Веймарская конституция 1919 г

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Веймарская конституция 1919 г.
принята в г. Веймаре в результате Ноябрьской революции 1918 г. в Германии. По В.к. Германия становилась парламентской республикой с федеративным государственным устройством и буржуазно-демократическим политическим режимом. В В.к. содержался перечень основных буржуазно-демократических прав и свобод. Высшим законодательным органом провозглашался рейхстаг, избиравшийся сроком на 4 года. Вторая палата парламента – рейхсрат – представляла земли. Президент, избиравшийся на 7 лет населением, мог вводить чрезвычайное положение и приостанавливать действие политических прав и свобод, если считал, что в стране «серьезно нарушены общественная безопасность и порядок или если грозит серьезная опасность такого нарушения»; он имел также право досрочного роспуска рейхстага. Имперское правительство возглавлялось рейхсканцлером, формально было ответственно перед рейхстагом.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013

ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1919 Г.

в Германии Конституция, принятая Учредительным собранием в г. Веймаре 11 авг. 1919, одна из самых демократических европейских конституций своего времени. В.к. — первая конституция социального государства, ориентированная на социальный контроль за пользованием собственностью, на защиту коллективных социально-экономических прав л и ц наемного труда и обеспечение достойного человека существования. В этих программных положениях сказывалось значительное влияние представителей социал-демократии во время выработки конституционного текста. В.к. объявила государство Республикой, но сохранила при этом его прежнее название — Германская империя (что подчеркивало правовое преемство с империей 1871, законы которой, за исключением противоречащих новой Конституции, сохраняли силу. Наконец, новая империя (держава) унаследовала от прежней ее федеративный строй: федерация 18 земель (а не «союз династий»). Федерализм (союзность) «рейха» был очень своеобразным и непохожим на другие федерации. Во-первых, конституция определяла круг исключительного ведения империи: внешние сношения, военное дело, монетное, таможенное, почта и телеграф, вопросы гражданства и эмиграции. Каждый гражданин «земли» был одновременно и гражданином империи. К этому же кругу отнесено было установление общих структурных оснований отраслей права — земельного права, школьного дела, права религиозных обществ, союзов чиновников, основ регулирования местных налогов (во избежание двойного обложения и стеснения торгового оборота). Во-вторых, конституция определила область так называемого конкурирующего законодательства — гражданское и уголовное право с подотраслями вплоть до регулирования деятельности кинопрокатной. К этой же сфере были отнесены вопросы регулирования правовых аспектов использования авиации, железных дорог, внутренних водных путей, право экспроприации и обобществления, социальное страхование и рабочее законодательство, печать, союзы и собрания, меры и весы, торговля, банковское дело, полиция иностранцев и т.д. Отдельное направление такого регулирования составило право введения налогов для общефедеральных целей; право контроля (надзора) за исполнением федеральных законов органами «земель»; широкая указная власть правительства империи в сфере имперского и посредствующего (через «земли») управления; право обращения к верховному суду в случае разногласия с «землей» (и, в крайнем случае, право принудительного воздействия на учреждения «земли»). Третьим сектором правомочий было право «земель »: было зафиксировано их право заключать от своего имени публично-правовые договоры с иностранными государствами (при согласии на эти договоры имперской власти); право судиться с имперской властью и друг с другом на равной основе; право на федеральное представительство в Имперском совете (рейхстаге), у которого были значительные полномочия в области контроля за законодательством и указной властью имперского правительства. Почти все «земли» назвали себя старым термином, который может означать и «республику», и «свободное государство». Баден и Гессен, в порядке исключения, именовали сами себя республикой и народным государством, а Тюрингия — объединенным государством. В Преамбуле В.к. была обозначена цель обновления устройства империи — служить делу внутреннего и внешнего мира и способствовать общественному прогрессу. Во главе всей громоздкой системы государственного управления был президент, избираемый на 7 лет с неограниченным правом переизбрания на новый срок (избирателями были мужчины и женщины, достигшие 20 лет). Президент ведал международными делами, производил назначения на высшие должности, имел право отлагательного (суспензивного) вето сроком на месяц, а также правом помилования. Статья 48 наделяла его правом применять все меры, в том числе принудительные, с использованием вооруженных сил, которые необходимы для восстановления порядка (эту статью назвали статьей о «президентской диктатуре»). Президент мог быть смещен со своего поста при обвинении рейхстагом большинством в 2/3 голосов, но если при этом народ был против смещения, рейхстаг подлежал роспуску. Президент назначал премьер-министра (канцлера). Парламент был двухпалатным и состоял из рейхстага и рейхсрата. Рейхстаг (460 депутатов) избирался на 4 года; Конституция допускала возможность совмещения депутатских обязанностей с государственной службой. Во главе судебной власти стоял Верховный суд, все чрезвычайные суды были упразднены и создание их не допускалось. Судьи имперских судов и земель назначались, как и все чиновники империи, пожизненно. В конституции было записано, что судьи независимы и подчиняются только закону. В В.к. имелся раздел (90 статей) «Основные права и обязанности немцев» с подрубриками «Отдельная личность», «Социальное целое», «Религия и религиозные общества», «Просвещение и школа», «Хозяйственная жизнь». В число основных прав отдельного человека помимо традиционных либерально-демократических прав на неприкосновенность личности и жилища, свободы слова и печати и т.д. были включены право родного языка, право эмиграции, право на защиту за границей. Провозглашалось отделение церкви от государства, свобода преподавания — с попыткой организовать широкое и профессиональное образование с начальной трудовой подготовкой и др. Ряд принципиально новых положений были сформулированы в подрубрике об основах социально-хозяйственной жизни, среди них — право на достойное человека существование. В Конституции был сформулирован рад социально- экономических прав и свобод: свобода объединения в целях сохранения и улучшения условий труда и хозяйства... для всех лиц и профессий; «право на свободное время, необходимое для осуществления публичных гражданских прав» с сохранением прав на вознаграждение. Некоторые из этих прав обеспечивались государством. В целом вторая часть Конституции представляла собой компромиссную программу выразителей интересов «среднего класса» и умеренных (реформистских) социалистических течений, в которой примирялись интересы индивида и «социального целого » и фиксировалась, таким образом, разновидность либерально-социалистических конституционных воззрений. Лит.: Дурденевский В.Н. Иностранное конституционное право в избранных образцах (с приложением текстов конституций). Л., 1925. Гл. 5. В.Г. Графский

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
903.04 кб

Историческое значение Веймарской конституции 1919 года для развития идей конституционализма

Рузляев Михаил Юрьевич
В статье рассматривается исторические предпосылки, внутренние и внешние условия принятия Веймарской конституции в Германии 1919 г.