ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу охраны и использования вод - водные отношения. Главным документом является Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
система нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны вод. В. з. РФ состоит из Водного кодекса РФ 1995 г., принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных актов РФ, а также нормативных актов субъектов РФ.

Источник: Большой юридический словарь

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу охраны и использования вод – водных отношений. Главным документом является Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. (ред. от 29 декабря 2014 г.). В соответствии со ст. 2 «Водное законодательство» Водного кодекса в.з. состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство РФ издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ. Уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. На основании и во исполнение Водного кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
в СССР законодательство, регулирующее использование водных богатств страны, являющихся исключительно собственностью Советского государства. Все водные источники на территории нашей Родины были национализированы одновременно с национализацией земли, недр и лесов всемирно историческим декретом «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 1, ст. 3).
Основным принципом советского водного законодательства является исключительное право гос. собственности на воды, закрепленное в Конституции СССР (ст. 6). Вода предоставляется в пользование государственным и кооперативным предприятиям, совхозам, колхозам, гражданам. Планирование водопользования производится с учетом разносторонних потребностей народного хозяйства в целях наиболее производительного комплексного использования всех водных ресурсов.
Ряд норм, регулирующих водопользование, дан в постановлениях Правительства СССР и ЦК партии об ирригации в отдельных районах. Февральский пленум ЦК партии в 1947 г. признал необходимым проведение нового ирригационного строительства, а также его механизацию. В развитие решений Февральского пленума ЦК партии Совет Министров СССР принял 17 августа 1950 г. постановление «О переходе на новую систему орошения в целях более полного использования орошаемых земель и улучшения механизации сельскохозяйственных работ» («Известия» 18 августа 1950 г.).
Огромное расширение орошаемых земель предусмотрено постановлениями Совета Министров СССР о сооружении гигантских гидроэлектростанций на Волге и Днепре.
Открытый в 1952 г. Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина, введение в строй величайших в мире гидроэлектростанций обеспечат орошение и обводнение огромных территорий, создадут условия для комплексного использования водных богатств, разрешат крупные транспортные проблемы, значительно увеличат энергетический баланс страны, создадут условия для нового мощного подъема промышленности, обеспечат широкую электрификацию сельского хозяйства.
Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951–1955 гг. предусматривают обеспечение высокопроизводительного использования всех орошаемых и осушенных земель, осуществления повсеместного перехода на новую систему орошения.
Конституцией СССР предусмотрено издание единого общесоюзного закона, устанавливающего основные начала пользования водами (п. «с» ст. 14).
В союзных республиках, где широко применяется орошение, вопросы водопользования регулируются особыми законами о сельскохозяйственном водопользовании.
Постановлением СНК СССР от 10 февраля 1933 г. (СЗ 1933 г. № 12, ст. 70) было предусмотрено составление водного кадастра по всем видам вод СССР (морям, рекам, озерам, болотам, ледникам, подземным водам).
Управление водоемами осуществляется в зависимости от их подчиненности и регулируется специальными законами: Уставом внутреннего водного транспорта (СЗ 1930 г. № 55, ст. 582), пост. СНК СССР «О регулировании рыболовства и охране рыбных запасов» (СЗ 1935 г. № 50, ст. 420) и др.
Все водоемы делятся на водоемы союзного, республиканского и местного подчинения. Управление водоемами осуществляется в зависимости от их подчиненности. Морскими портами и внутренними водными путями сообщения ведает Министерство морского и речного флота СССР, а также управления по освоению и эксплуатации малых рек при областных (краевых) исполкомах. Водные ресурсы рек и ручьев, входящие в системы орошения, находятся в ведении министерств водного хозяйства, имеющихся в восьми среднеазиатских и закавказских союзных республиках. В остальных республиках эти функции осуществляют соответствующие главные управления Министерства сельского хозяйства и заготовок. Руководство работой республиканских министерств водного хозяйства возложено на Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР. Небольшие водоемы (озера, пруды), находящиеся внутри земельного массива, закрепленного за колхозом, находятся в ведении колхоза.
Водное хозяйство охватывает водно-земельную мелиорацию (оросительную и осушительную), использование водоемов для нужд гидроэнергетики, для промышленности и коммунального хозяйства, водного транспорта (судоходства и лесосплава), для рыбного хозяйства и др. Особенность водного хозяйства состоит в том, что один и тот же водоем может быть одновременно использован для нескольких отраслей народного хозяйства.
Использование водных источников связано с использованием земной поверхности (берегов рек, территорий каналов и т. д.). Правовой режим источников водопользования неразрывно связан с правовым режимом землепользования. Земли, отведенные органам водного хозяйства для их специальных нужд, относятся к категории земель специального назначения (см.). Береговая полоса по обе стороны судоходных и лесосплавных рек не изымается у землепользователей, но на ней устанавливаются ограничения прав соответствующих землепользователей в интересах судоходства и лесосплава (см. Бечевник).
Оросительные и другие водохозяйственные сооружения, возведенные землепользователем своими средствами на отведенном ему земельном участке, являются собственностью данного землепользователя. В послевоенные годы все более развивается строительство межхозяйственных водных систем и сооружений. Строительство водохозяйственных сооружений и систем республиканского, областного и районного значения осуществляется, как правило, советским социалистическим государством при трудовом участии колхозников. В силу этого системы и сооружения областного и районного значения являются собственностью государства. Оросительные же сооружения, построенные колхозами за счет своих средств на отведенных им государством земельных массивах, являются собственностью колхозов.
В современных буржуазных государствах В. з. исходит из частной собственности на землю и на воды. В законодательстве капиталистических стран, как правило, воды подразделяются: а) на частные, которые принадлежат частным собственникам, и б) на «публичные», которыми распоряжается буржуазное государство в интересах монополистического капитала, устанавливая концессионный порядок пользования водными потоками в интересах частных крупных водохозяйственных предприятий.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
712.23 кб

СИСТЕМА ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Мукашева Анар Абайхановна
В статье рассматривается система действующего водного законодательства Республики Казахстан.
Читать PDF
203.33 кб

Водные биологические ресурсы и российское законодательство

Рыбникова И. Г.
Проведен анализ состояния российского природоохранного зако-нодательства, которое содержит основные принципы разумного со-четания промышленной деятельности на шельфе, в территориаль-ном море, исключительной экономической зоне и ох
Читать PDF
687.96 кб

Анализ водного законодательства РФ и выявление пробелов в нем

Будникова Ю.Е.
В статье рассматриваются тенденции развития водного законодательства начиная с советского периода и до настоящего времени.
Читать PDF
487.52 кб

Специальная ответственность за нарушения водного законодательства России

Панова Е. А.
Читать PDF
254.16 кб

Основные направления развития водного законодательства Украины в ХХ веке

Чуприна Ю.А.
В статье изложены основные направления, этапы становления и развития водного законодательства, проанализированы базовые комплексные акты, рассмотрены формирование и развитие системы государственных органов управления водными ресур
Читать PDF
218.51 кб

Изменение правового режима водоохранн ых зон по новому водн ОМУ законодательству

Гусев Е. С.
Гусев Е.С. ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОДООХРАНН ЫХ ЗОН ПО НОВОМУ ВОДН ОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. Приводится краткий обзор правового режима прибрежных защитных полос, изменившегося в силу введения в действие нового Водного Кодекса РФ.
Читать PDF
102.54 кб

К вопросу об административной ответственности за нарушение водного законодательства

Пономарева Юлия Александровна
Статья посвящена некоторым проблемам административной ответственности за нарушение водного законодательства.
Читать PDF
120.80 кб

Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за незаконную добычу водных биоресу

Бобкова С. С.
Рассматриваются проблемы и недостатки в уголовном законе об ответственности за незаконную добычу биоресурсов.
Читать PDF
238.43 кб

Влияние международного права на формирование российского законодательства в сфере использования водн

Вареца Виктор Петрович
Читать PDF
100.12 кб

Порядок возмещения вреда, причиненного нарушением водного законодательства: вопросы правового регули

Пантелеев Андрей Владимирович
Рассматриваются понятия вреда, причиненного нарушением водного законодательства, порядок его исчисления и возмещения.

Похожие термины:

  • Принципы водного законодательства

    1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной ча
  • Нарушение водного законодательства

    1) вид экологического правонарушения; 2) (для целей Водного кодекса Российской Федерации) основание административной, уголовной ответственности; привлечение к ответственности за Н.в.з. не освобожд