ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

Найдено 2 определения термина ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

в 1938-1990 гг. высший орган государственной власти РСФСР, в 1990-1993 гг. постоянно действовавший законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти, избиравшийся Съездом народных депутатов РСФСР (Российской Федерациии состоявший из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей. По своим полномочиям и функциям был аналогом союзного Верховного Совета в предметах ведения РСФСР. Указом Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 г. деятельность Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета прекращалась. Этим же указом были объявлены выборы в новый законодательный и представительный орган - Федеральное Собрание.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь парламентских терминов

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

высший орган государственной власти РСФСР по Конституциям 1937 и 1978 гг. После изменения названия государства (декабрь 1991 г.) - Верховный Совет Российской Федерации.

Депутаты ВС РСФСР избирались по территориальным избирательным округам сначала по норме представительства, охватывавшей определенную численность населения. В связи с ростом населения росло и число депутатов ВС РСФСР, поэтому было решено установить твердую численность ВС РСФСР. По Конституции 1978 г. он состоял из 975 депутатов.

Согласно ст. 104 Конституции, ВС РСФСР был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией РСФСР к ведению РСФСР. Его исключительными правами были: принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений, представление на утверждение ВС РСФСР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР, утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их исполнении, образование подотчетных ВС РСФСР органов. Законы РСФСР принимались либо ВС РСФСР, либо референдумом, проводимым по решению ВС РСФСР. ВС РСФСР проводил две сессии в год продолжительностью два-три дня. ВС РСФСР образовывал постоянные комиссии, которые работали в течение более длительного срока.

При конституционной реформе 27 октября 1989 г. ситуация в республике существенно изменилась. В качестве высшего органа государственной власти РСФСР был учрежден Съезд народных депутатов РСФСР, состоявший из 1068 депутатов. А ВС РСФСР определялся как орган Съезда, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР. Он формировался из числа народных депутатов РСФСР Съездом и был ему подотчетен (ст. 107).

Хотя в Конституции по-прежнему говорилось, что очередные сессии ВС РСФСР проводятся два раза в год, работать он стал постоянно - каждая сессия длилась по 3-4 месяца. Постепенно ВС РСФСР приобретал черты, характерные для парламента государства. Изменилась внутренняя структура ВС РСФСР - он стал двухпалатным. Совет Республики и Совет Национальностей равны по своему численному составу и равноправны. Численный состав палат исходил из параметров Совета Национальностей: в него входили 3 депутата от каждой автономной республики, 1 депутат от каждой автономной области и каждого автономного округа (всего от автономий - 63) и 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Таким образом, Совет Национальностей, как и Совет Республики, включал 126 депутатов. Вместе с Председателем ВС РСФСР, его первым заместителем и тремя заместителями ВС РСФСР состоял из 257 депутатов. Это позволило организовать работу депутатов на постоянной профессиональной основе.

ВС РСФСР стал основным законодательным органом, хотя отдельные законы принимал также и Съезд народных депутатов. ВС РСФСР также утверждал государственные планы экономического и социального развития РФ, государственный бюджет РФ и отчеты об их выполнении, осуществлял функции контроля в отношении других государственных органов. Вначале ВС РСФСР назначал Председателя Совета Министров РСФСР (утверждаемого Съездом), по предложению Председателя утверждал состав Правительства. С учреждением поста Президента у ВС РСФСР сохранилось право давать согласие на назначение Председателя Совета Министров.

Съезд и ВС РСФСР вели постоянную борьбу с Президентом РФ за усиление своих позиций, особенно в части формирования исполнительных органов и контроля за их деятельностью. В декабре 1992 г. в Конституции было установлено, что Верховный Совет РФ дает согласие на назначение не только Председателя Правительства, но и министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, безопасности. Закреплялась подотчетность Правительства не только Президенту, но и Съезду народных депутатов и Верховному Совету РФ. 21 сентября 1993 г. Президент прекратил деятельность Съезда и Верховного Совета.

По Конституции 1993 г. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ вообще не предусмотрены.

Парламентом РФ стало Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. (С. А.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь конституционного права

Найдено схем по теме ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР — 0

Найдено научныех статей по теме ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР — 0

Найдено книг по теме ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР — 0

Найдено презентаций по теме ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР — 0

Найдено рефератов по теме ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР — 0