Загрязнение с судов

Найдено 1 определение
Загрязнение с судов
считается, если не самым объемным, то наиболее постоянным источником загрязнения, особенно нефтью. Именно поэтому первым многосторонним соглашением в этой области была Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., принятая на дипломатической конференции, созванной Международной морской консультативной организацией (ИМКО) в Лондоне 12 мая 1954 г. Длительное время эта Конвенция была единственным многосторонним соглашением в этой области. Государство-сторона Конвенции обязано принимать «надлежащие меры», обеспечивающие выполнение судами требований Конвенции (ст. II). Несоблюдение наиболее важных положений Конвенции рассматривается как ее нарушение, наказуемое по закону государства регистрации судна (государства флага). Санкции за незаконный слив нефти или нефтеводяной смеси за пределами территориального моря «должны быть достаточно строгими для пресечения любого незаконного слива и не мягче тех», которые могут быть установлены государством флага за подобные нарушения в территориальном море такого государства. В Конвенции дается определение «судна», «нефти» и «нефтеводяной смеси», «слива» и др. Принятыми позже поправками к Конвенции были введены запретные для слива зоны (в Тихом океане – Канадская западная зона, в Атлантическом – Северо-Западная Атлантическая зона, зона Норвежская, Северного и Балтийского морей и др.).
В Конвенции предусматривалась установка государствами в тех портах, которые они сами определят, приемных устройств для нефти или нефтеводяной смеси с судов. Принятые на шестой сессии Ассамблеи ИМКО новые поправки к Конвенции упразднили все запретные для слива нефти зоны, запретным был объявлен весь Мировой океан. Как исключение, суда могли сливать в море лишь 60 л на морскую милю пути. Танкеры не имеют права сливать в пределах 50 миль от берега, за этим пределом танкеры также могли сливать лишь 60 л на морскую милю пути. Далее были приняты две поправки, относящиеся к Австралии и к техническим нормам, которые должны соблюдаться при строительстве новых танкеров. Эта Конвенция с поправками 1962, 1969 и 1971 г.г. действовала до вступления в силу Международной конвенции по предупреждению загрязнения с судов (МАРПОЛ), принятой в 1973 г. МАРПОЛ также была разработана и заключена под эгидой ИМКО и имеет в виду предотвратить загрязнение морской среды всеми возможными видами загрязнителей, перевозимых судами. Она содержит пять Приложений: I. Правила предотвращения загрязнения нефтью; II. Правила контроля над загрязнением при перевозке ядовитых жидких веществ наливом; III. Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках или в автодорожных и железнодорожных цистернах; IV. Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов; V. Правила предотвращения загрязнения мусором с судов. Первые два Приложения носят обязательный характер, III-V – факультативный. В целях запрещения загрязнения морской среды Конвенция создала очень жесткий режим, запретив любой сброс с судов. Допущенные изъятия незначительны и относятся к очень малым судам, а также, если возникает угроза человеческой жизни или судну. Изъятие относится также к военным кораблям, военно-вспомогательным судам и к государственным судам, находящимся на некоммерческой службе. Однако на государства возложена обязанность принять меры с тем, чтобы все такие суда действовали в соответствии с Конвенцией. В Конвенции содержатся также положения относительно строительства новых танкеров – они должны отвечать требованиям непотопляемости и аварийной остойчивости. Это требование в равной степени относится как к нефтяным танкерам, так и к танкерам-химовозам. В Приложении II все ядовитые жидкие вещества по степени их опасности разделены на 4 категории и дается очень подробный перечень всех таких веществ. Невзирая на известный принцип международного права, согласно которому в любом международном соглашении права и обязанности устанавливаются только для его участников, в Конвенции 1973 г. предусмотрено распространение ее положений на суда государств, не являющихся сторонами Конвенции «постольку, поскольку это необходимо для устранения преимуществ таких судов» (п. 4 ст. 5).
Действие Конвенции распространено также на подвижные и неподвижные платформы, однако, сбросы, связанные с процессами обработки в море минеральных ресурсов морского дна, Конвенцией не регулируются. Тем не менее, в Приложении I (обязательном) предусмотрено, что стационарные и плавучие буровые установки для разведки, разработки и обработки в море минеральных ресурсов морского дна, а также другие платформы должны отвечать требованиям, которые предъявляются к судам валовой вместимостью 400 рег. т и более, не являющихся нефтяными танкерами. К Конвенции также принят Протокол о вмешательстве в открытом море в случае загрязнения веществами, иными, чем нефть. Конвенция предусмотрела создание особых районов, в которых был установлен еще более жесткий режим, чем вне их пределов. К таким районам были отнесены: Средиземное море (собственно Средиземное море и зависимые моря и заливы); Балтийское море с Ботническим и Финским заливами; Черное море; Красное море, включая Суэцкий и Акабский заливы; Персидский и Оманский заливы (именуемые в Конвенции «районом заливов» с соответствующими координатами). Жесткость установленного режима, включая обязанность государств-участников Конвенции создать во всех портах приемные устройства, значительно задержали вступление Конвенции 1973 г. в силу. Даже индустриально развитые государства, как оказалось, не были подготовлены к техническим требованиям Конвенции, и в 1978 г. ИМКО созвала международную конференцию, на которой были приняты документы, смягчающие некоторые положения обязательных Приложений. Они были оформлены в виде Протокола 1978 г. к Конвенции. В него были включены изменения и дополнения к Приложению I, которые были оформлены Приложением к Протоколу. На конференции было принято решение ратифицировать Протокол 1978 г. с Приложением, для того, чтобы ввести в действие измененную им часть Конвенции в отношении предотвращения загрязнения морской среды нефтью. В отношении Приложения II к Конвенции нужно отметить, что его действие было отсрочено на три года со дня вступления в силу Протокола 1978 г. В 1983 г. Конвенция 1973 г. вступила в силу. В 1984 г. к Приложению к Протоколу 1978 г. были приняты поправки, куда было включено Приложение 1 – Правила предотвращения загрязнения нефтью и два Дополнения – формы свидетельства с добавлениями и формы журналов нефтяных операций.

Источник: Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Реклама

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
563.71 кб

Международно-правовая защита морской среды от загрязнения с судов на примере Балтийского моря

Ежова Татьяна Геннадьевна
Анализируются международно-правовые основы обеспечения защиты морской среды Балтийского моря от загрязнения с судов.
Читать PDF
203.82 кб

Методика проведения расчетов для оценки перемещения полей загрязненных судовых вод под действием вет

Касперович Екатерина Владимировна, Ковбасюк Владимир Васильевич, Арчибисов Дмитрий Александрович
В статье показана методика проведения расчета результирующего переноса загрязнений, сбрасываемых с судовыми стоками флота рыбной промышленности в море.
Читать PDF
8.41 мб

Информационная технология прогноза чрезвычайного загрязнения воздуха отработавшими газами судов и ав

Ложкин Владимир Николаевич, Ложкина Ольга Владимировна
Информационная технология численного мониторинга качества воздушной среды основана на решении дифференциального уравнения атмосферной диффузии с использованием данных измерений концентраций опасных веществ, интенсивности и структу