ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
один из основных институтов водного права, регулирующий различные формы потребления водных ресурсов. Водное законодательство РФ различает три вида В.: долгосрочное, краткосрочное и ограниченное (водный сервитут). По целевому признаку различаются хозяйственное (промышленное, транспортное, ирригационное и т.д.), природоохранное, рекреационное, научное, чрезвычайное и иные виды В. Как общее правило в водном законодательстве установлен принцип платности В. (см. Плата за воду).

Источник: Большой юридический словарь

Водопользование
представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование. Совместное в. осуществляется на водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если эти водные объекты не предоставлены для обособленного водопользования. Обособленное в. может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.
По способу использования водных объектов в. подразделяется: на в. с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; в. с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; в. без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. В зависимости от целей водные объекты используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины, лечебных и оздоровительных, рекреационных целей, для целей рыболовства и охоты, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечения пожарной безопасности, а также в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Источник: Большой юридический словарь

ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
пользование водными объектами) — юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов. Граждане и юридические лица могут получить водные объекты (за исключением обособленных водных объектов) только в пользование (см. Водное право). Водные объекты (или их части) могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям. Различаются право долгосрочного пользования (на срок от трех до 25 лет), право краткосрочного пользования (на срок до трех лет) и право ограниченного пользования (сервитут) чужим водным объектом. Различается общее, специальное и особое В. Общим является В. без применения сооружений, технических средств и устройств; специальным — В. с применением таких сооружений, средств и устройств. Особым считается В., предоставляемое в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В решении о предоставлении водного объекта в особое пользование указывается цель и основные условия использования водного объекта. Водные объекты общего пользования — это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если законодательством не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику. Водные объекты особого пользования — это объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования. Общее В. осуществляется без специального на то разрешения. Специальное В. допускается только при наличии лицензии на В. и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом (соглашения органа исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части). Предусмотрены два вида лицензий: 1) лицензия на В. — документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование водным объектам или его частью в течение установленного срока на определенных условиях. Должна содержать, в частности, сведения о водном объекте, о водопользователе и водопотребителях, о способах и целях использования водного объекта, о лимитах водопользования, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям и тд.; 2) распорядительная лицензия, являющаяся основанием приобретения права пользования водным объектом при его переходе от одного лица к другому. Каждая из лицензий вступает в силу только после ее регистрации. Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения законодательство РФ объявляет приоритетным. Запрещается использовать пригодные для питьевого водоснабжения подземные водные объекты для иных целей. Исключение сделано лишь для случаев, предусмотренных в самом законодательстве. Водный кодекс РФ закрепляет ряд прав и обязанностей водопользователей по использованию водных объектов. В их число входят: получение информации о состоянии объектов; рациональное использование водных объектов; соблюдение условий и требований, установленных в лицензии и договоре; содержание в исправном состоянии водохозяйственных сооружений и т д. Предусмотрены водным законодательством и водные сервитуты, т.е. право ограниченного пользования водными объектами. Сервитуты подразделяются на публичные и частные. Публичный сервитут устанавливается законодательством РФ, частный — договором или на основе судебного решения. Цели, ради достижения которых устанавливаются водные сервитуты, могут быть различными. Публичным сервитутом, например, является право каждого пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Г.С. Башмаков

Источник: Юридическая энциклопедия

ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
использование воды в установленном законом порядке. В СССР все водные ресурсы национализированы и являются исключительной собственностью государства. Национализация вод установлена декретом «О земле» и закреплена в ст. 6 Конституции СССР.! Национализация вод, в сочетании с национализацией земли, создала для Советского государства наилучшие возможности в использовании водных ресурсов на основе народнохозяйственных планов и в соответствии с требованиями экономических законов социализма. В принятых XIX съездом партии директивах по пятому пятилетнему плану содержится новая грандиозная программа водохозяйственных мероприятий, выполнение которой значительно расширит В. и обеспечит большое повышение продуктивности сельского хозяйства и количества электроэнергии в стране. Вода используется для самых различных целей: Для транспорта, лесосплава, для питья, для промышленных нужд, для получения гидроэнергии, рыбного и охотничьего хозяйства, для лечебно-санитарно-гигиенических целей, для спорта и т. д. Особенно большое значение имеет В. для сельского хозяйства в засушливых районах, где вода используется для организации поливного земледелия (орошения) или для обеспечения безводных и маловодных районов колодцами и водоемами для водопоя скота и хозяйственных нужд (обводнение).
По общему правилу, использование воды носит комплексный характер: один и тот же водоем может быть использован для различных целей (напр., для транспорта, рыбного хозяйства, орошения и т. д.). Однако и при комплексном использовании воды, в зависимости от основного назначения водоемов, определяются и органы, в ведении которых они состоят. В. осуществляется или самим Советским государством через государственные предприятия и хозяйства (промышленные предприятия, совхозы и т. п.) или передается колхозам, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам для удовлетворения их нужд. Порядок В. различен, в зависимости от того, из каких водных источников вода предоставляется (из естественных водных источников – рек, озер, из государственных оросительных систем, из прудов и водоемов, находящихся на территории хозяйств – колхозов, совхозов и др.) и для какой цели вода предоставляется.
В. из естественных источников для питья, водопоя скота и хозяйственных (непромышленных) нужд разрешается повсеместно с соблюдением установленных санитарных и водотехнических правил; при этом водопользователь не имеет права изменять водный режим реки и нарушать интересы других водопользователей. Коммунальное В. в городах осуществляется, по общему правилу, через систему водопроводов или других сооружений, находящихся в ведении городских Советов. В. для промышленности, ж.-д. транспорта и т. п. осуществляется по соответствующим планам путем получения воды из определенных водных источников (в городах также обычно через систему водопроводов). Из государственных оросительных систем вода подается для орошения посевов, насаждений и естественных сенокосов, для промышленных, бытовых и других нужд по договорам, заключаемым водопользователями с управлениями оросительных систем в соответствии с утвержденными планами. Использование прудов и водоемов, находящихся на территории колхозов, совхозов и других землепользователей, для целей орошения и обводнения, для целей рыборазведения и получения гидроэнергии для нужд сельского хозяйства осуществляется самими землепользователями.
Наиболее детально разработано законодательство о сельскохозяйственном В. в засушливых районах. Подача воды из оросительных систем производится в соответствии с планами, составляемыми управлениями оросительных систем на основе утвержденных райисполкомами для каждого колхоза и совхоза внутрихозяйственных планов В. и заявками предприятий, учреждений и других хозяйств-водопользователей на воду для промышленных, хозяйственных, бытовых и других надобностей. Внутрихозяйственные планы по каждому колхозу и совхозу должны предусматривать цели, для которых подается вода, количество и сроки подачи воды и составляться, с учетом новой системы орошения. Управления оросительных систем заключают с водопользователями договоры; при этом внутрихозяйственные планы В. колхозов и совхозов включаются в договор как его составная часть.
В целях обеспечения правильного и экономного использования воды за подаваемую воду установлена денежная оплата, взыскиваемая с водопользователей в размерах, установленных законом. Колхозы, совхозы и другие хозяйства-водопользователи обязаны правильно и экономно использовать получаемую воду, содержать в порядке внутрихозяйственную оросительную сеть, подготавливать почву к поливу, а также обязаны принимать бесплатное долевое участие в проведении работ по очистке и ремонту оросительных систем.
Уголовные кодексы среднеазиатских республик устанавливают ответственность за нарушения порядка В., в том числе за самовольный захват воды из государственных оросительных каналов, прорытие берегов, открытие шлюзов и т. п., за загрязнение воды в канале и за другие нарушения порядка.
Партия и Правительство уделяют большое внимание развертыванию водохозяйственных мероприятий.

Источник: Советский юридический словарь

Водопользование
представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование. Совместное водопользование осуществляется на водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если эти водные объекты не предоставлены для обособленного водопользования. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Водопользование осуществляется на основании договоров, решений о предоставлении водных объектов в пользование и без договоров и решений (различаются такие виды в зависимости от целей водопользования). Водопользование осуществляется на основании договоров для:
- забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
- использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
- использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
- на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
- строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
- создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;– строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
- подъема затонувших судов;
- сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
- забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
- организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
- судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
- осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
- забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
- забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
- забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
- воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
- проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
- проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
- рыболовства, товарного рыбоводства, охоты;
- осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- санитарного, карантинного и другого контроля;
- охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
- научных, учебных целей;
- разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
- полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
- купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан;
- проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
- создания искусственных земельных участков в морском или речном порту.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
один из основных институтов водного права, регулирующий различные формы потребления и иного использования водных ресурсов. Водное законодательство РФ различает три вида В.: долгосрочное, краткосрочное и ограниченное (сервитут водный). По целевому признаку различаются хозяйственное (промышленное, транспортное, ирригационное и т.д.), природоохранное, рекреационное, научное, чрезвычайное и иные виды В. Как общее правило в водном законодательстве установлен принцип платности В. (см. Плата за воду).
Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом (ВК) РФ. Они могут распоряжаться своим правом пользования в случаях, предусмотренных ВК.
Водопользователи имеют право: осуществлять В. в соответствии с водным законодательством РФ: получать в установленном порядке информацию о состоянии водных, объектов, необходимую для их деятельности; осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ. Водопользователи обязаны: рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на В. и договоре пользования водным объектом: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод. среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам; содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуации, влияющих на состояние водных объектов; вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченный орган управления использованием и охраной водного фонда; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами; соблюдать установленный режим использования водоохранных зон; осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов.
Водное законодательство признает общедоступность водных объектов для водопользователей. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего (открытого) В., если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством РФ не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права собственности в едином государственном реестре и выплаты собственнику вознаграждения. Водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются объектами, не состоящими в общем пользовании.
Полоса суши вдоль берегов водных объектов пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 м.
Общее В. осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также условиями, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции. Органы местного самоуправления: устанавливают места, где запрещен забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота; определяют иные условия общего В. на водных объектах. О запрещении купания и иных подобного рода условиях общего В. население оповещается через СМИ, специальными информационными знаками или иными способами. На водных объектах, предоставленных в особое пользование, общее В. допускается на условиях, установленных водопользователем по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а при необходимости может быть запрещено водопользователем. Водопользователь обязан объявить об условиях общего В. или о его запрещении на водном объекте, предоставленном ему в особое пользование.
Общее В. на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего В. или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности.
Общее В. на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях, установленных собственником по согласованию со специально уполномоченным государственным органом. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего В. или о его запрещении. Если такие условия не объявлены, то общее В. осуществляется в соответствии с водным законодательством.
Права пользования водным объектом приобретаются на основании лицензии на В. и заключенного в соответствии с ней договора. Права В., за исключением публичного водного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
541.95 кб

Водопользование в бассейне реки Урал: современное состояние и геоэкологические проблемы

Алферов Иван Николаевич, Яковенко Наталия Владимировна
Водопотребление в мире, в том числе в производственной сфере, растет высокими темпами уже более ста лет. Проанализированы и систематизированы геоэкологические проблемы реки Урал.
Читать PDF
706.14 кб

Водопользование: институциональные особенности и рыночные отношения

Поляков Михаил Михайлович
Размышления о некоторых организационных издержках реформирования системы водопользования и возможных путях институционального развития этой сферы.
Читать PDF
394.56 кб

Пространственное водопользование: проблемы и их решение

Литвинова Альбина Аркадьевна, Косолапов Олег Вениаминович
Одним из значительных вопросов мировой политики в начале XXI века стал вопрос кризиса водных ресурсов: глобальный и региональный дефицит воды, обеспечение населения безопасной питьевой водой, регулирование трансграничных потоков.
Читать PDF
406.36 кб

Математическое моделирование и исследование динамической системы «Водопользование» как путь к формир

Харлова Юлия Анатольевна
Впервые определены подходы к формированию организационно-экономического механизма управления системой водопользования с позиций системного подхода на основе математического моделирования.
Читать PDF
298.22 кб

Рациональное водопользование: создание эффективного механизма и условия его формирования

Алдохина Елена Геннадьевна
Многофункциональное назначение водных объектов как поставщиков населению и производственной сфере ресурсов, как среды утилизации производственных и бытовых отходов, а также как общественное достояние требует детального изучения пр
Читать PDF
233.87 кб

Водопользование Ростовской области: основные проблемы и пути их решения

Айдаркина Е.Е.
В статье приведены результаты мониторинга состояния водных ресурсов Ростовской области, проанализированы состояния гидротехнических сооружений и последствия антропогенного влияния на водные объекты, предложены основные пути решени
Читать PDF
840.08 кб

Водные ресурсы и водопользование в Туркменистане: история, современное состояние и перспективы разви

Станчин И.М.
Объектом исследования являются водные ресурсы Туркменистана.
Читать PDF
840.08 кб

Водные ресурсы и водопользование в Туркменистане: история, современное состояние и перспективы разви

Станчин И.М.
Объектом исследования являются водные ресурсы Туркменистана.
Читать PDF
840.08 кб

Водные ресурсы и водопользование в Туркменистане: история, современное состояние и перспективы разви

Станчин И.М.
Объектом исследования являются водные ресурсы Туркменистана.
Читать PDF
1.04 мб

Рекреационное водопользование: историография и стратегия изучения

Андреева Ирина Владимировна
В статье приведен аналитический обзор опубликованных результатов исследований по воднорекреационной тематике. Показан точечный крупномасштабный характер оценочных тематических исследований.
Читать PDF
121.87 кб

Основные принципы национальной водной политики и экономический механизм трансграничного водопользова

Одинаев Х. А.
Читать PDF
664.41 кб

Некоторые Актуальные проблемы управления водопользованием

Поляков Михаил Михайлович, Базанов Юрий Михайлович, Пичурина Любовь Николаевна, Поляков Евгений Михайлович
Читать PDF
0.00 байт

Разработка системы управления водопользованием в г. Мариуполе

П. М. Семенченко
Читать PDF
282.34 кб

Анализ возможностей введения рентных платежей в водопользовании

Харитонов Г. Б.
Читать PDF
135.97 кб

Водный кодекс и договоры водопользования

Сиваков Дмитрий Олегович

Похожие термины:

  • Лицензия на водопользование

    специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях. Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа
  • Обособленное водопользование

    1) вид водопользования; 2) водопользование, которое может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях
  • Цели водопользования

    питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, сброс сточных вод и (или) дренажных вод, производство электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иные предусмотренн
  • Договор водопользования

    1) основание возникновения права пользования поверхностными водными объектами; 2) заключенное в письменной форме соглашение сторон, по которому одна сторона -уполномоченный исполнительный орган
  • Виды водопользования

    1) совместное и обособленное водопользование исходя из условий предоставления водных объектов; 2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды
  • ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

    гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами.