ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внешнеторговая деятельность
предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Федеральный закон от 13.10.95 N 157-ФЗ, ст.2
Федеральный закон от 13.10.95 N 157-ФЗ, ст.2
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Внешнеторговая деятельность
по определению ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Является частью общей внешнеэкономической деятельности государства.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по определению ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 7 июля 1995 г. "предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)".
Источник: Большой юридический словарь
Внешнеторговая деятельность
Внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) . - сделка Внешнеторговая сделка - действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений в области внешней торговли (внешнеэкономической деятельности).
Внешнеторговая деятельность
Внешнеторговая деятельность – предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) (Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, принят Госдумой РФ 7 июля 1995 г.).
– российские участники
Российские участники внешнеторговой деятельности – юридические лица Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное или преимущественное местонахождение на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное жительство на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
– сделка
Внешнеторговая сделка – действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений в области внешней торговли (внешнеэкономической деятельности).
Источник: Юридический словарь по патентно-лицензионным операциям
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) (ФЗ РФ от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»); неотъемлемая часть общей внешнеэкономической деятельности государства. Конституция РФ относит внешнеэкономические отношения к ведению РФ. Субъекты РФ в пределах своей компетенции имеют право осуществлять В.д. на соответствующей территории согласно законодательству РФ; координировать и контролировать В.д. российских и иностранных лиц; формировать и реализовывать программы В.д.; заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств и т.д. Правом осуществления В.д. сегодня обладают все российские лица в предусмотренных законодательством РФ пределах. Иностранные лица наделены правом осуществлять В.д. на основе законодательства РФ. Участниками В.д. наряду с государством в лице его органов и субъектами Федерации могут быть и муниципальные образования. Однако перечисленные лица ведут В.д. непосредственно только в случаях, установленных ФКЗ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
К методам государственного регулирования В.д. относятся: определение государственной внешнеторговой политики, таможенно-тарифное регулирование В.д., количественные ограничения экспорта и импорта, экспортный контроль, государственная монополия на отдельные виды товаров, установление защитных мер в отношении импорта товаров, применение запретов и ограничений экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов. Особым средством защиты экономических интересов в области В.д. РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц служат реторсии - ответные меры в случаях принятия иностранными государствами шагов дискриминационного характера, нарушающих права и экономические интересы российских субъектов В.д. Контроль за осуществлением В.д. ведется соответствующими органами государственной власти РФ и ее субъектов в пределах их компетенции.
К методам государственного регулирования В.д. относятся: определение государственной внешнеторговой политики, таможенно-тарифное регулирование В.д., количественные ограничения экспорта и импорта, экспортный контроль, государственная монополия на отдельные виды товаров, установление защитных мер в отношении импорта товаров, применение запретов и ограничений экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов. Особым средством защиты экономических интересов в области В.д. РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц служат реторсии - ответные меры в случаях принятия иностранными государствами шагов дискриминационного характера, нарушающих права и экономические интересы российских субъектов В.д. Контроль за осуществлением В.д. ведется соответствующими органами государственной власти РФ и ее субъектов в пределах их компетенции.
Источник: Энциклопедия юриста
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность резидентов Республики Беларусь, связанная с другим государством, его субъектами или международными организациями по реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности") правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь согласно ст. 4 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" осуществляется с учетом следующих основных принципов:
1) реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
2) обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
3) единства таможенной территории Республики Беларусь;
4) приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
5) невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
6) обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
7) применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
8) выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
9) обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
10) гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
11) гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;
4) мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, предусмотренных гл. 7 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности") правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь согласно ст. 4 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" осуществляется с учетом следующих основных принципов:
1) реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
2) обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
3) единства таможенной территории Республики Беларусь;
4) приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
5) невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
6) обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
7) применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
8) выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
9) обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
10) гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
11) гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;
4) мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, предусмотренных гл. 7 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 7 июля 1995 г. предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). В. д. регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В соответствии с указанным Законом участниками В. д. являются все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. При этом сама Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют В. д. непосредственно только в случаях, установленных законами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
К ведению РФ Закон относит ключевые вопросы в области В. д.. в частности: формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики РФ; обеспечение экономической безопасности, защиту экономического суверенитета и экономических интересов РФ, экономических интересов субъектов РФ и российских лиц; государственное регулирование В. д.; установление обязательных на всей территории РФ стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними; определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения, определенных технологий, расщепляющихся материалов, взрывчатых веществ, драгоценных металлов и др.; предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям; установление лимита внешнего государственного долга РФ и управление этим долгом, организацию работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией и др.
Субъекты РФ имеют право осуществлять В. д. на своей территории в соответствии с законодательством РФ, заключать соглашения с субъектами иностранных государств, их административно-территориальными образованиями, предоставлять дополнительные льготы участникам В. д. на своей территории и перед своими бюджетами и др.
Само российское государство осуществляет В. д. только в исключительных случаях. Однако регулирование В. д. является прерогативой государства. Особенно это относится к вопросам вывоза и ввоза товаров, где требуется обеспечить интересы государства, здоровье населения. Экспортный контроль, таможенно-тарифное регулирование относятся к ведению государства.
Закон 1995 г. предусматривает также возможность государственной монополии на экспорт и/или импорт отдельных товаров, которая устанавливается федеральными законами. Но государственная монополия в данном случае выражается в выполнении экспортно-импортных операций не самим государством, а выдачей лицензий исключительно государственным унитарным предприятиям. (С. А.)
В соответствии с указанным Законом участниками В. д. являются все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. При этом сама Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют В. д. непосредственно только в случаях, установленных законами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
К ведению РФ Закон относит ключевые вопросы в области В. д.. в частности: формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики РФ; обеспечение экономической безопасности, защиту экономического суверенитета и экономических интересов РФ, экономических интересов субъектов РФ и российских лиц; государственное регулирование В. д.; установление обязательных на всей территории РФ стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними; определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения, определенных технологий, расщепляющихся материалов, взрывчатых веществ, драгоценных металлов и др.; предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям; установление лимита внешнего государственного долга РФ и управление этим долгом, организацию работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией и др.
Субъекты РФ имеют право осуществлять В. д. на своей территории в соответствии с законодательством РФ, заключать соглашения с субъектами иностранных государств, их административно-территориальными образованиями, предоставлять дополнительные льготы участникам В. д. на своей территории и перед своими бюджетами и др.
Само российское государство осуществляет В. д. только в исключительных случаях. Однако регулирование В. д. является прерогативой государства. Особенно это относится к вопросам вывоза и ввоза товаров, где требуется обеспечить интересы государства, здоровье населения. Экспортный контроль, таможенно-тарифное регулирование относятся к ведению государства.
Закон 1995 г. предусматривает также возможность государственной монополии на экспорт и/или импорт отдельных товаров, которая устанавливается федеральными законами. Но государственная монополия в данном случае выражается в выполнении экспортно-импортных операций не самим государством, а выдачей лицензий исключительно государственным унитарным предприятиям. (С. А.)
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. (с изменениями и дополнениями) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в.д. – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Закон определяет (ст. 2), что внешняя торговля товарами – это импорт и (или) экспорт товаров; внешняя торговля услугами – оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ); внешняя торговля информацией – внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях; внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
В соответствии со ст. 10 названного Закона любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления в.д. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. А в ст. 11 Закона говорится, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют в.д. только в случаях, установленных федеральными законами.
Президент РФ определяет основные направления торговой политики РФ; определяет в соответствии с международными договорами РФ и решениями Комиссии Таможенного союза особенности порядка ввоза в РФ из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из РФ в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней; устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях; осуществляет иные полномочия.
Правительство РФ: обеспечивает проведение в РФ единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение; применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов РФ; устанавливает ставки таможенных пошлин, если иное не предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров; устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок; определяет порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий; принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом; определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ; устанавливает порядок вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну; и др.
Федеральный закон допускает возможность ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ. Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо: остановить серьезное сокращение валютных резервов РФ или предотвратить подобную угрозу; достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов РФ (если валютные резервы очень малы).
В соответствии со ст. 10 названного Закона любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления в.д. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. А в ст. 11 Закона говорится, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют в.д. только в случаях, установленных федеральными законами.
Президент РФ определяет основные направления торговой политики РФ; определяет в соответствии с международными договорами РФ и решениями Комиссии Таможенного союза особенности порядка ввоза в РФ из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из РФ в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней; устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях; осуществляет иные полномочия.
Правительство РФ: обеспечивает проведение в РФ единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение; применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов РФ; устанавливает ставки таможенных пошлин, если иное не предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров; устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок; определяет порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий; принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом; определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ; устанавливает порядок вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну; и др.
Федеральный закон допускает возможность ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ. Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо: остановить серьезное сокращение валютных резервов РФ или предотвратить подобную угрозу; достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов РФ (если валютные резервы очень малы).
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.