ВЕТО

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Вето
в Древнем Риме право плебейского трибуна отменять распоряжения любого магистрата, кроме диктатора.

Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Вето
запрет, налагаемый на то или иное решение управомоченным органом или должностным лицом. Различают абсолютное вето и отлагательное вето.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

ВЕТО
отказ главы государства Президента РФ одобрить закон (законопроект), принятый, соответственно, Федеральным Собранием — парламентом страны.

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

Вето
запрет или ограничение действий, налагаемый специально уполномоченным лицом. Сходным эффектом обладает использование «золотой акции» (см.). От лат. veto — запрещать.

Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.

Вето
право главы муниципального образования отклонить (по предусмотренным в нормативно-правовых актах основаниям) и возвратить муниципальный правовой акт представительному органу местного самоуправления для повторного рассмотрения. Правом вето пользуется глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

ВЕТО
лат. veto - запрещаю) В государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа. Институт вето возник в Древнем Риме. В современных государствах право вето обычно предоставляется главе государства в отношении законов, принятых парламентом.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Вето
(veto, запрещать, «Я запретил это!») — в Древнем Риме право плебейского трибуна отменять распоряжения любого магистрата, кроме диктатора; сейчас это право высшего должностного лица государства (его главы) наложения запрета на принятие законопроекта, принятого высшим законодательным органом государства или на решения любых иных должностных лиц.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Вето
запрет, налагаемый на то или иное решение управомоченным органом или должностным лицом. Различают абсолютное вето и отлагательное вето. Становление режима парламентаризма и цивилизованных государственных форм обусловливает предпочтение отлагательного вето. Однако встречается абсолютное вето, например, со стороны постоянных членов Совета Безопасности ООН при обсуждении непроцедурных вопросов.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ВЕТО
от лат. "veto" - запрещать) - отказ главы государства утвердить принятый парламентом закон, который нельзя преодолеть (абсолютное, или резолютивное, вето) либо который может быть преодолен (относительное, или суспензивное, вето). В международном праве В. - это право постоянного члена Совета Безопасности ООН запрещать принятие решения, с которым он не согласен. В. непосредственно связано с процедурой обнародования, является ее своеобразной альтернативой. Применяя право В., глава государства предлагает парламенту вновь вернуться к обсуждению законопроекта и проголосовать за него. Предоставление главе государства права опротестовывать отдельные статьи закона, принятого парламентом, одобряя его в целом, именуется выборочным, или частичным, В. В отличие от него, общее В. предполагает отклонение или приостановление всего закона.
(Г.И.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Вето
1) в государственном праве или международных отношениях имеет значение запрета; 2) право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в силу. Глава государства, получив закон для промульгации, может отказаться подписать его и возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Парламент может либо согласиться с возражениями главы государства, либо отклонить их, приняв закон в первоначальной редакции. Как правило, для преодоления вето главы государства требуется квалифицированное большинство голосов депутатов или применение особой законодательной процедуры; 3) правом вето в отдельных странах обладают и главные должностные лица органов местного самоуправления (муниципалитетов). К примеру, в Германии в ряде случаев бургомистр (мэр) правомочен наложить вето на решение представительного органа муниципалитета – городского совета.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ВЕТО
лат. veto - запрещаю) - акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения к.-л. органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать В. на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) В., когда принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное или суспенсивное) В., когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять его вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в РФ и США - 2/3, голосов каждой палаты). Различаются также общее и частичное (выборочное) В. Первое означает возможность отклонения акта в целом, второе - также и отдельных частей или статей.

Источник: Большой юридический словарь

Вето
это акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решений представительных органов. Существует два вида вето: это абсолютное и отлагательное. Вето считается абсолютным в том случае, когда глава государства, отказываясь от утверждения законопроекта, тем самым окончательно отклоняет его. Абсолютное вето по преимуществу принадлежит монархам. Вето называется отлагательным (суспензивным), если глава государства отказывается утверждать законопроект, возвращает его парламенту для нового рассмотрения, и законопроект, принятый вновь с соблюдением указанных в Конституции условий, становится законом. Цель президентского вето заключается в том, чтобы дать Президенту возможность воспрепятствовать вступлению в силу закона, в котором имеются неприемлемые, с точки зрения Президента, положения. В Российской Федерации предусматривается отлагательное вето Президента: при отклонении им законопроекта Федеральное Собрание либо преодолевает вето квалифицированным большинством голосов депутатов обеих палат парламента, либо соглашается с поправками и предложениями главы государства.

Источник: Большой юридический словарь

ВЕТО
лат. veto - запрещаю) - 1) устный или письменный запрет, наложенный на к.-л. решение уполномоченным на то органом или лицом; в праве - безусловный или условно ограниченный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого; 2) в современный государствах - акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения к.-л. органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать В. на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) В., когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное или суспенсивное) В.. когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в РФ и США - 2/3 голосов каждой палаты). Различаются т.ж. общее и частичное (выборочное) В. Первое означает возможность отклонения только всего акта в целом, второе может быть наложено т.ж. и на отдельные части или статьи к.-л. акта.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ВЕТО
от лат. veto - запрещаю- в отношении парламентов право главы государства (президента или монархаили главы субъекта федерации не подписывать закон, принятый парламентом, и возвращать его парламенту для нового рассмотрения. В этом качестве вето представляет собой важный элемент «системы сдержек и противовесов». Правом вето обладает подавляющее большинство глав современных государств, однако эффективность вето существенно различается. Абсолютное вето, которое вообще невозможно преодолеть, в условиях демократии не используется, но и отлагательное (относительное вето может быть разным. «Сильным» вето является в том случае, если для его преодоления требуется не простое большинство голосов депутатов парламента, а квалифицированное (2/3 или 3/4). Нередко расстановка сил в парламенте такова, что какая)то партия (или коалиция имеет в своем составе более половины, но менее 2/3 депутатов, тогда глава государства получает мощный рычаг воздействия на законодательство. Если же принятый парламентом закон получил поддержку подавляющего большинства депутатов, то даже «сильное» право вето мало что дает президенту. «Слабое» вето предполагает, что парламент может преодолеть его относительно легко, приняв данный закон еще раз тем же простым большинством голосов. Фактически «слабое» вето имеет значение лишь тогда, когда оно дает возможность главе государства замедлить («притормозить»принятие решения, с которым он не согласен.

Источник: Словарь парламентских терминов

ВЕТО
лат. veto – запрещаю) – в буржуазных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения какого-либо органа. В буржуазном государственном праве особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства (королю, президенту) право налагать В. на законы, принятые парламентом (см.). Как правило, право В. используется главой буржуазного государства в случаях, когда парламент вынужден под давлением масс принять неугодный буржуазии закон. В эпоху империализма это право используется финансовой олигархией в борьбе против демократических свобод, за установление фашистской диктатуры.
Различают абсолютное (или резолютивное) В., когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное, или суспенсивное) В., когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием. Фактически и в тех странах, где главе государства предоставлено право лишь относительного В., буржуазный парламент, будучи сам орудием реакции, далеко не всегда использует свое право вторичного рассмотрения закона, отклоненного президентом. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде буржуазных парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в США – 2/3 голосов каждой палаты).

Источник: Советский юридический словарь

Вето
(лат. запрещаю). Право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в силу. Глава государства, получив закон для промульгации (см.), может отказаться подписать его и возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Парламент может либо согласиться с возражениями главы государства, либо отклонить их, приняв закон в первоначальной редакции. Как правило, для преодоления вето главы государства требуется квалифицированное большинство голосов депутатов или применение особой законодательной процедуры. В странах с монархической формой правления сохранилось (но почти не применяется) абсолютное вето, при котором парламент не вправе вернуться к закону, отклоненному главой государства. Президентское вето — один из элементов системы сдержек и противовесов, реализующей принцип разделения властей. Конституция РФ 1993г. наделяет Президента правом отклонить принятый Федеральным Собранием закон и вернуть его на новое рассмотрение с указанием мотивов такого решения. Федеральное Собрание может согласиться с Президентом, изменить закон или вообще отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов: не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Подтвержденный таким образом закон в первоначальной редакции подлежит подписанию и обнародованию Президентом в течение семи дней. Если Государственная Дума, преодолевая вето, внесла в закон изменения, то он рассматривается Советом Федерации как вновь принятый. Что касается федеральных конституционных законов, то статья 108 Конституции не предусматривает права Президента вернуть такой закон на новое рассмотрение. Такое право не имело бы смысла, поскольку для преодоления вето Федеральному Собранию требуется менее сложное квалифицированное большинство голосов, чем для принятия такого закона. От права вето следует отличать возвращение Президентом РФ в палаты парламента полученного от них на подписание закона “без рассмотрения”, что возможно в случае нарушения в процессе принятия такого закона конституционных требований (например, отсутствие Заключения Правительства РФ при принятии финансовых законов). Право вето существует и на уровне субъектов федерации в отношении их законодательства. Таким правом обладают главы исполнительной власти в субъектах федерации.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ВЕТО
лат. veto - запрещаю)- в современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения какого-либо органа. Наибольшее значение имеет В. как средство воздействия верхней палаты парламента на нижнюю или главы государства (монарха, президента) - на парламент, применяемое в законодательном процессе. Суть В. состоит в отказе верхней палаты или главы государства одобрить закон (законопроект), принятый соответственно нижней палатой, парламентом.
Применительно к главе государства в науке конституционного права принято различать абсолютное и относительное В. Абсолютное (или резолютивное) В. такой отказ главы государства одобрить закон (законопроект), который не может быть преодолен парламентом. Абсолютное В. президента сегодня практически не применяется, хотя формально принадлежит, например, монархам Великобритании, Бельгии.
Относительное (или отлагательное) В. - право главы государства отклонить закон, переданный ему парламентом для подписания и обнародования. Мотивами В. являются обычно противоречие закона конституции, его несовершенство как правового документа, несогласованность с иными законами, необоснованность регулирования соответствующих отношений законом, материальная и организационная необеспеченность выполнения закона, несоблюдение парламентом установленной процедуры рассмотрения и принятия закона.
Отказ главы подписать и опубликовать закон, принятый парламентом, может быть преодолен голосованием, проводимым по итогам повторного обсуждения закона в парламенте, его палатах; при этом может требоваться в одних странах простое (например, Италия, Венгрия и др.), в других - квалифицированное (например, США, РФ и др.) большинство голосов членов парламента (его палат) от общего их числа.
В США действует так называемое «карманное В.» президента - если до перерыва сессии Конгресса остается менее 10 дней, которые отводятся президенту для подписания законопроекта, президент может оставить его неподписанным, и тогда Конгресс принимает этот законопроект на следующей сессии.
В некоторых странах (например, Франция, Казахстан) у президента есть право так называемого выборочного В., когда он накладывает В. на отдельные статьи и положения законопроекта.
В РФ право относительного В. принадлежит СФ. Он может отклонить ФЗ, принятый ГД. Палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в ГД.
Право относительного В. принадлежит и Президенту РФ. Получив принятый ФЗ, он в течение 14 дней подписывает и обнародует его. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то ГД и СФ вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.
Как правило, понятия «В.». «абсолютное В.», «относительное В.» и др.являются категориями науки конституционного права и далеко не всегда включаются в законодательные акты. В частности, они не включены в терминологию Конституции РФ.

Источник: Энциклопедия юриста

ВЕТО
право главы государства (главы администрации субъекта Федерации в некоторых федеративных государствах) не согласиться с законом, принятым парламентом (легислатурой субъекта Федерации). Правом В. в отношении законодательства субъектов Федерации могут обладать главы исполнительной власти данных субъектов (в США таким полномочием наделены губернаторы всех штатов за исключением Северной Каролины, в России — президенты республик в составе РФ, а также главы исполнительной власти иных субъектов Федерации). В демократических государствах В. является важным элементом системы сдержек и противовесов, реализующей принцип разделения властей. Такого права лишены, например, монархи в Японии и Швеции, которые полностью отстранены от участия в законотворческой деятельности парламента. Различают две формы В.: абсолютное и относительное (отлагательное). Абсолютное В. означает, что отказ главы государства одобрить соответствующий закон является окончательным и не может быть преодолен. В современную эпоху абсолютное В. практически не применяется, хотя формально и не исключается конституционным правом ряда монархических государств. Весьма близким по своим практическим результатам к абсолютному В. является право президента Индии отклонять законодательные акты легислатур штатов, которые в соответствии с конституцией страны могут быть зарезервированы для его рассмотрения губернатором того или иного штата. Аналогичным правом обладает генерал- губернатор Канады применительно к законодательным актам провинций. Отлагательное В. наделяет главу государства правом вернуть переданный ему закон для повторного обсуждения в парламенте. Как правило, устанавливается срок, в течение которого он должен одобрить или отклонить переданный ему закон (10 дней в США, 14 — в России, 15 — во Франции). В. обычно преодолевается простым (Греция, Италия, Венгрия, Индия) либо квалифицированным (США, России, Чехия) большинством голосов членов парламента. В США используется т.н. карманное В.: если до окончания сессии Конгресса США остается менее 10 дней, предусмотренных конституцией для подписания закона президентом, последний может продержать у себя закон до закрытия сессии, не вынося по нему никакого решения. В таком случае Конгресс должен повторно принять указанный закон на следующей сессии. В. чаще всего распространяется на закон в целом. В ряде стран (Франция, Мексика, Филиппины) применяется «выборочное» В., налагаемое главой государства на отдельные статьи и положения законов. Президент РФ обладает правом отлагательного В. по отношению к законам, принимаемым Федеральным Собранием, и может вернуть соответствующий закон на повторное рассмотрение с указанием мотивов такого решения. Для преодоления президентского В. Федеральное Собрание должно принять закон квалифицированным большинством голосов: не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и общего числа членов Совета Федерации. Подтвержденный таким образом в первоначальной редакции закон подлежит подписанию и обнародованию главой государства в течение семи дней. Если, преодолевая В., Государственная Дума внесла в закон какие-либо изменения, то он рассматривается Советом Федерации как вновь принятый. Президентом не могут быть отклонены федеральные конституционные законы, принимаемые квалифицированным большинством членов палат Федерального Собрания (не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы). Право В. на такие законы лишено смысла, поскольку для преодоления В. Федеральному Собранию требуется менее сложное квалифицированное большинство голосов, чем для принятия этих законов. А.И. Черкасов

Источник: Юридическая энциклопедия

ВЕТО
отказ верхней палаты или главы государства одобрить закон (законопроект), принятый соответственно нижней палатой или парламентом. По сути, это средство воздействия верхней палаты парламента на нижнюю или главы государства (монарха, президента) на парламент, применяемое в законодательном процессе.
Применительно к главе государства в науке конституционного права принято различать абсолютное В. и относительное В. Абсолютное (или резолютивное) В. - это такой отказ главы государства одобрить закон (законопроект), который не может быть преодолен парламентом, т. е. он является окончательным. Исследователи отмечают, что абсолютное В. президента сегодня практически не применяется, хотя формально принадлежит, например, монархам Великобритании, Бельгии. Относительное (или отлагательное) В. - это право главы государства отклонить закон, переданный ему парламентом для подписания и обнародования. Мотивами В. являются обычно, по мнению главы, противоречие закона Конституции, его несовершенство как правового документа, несогласованность с иными законами, необоснованность регулирования соответствующих отношений законом, материальная и организационная необеспеченность выполнения закона, несоблюдение парламентом установленной процедуры рассмотрения и принятия закона. Многие парламентарии и исследователи считают, что основанием отклонения главой государства закона могут быть только его противоречие конституции или нарушение порядка принятия закона.
Отказ главы подписать и опубликовать закон, принятый парламентом, может быть преодолен голосованием, проводимым по итогам повторного обсуждения закона в парламенте, его палатах, при этом может потребоваться в одних странах простое (например, Италия, Венгрия), в других - квалифицированное (например, США, РФ) большинство голосов членов парламента (его палат) от общего их числа.
В США есть возможность, которую исследователи окрестили "карманным вето" Президента: если до перерыва сессии Конгресса остается менее 10 дней, которые отводятся Президенту для подписания законопроекта, а Президент оставил его неподписанным, Конгресс принимает этот законопроект на следующей сессии.
В некоторых странах (например, Франция, Казахстан) у Президента есть право так называемого выборочного В., когда он накладывает В. на отдельные статьи и положения законопроекта.
Отказ верхней палаты в одобрении закона (законопроекта), принятого нижней палатой, также является разновидностью относительного В.: закон (законопроект) может быть повторно рассмотрен нижней палатой и принят квалифицированным большинством голосов - тем самым решение верхней палаты преодолевается.
В Российской Федерации право относительного В. принадлежит Совету Федерации Федерального Собрания РФ. Совет Федерации может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. Палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Право относительного В. принадлежит в Российской Федерации и Президенту РФ. Получив принятый федеральный закон, он в течение 14 дней подписывает и обнародует его. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают федеральный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов в каждой из палат, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.
Как правило, понятия "вето", "абсолютное вето", "относительное вето" и др. являются категориями науки конституционного права и далеко не всегда включаются в законодательные акты. В частности, как термины они не упоминаются в Конституции РФ. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
238.25 кб

Вето в правотворчестве органов местного самоуправления

Иванов Д. В.
Читать PDF
473.17 кб

Вето Президента России в федеральном законодательном процессе

Ширяев Юрий Егорович
Читать PDF
149.06 кб

Право вето Президента Российской Федерации: проблемы реализации

Палыгина Екатерина Алексеевна
В статье раскрывается понятие, место и роль права вето в российском законодательном процессе.
Читать PDF
90.90 кб

Петиционный референдум и «Народное вето» как демократические механизмы правотворчества

Марандян Руслан Рафикович
Читать PDF
289.86 кб

Право вето губернатора как проявление его контрольных функций по отношению к законодательному (предс

Лобанов Иван Васильевич
В статье говорится о возможности губернатора субъекта Российской Федерации наложить вето на принятый законодательным органом данного субъекта закон.
Читать PDF
78.68 кб

2000. 03. 048. Окуньков Л. А. , Рощин В. А. Вето Президента / Ин-т законодательства и сравн. Правове

Алферова Е. В.
Читать PDF
1.47 мб

К вопросу о реформировании Совета Безопасности ООН и определении статуса права вето

Аксенов Артемий Баширович
В статье рассматриваются некоторые проекты реформирования Совета Безопасности ООН в части определения статуса права вето, указывается на значительные расхождения в подходах к решению этой проблемы его постоянных членов и исследует
Читать PDF
748.05 кб

Вето Польши на принятие регламентов ЕС, регулирующих однополые брачные союзы и однополые гражданские

Конопа Славомир
В статье рассматриваются основные теории о возможности регистрации однополых брачных союзов и однополых гражданских партнерств.

Похожие термины:

  • ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое
  • КАРМАННОЕ ВЕТО

    в конституционной практике США особый прием, к которому может прибегнуть президент, чтобы не допустить вступления в силу неугодного ему законопроекта. Согласно Конституции США президент должен о
  • ЛИБЕРУМ-ВЕТО

    лат. liberum veto, от liberum - свободное и veto - запрещаю) - в феодально-шляхетской Польше XVI- XVIII вв. конституционная традиция, представлявшая собой право любого члена сейма своим протестом ликвидировать пост
  • НАРОДНОЕ ВЕТО

    в ряде государств - институт непосредственной демократии, разновидность отклоняющего референдума. Представляет собой проводимый по инициативе избирателей (для этого требуется собрать определен
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ВЕТО

    в конституционной практике США - содержащееся в совместных резолюциях палат Конгресса США (или резолюции одной из палат) заявление (решение) об отмене полномочий, ранее делегированных президенту
  • АБСОЛЮТНОЕ ВЕТО

    см ВЕТО
  • ЧАСТИЧНОЕ ВЕТО

    см. Вето.
  • ОБЩЕЕ ВЕТО

    см. Вето.
  • ПРАВО ВЕТО

    см. Вето.
  • ВЫБОРОЧНОЕ ВЕТО

    см. Вето.