ВОДНОЕ ПРАВО
Водное право
относительно обособленная группа норм и правовых институтов, объединенных общностью водных отношений, которые они регулируют. Водное право - подотрасль экологического, природоресурсного права.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ВОДНОЕ ПРАВО
система правовых норм, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны вод, а также соответствующие научная и учебная дисциплины. В. п. является самостоятельной отраслью законодательства, выступая при этом подотраслью экологического права.
Источник: Большой юридический словарь
Водное право
1) система правовых норм и правовых институтов, образующих самостоятельную комплексную отрасль права, предметом которой являются водные общественные отношения; 2) научная специальность в составе специальности 12.00.06 "Природоресурсное право, аграрное право, экологическое право" номенклатуры специальностей научных работников; 3) составная часть учебной дисциплины "Земельное право", самостоятельная учебная дисциплина, преподаваемая в юридических вузах, как правило, в виде специального курса.
Источник: Экологическое право России: словарь юридических терминов
ВОДНОЕ ПРАВО
система правовых норм, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны вод. В.п. - самостоятельная отрасль законодательства и научно-правовой дисциплины, подотрасль комплексной отрасли экологического права.
В.п. регулирует отношения в Области использования и охраны водных объектов (предмет В.п.). Отношения, связанные с водой, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не регулируются В.п. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются В.п. в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.
Метод В.п., как и любой комплексной отрасли законодательства, представляет собой сочетание императивного и диспозитивного начал с преобладанием первого, что отражает активную роль государства в регламентации использования и охраны такого важнейшего жизненного ресурса, каким является вода. Диспозитивный метод применяется в той мере, в какой допускается участие водных объектов в гражданском обороте.
Принципами (основными началами) В.п. являются: а) комплексное регулирование водных отношений; б) государственная собственность на водные объекты (кроме обособленных); в) сочетание рационального использования и охраны водных объектов; г)сочетание федеральных, региональных и местных интересов при использовании водных объектов; д) разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования; е) платность водопользования.
Субъектами В.п. являются участники водных правоотношений. К ним относятся РФ, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи. От имени РФ и ее субъектов в этой сфере функционируют соответствующие органы государственной власти, от имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований - органы местного самоуправления в рамках своей компетенции.
Водопользователями могут быть граждане и юридические лица. Гражданин вправе использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности, а юридическое лицо осуществляет любое водопользование только по лицензии.
Система В.п. включает систему водного законодательства и систему науки В.п., которые в значительной мере совпадают. В.п., как и другие отрасли, имеет Общую и Особенную части. В Общую часть входят: а) положения В.п., касающиеся состава водного законодательства, объектов и субъектов водных отношений; б) институт права собственности и других прав на водные объекты; в) институт государственного управления в сфере использования и охраны водных объектов; г) институт использования и охраны водных объектов; д)разрешение споров по вопросам использования и охраны водных объектов и ответственность за нарушение водного законодательства РФ. Особенная часть полностью посвящена целевому использованию водных объектов.
В соответствии с Конституцией РФ водное законодательство РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Основным федеральным источником В.п. является Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г., согласно которому водное законодательство РФ состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также субъектов Федерации. Нормы В.п. приоритетны перед гражданским и иным законодательством.
В.п. регулирует отношения в Области использования и охраны водных объектов (предмет В.п.). Отношения, связанные с водой, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не регулируются В.п. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются В.п. в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.
Метод В.п., как и любой комплексной отрасли законодательства, представляет собой сочетание императивного и диспозитивного начал с преобладанием первого, что отражает активную роль государства в регламентации использования и охраны такого важнейшего жизненного ресурса, каким является вода. Диспозитивный метод применяется в той мере, в какой допускается участие водных объектов в гражданском обороте.
Принципами (основными началами) В.п. являются: а) комплексное регулирование водных отношений; б) государственная собственность на водные объекты (кроме обособленных); в) сочетание рационального использования и охраны водных объектов; г)сочетание федеральных, региональных и местных интересов при использовании водных объектов; д) разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования; е) платность водопользования.
Субъектами В.п. являются участники водных правоотношений. К ним относятся РФ, субъекты РФ, муниципальные образования и водопользователи. От имени РФ и ее субъектов в этой сфере функционируют соответствующие органы государственной власти, от имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований - органы местного самоуправления в рамках своей компетенции.
Водопользователями могут быть граждане и юридические лица. Гражданин вправе использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности, а юридическое лицо осуществляет любое водопользование только по лицензии.
Система В.п. включает систему водного законодательства и систему науки В.п., которые в значительной мере совпадают. В.п., как и другие отрасли, имеет Общую и Особенную части. В Общую часть входят: а) положения В.п., касающиеся состава водного законодательства, объектов и субъектов водных отношений; б) институт права собственности и других прав на водные объекты; в) институт государственного управления в сфере использования и охраны водных объектов; г) институт использования и охраны водных объектов; д)разрешение споров по вопросам использования и охраны водных объектов и ответственность за нарушение водного законодательства РФ. Особенная часть полностью посвящена целевому использованию водных объектов.
В соответствии с Конституцией РФ водное законодательство РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Основным федеральным источником В.п. является Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г., согласно которому водное законодательство РФ состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также субъектов Федерации. Нормы В.п. приоритетны перед гражданским и иным законодательством.
Источник: Энциклопедия юриста
ВОДНОЕ ПРАВО
отрасль российского права, регулирующая отношения по использованию и охране водных объектов как одну из основ жизни и деятельности проживающих на соответствующей территории народов в целях оптимального использования водных ресурсов, обеспечения права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, защиты интересов государства и граждан РФ, укрепления законности в сфере водопользования. Водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В.п. как отрасль права сформировалась в СССР в 60—70-е гг. 20 в. Главные принципы В.п. в России: государственная собственность (федеральная, субъектов Федерации) на водные объекты; допущение муниципальной и частной собственности только на обособленные водные объекты; использование водных объектов их несобственниками на праве пользования; лицензирование водопользования; платность водопользования; охрана водных объектов; государственное управление в области использования и охраны водных объектов. Основные источники В.п. — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Водный кодекс РФ 1995 и принимаемые в соответствии с ними другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В зарубежных странах (кроме стран СНГ) В.п. как отрасль права отсутствует, а водные отношения регулируются в основном нормами административного и гражданского права. Как совокупность правовых норм и институтов, В.п. делится на общую часть (право собственности на водные объекты; государственное управление в области использования и охраны водных объектов; право пользования водными объектами; правовая охрана водных объектов) и особенную часть (правовые особенности использования водных объектов для различных целей). Отношения собственности на водные объекты В.п. увязывает с разделением таких объектов на: а) обособленные и б) все остальные. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) — это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Обособленные водные объекты могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Все остальные водные объекты находятся в государственной собственности: федеральной или субъектов РФ. Водные объекты, являющиеся государственной собственностью, не могут быть переданы в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Граждане и юридические лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут использовать такие объекты только на праве пользования. В задачи государственного управления в области использования и охраны водных объектов входят: разработка и реализация программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также схем комплексного использования и охраны водных объектов; установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); выдача лицензий на водопользование и распорядительных лицензий; осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, государственного водного кадастра, проведение государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и др. Значительная часть норм В.п. регламентирует сферу использования водных объектов (см. Водопользование). Особое внимание в В.п. уделяется охране водных объектов — защите их от загрязнения, засорения и истощения, организации водоохранных зон, установлению нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и другим мероприятиям, способствующим поддержанию поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям. Г.С. Башмаков
Источник: Юридическая энциклопедия