ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. B.C. РФ, являясь высшей судебной инстанцией, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции. В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - и в качестве суда первой инстанции (дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; дела о преступлениях, в совершении которых в установленных законом случаях обвиняется военный судья, иные судьи федеральных судов, и др.); изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства; имеет право законодательной инициативы и право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ применяемых судами нормативных правовых актов; является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, (областным) судам, иным судам субъектов РФ. В состав B.C. РФ входят Председатель, его заместители, председатели судебных составов, судьи B.C. Председатель организует работу по изучению и обобщению судебной практики, созывает Пленум и Президиум B.C. РФ и председательствует на их заседаниях, вносит представления по вопросам, требующим толкования, руководит организацией работы судебных коллегий и т.п.
В составе B.C. РФ действуют три судебные коллегии: по гражданским делам, по уголовным делам и военная коллегия. Судебные коллегии рассматривают (по своему профилю) в качестве первой инстанции дела особой важности. Кроме того, Они выступают в качестве кассационной и надзорной инстанций по отношению ко всем судам общей юрисдикции. Решения судебных коллегий могут быть обжалованы в Президиум B.C. РФ. Высшей судебной инстанцией является Пленум B.C. РФ, в который входят: Председатель B.C. РФ, его заместители и члены B.C. РФ (всего численный состав B.C. РФ - 100 судей). В работе Пленума участвует Министр юстиции РФ и Генеральный прокурор (участие последнего обязательно).
(И.К.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Верховный Суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами. Верховный Суд РФ:
- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций;
- рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
- рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- осуществляет принадлежащее ему право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения;
- в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;
- обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов,иных нормативных правовых актов и договоров, а также с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
- разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
- публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
высший судебный орган России по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ, ч. 1, 2, 5 ст. 19 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
Предметом судебного надзора могут быть только акты, принимаемые судами, но не какимилибо иными государственными органами и должностными лицами. Это следует из положений Конституции РФ и ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», наделяющих суды полномочиями по надзору только за деятельностью соответствующих судов (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2003 г., утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 г.).
Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск (ст. 19 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
Согласно ст. 27 ГПК РФ в качестве суда первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает гражданские дела:
1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ (с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 г. № 1П);
2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; 20
5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
7) о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ.
См. Федеральные суды общей юрисдикции.

Источник: Толковый словарь гражданского процесса.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в соответствии со ст. 126 Конституции РФ В.С.Р.Ф .является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Приведенная характеристика В.С.Р.Ф. дана статьей 126 Конституции в редакции, введенной конституционной поправкой от 5 февраля 2014 г. Напомним, что до этого в России были два высших судебных органа – Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Указанной конституционной реформой высшие суды были объединены. Фактически можно говорить о ликвидации Высшего Арбитражного Суда РФ и передаче его полномочий Верховному Суду РФ. Соответственно из Конституции исключена статья 127, посвящавшаяся Высшему Арбитражному Суду РФ.
Отдельные аспекты статуса Верховного Суда отражает Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями) «О судебной системе Российской Федерации». Специальным тематическим нормативным правовым актом, посвященным В.С.Р.Ф., является Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. «О Верховном Суде Российской Федерации» (ред. от 4 ноября 2014 г.).
В дополнение к конституционным положениям Закон от 5 февраля 2014 г. определяет (ст. 2), что В.С.Р.Ф. осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. В.С.Р.Ф. рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Весьма широко в названном Законе перечислены полномочия В.С.Р.Ф. по административным делам. В ч. 2 ст. 4 записано, что В.С.Р.Ф. рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
– об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
– об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ;
– об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
– об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд РФ предусмотрено федеральным законом;
– об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
– о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
– о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов РФ;
– об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
– об отмене регистрации кандидата на должность Президента РФ, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
– о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума РФ, инициативной агитационной группы;
– о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
– по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со статьей 85 Конституции РФ;
– о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.
Согласно ч. 5 ст. 2 В.С.Р.Ф. рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 2 Закона от 5 февраля 2014 г. Верховный Суд РФ осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции РФ право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства РФ по вопросам своего ведения.
В ч. 7 ст. 2 Закона от 5 февраля 2014 г. определено, что Верховный Суд РФ:
1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;
2) обращается в Конституционный Суд РФ в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции РФ с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
3) выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания РФ обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
4) принимает в соответствии с Уголовнопроцессуальным кодексом РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ;
6) публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Закон от 5 февраля 2014 г. содержит в ч. 8 ст. 2 очень важное положение: полномочия В.С.Р.Ф., установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Состав В.С.Р.Ф. определен статьей 3 указанного Закона. В.С.Р.Ф. состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации. В.С.Р.Ф. действует в следующем составе:
1) Пленум Верховного Суда РФ;
2) Президиум Верховного Суда РФ;
3) Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ – в качестве судебной коллегии Верховного Суда РФ;
4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ;
5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;
6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;
7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ;
8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ;
9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ – в качестве судебной коллегии Верховного Суда РФ.
Судьи В.С.Р.Ф. назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав В.С.Р.Ф. входят: Председатель В.С.Р.Ф.; первый заместитель Председателя В.С.Р.Ф.; заместители Председателя В.С.Р.Ф. – председатели судебных коллегий В.С.Р.Ф.; председатель Апелляционной коллегии В.С.Р.Ф. и заместитель председателя Апелляционной коллегии В.С.Р.Ф.; судьи судебных коллегий В.С.Р.Ф.
Пленум В.С.Р.Ф. действует в составе Председателя В.С.Р.Ф., первого заместителя Председателя В.С.Р.Ф, заместителей Председателя В.С.Р.Ф. – председателей судебных коллегий В.С.Р.Ф., судей Верховного Суда РФ.
В заседаниях Пленума В.С.Р.Ф. по приглашению Председателя В.С.Р.Ф. вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, их заместители, судьи Конституционного Суда РФ, судьи иных судов и другие лица.
Пленум В.С.Р.Ф.: рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ; решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции РФ принадлежащего В.С.Р.Ф. права законодательной инициативы по вопросам своего ведения; обращается с запросами в Конституционный Суд РФ в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции РФ; 4) избирает по представлению Председателя В.С.Р.Ф. секретаря Пленума В.С.Р.Ф. из числа судей В.С.Р.Ф. на трехлетний срок (один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума В.С.Р.Ф. неоднократно); утверждает составы судебных коллегий В.С.Р.Ф. и переводы судей из одной судебной коллегии в другую; избирает по представлению Председателя В.С.Р.Ф. судей Апелляционной коллегии В.С.Р.Ф. из числа судей судебных коллегий В.С.Р.Ф.; избирает по представлению Председателя В.С.Р.Ф. судей Дисциплинарной коллегии В.С.Р.Ф. из числа судей судебных коллегий В.С.Р.Ф.; утверждает в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей В.С.Р.Ф., принимающей в соответствии с Уголовнопроцессуальным кодексом РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; утверждает по представлению председателя соответствующего суда персональный состав президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, Суда по интеллектуальным правам; заслушивает сообщения о работе Президиума В.С.Р.Ф., отчеты заместителей Председателя В.С.Р.Ф. – председателей судебных коллегий В.С.Р.Ф., заместителя Председателя В.С.Р.Ф. – председателя Дисциплинарной коллегии В.С.Р.Ф. и председателя Апелляционной коллегии В.С.Р.Ф. о деятельности соответствующих судебных коллегий В.С.Р.Ф.; утверждает по представлению Председателя В.С.Р.Ф. состав Научноконсультативного совета при В.С.Р.Ф. и положение о нем; ежегодно представляет по предложению Председателя В.С.Р.Ф. на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) коллегии (коллегий) судей В.С.Р.Ф., принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, судьи В.С.Р.Ф., судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, Суда по интеллектуальным правам, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»; утверждает Регламент В.С.Р.Ф.; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
В состав Президиума В.С.Р.Ф. входят Председатель В.С.Р.Ф., заместители Председателя В.С.Р.Ф. и судьи В.С.Р.Ф. Председатель и заместители Председателя входят в состав Президиума В.С.Р.Ф. по должности. Члены Президиума из числа судей В.С.Р.Ф. утверждаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на предложении Председателя В.С.Р.Ф., и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ в количественном составе, определяемом Регламентом В.С.Р.Ф.
Президиум В.С.Р.Ф.: в соответствии с процессуальным законодательством РФ и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий В.С.Р.Ф., судебных составов этих коллегий и аппарата В.С.Р.Ф.; утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей В.С.Р.Ф., судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; утверждает положение об аппарате В.С.Р.Ф., его структуру и штатное расписание; возлагает исполнение обязанностей Председателя В.С.Р.Ф. на одного из заместителей Председателя В.С.Р.Ф. в случае отсутствия Председателя; рассматривает отдельные вопросы судебной практики; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Апелляционная коллегия В.С.Р.Ф. действует в составе председателя Апелляционной коллегии, заместителя председателя и десяти членов этой коллегии из числа судей В.С.Р.Ф., избираемых Пленумом В.С.Р.Ф. по представлению Председателя В.С.Р.Ф. сроком на пять лет. Данная коллегия: рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные В.С.Р.Ф., решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями В.С.Р.Ф.; рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Судебные коллегии В.С.Р.Ф. формируются в составе заместителей Председателя В.С.Р.Ф. – председателей судебных коллегий В.С.Р.Ф. и судей этих коллегий. Председатель В.С.Р.Ф. в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии В.С.Р.Ф. В судебных коллегиях В.С.Р.Ф. формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии. Судебные составы судебных коллегий формируются Председателем В.С.Р.Ф. сроком на три года.
Судебные коллегии В.С.Р.Ф.: рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности
В.С.Р.Ф.; рассматривают дела в апелляционном и кассационном порядке; обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Дисциплинарная коллегия В.С.Р.Ф. рассматривает дела: по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя В.С.Р.Ф. о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о наложении дисциплинарных взысканий на судей; по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о результатах квалификационной аттестации судей.
Дисциплинарная коллегия В.С.Р.Ф. действует в составе заместителя Председателя В.С.Р.Ф. – председателя данной коллегии и шести членов коллегии из числа судей В.С.Р.Ф., избираемых Пленумом В.С.Р.Ф. сроком на три года по представлению Председателя В.С.Р.Ф. тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.
Председатель В.С.Р.Ф. назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя В.С.Р.Ф. неоднократно. На Председателя В.С.Р.Ф. не распространяется установленный законодательство предельный возраст пребывания в должности судьи (т. е. 70 лет – С.А.).
Председатель В.С.Р.Ф. наряду с осуществлением полномочий судьи В.С.Р.Ф. и процессуальных полномочий, установленных для Председателя В.С.Р.Ф., осуществляет ряд организационных функций: обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности В.С.Р.Ф., системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; созывает Пленум и Президиум В.С.Р.Ф. и председательствует в их заседаниях; представляет Президенту РФ кандидатов для представления в Совет Федерации для назначения в установленном порядке на должность судьи В.С.Р.Ф., первого заместителя и заместителей Председателя В.С.Р.Ф. – председателей судебных коллегий В.С.Р.Ф., председателя и заместителя председателя Апелляционной коллегии В.С.Р.Ф.; представляет Президенту РФ кандидатуры судей В.С.Р.Ф. для назначения на должность члена Президиума В.С.Р.Ф.; представляет Президенту РФ кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей федеральных судов, в том числе на должности председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, Суда по интеллектуальным правам; представляет на утверждение Президента РФ предложения о численности президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, президиумов военных судов, президиумов арбитражных судов округов, президиумов арбитражных апелляционных судов, президиумов арбитражных судов субъектов РФ, Суда по интеллектуальным правам; вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации судей В.С.Р.Ф., а также о приостановлении или прекращении их полномочий; вносит в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представления о квалификационной аттестации всех перечисленных выше руководителей судов, о приостановлении или прекращении их полномочий; назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при В.С.Р.Ф. с согласия Совета судей РФ; назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального директора Судебного департамента по представлению Генерального директора; утверждает членов коллегии Судебного департамента при В.С.Р.Ф.; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата В.С.Р.Ф. и др.
В соответствии с Законом (ст. 18) в В.С.Р.Ф. действуют органы судейского сообщества: общее собрание судей В.С.Р.Ф. и Совет судей В.С.Р.Ф., полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей В.С.Р.Ф.
Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при В.С.Р.Ф. действует Научноконсультативный совет, состав которого утверждается Пленумом В.С.Р.Ф. Организация и порядок деятельности Научноконсультативного совета при В.С.Р.Ф. определяются положением о нем, утверждаемым Пленумом В.С.Р.Ф.
Печатным органом В.С.Р.Ф. является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации».
Согласно ст. 21 Закона «Гражданскоправовой статус Верховного Суда Российской Федерации» В.С.Р.Ф. обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться от имени РФ закрепленным за ним федеральным имуществом, правом выступать от имени РФ в соответствии с законодательством РФ учредителем федеральных государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных В.С.Р.Ф. Он имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
В соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» местом постоянного пребывания В.С.Р.Ф. является город СанктПетербург. Однако в ст. 23 данного Закона определено, что дата начала осуществления В.С.Р.Ф. своих полномочий в городе СанктПетербурге устанавливается Президентом РФ по согласованию с В.С.Р.Ф. До наступления указанной даты В.С.Р.Ф. осуществляет свои полномочия в городе Москве.
Кроме того, в ч. 2 ст. 22 записано: в целях обеспечения постоянной связи В.С.Р.Ф. с иными органами государственной власти Российской Федерации в городе Москве, содействия в осуществлении В.С.Р.Ф. своих полномочий создается представительство В.С.Р.Ф. в городе Москве.
ВЕТО – средство воздействия верхней палаты парламента на нижнюю палату или главы государства (монарха, президента) на парламент, применяемое в законодательном процессе. Суть в. состоит в отказе верхней палаты или главы государства одобрить закон (законопроект), принятый соответственно нижней палатой, парламентом.
Применительно к главе государства в науке конституционного права принято различать абсолютное в. и относительное в.
Абсолютное (или резолютивное) в. – это такой отказ главы государства одобрить закон (законопроект), который не может быть преодолен парламентом, т. е. он является окончательным. Исследователи отмечают, что абсолютное в. президента сегодня практически не применяется, хотя формально принадлежит, например, монархам Великобритании, Бельгии.
Относительное (или отлагательное) в. – это право главы государства отклонить закон, переданный ему парламентом для подписания и обнародования. Мотивами в. являются обычно, по мнению главы, противоречие закона конституции, его несовершенство как правового документа, несогласованность с иными законами, необоснованность регулирования соответствующих отношений законом, материальная и организационная необеспеченность выполнения закона, несоблюдение парламентом установленной процедуры рассмотрения и принятия закон. Многие парламентарии и исследователи считают, что основанием отклонения главой государства закона должно быть только его противоречие конституции или нарушение порядка принятия закона.
Отказ главы подписать и опубликовать закон, принятый парламентом, может быть преодолен голосованием, проводимым по итогам повторного обсуждения закона в парламенте, его палатах, при этом может требоваться в одних странах простое (например, Италия, Венгрия и др.), в других – квалифицированное (например, США, РФ и др.) большинство голосов членов парламента (его палат) от общего их числа.
В США есть возможность, которую исследователи окрестили «карманным в.» Президента – если до перерыва сессии Конгресса остается менее 10 дней, которые отводятся Президенту для подписания законопроекта, Президент может оставить его неподписанным, и тогда Конгресс принимает этот законопроект на следующей сессии.
В некоторых странах (например, Франция, Казахстан) у президента есть право так называемого выборочного в., когда он накладывает в. на отдельные статьи и положения законопроекта.
Отказ верхней палаты в одобрении закона (законопроекта), принятого нижней палатой, также является разновидностью относительного в. – закон (законопроект) может быть повторно рассмотрен нижней палатой и принят в прежней редакции квалифицированным числом голосов, тем самым решение верхней палаты преодолевается.
В Российской Федерации право относительного в. принадлежит Совету Федерации Федерального Собрания РФ. Совет Федерации может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ). Палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей об общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 5 ст. 105).
Право относительного в. принадлежит в Российской Федерации и Президенту РФ. Получив принятый федеральный закон, он в течение 14 дней подписывает и обнародует его. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации могут снять акт с рассмотрения, однако вправе и вновь рассмотреть федеральный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов в каждой из палат, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).
Как правило, понятия «вето», «абсолютное вето», «относительное вето» и др. являются категориями науки конституционного права и далеко не всегда включаются в законодательные акты. В частности, как термины они не упоминаются в Конституции РФ.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
324.05 кб

К вопросу о создании единого верховного суда в Российской Федерации

Пластинина Елена Вениаминовна
Важным событием 2014 года стало создание на территории Российской Федерации единого Верховного Суда вследствие объединения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Читать PDF
565.28 кб

К вопросу о создании единого Верховного суда в Российской Федерации

Пластинина Е.В.
Важным событием 2014 года стало создание на территории Российской Федерации Единого Верховного суда вследствие объединения Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации.
Читать PDF
415.32 кб

СУДЕЙСКОЕ УСМОТРЕНИЕ В РЕШЕНИЯХ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Маслов Вилли Андреевич
Читать PDF
181.81 кб

Новый закон о Верховном Суде Российской Федерации:несколько замечаний

Быков Виктор Михайлович, Манова Нина Сергеевна
В статье рассматриваются некоторые положения нового Конституционного закона № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; высказывается ряд предложений относительно компетенции и полномочий судей Верховного Суда РФ; обосновывае
Читать PDF
209.11 кб

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В КОНЦЕПЦИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Афанасьева Татьяна Ивановна, Чиров Алексей Сергеевич
Проблемы недостаточной популярности и доступности примирительных процедур по правовым спорам в России обсуждаются давно в научных и практических кругах юридического сообщества.
Читать PDF
311.14 кб

Пленум Верховного суда Российской Федерации 2012 г. О наследовании по закону

Мельникова Марина Петровна
Статья посвящена некоторым вопросам наследования по закону по Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации
Читать PDF
32.60 кб

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2008 г. № кас08-309

Читать PDF
48.24 кб

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28. 09. 2010 № 22

О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г.
Читать PDF
47.01 кб

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2008 г. № гкпи07-1022

Читать PDF
837.88 кб

К ВОПРОСУ О РАЗРЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ ВЕРХОВНЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исамагомедов Абдулкадыр Магомедович, Маметов Тагир Азизулаевич
В данной статье рассматриваются реформы, прошедшие в судебной системе Российской Федераци.
Читать PDF
54.28 кб

Определение Верховного суда Российской Федерации от 14 июня 2007 года № кас07 243

Читать PDF
41.61 кб

Решение Верховного суда Российской Федерации от 11 октября 2010 года № гкпи10-824

Читать PDF
50.74 кб

Определение Верховного суда Российской Федерации от 2 сентября 2008 г. № кас08-457

Читать PDF
52.96 кб

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2007 года № гкпи078936

Читать PDF
53.28 кб

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2007 года № кас078566