ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над выпускаемыми ей нормативными актами и инструкциями.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
более высокая юридическая сила акта, имеющего форму закона, по сравнению с другими нормативными правовыми актами, а в федеративном государстве — более высокая юридическая сила закона Федерации перед законом субъекта Федерации.

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства. Выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Характеристика закона как основного источника права, обладающего высшей юридической силой, т.е. акта самого высшего юридического «ранга», базируется на следующих основополагающих признаках: 1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума; 2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; 3) законы принимаются в порядке особого законодательного процесса, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам; 4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган; 5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно- правовых актов по отношению друг к другу; 6) ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Т.С. Румянцева

Источник: Юридическая энциклопедия

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
господство нормативного акта, принимаемого высшим законодательным органом страны, над иными подзаконными актами. В данном случае В.з. рассматривается как принцип законности, под которым понимается соответствие подзаконных нормативных актов и актов правоприменения предписаниям конституции и законам. Это означает, что ни один подзаконный акт не может противоречить закону, а акт правоприменения должен приниматься в точном соответствии с нормами закона.
Особая процедура принятия закона, регулирование им наиболее важных общественных отношений и предопределяют ту роль, которую он играет в правовой системе государства. В этом смысле принцип В.з. действует только в странах романо-германской системы права (к которым относится и РФ). В других правовых системах закон не занимает главенствующего места в ряду источников права, нередко уступая по значению (в теории или на практике) судебному прецеденту, религиозному предписанию или правовому обычаю.
Особый аспект имеет принцип В.з. в федеративных государствах, где он является выражением государственного суверенитета на всей территории страны. ФЗ имеют высшую силу по тем вопросам, которые отнесены к исключительному ведению федерации или совместному ведению. Ситуация, когда законы субъектов федерации противоречат общефедеральным, может привести к «войне законов» - крайне негативному и нежелательному явлению, подрывающему правовые основы федерального государственного устройства.
В.з. можно рассматривать и как формальный принцип правового государства (формальный потому, что в демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву). В данном контексте В.з. означает ограничение государства правовыми предписаниями, закрепленными в форме закона.

Источник: Энциклопедия юриста

Верховенство закона
это ведущий формально-юридический признак правового государства и конституционный принцип, положенный в основу демократического строительства. В действующей Конституции РФ впервые четко зафиксирован принцип верховенства федерального закона (ч. 2 ст. 4, ст. 15, 90, ч. 1 ст. 115). Он обусловлен новым конституционным строем, возникшим в первой половине 90-х годов ХХ века, задачами построения в России демократического правового государства, вхождением Российской Федерации в цивилизованное мировое сообщество. В правовой системе признается безусловное верховенство Конституции РФ — это юридическая аксиома. Приоритет закона показывает его уникальную роль и место применительно к множеству разнородных и противоречивых подзаконных актов. Авторитет и юридическая сила закона зависят от его содержательной стороны, от того, насколько он способен быть эффективным регулятором общественных отношений, воздействовать на мотивы и поведение людей и коллективов. Содержательный аспект верховенства Конституции вытекает из суверенитета Российской Федерации, которая обладает всей полнотой власти на своей территории, необходимыми атрибутами и прерогативами самостоятельного, независимого государства, субъекта не только внутригосударственных, но и международно-правовых отношений. Это во многом предопределяет престиж и общеобязательность законодательных установлений. Принцип верховенства закона распространяется не только на государственное управление, но и на многие важные сферы политической и социально-экономической жизни. Однако федеральные (общероссийские) законы имеют верховенство не во всех случаях. Учитывая федеративную природу Российского государства, они превалируют над актами субъектов, если изданы по предметам ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения России и ее субъектов (ст. 76 Конституции РФ). Верховенство закона обеспечивает его демократическое содержание, единство правовой системы и политических институтов, способствует укреплению государственности. Подобное верховенство, как правило, проявляется в следующих направлениях (формах): 1) приоритетности законодательной формы при регулировании определенных, политически и социально значимых общественных отношений; 2) высшей (после Конституции) юридической силе закона, что воплощается в его авторитете, непререкаемости, общеобязательности. В иерархии источников права он занимает высокое место и требует безусловного соблюдения, применения, исполнения, использования; 3) непосредственности действия закона. Вступивший в силу закон не требует специальной санкции, утверждения со стороны какого-либо государственного органа, учреждения, должностного лица, однако его отдельные положения могут конкретизироваться в подзаконных актах; 4) соответствии ему иных нормативно-правовых и индивидуальных актов. Не соответствующие закону акты подлежат опротестованию, приостановлению, отмене, изменению. Верховенство закона – принцип правовой системы, означающий исключительную роль и ценность законодательной формы в регулировании общественных отношений и тем самым обеспечивающий невозможность (или, по крайней мере, ограничение) государственного произвола. Реальность этого требования предполагает повышенное внимание к содержанию законодательных норм, структуре акта и юридической технике. В законе должны содержаться не любые нормы, а в основном первичные, базисные, имеющие прямое действие и государственную защиту. В связи с этим, учитывая современные реалии и нашу историю, неизбежно повышение роли прокуратуры. Одна из основных целей этого важного правоохранительного и контрольного органа — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности на всей государственной территории России. Прокуратура выявляет акты «правонарушающего законодательства» и добивается их приведения в соответствие с Конституцией и федеральным законом. Незаконные акты издают все типы субъектов Федерации, но в наибольшей степени это характерно для российских республик (Башкортостан, Татарстан, Саха-Якутия и др.). Важная роль в процессе создания условий и предпосылок динамичного и непротиворечивого развития законодательства принадлежит также органам юстиции, судебной власти, включая Конституционный Суд РФ, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах. Сущностным проявлением, качественной чертой подобного верховенства является то, что при коллизии законодательных и подзаконных норм предпочтение отдается правилу, содержащемуся в законе. Это особенно актуально для судов и других правоприменительных органов.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Верховенство закона
основополагающий принцип законности, предполагающий исключительность закона, т. е. признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам.
В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. Россия является правовым государством. Это означает, что деятельность государства, его органов, жизнь общества должны быть основаны на праве.
Закон — это изданный высшим представительным органом нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам и регулирующий наиболее важные общественные отношения (см. Закон).
В Российской Федерации выделяют следующие виды законов:
— Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), занимает главное место в иерархии нормативных актов, ей обязаны соответствовать и не противоречить все остальные законы
(см. Конституция Российской Федерации;
— федеральные конституционные законы — это законы, перечень которых установлен Конституцией РФ, по юридической силе ниже Конституции, но выше остальных законов;
— федеральные законы;
— региональное законодательство — законы субъектов Федерации, которые обязаны соответствовать федеральному законодательству. К региональным законам относятся: конституции (уставы) субъектов Федерации (см. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации), имеющие высшую юридическую силу на территории субъекта Федерации, но ниже по юридической силе Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов; законы субъектов Федерации, которые обязаны соответствовать конституции (уставу) субъекта Федерации и федеральному законодательству.
Конституция РФ устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15). Это означает, что Конституция РФ устанавливает для международных договоров, ратифицированных Россией и действующих на территории государства, более высокую юридическую силу по сравнению с внутренними законами государства.
Помимо законов к нормативно-правовым актам относятся подзаконные (организационно-распорядительные) акты, направленные на организацию исполнения законов.
Подзаконные акты делятся на следующие виды:
— нормативные акты Президента РФ (указы и распоряжения) — акты, обладающие высшей юридической силой среди подзаконных актов;
— нормативные акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) обязаны соответствовать Конституции РФ, федеральному законодательству и нормативным актам Президента РФ;
— ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств, государственных комитетов) имеют юридическую силу ниже, чем нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ;
— региональные нормативные акты (указы, решения, распоряжения, постановления государственных органов власти субъектов Федерации) обязаны соответствовать федеральным нормативно-правовым актам (законам и подзаконным актам);
— муниципальные нормативные акты (решения органов местного самоуправления) обязаны соответствовать Конституции РФ, федеральным и региональным законам о местном самоуправлении;
— локальные нормативные акты (правила и другие предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации).
Верховенство закона означает, что все граждане РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, учреждения, предприятия и организации независимо от форм собственности обязаны в своей деятельности руководствоваться исключительно законом. Все иные нормативные и ненормативные акты должны издаваться в соответствии с законом и закону противоречить не могут. При этом установлена и действует строгая юридическая субординация: законы должны соответствовать конституции страны, подзаконные нормативные акты подчинены законам и принимаются в строгом соответствии с ними; правоприменительные акты должны соответствовать нормативным правовым актам. В случае нарушения, превышения полномочий должностным лицом судебная власть призвана обеспечивать верховенство закона.
Надзор за соблюдением принципа верховенства закона осуществляют органы прокуратуры, которые имеют право проверять нормативные акты, издаваемые органами власти и в случае выявления несоответствия опротестовывать противоречащие закону нормативные акты, обращаться в суд о признании таких актов недействительными.
Также в России действует Конституционный суд РФ (ст. 125 Конституции РФ), который разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
— федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ;
— конституций (уставов), законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
— договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
— не вступивших в силу международных договоров РФ.
На территории субъектов РФ действуют Уставные суды субъектов РФ, которые разрешают дела о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ законов и иных нормативных актов субъектов РФ.
В.В. Годин
Список литературы
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. А. Окунькова. — М.: Юристъ, 2002.
Конституционное право: учебник / отв. ред. В. В. Лазарев. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Юристъ, 2001.
Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М., 2007.
Ларин А. Ю. Конституционное (государственное) право России. — М., 2006.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
220.23 кб

О верховенстве права и правового закона

Морозов Дмитрий Георгиевич
В статье анализируются отдельные аспекты верховенства права и закона, уделяется внимание толкованию в контексте правовой системы.
Читать PDF
990.84 кб

Реализация идеи верховенства закона в современной России

Сабирова Лидия Леонидовна
Автором в статье рассматриваются вопросы становления и развития идеи верховенства закона в историческом аспекте, современные условия реализации идеи верховенства закона в Российской Федерации.
Читать PDF
242.19 кб

Приговор суда как основа обеспечения верховенства закона

Гаврицкий Александр Васильевич, Коблева Мария Мухадиновна
В статье исследуются внешние и внутренние признаки приговора. Обосновывается необходимость неукоснительного соблюдения законности и принципов уголовного процесса.
Читать PDF
393.82 кб

Верховенство закона как одна из главных задач управления государством

Мамедов Эльдар
В статье анализируются роль и место принципа верховенства закона в системе государственного управления в современных условиях.
Читать PDF
362.82 кб

Критерии верховенства закона и законности в сфере местного самоуправления

Боев Александр Александрович
Конституционная законность и ответственность местного самоуправления как состояние особой юридической правомерности выражают органическое сочетание власти, правопорядка и свободы самоуправления; единство правового пространства при
Читать PDF
189.00 кб

Теоретикоправовой анализ Конституции как основы обеспечения верховенства закона

Прокопец И. О.
Читать PDF
217.57 кб

Триада "верховенство закона, единство и укрепление законности" как формула права

Боев Александр Александрович
В статье автором рассматривается триада «верховенство закона, единство и укрепление законности» как формула права, ее основные признаки, такие как лаконично выраженное устойчивое правило правотворчества, правоприменения и правокон
Читать PDF
205.90 кб

Конституционная модель местного самоуправления: принцип верховенства закона, законности

Боев Александр Александрович
В статье анализируются особенности конституционной модели местного самоуправления, в частности принцип верховенства закона.
Читать PDF
243.70 кб

2012. 02. 005. Уайт Р. Разделение властей и верховенство законодательной власти. White R. separation

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
184.78 кб

К вопросу о соблюдении принципа верховенства закона и других принципов законности в законодательстве

Толмачева Наталья Николаевна
Читать PDF
111.65 кб

2006. 01. 050. Мерфи Д. Ф. США и верховенство закона в международных отношениях. Murphy J. F. The Un

Курбанов Т. Б.
Читать PDF
212.41 кб

2012. 04. 003. Хэндли К. «Телефонное право» и «Верховенство закона»: случай России. Hendley K. «Tele

Долгов А. Ю.
Читать PDF
205.01 кб

О принципе верховенства закона: противоречия между законами и подзаконными нормативными актами на пр

Петренко Денис Сергеевич
Рассмотрена юридическая коллизия, связанная с противоречивыми нормами законодательства, регулирующими торговлю биологически активными добавками.
Читать PDF
163.92 кб

Несколько соображений о гарантиях, присущих принципу верховенства закона, применительно к санкциям,

Дамьен Скалиа
Военные преступления относятся к числу самых тяжких. Именно поэтому международные суды и трибуналы полномочны их пресекать и наказывать лиц, которые их совершили.
Читать PDF
149.11 кб

Ориентация и инновации: теория верховенства закона при социализме с китайской спецификой с точки зре

Ни Фэй, Ли Cюй
История показывает, что принятая правительством правовая доктрина в отдельно взятой стране является идеологической основой законности в стране.