один из основных институтов водного права, регулирующий различные формы потребления водных ресурсов. Водное законодательство РФ различает три вида В.: долгосрочное, краткосрочное и ограниченное (водный сервитут). По целевому признаку различаются хозяйственное (промышленное, транспортное, ирригационное и т.д.), природоохранное, рекреационное, научное, чрезвычайное и иные виды В. Как общее правило в водном законодательстве установлен принцип платности В. (см. Плата за воду).
ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Источник: Большой юридический словарь
Водопользование
представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование. Совместное в. осуществляется на водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если эти водные объекты не предоставлены для обособленного водопользования. Обособленное в. может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.
По способу использования водных объектов в. подразделяется: на в. с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; в. с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; в. без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. В зависимости от целей водные объекты используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины, лечебных и оздоровительных, рекреационных целей, для целей рыболовства и охоты, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечения пожарной безопасности, а также в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование. Совместное в. осуществляется на водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если эти водные объекты не предоставлены для обособленного водопользования. Обособленное в. может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.
По способу использования водных объектов в. подразделяется: на в. с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; в. с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; в. без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. В зависимости от целей водные объекты используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины, лечебных и оздоровительных, рекреационных целей, для целей рыболовства и охоты, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечения пожарной безопасности, а также в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Источник: Большой юридический словарь
ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
пользование водными объектами) — юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов. Граждане и юридические лица могут получить водные объекты (за исключением обособленных водных объектов) только в пользование (см. Водное право). Водные объекты (или их части) могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям. Различаются право долгосрочного пользования (на срок от трех до 25 лет), право краткосрочного пользования (на срок до трех лет) и право ограниченного пользования (сервитут) чужим водным объектом. Различается общее, специальное и особое В. Общим является В. без применения сооружений, технических средств и устройств; специальным — В. с применением таких сооружений, средств и устройств. Особым считается В., предоставляемое в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В решении о предоставлении водного объекта в особое пользование указывается цель и основные условия использования водного объекта. Водные объекты общего пользования — это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если законодательством не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику. Водные объекты особого пользования — это объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования. Общее В. осуществляется без специального на то разрешения. Специальное В. допускается только при наличии лицензии на В. и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом (соглашения органа исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части). Предусмотрены два вида лицензий: 1) лицензия на В. — документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование водным объектам или его частью в течение установленного срока на определенных условиях. Должна содержать, в частности, сведения о водном объекте, о водопользователе и водопотребителях, о способах и целях использования водного объекта, о лимитах водопользования, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям и тд.; 2) распорядительная лицензия, являющаяся основанием приобретения права пользования водным объектом при его переходе от одного лица к другому. Каждая из лицензий вступает в силу только после ее регистрации. Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения законодательство РФ объявляет приоритетным. Запрещается использовать пригодные для питьевого водоснабжения подземные водные объекты для иных целей. Исключение сделано лишь для случаев, предусмотренных в самом законодательстве. Водный кодекс РФ закрепляет ряд прав и обязанностей водопользователей по использованию водных объектов. В их число входят: получение информации о состоянии объектов; рациональное использование водных объектов; соблюдение условий и требований, установленных в лицензии и договоре; содержание в исправном состоянии водохозяйственных сооружений и т д. Предусмотрены водным законодательством и водные сервитуты, т.е. право ограниченного пользования водными объектами. Сервитуты подразделяются на публичные и частные. Публичный сервитут устанавливается законодательством РФ, частный — договором или на основе судебного решения. Цели, ради достижения которых устанавливаются водные сервитуты, могут быть различными. Публичным сервитутом, например, является право каждого пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Г.С. Башмаков
Источник: Юридическая энциклопедия
ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
использование воды в установленном законом порядке. В СССР все водные ресурсы национализированы и являются исключительной собственностью государства. Национализация вод установлена декретом «О земле» и закреплена в ст. 6 Конституции СССР.! Национализация вод, в сочетании с национализацией земли, создала для Советского государства наилучшие возможности в использовании водных ресурсов на основе народнохозяйственных планов и в соответствии с требованиями экономических законов социализма. В принятых XIX съездом партии директивах по пятому пятилетнему плану содержится новая грандиозная программа водохозяйственных мероприятий, выполнение которой значительно расширит В. и обеспечит большое повышение продуктивности сельского хозяйства и количества электроэнергии в стране. Вода используется для самых различных целей: Для транспорта, лесосплава, для питья, для промышленных нужд, для получения гидроэнергии, рыбного и охотничьего хозяйства, для лечебно-санитарно-гигиенических целей, для спорта и т. д. Особенно большое значение имеет В. для сельского хозяйства в засушливых районах, где вода используется для организации поливного земледелия (орошения) или для обеспечения безводных и маловодных районов колодцами и водоемами для водопоя скота и хозяйственных нужд (обводнение).
По общему правилу, использование воды носит комплексный характер: один и тот же водоем может быть использован для различных целей (напр., для транспорта, рыбного хозяйства, орошения и т. д.). Однако и при комплексном использовании воды, в зависимости от основного назначения водоемов, определяются и органы, в ведении которых они состоят. В. осуществляется или самим Советским государством через государственные предприятия и хозяйства (промышленные предприятия, совхозы и т. п.) или передается колхозам, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам для удовлетворения их нужд. Порядок В. различен, в зависимости от того, из каких водных источников вода предоставляется (из естественных водных источников – рек, озер, из государственных оросительных систем, из прудов и водоемов, находящихся на территории хозяйств – колхозов, совхозов и др.) и для какой цели вода предоставляется.
В. из естественных источников для питья, водопоя скота и хозяйственных (непромышленных) нужд разрешается повсеместно с соблюдением установленных санитарных и водотехнических правил; при этом водопользователь не имеет права изменять водный режим реки и нарушать интересы других водопользователей. Коммунальное В. в городах осуществляется, по общему правилу, через систему водопроводов или других сооружений, находящихся в ведении городских Советов. В. для промышленности, ж.-д. транспорта и т. п. осуществляется по соответствующим планам путем получения воды из определенных водных источников (в городах также обычно через систему водопроводов). Из государственных оросительных систем вода подается для орошения посевов, насаждений и естественных сенокосов, для промышленных, бытовых и других нужд по договорам, заключаемым водопользователями с управлениями оросительных систем в соответствии с утвержденными планами. Использование прудов и водоемов, находящихся на территории колхозов, совхозов и других землепользователей, для целей орошения и обводнения, для целей рыборазведения и получения гидроэнергии для нужд сельского хозяйства осуществляется самими землепользователями.
Наиболее детально разработано законодательство о сельскохозяйственном В. в засушливых районах. Подача воды из оросительных систем производится в соответствии с планами, составляемыми управлениями оросительных систем на основе утвержденных райисполкомами для каждого колхоза и совхоза внутрихозяйственных планов В. и заявками предприятий, учреждений и других хозяйств-водопользователей на воду для промышленных, хозяйственных, бытовых и других надобностей. Внутрихозяйственные планы по каждому колхозу и совхозу должны предусматривать цели, для которых подается вода, количество и сроки подачи воды и составляться, с учетом новой системы орошения. Управления оросительных систем заключают с водопользователями договоры; при этом внутрихозяйственные планы В. колхозов и совхозов включаются в договор как его составная часть.
В целях обеспечения правильного и экономного использования воды за подаваемую воду установлена денежная оплата, взыскиваемая с водопользователей в размерах, установленных законом. Колхозы, совхозы и другие хозяйства-водопользователи обязаны правильно и экономно использовать получаемую воду, содержать в порядке внутрихозяйственную оросительную сеть, подготавливать почву к поливу, а также обязаны принимать бесплатное долевое участие в проведении работ по очистке и ремонту оросительных систем.
Уголовные кодексы среднеазиатских республик устанавливают ответственность за нарушения порядка В., в том числе за самовольный захват воды из государственных оросительных каналов, прорытие берегов, открытие шлюзов и т. п., за загрязнение воды в канале и за другие нарушения порядка.
Партия и Правительство уделяют большое внимание развертыванию водохозяйственных мероприятий.
По общему правилу, использование воды носит комплексный характер: один и тот же водоем может быть использован для различных целей (напр., для транспорта, рыбного хозяйства, орошения и т. д.). Однако и при комплексном использовании воды, в зависимости от основного назначения водоемов, определяются и органы, в ведении которых они состоят. В. осуществляется или самим Советским государством через государственные предприятия и хозяйства (промышленные предприятия, совхозы и т. п.) или передается колхозам, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам для удовлетворения их нужд. Порядок В. различен, в зависимости от того, из каких водных источников вода предоставляется (из естественных водных источников – рек, озер, из государственных оросительных систем, из прудов и водоемов, находящихся на территории хозяйств – колхозов, совхозов и др.) и для какой цели вода предоставляется.
В. из естественных источников для питья, водопоя скота и хозяйственных (непромышленных) нужд разрешается повсеместно с соблюдением установленных санитарных и водотехнических правил; при этом водопользователь не имеет права изменять водный режим реки и нарушать интересы других водопользователей. Коммунальное В. в городах осуществляется, по общему правилу, через систему водопроводов или других сооружений, находящихся в ведении городских Советов. В. для промышленности, ж.-д. транспорта и т. п. осуществляется по соответствующим планам путем получения воды из определенных водных источников (в городах также обычно через систему водопроводов). Из государственных оросительных систем вода подается для орошения посевов, насаждений и естественных сенокосов, для промышленных, бытовых и других нужд по договорам, заключаемым водопользователями с управлениями оросительных систем в соответствии с утвержденными планами. Использование прудов и водоемов, находящихся на территории колхозов, совхозов и других землепользователей, для целей орошения и обводнения, для целей рыборазведения и получения гидроэнергии для нужд сельского хозяйства осуществляется самими землепользователями.
Наиболее детально разработано законодательство о сельскохозяйственном В. в засушливых районах. Подача воды из оросительных систем производится в соответствии с планами, составляемыми управлениями оросительных систем на основе утвержденных райисполкомами для каждого колхоза и совхоза внутрихозяйственных планов В. и заявками предприятий, учреждений и других хозяйств-водопользователей на воду для промышленных, хозяйственных, бытовых и других надобностей. Внутрихозяйственные планы по каждому колхозу и совхозу должны предусматривать цели, для которых подается вода, количество и сроки подачи воды и составляться, с учетом новой системы орошения. Управления оросительных систем заключают с водопользователями договоры; при этом внутрихозяйственные планы В. колхозов и совхозов включаются в договор как его составная часть.
В целях обеспечения правильного и экономного использования воды за подаваемую воду установлена денежная оплата, взыскиваемая с водопользователей в размерах, установленных законом. Колхозы, совхозы и другие хозяйства-водопользователи обязаны правильно и экономно использовать получаемую воду, содержать в порядке внутрихозяйственную оросительную сеть, подготавливать почву к поливу, а также обязаны принимать бесплатное долевое участие в проведении работ по очистке и ремонту оросительных систем.
Уголовные кодексы среднеазиатских республик устанавливают ответственность за нарушения порядка В., в том числе за самовольный захват воды из государственных оросительных каналов, прорытие берегов, открытие шлюзов и т. п., за загрязнение воды в канале и за другие нарушения порядка.
Партия и Правительство уделяют большое внимание развертыванию водохозяйственных мероприятий.
Источник: Советский юридический словарь
Водопользование
представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование. Совместное водопользование осуществляется на водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если эти водные объекты не предоставлены для обособленного водопользования. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Водопользование осуществляется на основании договоров, решений о предоставлении водных объектов в пользование и без договоров и решений (различаются такие виды в зависимости от целей водопользования). Водопользование осуществляется на основании договоров для:
- забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
- использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
- использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
- на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
- строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
- создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;– строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
- подъема затонувших судов;
- сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
- забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
- организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
- судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
- осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
- забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
- забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
- забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
- воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
- проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
- проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
- рыболовства, товарного рыбоводства, охоты;
- осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- санитарного, карантинного и другого контроля;
- охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
- научных, учебных целей;
- разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
- полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
- купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан;
- проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
- создания искусственных земельных участков в морском или речном порту.
- забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
- использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
- использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
- на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
- строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
- создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;– строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
- подъема затонувших судов;
- сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
- забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
- организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
- судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
- осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
- забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
- забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
- забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
- воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
- проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
- проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
- рыболовства, товарного рыбоводства, охоты;
- осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- санитарного, карантинного и другого контроля;
- охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
- научных, учебных целей;
- разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
- полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
- купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан;
- проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
- создания искусственных земельных участков в морском или речном порту.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
один из основных институтов водного права, регулирующий различные формы потребления и иного использования водных ресурсов. Водное законодательство РФ различает три вида В.: долгосрочное, краткосрочное и ограниченное (сервитут водный). По целевому признаку различаются хозяйственное (промышленное, транспортное, ирригационное и т.д.), природоохранное, рекреационное, научное, чрезвычайное и иные виды В. Как общее правило в водном законодательстве установлен принцип платности В. (см. Плата за воду).
Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом (ВК) РФ. Они могут распоряжаться своим правом пользования в случаях, предусмотренных ВК.
Водопользователи имеют право: осуществлять В. в соответствии с водным законодательством РФ: получать в установленном порядке информацию о состоянии водных, объектов, необходимую для их деятельности; осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ. Водопользователи обязаны: рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на В. и договоре пользования водным объектом: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод. среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам; содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуации, влияющих на состояние водных объектов; вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченный орган управления использованием и охраной водного фонда; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами; соблюдать установленный режим использования водоохранных зон; осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов.
Водное законодательство признает общедоступность водных объектов для водопользователей. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего (открытого) В., если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством РФ не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права собственности в едином государственном реестре и выплаты собственнику вознаграждения. Водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются объектами, не состоящими в общем пользовании.
Полоса суши вдоль берегов водных объектов пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 м.
Общее В. осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также условиями, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции. Органы местного самоуправления: устанавливают места, где запрещен забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота; определяют иные условия общего В. на водных объектах. О запрещении купания и иных подобного рода условиях общего В. население оповещается через СМИ, специальными информационными знаками или иными способами. На водных объектах, предоставленных в особое пользование, общее В. допускается на условиях, установленных водопользователем по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а при необходимости может быть запрещено водопользователем. Водопользователь обязан объявить об условиях общего В. или о его запрещении на водном объекте, предоставленном ему в особое пользование.
Общее В. на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего В. или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности.
Общее В. на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях, установленных собственником по согласованию со специально уполномоченным государственным органом. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего В. или о его запрещении. Если такие условия не объявлены, то общее В. осуществляется в соответствии с водным законодательством.
Права пользования водным объектом приобретаются на основании лицензии на В. и заключенного в соответствии с ней договора. Права В., за исключением публичного водного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.
Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом (ВК) РФ. Они могут распоряжаться своим правом пользования в случаях, предусмотренных ВК.
Водопользователи имеют право: осуществлять В. в соответствии с водным законодательством РФ: получать в установленном порядке информацию о состоянии водных, объектов, необходимую для их деятельности; осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ. Водопользователи обязаны: рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на В. и договоре пользования водным объектом: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод. среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам; содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуации, влияющих на состояние водных объектов; вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченный орган управления использованием и охраной водного фонда; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами; соблюдать установленный режим использования водоохранных зон; осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов.
Водное законодательство признает общедоступность водных объектов для водопользователей. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего (открытого) В., если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством РФ не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права собственности в едином государственном реестре и выплаты собственнику вознаграждения. Водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются объектами, не состоящими в общем пользовании.
Полоса суши вдоль берегов водных объектов пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 м.
Общее В. осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также условиями, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции. Органы местного самоуправления: устанавливают места, где запрещен забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота; определяют иные условия общего В. на водных объектах. О запрещении купания и иных подобного рода условиях общего В. население оповещается через СМИ, специальными информационными знаками или иными способами. На водных объектах, предоставленных в особое пользование, общее В. допускается на условиях, установленных водопользователем по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а при необходимости может быть запрещено водопользователем. Водопользователь обязан объявить об условиях общего В. или о его запрещении на водном объекте, предоставленном ему в особое пользование.
Общее В. на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего В. или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности.
Общее В. на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях, установленных собственником по согласованию со специально уполномоченным государственным органом. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего В. или о его запрещении. Если такие условия не объявлены, то общее В. осуществляется в соответствии с водным законодательством.
Права пользования водным объектом приобретаются на основании лицензии на В. и заключенного в соответствии с ней договора. Права В., за исключением публичного водного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.
Источник: Энциклопедия юриста