ВОДНОЕ ПРАВО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Водное право
относительно обособленная группа норм и правовых институтов, объединенных общностью водных отношений, которые они регулируют. Водное право - подотрасль экологического, природоресурсного права.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ВОДНОЕ ПРАВО
система правовых норм, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны вод, а также соответствующие научная и учебная дисциплины. В. п. является самостоятельной отраслью законодательства, выступая при этом подотраслью экологического права.

Источник: Большой юридический словарь

Водное право
1) система правовых норм и правовых институтов, образующих самостоятельную комплексную отрасль права, предметом которой являются водные общественные отношения; 2) научная специальность в составе специальности 12.00.06 "Природоресурсное право, аграрное право, экологическое право" номенклатуры специальностей научных работников; 3) составная часть учебной дисциплины "Земельное право", самостоятельная учебная дисциплина, преподаваемая в юридических вузах, как правило, в виде специального курса.  

Источник: Экологическое право России: словарь юридических терминов

ВОДНОЕ ПРАВО
система правовых норм, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны вод. В.п. - самостоятельная отрасль законодательства и научно-правовой дисциплины, подотрасль комплексной отрасли экологического права.
В.п. регулирует отношения в Области использования и охраны водных объектов (предмет В.п.). Отношения, связанные с водой, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не регулируются В.п. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются В.п. в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.
Метод В.п., как и любой комплексной отрасли законодательства, представляет собой сочетание императивного и диспозитивного начал с преобладанием первого, что отражает активную роль государства в регламентации использования и охраны такого важнейшего жизненного ресурса, каким является вода. Диспозитивный метод применяется в той мере, в какой допускается участие водных объектов в гражданском обороте.
Принципами (основными началами) В.п. являются: а) комплексное регулирование водных отношений; б) государственная собственность на водные объекты (кроме обособленных); в) сочетание рационального использования и охраны водных объектов; г)сочетание федеральных, региональных и местных интересов при использовании водных объектов; д) разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования; е) платность водопользования.
Субъектами В.п. являются участники водных правоотношений. К ним относятся РФ, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи. От имени РФ и ее субъектов в этой сфере функционируют соответствующие органы государственной власти, от имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований - органы местного самоуправления в рамках своей компетенции.
Водопользователями могут быть граждане и юридические лица. Гражданин вправе использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности, а юридическое лицо осуществляет любое водопользование только по лицензии.
Система В.п. включает систему водного законодательства и систему науки В.п., которые в значительной мере совпадают. В.п., как и другие отрасли, имеет Общую и Особенную части. В Общую часть входят: а) положения В.п., касающиеся состава водного законодательства, объектов и субъектов водных отношений; б) институт права собственности и других прав на водные объекты; в) институт государственного управления в сфере использования и охраны водных объектов; г) институт использования и охраны водных объектов; д)разрешение споров по вопросам использования и охраны водных объектов и ответственность за нарушение водного законодательства РФ. Особенная часть полностью посвящена целевому использованию водных объектов.
В соответствии с Конституцией РФ водное законодательство РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Основным федеральным источником В.п. является Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г., согласно которому водное законодательство РФ состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также субъектов Федерации. Нормы В.п. приоритетны перед гражданским и иным законодательством.

Источник: Энциклопедия юриста

ВОДНОЕ ПРАВО
отрасль российского права, регулирующая отношения по использованию и охране водных объектов как одну из основ жизни и деятельности проживающих на соответствующей территории народов в целях оптимального использования водных ресурсов, обеспечения права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, защиты интересов государства и граждан РФ, укрепления законности в сфере водопользования. Водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В.п. как отрасль права сформировалась в СССР в 60—70-е гг. 20 в. Главные принципы В.п. в России: государственная собственность (федеральная, субъектов Федерации) на водные объекты; допущение муниципальной и частной собственности только на обособленные водные объекты; использование водных объектов их несобственниками на праве пользования; лицензирование водопользования; платность водопользования; охрана водных объектов; государственное управление в области использования и охраны водных объектов. Основные источники В.п. — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Водный кодекс РФ 1995 и принимаемые в соответствии с ними другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В зарубежных странах (кроме стран СНГ) В.п. как отрасль права отсутствует, а водные отношения регулируются в основном нормами административного и гражданского права. Как совокупность правовых норм и институтов, В.п. делится на общую часть (право собственности на водные объекты; государственное управление в области использования и охраны водных объектов; право пользования водными объектами; правовая охрана водных объектов) и особенную часть (правовые особенности использования водных объектов для различных целей). Отношения собственности на водные объекты В.п. увязывает с разделением таких объектов на: а) обособленные и б) все остальные. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) — это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Обособленные водные объекты могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Все остальные водные объекты находятся в государственной собственности: федеральной или субъектов РФ. Водные объекты, являющиеся государственной собственностью, не могут быть переданы в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Граждане и юридические лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут использовать такие объекты только на праве пользования. В задачи государственного управления в области использования и охраны водных объектов входят: разработка и реализация программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также схем комплексного использования и охраны водных объектов; установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); выдача лицензий на водопользование и распорядительных лицензий; осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, государственного водного кадастра, проведение государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и др. Значительная часть норм В.п. регламентирует сферу использования водных объектов (см. Водопользование). Особое внимание в В.п. уделяется охране водных объектов — защите их от загрязнения, засорения и истощения, организации водоохранных зон, установлению нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и другим мероприятиям, способствующим поддержанию поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям. Г.С. Башмаков

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
754.54 кб

Право и водные ресурсы

Майорова Е. И.
Читать PDF
94.18 кб

Право собственности на водные объекты

Лёмкина Екатерина Николаевна
Проводится исследование законодательства о праве собственности на водные объекты в объективном и субъективном смыслах.
Читать PDF
133.03 кб

Правовой режим искусственных водных объектов

Сиваков Дмитрий Олегович
Анализируются тенденции дифференциации правового режима водных объектов, естественных и искусственных по своему происхождению. Сопоставляется отечественный и зарубежный опыт управления водохранилищами и каналами.
Читать PDF
1.35 мб

Водный объект и водный фонд как правовые понятия

Сиваков Дмитрий Олегович
Автор раскрывает ключевые термины водного права водные объекты и водный фонд в контексте разнообразных правоотношений.
Читать PDF
139.94 кб

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Г. Б. Кысыкова
В статье показаны нормативные правовые акты, определяющие особенность водных отношений.
Читать PDF
64.93 кб

Правовая охрана вод в свете Водной стратегии России

Сиваков Дмитрий Олегович
В этой статье автор рассматривает развитие правовой системы охраны водных объектов.
Читать PDF
189.46 кб

Объекты водных правоотношений промышленных предприятий

Гусейнова Мария Байрамалиевна
Рассматриваются водные объекты, которые могут находиться в собственности промышленных предприятий, а также предоставляемые промышленным предприятиям в пользование.
Читать PDF
1.14 мб

Уголовно-правовая охрана водных биологических ресурсов

Самойлова Юлия Борисовна
Автор рассматривает уголовно-правовую характеристику незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, совершенной с причинением крупного ущерба (п. «а» ч. 1 ст. 256 УК РФ).
Читать PDF
191.58 кб

Правовые аспекты приватизации водных объектов в России

Частнов Кирилл Сергеевич, Шарова Елена
В статье рассматриваются современные проблемы использования водных ресурсов и предложено внесение изменений в водное законодательство.
Читать PDF
109.54 кб

Политико-правовые аспекты охраны водных ресурсов в Монголии

Цыренова Татьяна Батомункуевна
В статье рассматриваются основные политико-правовые принципы охраны водных ресурсов в Монголии.The main political legal principles of water resources protection in Mongolia are presented in the article.
Читать PDF
662.95 кб

Правовые меры охраны водных биоресурсов Арктического региона

Куликова Ольга Валентиновна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с общей характеристикой действующего фаунистического законодательства в части охраны водных биологических ресурсов.
Читать PDF
5.96 мб

Право пользования водными объектами: анализ судебной практики

Бабанина Юлия Владимировна
В статье анализируются различные подходы в судебной практике, связанные с использованием водных объектов: категории чаще всего встречающихся дел, правоприменение водного и земельного законодательства при их рассмотрении.
Читать PDF
123.10 кб

Водное право России: понятие, предмет и метод правовой регуляции

Агафонов Александр Владимирович
В настоящей статье мы не только пытаемся, но и проводим относительно содержательный доктринально правовой анализ таких общепризнанных, а поэтому и, безусловно, категориальных понятий современного нам водного права России, как: пон
Читать PDF
295.20 кб

Административно-правовая квалификация загрязнения водных объектов

Данилова Н.В.
Исследуются спорные вопросы квалификации сброса в водные объекты сточных вод с превышением установленных экологических нормативов как административного правонарушения.
Читать PDF
9.58 мб

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Мукашева Анар Абайханкызы
Научная статья посвящена актуальным вопросам мониторинга международно-правовых актов в области охраны окружающей среды.