование имеет свой устав, который оно разрабатывает самостоятельно. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает две формы принятия устава: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно. Структура устава определяется самим муниципальным образованием, закон лишь содержит перечень вопросов, которые обязательно должны быть отражены в уставе. В уставе устанавливаются: 1) границы и состав территории муниципального образования; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления и др.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Устав муниципального образования
основной нормативно-правовой акт муниципального образования, в котором указываются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура, порядок формирования и организации деятельности органов местного самоуправления; д) экономическая и финансовая основы осуществления местного самоуправления, вопросы формирования и исполнения местного бюджета, местного налогооблажения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, е) другие вопросы, регламентирующие осуществление местного самоуправления. См. Муниципальное образование, Границы муниципального образования, Местное самоуправление.
Устав муниципального образования может приниматься как непосредственно гражданами на местном референдуме, так и формируемым ими представительным органом местного самоуправления.
Уставы муниципальных образований подлежат обязательной государственной регистрации в установленном законами субъектов Российской Федерации порядке. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
После официального опубликования (обнародования) уставы муниципальных образований вступают в силу и являются обязательными для исполнения на территории соответствующих муниципальных образований всеми гражданами, предприятиями, организациями и учреждениями, органами и должностными лицами.
Устав муниципального образования может приниматься как непосредственно гражданами на местном референдуме, так и формируемым ими представительным органом местного самоуправления.
Уставы муниципальных образований подлежат обязательной государственной регистрации в установленном законами субъектов Российской Федерации порядке. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
После официального опубликования (обнародования) уставы муниципальных образований вступают в силу и являются обязательными для исполнения на территории соответствующих муниципальных образований всеми гражданами, предприятиями, организациями и учреждениями, органами и должностными лицами.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Административно-правовой статус муниципального образования определяется его уставом, в котором указываются: границы и состав территории муниципального образования; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления, должностных лиц мест-нош самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий; гарантии прав должностных лиц местного самоуправления; условия и порядок организации муниципальной службы; экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций; другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или население] непосредственно.
УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
важнейший акт местного нормотворчества, в котором в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении закрепляются организация и основные направления осуществления населением местной власти на территории муниципального образования. Каждое муниципальное образование имеет свой устав, который оно разрабатывает самостоятельно. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » 1995 предусматривает две формы принятия устава: представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Структура устава определяется самим муниципальным образованием, закон лишь содержит перечень вопросов, которые обязательно должны быть отражены в уставе. В уставе устанавливаются: 1) границы и состав территории муниципального образования; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопроса местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименование и полномочия выборных, других органов и должностных лиц местного самоуправления; 6) срок полномочий депутатов, членов других выборных органов и выборных должностных лиц; 7) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления; 8) основания и виды ответственности органов и должностных л и ц местного самоуправления; 9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных должностных л и ц и органов; 10) статус, социальные гарантии, основания и порядок прекращения полномочий депутатов, членов других выборных органов и выборных должностных лиц; 11) условия и порядок организации муниципальной службы; гарантии прав должностных лиц; 12) экономическая и финансовая основа местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также другие положения, с учетом исторических и иных местных традиций и действующего законодательства. У.м.о. подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Федерации, и вступает в силу после его официального опубликования. И.И. Овчинников
Источник: Юридическая энциклопедия
УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
нормативный правовой акт, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании. У.м.о. представляет собой своеобразный свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования; это основной кодификационный нормативный правовой акт, являющийся своего рода малой конституцией на территории муниципального образования. Юридическое значение У.м.о. состоит в том, что он является правовым актом, в котором городское, сельское или иное поселение закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). У.м.о. принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума и подлежит обязательной государственной регистрации. Так, в Республике Марий Эл такая регистрация производится государственной регистрационной палатой при республиканском министерстве юстиции. В Нижегородской области У.м.о. регистрируются Законодательным собранием области. Вопрос о времени вступления У.м.о. в силу внесло решение Президиума Верховного Суда РФ по делу о признании недействительными законов Рязанской области "О местном самоуправлении Рязанской области" и "О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Рязанской области". В решении отмечается, что согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" У.м.о. подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ, а в соответствии с п. 5 этой статьи У.м.о. вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Значит, акт государственной регистрации У.м.о. является обязательной стадией нормотворческого процесса, следующей за принятием устава и предшествующей его опубликованию (обнародованию). Устав вступает в силу с момента его официального опубликования, которое производится после его регистрации.
У.м.о. является актом учредительного характера, отличается всеобъемлющим и всеохватывающим характером правового регулирования отношений, затрагивающих все стороны жизни местного сообщества. Он содержит нормы, в которых определяются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия; д) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления; е) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления; ж) условия и порядок организации муниципальной службы; з) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др. Одновременно У.м.о. является базой для правотворческой деятельности органов местного самоуправления, которые, исходя из положений устава, осуществляют более детальную регламентацию муниципальных отношений.
У.м.о. обладает высшей юридической силой по отношению к нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Такие нормы должны соответствовать У.м.о., его концептуальным положениям, принципам и нормам. Особенность У.м.о. и в особом порядке его принятия, внесения в него изменений и дополнений. Эти особенности закреплены в самом У.м.о. (например, принятие устава квалифицированным большинством депутатов представительного органа местного самоуправления, голосование на конференции, собрании или сходе граждан либо голосование в форме референдума).
(В.Ч.)
У.м.о. является актом учредительного характера, отличается всеобъемлющим и всеохватывающим характером правового регулирования отношений, затрагивающих все стороны жизни местного сообщества. Он содержит нормы, в которых определяются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия; д) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления; е) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления; ж) условия и порядок организации муниципальной службы; з) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др. Одновременно У.м.о. является базой для правотворческой деятельности органов местного самоуправления, которые, исходя из положений устава, осуществляют более детальную регламентацию муниципальных отношений.
У.м.о. обладает высшей юридической силой по отношению к нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Такие нормы должны соответствовать У.м.о., его концептуальным положениям, принципам и нормам. Особенность У.м.о. и в особом порядке его принятия, внесения в него изменений и дополнений. Эти особенности закреплены в самом У.м.о. (например, принятие устава квалифицированным большинством депутатов представительного органа местного самоуправления, голосование на конференции, собрании или сходе граждан либо голосование в форме референдума).
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Устав муниципального образования
комплексный, основополагающий нормативный правовой акт муниципального образования, принимаемый в особом порядке, обладающий прямым действием и высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов и являющийся основой развития системы муниципальных правовых актов.
В У.м.о. согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ должны закрепляться обязательные (императивные) положения, которые лежат в основе формирования статуса муниципального образования, его организации и функционирования. К таким обязательным положениям относятся:
1)Наименование муниципального образования (должно включать указание на тип муниципального образования — городской округ, муниципальный район, городское или сельское поселение).
2)Перечень вопросов местного значения. Данный перечень устанавливается Конституцией РФ и Федеральным законом № 131ФЗ и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон. Именно поэтому в уставе данный перечень лишь «определяется», а не устанавливается. Такое «определение» может происходить за счет конкретизации некоторых вопросов местного значения (без использования терминов, расширяющих объем вопроса), установленного в Федеральном законе для данного типа муниципального образования.
3)Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления. С учетом того, что формы участия населения в решении вопросов местного значения установлены в Федеральном законе № 131-ФЗ, основное внимание при определении указанных положений должно уделяться закреплению процедур и гарантий такого участия, в частности: последовательности и сроков совершения действий и мероприятий; прав и обязанностей граждан и корреспондирующих им обязанностей и прав органов и должностных лиц местного самоуправления; последствий нарушений прав граждан, а также несоблюдения процедуры и установленных обязанностей.
4)Структура и порядок формирования органов местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ допускает установление в У.м.о. иных, помимо предусмотренных данным законом, органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. В отношении таких органов, в случае их закрепления в уставе, необходимо установление всего комплекса вопросов их организации и деятельности — порядка формирования, объема и срока полномочий, их подотчетности и подконтрольности.
5)Наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. В У.м.о. может быть закреплен ряд полномочий, не предусмотренных в законодательстве Российской Федерации. Кроме того, разграничение полномочий между органами местного самоуправления также определяется У.м.о., в нем целесообразно закреплять не только «общие» полномочия органов местного самоуправления, но и «разграниченные» полномочия каждого из этих органов.
6)Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных
правовых актов;
7)Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.
8)Виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в т. ч. основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
9)Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также контроля за его исполнением.
10)Порядок внесения изменений и дополнений в У.м.о.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. В федеральном законе № 131ФЗ дополнительно содержатся указания на вопросы, подлежащие урегулированию в У.м.о. и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований. К таким дополнительным вопросам, требующим регулирования в исключительно в У.м.о., относятся, в частности:
1)подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления;
2)принятие решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в т. ч. дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений и городских округов.
3)установление сроков назначения муниципальных выборов;
4)определение избирательной системы, которая применяется при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании;
5)установление порядка принятия решения о самороспуске представительного органа местного самоуправления;
6)порядок назначения собрания граждан, проводимого по инициативе населения, а также ряд иных вопросов
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131ФЗ закрепляет, что У.м.о. принимается представительным органом местного самоуправления. Однако в целях привлечения внимания населения к процессу принятия столь важного документа возможно предварительное вынесение некоторых его основных положений на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам остальные положения и У.м.о. в целом принимаются представительным органом. Принятие У.м.о. представительным органом муниципального образования осуществляется тайным голосованием. За принятие У.м.о. или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/3 от установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 человек принятие У.м.о. осуществляется населением непосредственно на сходе граждан.
У.м.о., а также внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации. Государственная регистрация У.м.о. осуществляется органами юстиции в порядке, предусмотренном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации У.м.о. могут быть: противоречие У.м.о. Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ; нарушение установленного порядка принятия У.м.о. В этих случаях представительный орган муниципального образования обязан внести в текст У.м.о. необходимые коррективы. Решение органа юстиции об отказе в регистрации У.м.о. может быть обжаловано гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Н. Н. Мусинова
Список литературы
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. — Ст. 17, 44.
Настольная книга для муниципальных политиков/Под ред. Е. С. Шугриной, В. А. Савицкого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
ООО «БРИЗ», 2009. — С. 107–116.
Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр.
и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С. 47–48.
В У.м.о. согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ должны закрепляться обязательные (императивные) положения, которые лежат в основе формирования статуса муниципального образования, его организации и функционирования. К таким обязательным положениям относятся:
1)Наименование муниципального образования (должно включать указание на тип муниципального образования — городской округ, муниципальный район, городское или сельское поселение).
2)Перечень вопросов местного значения. Данный перечень устанавливается Конституцией РФ и Федеральным законом № 131ФЗ и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон. Именно поэтому в уставе данный перечень лишь «определяется», а не устанавливается. Такое «определение» может происходить за счет конкретизации некоторых вопросов местного значения (без использования терминов, расширяющих объем вопроса), установленного в Федеральном законе для данного типа муниципального образования.
3)Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления. С учетом того, что формы участия населения в решении вопросов местного значения установлены в Федеральном законе № 131-ФЗ, основное внимание при определении указанных положений должно уделяться закреплению процедур и гарантий такого участия, в частности: последовательности и сроков совершения действий и мероприятий; прав и обязанностей граждан и корреспондирующих им обязанностей и прав органов и должностных лиц местного самоуправления; последствий нарушений прав граждан, а также несоблюдения процедуры и установленных обязанностей.
4)Структура и порядок формирования органов местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ допускает установление в У.м.о. иных, помимо предусмотренных данным законом, органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. В отношении таких органов, в случае их закрепления в уставе, необходимо установление всего комплекса вопросов их организации и деятельности — порядка формирования, объема и срока полномочий, их подотчетности и подконтрольности.
5)Наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. В У.м.о. может быть закреплен ряд полномочий, не предусмотренных в законодательстве Российской Федерации. Кроме того, разграничение полномочий между органами местного самоуправления также определяется У.м.о., в нем целесообразно закреплять не только «общие» полномочия органов местного самоуправления, но и «разграниченные» полномочия каждого из этих органов.
6)Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных
правовых актов;
7)Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.
8)Виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в т. ч. основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
9)Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также контроля за его исполнением.
10)Порядок внесения изменений и дополнений в У.м.о.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. В федеральном законе № 131ФЗ дополнительно содержатся указания на вопросы, подлежащие урегулированию в У.м.о. и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований. К таким дополнительным вопросам, требующим регулирования в исключительно в У.м.о., относятся, в частности:
1)подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления;
2)принятие решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в т. ч. дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений и городских округов.
3)установление сроков назначения муниципальных выборов;
4)определение избирательной системы, которая применяется при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании;
5)установление порядка принятия решения о самороспуске представительного органа местного самоуправления;
6)порядок назначения собрания граждан, проводимого по инициативе населения, а также ряд иных вопросов
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131ФЗ закрепляет, что У.м.о. принимается представительным органом местного самоуправления. Однако в целях привлечения внимания населения к процессу принятия столь важного документа возможно предварительное вынесение некоторых его основных положений на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам остальные положения и У.м.о. в целом принимаются представительным органом. Принятие У.м.о. представительным органом муниципального образования осуществляется тайным голосованием. За принятие У.м.о. или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/3 от установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 человек принятие У.м.о. осуществляется населением непосредственно на сходе граждан.
У.м.о., а также внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации. Государственная регистрация У.м.о. осуществляется органами юстиции в порядке, предусмотренном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации У.м.о. могут быть: противоречие У.м.о. Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ; нарушение установленного порядка принятия У.м.о. В этих случаях представительный орган муниципального образования обязан внести в текст У.м.о. необходимые коррективы. Решение органа юстиции об отказе в регистрации У.м.о. может быть обжаловано гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Н. Н. Мусинова
Список литературы
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. — Ст. 17, 44.
Настольная книга для муниципальных политиков/Под ред. Е. С. Шугриной, В. А. Савицкого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
ООО «БРИЗ», 2009. — С. 107–116.
Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр.
и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С. 47–48.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия